‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Выше всего — любовь!»

В редакцию поступили отклики на статью с таким названием.


См. также

Здравствуйте, Антон Евгеньевич!
Пишут вам иерей Александр и раба Божия Ольга. Нам очень нравится газета «Благовест» за ее интересные и благодатные статьи. Но Ваша статья «Капельки вечности. Выше всего — любовь» в номере 19 за 2007 год неприятно удивила нас. Никто не спорит, что любовь превыше всего. И никто не говорит, что послушание превыше всего. Святые отцы учат, что послушание выше поста и молитвы. Без послушания нет смирения, а пост и молитва без послушания и смирения — пустое дело. А разве бывает настоящая любовь без послушания и смирения?
Вот читаем отрывок из книги «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (составитель Архимандрит Серафим (Чичагов), будущий священномученик): «Сестра Фаина Васильевна (впоследствии монахиня Феофания) рассказала… Она несла послушание в трапезной и однажды, больная, усталая, расстроилась она, возроптала на то, что ее послушание не дает ей путем в церковь сходить и как следует помолиться. В это самое время приходит ко мне Прасковья Семеновна… она спрашивает, что случилось… Говорю, так-то и так-то, от послушания отказаться хочу… Сохрани тебя Бог! — отвечает она, — и не моги делать это. Да ты знаешь ли, говорит, глупая, что послушание паче поста и молитвы… Наконец, управясь… полезла на печь, чтобы хоть уснуть поскорее… Вдруг вижу, отворилась дверь, и входит какая-то хорошая, нарядная Госпожа… На другой день батюшка о. Серафим приказывает мне, чтобы пришла к нему. Прихожу: «Что, матушка, говорит, гостьи-то какие были у вас!.. и говорит: «Великое дело послушание, матушка! паче поста и молитвы послушание, матушка. Ведь гостья-то, матушка, Сама Царица Небесная была… Вот как важно послушание».
Вы пишете: «кому именно должно оказываться послушание… и диавол домогался себе послушания от Спасителя». При чем здесь это? Это же высказывание святых отцев. Святые старцы имеют в виду послушание Богу, Церкви, своему духовнику, начальству (если их приказы не противны Заповедям Господним), они имеют в виду и послушания церковные, монастырские. Так и другие выражения можно неправильно истолковать — исказить.
Еще Вы пишете, что Вы «больно ударились взглядом о надпись: «Разговаривающим в церкви Господь посылает скорби». Разве плохо, что люди читают это нужное и важное выражение? Разве люди не должны иметь страх Божий? Во многих храмах висят такие таблички, даже в тех, где служат прозорливые старцы-священники. А благословение священника очень велико. Ведь эти таблички без благословения священника ни один церковник бы не повесил. Впервые такие таблички мы увидели несколько лет назад в Серафимо-Дивеевском монастыре.
В книге «Кладезь мудрости» (издание Православного братства во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Москва, 2006 г., стр. 141) помещено высказывание преподобного Амвросия Оптинского: «В церкви не должно говорить, это злая привычка. За это посылаются скорби». И другие старцы этому же учат, например, протоиерей Валентин Мордасов и другие.
Может, эта табличка будет кому-то на пользу, может, это изречение остановит от разговоров в церкви хоть кого-то. Ведь церковь — это святое место, а не базар.
Вы пишете, что «скорби посылает Господь не только тем, кто разговаривает в храме, есть и другие грехи… При чем тут разговор в храме?». Раз есть и другие грехи, то давайте не будем говорить, что нельзя, например, воровать, убивать — есть и другие грехи, «при чем тут убивать, воровать»…
Вы понимаете это выражение по-своему, категорично, но многие люди понимают его правильно: понимают, что в каких-то ситуациях можно что-то сказать в храме или выйти поговорить на улице. Люди понимают, что Господь милостив и видит необходимость разговора, если разговор действительно нельзя отложить до окончания Литургии, если он действительно важен.
Настоящей любви нельзя достигнуть без послушания и смирения. Молитва — это связь с Богом, она без смирения и покаяния не дает плодов для будущей жизни. Наипаче, без страха Божия человек может потерять веру.
Не все можно писать, что думаешь. Все должно сочетаться со Святым Писанием и учением Церкви и святыми отцами. Можно одним словом спасти человека, а можно и соблазнить. Давно уже выписываю Вашу газету и очень признателен. Дух времени врывается в Церковь и в наши сердца. Мы должны быть очень осторожны. Святитель Феофан Затворник писал, что в последние времена будут повсюду открывать церкви и строить, будут золотить купола, но внутри будет отступление. Отступление уже идет. Но только не в Церкви, Боже упаси. Врата адовы не одолеют Церкви Христовой, по слову Спасителя. Отступление идет в наших сердцах, в наших душах. Мы потихоньку теряем страх Божий, редко теперь увидишь настоящее смирение и послушание. В церквах во время службы звучат мелодии сотовых телефонов, женщины приходят в брюках… Больно все это видеть и слышать. Надо все это терпеть и молиться. Надо правильно объяснить людям, что это тоже грех, потеря страха Божия.

Священник Александр Малинов,
настоятель Свято-Духовского храма
с. Усола Горномарийского района
Республики Марий Эл

Уважаемый отец Александр!
Благодарен Вам за пастырское наставление, за духовный урок. Поверьте, слово Ваше сказано не напрасно, оно услышано мной и, думаю, теми, кто прочел Ваше письмо. Во многом с Вами согласен. И, не отказываясь от своих взглядов на эту проблему, все же думаю, что точки зрения на нее могут быть разными. Например, как Ваша. Хочу сделать лишь несколько уточнений. Слова «о послушании» Вы неверно приписали мне. И полемизируете Вы не со мной, а с известным старцем, молитвенником, исповедником Православия, за веру 5555 дней проведшим в сталинском ГУЛАГе — известным московским богословом и духовником протоиереем Михаилом Трухановым (+ 2006 г.). Это он в своей книге «Апология Христианского поста» высказал мысль о неприемлемости для Православных употреблять сегодня слова о том, что «послушание выше поста и молитвы». Ведь и пост, и молитва — послушание Самому Богу. И нельзя это главное послушание подменять послушанием людям. Сам бы я, конечно, не дерзнул высказывать такие мысли, а вот мнение настоящего подвижника, духовного писателя, решился привести. Уверен, отец Михаил имел в виду не подлинное послушание, которое является великой христианской добродетелью, а те его многочисленные искажения, примеры которым Вы и сами лучше меня знаете, ибо ими, к сожалению, изобилует наша приходская да и просто частная жизнь. Не к «непослушанию» призывал нас отец Михаил, а к духовному рассуждению, следованию святоотеческим образцам в церковной жизни. И еще об одном. Мне думается, нельзя монастырские понятия и правила (например, о «послушании выше поста и молитвы») механически переносить в мирскую приходскую жизнь. Что естественно в монастыре (монах дает особый обет послушания) и не вызывает никаких вопросов, в миру может легко и незаметно исказиться и вместо пользы причинить вред душе. Об этом и предупредил нас московский старец.
С уважением

Антон Жоголев

Храни Вас Бог, уважаемый Антон Евгеньевич!
Шесть лет читаю Вашу газету, благодарю за нее, очень светлая, хорошая газета. С интересом читаю Ваши статьи. Не всегда соглашаюсь с Вами по некоторым позициям, но то, что Вы искренни и открыты, мне нравится.
Хочу поделиться с Вами своими мыслями после Вашей статьи «Выше всего — любовь». Представьте деревянный сельский храм. Сам был свидетель, как во время проповеди вышел священник с книгой, не помню ее точное название, по-моему, «Россия перед Вторым пришествием». И начинает читать главу, где описаны видения молодой монахини или послушницы, где она видела загробную жизнь. Там описываются страдания грешников. И особое внимание священник уделяет, привлекая внимание всех, на страдания тех, кто разговаривал во время службы. Обращался священник к приходу, который состоит почти полностью из бабушек. И я могу догадаться, почему он так сделал. Наверное, во время службы часть женщин разговаривают, и священник хотел сделать им внушение, запретить такое поведение. И он надеялся, что хотя бы на такое страшное описание, как видения адских мучений, они отреагируют.
Часто в храм заходят люди неопытные в церковной жизни. И предупреждение о том, что за разговоры посылаются скорби, — это просто для того, чтобы было тихо в храме.
Возможно, фразу преподобного Амвросия Оптинского о том, что за разговоры в храме посылаются скорби, просто решили использовать для авторитетного воздействия на прихожан. Сам я думаю, что, наверное, можно в рамках разумного поприветствовать знакомых в храме, обменяться несколькими словами. За это скорби вряд ли последуют…
Не соглашусь, что святые не говорили, что послушание выше поста и молитвы. Например, в патерике можно прочитать о случаях, когда монах бросается в реку, несмотря на бурные воды, или в окно, явно рискуя жизнью. Или когда бес спрашивает у старца, чем старец его сильнее, старец отвечает, что смирением. Тут, наверно, послушание равно смирению. Ведь человек может много молиться и поститься и не быть смиренным. И теоретически возможно, что человек не молится и не постится, но он смиренен, если исполняет не свою волю, но волю Бога. Или вот пример — служба монастырская. К вам подходит монахиня и просит вас помочь физически. Согласитесь, скорее всего, вы пойдете на послушание, оставив службу. Конечно, если кто-нибудь заставляет человека трудиться на себя и говорит, что он его должен безоговорочно слушаться, это неверно, должно быть разумение. Но все же послушание и смирение очень важны.

Дмитрий Трифонов,
г. Самара

На снимке: В чем тайна послушания? В подражании Самому Христу. Ведь Он был послушен Богу Отцу до последнего вздоха на Кресте… Вот и сейчас новоначальных подвизающихся в монашестве называют послушниками. А монахи дают строгий обет послушания.
Санаксарский монастырь. Монах несет послушание на коровнике.

16.11.2007
952
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru