Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Возрождение старинных ремесел

В екатеринбургском Дворце игровых видов спорта «Уралочка» с 16 по 21 июля проходила четвертая международная Православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России».


В екатеринбургском Дворце игровых видов спорта «Уралочка» с 16 по 21 июля проходила четвертая международная Православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России». При входе на ярмарку посетителей встречал мастер-класс гончарного искусства. На нем можно было самому поучиться сделать горшочек или вазу, а можно было заказать это профессионалу. И на глазах у изумленной публики на гончарном круге через несколько минут из простого куска глины вырастало чудо творчества и мастерства — глиняный горшочек. Своей простотой и трогательностью он, на мой взгляд, краше любой драгоценной вазы.
Возле палаток с медом стоял такой аромат, что пройти мимо было невозможно. Даже если в планы и не входила покупка меда, то когда отведывали сей вкусный и полезный продукт — а угощали тут обильно и всех, — без покупки дело уже не обходилось. Разнообразие сортов удивляло покупателей, даже бортевой — мед диких пчел — предлагали попробовать участникам и гостям ярмарки. Его собирают люди, чья профессия, казалось бы, осталась только в сказках и легендах, но нет — она жива и сейчас. Профессия эта называется бортники. Александр Малюгин из Башкирии принадлежит к их числу и обладает секретами такого редкого ремесла. Самое главное — это любить свое дело и уважать пчелок-тружениц. Александр со своей семьей занимается еще и просто пасеками, свой мед они привезли на ярмарку, к преддверью Медового Спаса.
По вывескам торговых павильонов можно было изучать географию: ситец из Иванова, кунжутное масло от Православных общин из Китая, пуховые платки из Оренбурга. Иеромонах Илия из Пантелеимоновского монастыря со Святой Горы Афон представлял оливковое масло и ароматные масла, произведенные братией его монастыря.
— Мы были на ярмарке в Москве, — сказал иеромонах Илия, — узнали, что в Екатеринбурге в дни памяти Святых Царственных Страстотерпцев проходит торговая Православная ярмарка, и с радостью приехали сюда. У нас на Святой Горе Афон всегда идет молитва о Царе Николае II и его Семье. Раньше просто поминали их о упокоении, а сейчас — после прославления — молимся им как святым. Царь всегда помогал Святой Горе Афон, и все наши монахи, особенно русские, молятся ему о России. Братия работает в садах, где растут на Святой Горе маслины. Монахи собирают и делают масло. Вырученные от ярмарки деньги пойдут на ремонт скита Святой Троицы, что неподалеку от Пантелеимоновского монастыря. Сам я из Одессы, учился с двумя своими братьями в Духовной семинарии при Троице-Сергиевой Лавре и вот уже много лет на Святой Горе Афон.
Среди множества икон, предлагаемых на выставке, манерой исполнения выделялась невьянская. Принято писать иконы на плоской поверхности, здесь же рельефное изображение, которое как-то оживляет и приближает к изображаемому сюжету или же лику святых. Такая тонкая работа не только результат кропотливого труда мастеров-иконописцев, но и еще и возможности новых высоких технологий в обработке металла.
Андрей Владимирович Крайнев из села Алферьево Ивановской области был единственным на всей ярмарке, кто предлагал продегустировать церковные вина и рассказывал, как не ошибиться в выборе настоящего кагора.
— Первое — это внешний вид бутылки, — деловито объяснял Андрей Владимирович. — Чем больше крестов и куполов на этикетке, тем меньше доверия: это, как правило, некачественный товар. Нечестный производитель пытается взять не качеством, а картинкой. Затем само название: «Слеза монашки», «Черный монах» — в этих названиях есть кощунство, что уже многое говорит о самом вине. Кагор настоящий сделан из вяленого винограда, то есть из того, который подсох на самой лозе. Он должен заизюмиться, чтобы сахара в нем было достаточно и для брожения, и для сладкого вкуса. Когда вы открыли настоящий кагор, пробка его сухая и чуть окрашена цветом вина. Если его развести один к одному с теплой водой, то запах и вкус не изменится.

Я спросила Андрея Крайнева, почему он стал заниматься распространением церковных вин. Вот что он ответил:
— Началось все с неприятного случая. Для Литургии нужно было вино, сходили и купили в ларьке. Батюшка стал готовить его для Причастия, и когда смешивал вино с водой, священник понял, что вино низкого качества. После этого стали узнавать все о вине и решили на ярмарках рассказывать о кагорах всему Православному люду. В нашем Свято-Никольском храме я несу такое послушание — распространять по выставкам хорошее вино, которое годится для Божественной Литургии. То есть это чистое виноградное, без примеси спирта и сахара. При очистке сахара используется костная мука, и негоже, чтобы скоромное попадало в Чашу для Причастия. И тем более спирт тут неуместен. По канонам вино для Причастия должно быть красного цвета. Все представленные мною кагоры этим требованиям соответствуют. Нам хочется оградить храмы от нахлынувшей волны некачественного продукта. Но прихожанам во время Литургии лучше об этом совсем не думать, в момент Причастия это уже не вино, а Кровь Христова.
Вот такие встречи были у меня в Екатеринбурге. Поистине — Царские дни!

На снимках: иеромонах Илия со Святой Горы Афон; икона святых благоверных князей Бориса и Глеба выполнена в искусной технике Невьянской школы.

Брошь Императрицы

Среди мероприятий Седьмого Международного фестиваля Православной культуры «Царские дни» в Екатеринбурге интересна фотовыставка предметов декоративного и религиозного искусства, некогда принадлежавших Императорской Семье.
Она начала работать 13 июля в фотогалерее Храма-на-Крови. В церковном хоре этого величественного храма два года назад пел генеральный консул США в Екатеринбурге Джон Степанчук, он-то и стал инициатором и организатором выставки. Теперь «Русская коллекция Марджори Пост» из музея имения Хиллвуд округа Колумбия была представлена прихожанам и паломникам Храма-на-Крови в нижнем храме.

В сороковые годы супруга посла США Марджори Мерриуезер Пост Дэвис проживала в Москве и влюбилась в русское искусство. В комиссионных магазинах она приобретала предметы старой России. После отъезда делом своей жизни видела сбор коллекции предметов, относящихся к Российскому Императорскому Дому, литургическому и декоративному искусству. Некоторые ценности могли быть утеряны для мира навсегда или разрушены, но они попали в заботливые руки Марджори Пост. В наши дни музей поместья Хиллвуд в Вашингтоне бережно хранит коллекцию, о ней и рассказывает фотовыставка.
Среди множества экспонатов богатством камней и тонкой работой выделяется пасхальное яйцо работы Вигстрема. Этот последний мастер фирмы Фаберже создал драгоценность для Николая II. Император в трагический 1914 год подарил его на Пасху своей матери, Императрице Марии Феодоровне.
Величественна и изящна венчальная корона Императрицы Александры, на свадебных обрядах ее традиционно надевали вместе с драгоценным кокошником. Несколько старинных бриллиантов убранства относятся к эпохе Екатерины Великой.
Императрица Александра и сама принимала участие в работе над созданием драгоценностей. К трехсотлетию правления Дома Романовых ею был разработан дизайн броши. Две даты, 1613 и 1913, сделанные из ажурного золота, украшают брошь по бокам. Между ними изображение миниатюрной шапки Мономаха как символа царствования.

На следующей броши работы «Фаберже» два небольших портрета Царя Николая II в мундире командира лейб-гвардии гусарского полка и Царицы Александры Феодоровны в свадебном убранстве. Портреты обрамлены бриллиантами розовой ограни, а между ними бантом сделано сердце, как знак любви и верности. Брошь была изготовлена после свадьбы Царской четы.
Не блеском камней и золота дорога коллекция царственных реликвий русскому сердцу, она дорога принадлежностью Святым Царственным Мученикам. Той памятью, которую она несет и бережет в себе. Теми моментами вечности, когда святые еще были просто людьми и своими руками трогали все эти предметы.
C явным оттенком печали покидали многие посетители фотовыставку. Наше русское достояние, русское Царское наследие покоится где-то там за океаном, пусть в хорошем музее, но там. А на встречу с нами приехали лишь фотографии.

На снимках: брошь работы «Фаберже» два небольших портрета Царя Николая II в мундире командира лейб-гвардии гусарского полка и Царицы Александры Феодоровны в свадебном убранстве; Марджори Мерриуезер Пост Дэвис.

Ольга Круглова
Фото автора
15.08.2008
Дата: 15 августа 2008
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru