‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Печь огненная

Первый крематорий в столице безбожники устроили… в Свято-Донском монастыре!


"Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь" (Пс. 20, 10).
Никогда на Русской земле не было крематориев. Эти страшные печи появились у нас при советской власти в 20-е годы. В первом антифоне степенных четвертого гласа на Всенощном бдении поется: "Ненавидящии Сиона, посрамитеся от Господа; яко трава бо огнем, будете иссохше". От того, что у нас засохла вера, нас, как траву, и стали жечь — Господь попустил быть тому. Тех, у кого вера усохла, сжигают после смерти и сейчас, порой — по их же безумному желанию…
"Кафедрами безбожия" называл крематории Троцкий. Символично: первый крематорий в столице страны — Москве — кощунственно устроили… в одном из храмов старинного Свято-Донского монастыря! Печь, в которой сжигали мертвые тела, дымилась на месте солеи, рядом с алтарем, где ранее приносилась Безкровная Жертва. Вместить такое в сознании — невозможно. И, однако, это было — совсем недавно, есть еще и живые свидетели страшного кощунства.


Доехав до Донского на трамвае, иду к главному входу вдоль высоченной крепостной стены из белого камня. Совсем по-летнему светит ласковое солнце. По левую руку — пустынный парк с высокими деревьями, бросающими густую тень, и яркой зеленой травой. У монастырских стен вступаешь в зону тишины, в другую эпоху, где глохнут городские шумы, где, чудится, царит суровый и жертвенный дух монашеской аскезы и молитвы. А войдя в монастырские ворота и увидев перед собой Большой Донской собор, останавливаешься от изумления и восторга. Высокий собор со стенами из красного кирпича и пятью черными "монашескими" главками куполов — словно мощный космический корабль, опустившийся с Неба на землю и готовый в любую секунду взлететь опять в Небо.
Донской монастырь был основан в 1591 году Царем Феодором Иоанновичем в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымских татар. Он стоит вблизи старой Калужской дороги, на месте ставки русских войск, защищавших Москву. Именно здесь произошло сражение, закончившееся победой русских над ханом Казы-Гиреем благодаря чудесному заступничеству иконы Донской Божией Матери из походной церкви. Победа была увековечена закладкой храма во имя иконы Донской Богоматери. С 1922 года в монастыре содержался под домашним арестом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон, в 1924 году здесь на него было совершено покушение, а в марте 1925 года здесь же в Донском состоялось его погребение. В 1992 году во время реставрационных работ была чудесно обретена рака с его мощами. После службы в Большом Донском соборе долго не иссякают две людские очереди — к списку с чудотворной Донской иконы Богоматери и к раке с мощами Патриарха Тихона.
Донской монастырь знаменит еще своим некрополем, где много захоронений XVIII и XIX веков, много храмов-памятников, часовен, красивых надгробий. Они нередко представляют собой настоящие произведения искусства. Но еще более увлекательно читать надписи на них: участники Отечественной войны 1812 года Оболенский и Базилевич, отличившиеся в сражении Бородинском; писатель Сологуб, бабушка Александра Сергеевича Пушкина, поэт, дядя Александра Пушкина — Василий Пушкин, мать Ивана Сергеевича Тургенева и так далее. После службы среди надгробий ходят иеромонах из Донского монастыря и мужчина средних лет и о чем-то вдумчиво беседуют. Это место располагает к благоговению, к молитве за усопшего, к размышлениям о вечности, о спасении души.
Может быть, еще и поэтому первый в Москве крематорий был устроен именно в этом дивном, дорогом сердцу русского человека монастыре. И не просто в монастыре — в храме в честь святого Преподобного Серафима Саровского и святой благоверной княгини Анны Кашинской!
Сейчас в этом многострадальном и столько лет оскверняемом храме возобновлены службы. О прошлом напоминает захоронение праха архитектора Д.П. Осипова, который и перестраивал этот храм под крематорий. Надо ли удивляться тому, что вскоре после этого он умер, его кремировали одним из первых и прах захоронили в колонне храма.
Рядом с храмом — серое казенное здание колумбария. С чувством содрогания заходишь внутрь. Коридоры и комнаты, на стенах — ряды многочисленных ниш, их содержимое закрыто мраморными плитками, на которых приделаны фотографии, выбиты даты жизни и смерти, имя, отчество и фамилия их "постояльцев", превращенных в горсть пыли. К плиткам прицеплены цветочки — неживые. В центре узкой комнаты стоят длинные скамейки. Сидя на скамейках в ряд, смотрят родственники на эти многочисленные плитки и фамилии, от которых рябит в глазах. Молиться на этом "братском кладбище" прахов невозможно. Никакого тепла в душе, грусти, чувства вечности тут не возникает. Выметенный, скучный, казенный, колумбарий напоминает какой-то унылый музей или склад. Прогуливаясь за храмом в честь Преподобного Серафима Саровского, среди красавиц-елей вдруг с ужасом замечаешь такие же стены с нишами и фамилиями. Замечаю, что на мраморных плитках с фамилиями нет крестов.
— Мы живем недалеко, и когда я был юным, мне все это внушало ужас, — рассказал мне прихожанин монастырского храма Алексей Анатольевич Басистов. — Камера для сжигания тел находилась в помещении нижнего храма, посвященном преподобной благоверной княгине Анне Кашинской. И специально было сделано так, что кто желает, может посмотреть, как горит…
Говорит прихожанка монастыря Бакаева, 67-ми лет: "Я все детство и до 72-го года жила здесь рядом, на Малой Тульской, и с двумя моими маленькими братьями часто ходила в монастырь. Здесь был музей архитектуры. Крематорий сжигал тела постоянно. Шел дым, и постоянно был запах, там покойников с эфиром каким-то жгли, и запах чувствовался далеко по Донскому бульвару, в зависимости от направления и силы ветра".
Я попросила рассказать о работе крематория в Донском монастыре Татьяну Дмитриевну Божутину, хранителя исторического некрополя Свято-Донского монастыря.
— Крематорий в 20-е годы прошлого столетия был построен на территории так называемого нового кладбища, — говорит она. — Старое кладбище Донского монастыря возникло в XVIII веке, и к началу XX века здесь уже не было места для захоронений. В 1903 году монастырские власти подали прошение в Священный Синод, чтобы им разрешили на огородных землях Донского монастыря расширить монастырское кладбище и построить храм-усыпальницу. Строительство храма началось в 1904 году, он строился долго. В 1914 году нижний храм был освящен в честь преподобной благоверной княгини Анны Кашинской, верхний — в честь Преподобного Серафима Саровского. Донской монастырь после революции вначале оставался действующим, однако в главном храме Донской иконы Божией Матери в 1923 году был создан Антирелигиозный музей, позже — музей архитектуры, а монастырь был окончательно закрыт в 1926 году. А одно время был такой странный симбиоз антирелигиозного музея и монастыря. Утром в храме шли службы, после начиналась деятельность музея. При музее существовала секция приверженцев кремации. Крематорий сначала хотели сделать на Введенском кладбище, но из-за того, что здесь был Антирелигиозный музей, и крематорий решили сделать здесь.
Шатровое завершение храма было разобрано, а на его месте архитектор Осипов возвел кубический объем, как символ нового стиля — конструктивизма, был пристроен колумбарий. Верхний храм использовали как ритуальный зал для прощания. В нижнем храме были поставлены немецкие кремационные печи. Гроб устанавливали на небольшой помост в центре зала. Затем он опускался вниз на тележку и медленно двигался к автоматически открывающимся дверцам печи, в белое бушующее пламя. Занималась дальняя часть гроба, на весь процесс сжигания уходило около полутора часов. Тут же были хранилища для урн, были и невостребованные прахи. В стенах храма урны находятся до сих пор, они только отгорожены от основного пространства храма декоративной стенкой. Только центральная часть алтаря освобождена, а боковые заняты шкафами с прахами. Пока их не вынесли из храма, так как до сих пор не решен вопрос о строительстве нового колумбария.
Когда крематорий строили, это была окраина города. Но постепенно он оказался в центре городской застройки. Печи в 70-х годах закрыла санэпидстанция. Но печи не демонтировали, здесь иногда кремировали членов Политбюро, которых потом хоронили у Кремлевской стены. Здесь же проходили траурные церемонии, а кремировать покойников потом увозили в Николо-Архангельский или Хованский крематории…
В 1992 году вышло постановление о передаче этого храма монастырю. В нижнем храме все относящееся к крематорию было демонтировано, над храмом восстановили пирамидальный купол с крестом, храм был вновь освящен. Но очень долго этот храм не освобождали, там сильная кладбищенская мафия, и были письма в различные инстанции, даже провокации. Донской колумбарий был привилегированным крематорским кладбищем, и в основном здесь захоронены лица иудейского вероисповедания. Русские люди неохотно соглашались на кремацию.

Еще одна грань жуткой темы. С 1918 года Москва покрылась сетью застенков, мест массовых казней. С 1934 до середины 1950-х годов тела умерших и прах кремированных хоронили на Донском кладбище. С началом массовых расстрелов московские кладбища и единственный крематорий едва справлялись с многократно возросшим числом убиенных.
Горько, что захоронения в закрытом колумбарии Донского монастыря продолжаются до сих пор! В администрации колумбария, которая находится на территории монастыря, недалеко от храма Преподобного Серафима Саровского, вывешены расценки: 1-5 ряды — 15 тысяч рублей, середина — 25 тысяч рублей.
Ни в одной из традиционных авраамических религий — Православии, исламе, иудаизме — не разрешается сжигать тела покойников, их хоронят в земле. Для Православных этот злой языческий обычай кремации абсолютно неприемлем. Тело — храм души, оно дано нам Богом, и распоряжаться им как угодно мы не вправе. Мы знаем, что тела умерших восстанут из земли и воскреснут. Если бы на Руси был принят обряд кремации, у Церкви не было бы нетленных мощей наших святых! Сама Литургия совершается на антиминсе, в который вшиты частички мощей мучеников — таинственной ткани Церкви, на которую привлекается благодать. Обряд сжигания тел людей — бунт против Бога, уничтожение Его творения, в конечном счете, и самого себя…
Даже в безбожное советское время русские люди предпочитали хоронить своих покойников по благочестивой традиции предков, их захоронений в этом колумбарии мало. До чего же мы дошли, если сейчас, после таких страшных уроков истории, находятся те, кто пропагандирует идею кремации. Требует, например, построить крематорий в Самаре, о чем мы писали в "Благовесте". Но мы, Православные, будем поступать так, как велит нам Господь — хоронить своих покойников в матушке-земле. Одна старая женщина, умирая, сказала своей дочери: "Ты мне на могилке не памятник, а крест поставь. Я ведь встану, возьму его в руки и пойду с ним к Богу". Мы верим тому, что сказано в Новом Завете: "вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся… тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть, где твое жало? ад! Где твоя победа?" (1 Кор., 15, 52, 54-55).

На снимках: икона Божией Матери "Донская"; в этом храме Преподобного Серафима Саровского многие годы действовал крематорий; колумбарий крематория на территории Донского монастыря.

Людмила Белкина
08.10.2004
1170
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru