‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

"Охраняющий Гробницу"

Вот уже более полугода после смерти Патриарха Диодора Иерусалимская Православная Церковь переживает нелегкое время.


"Феликш тафус" (охраняющий гробницу) — так по-гречески звучит девиз Иерусалимской Православной Церкви, матери всех Православных Церквей. Ей вручена величайшая святыня — Гроб Господень. Вот уже более полугода после смерти Патриарха Диодора Иерусалимская Православная Церковь переживает нелегкое время. По Уставу Иерусалимской Православной Церкви после смерти Патриарха Священный Синод выбирает местоблюстителя, который обязан по прошествии сорока дней подготовить проведение выборов Патриарха. Однако вопрос все еще не решен… Наш корреспондент встретился с настоятелем московского храма Воскресения Словущего (Патриаршее подворье), представителем Иерусалимской Церкви в России Архимандритом Феофилактом (Георгиадисом).

— Отец Феофилакт, для начала расскажите, пожалуйста, о себе.
— Родом я из Греции. Родился в простой, ничем не выдающейся семье. Окончил Духовную Семинарию, после чего служил в Иерусалиме, при Патриархии. Приняв монашество, стал диаконом, затем священником. И вот тогда впервые попал в Россию: в 1979 г. поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Учился пять лет, с 1984 года — снова в Иерусалиме, Вифлееме.
Через пять лет, когда в России возобновилась деятельность Иерусалимского подворья, меня направили сюда. Уже пятнадцать лет я являюсь настоятелем храма Воскресения Словущего, представителем Иерусалимской Православной Церкви при Московской Патриархии.
— Что происходит с выборами Иерусалимского Патриарха? Почему они так затянулись?
— Местоблюститель Митрополит Корнилий сделал все, чтобы выборы прошли. Священный Синод избрал пятнадцать кандидатов на должность Патриарха. По Уставу список избранных для дальнейшей выборной процедуры должны утвердить три стороны: Иордания, Палестина и Израиль. Первые две уже дали свое согласие на то, чтобы указанные в списке люди были допущены к участию в выборах, однако Израиль вычеркнул целый ряд имен.
— Насколько известно, Израиль не утвердил, в частности, кандидатуры Митрополита Иеринея, набравшего наибольшее количество голосов на предварительном этапе выборов (восемь), и Митрополита Тимофея, набравшего семь голосов. Чем объясняет Израиль свою позицию?
— Фактически он ее и не объясняет. Единственное, что сказано, это —  что избрание отвергнутых кандидатов противоречит интересам безопасности государства Израиль.
— Похоже, что Израиль пошел по пути США, у которых одно объяснение на все случаи жизни: это может противоречить национальным интересам США. Каковы же позиции отвергнутых кандидатов в отношении сохранения нынешнего положения в Иерусалимской Православной Церкви?
— В случае избрания Патриархом Иерусалимской Православной Церкви Митрополита Иеринея или Митрополита Тимофея в ней мало бы что изменилось. Весь ход событий, а также предшествующая деятельность некоторых других кандидатов, которых сейчас нет смысла называть по имени, говорят о том, что в случае избрания их на должность Иерусалимского Патриарха, экуменический диалог может активизироваться (почивший Патриарх Иерусалимский Диодор отличался твердой антиэкуменической позицией — ред).
— Получается, что Израиль отверг именно тех кандидатов на Патриарший престол, которые пользуются наибольшим авторитетом в Иерусалимской Православной Церкви, фактически направляя события к дальнейшему развитию экуменического движения. Церковь может либо принять израильские условия, либо отвергнуть их. Но каким образом? Что происходит сейчас?
— В настоящее время возникла пауза. Иерусалимская Православная Церковь обдумывает свой следующий шаг.
— А как восприняли люди, что Благодатный Огонь был в этом году принят не Патриархом, а другим Архиереем — Митрополитом Корнилием?
— Здесь нет никакой проблемы, поэтому и восприняли спокойно. И раньше бывало, что Благодатный Огонь воспринимал не Патриарх, а заменяющий его Архиерей.
— Не так давно Москву посетил Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Христодул. Как складываются сейчас отношения между Русской, Элладской и Иерусалимской Церквями?
— Отношения эти в настоящее время безпроблемные, ясные, стабильные. Отношениям между Элладской и Русской Церквями ничто не угрожает. А вот как сложатся в дальнейшем их отношения с Иерусалимской Церковью, будет во многом зависеть от исхода выборов Патриарха в ней.
— Отец Феофилакт, к сожалению, в России немногие знают, что представляет собой сегодня Иерусалимская Православная Церковь. Расскажите об этом.
— Иерусалимская Церковь объединяет Православных двух государств: Израиля и Иордании. Всего в ней около 200 тысяч прихожан. В Иордании — 37 приходов и один женский монастырь. В самом Израиле 17 приходов, еще 11 — в Палестинской Автономии. 24 монастыря, из них 19 маленьких монастырей существуют в самом Иерусалиме — в Старом Городе. Особенно стоит отметить монастыри в пустыне: св. Саввы Преосвященного, Георгия Хозевита и монастырь Искушения Господня.
И в Иордании, и в Израиле есть Православные школы, гимназии, лицеи. В одних только деревнях 22 начальных школы. Есть Патриаршья школа в г. Акаба. У Иерусалимской Патриархии есть свое издательство, самое древнее в Палестине, — оно основано в 1853 г. Издаются журналы: "Новый Сион", "Голос Господень", "Голос Иерусалима". Основные места поклонения: Храм Воскресения Господня, Вифлеем, Гефсимания, Назарет, — словом, все места, связанные с именем Иисуса Христа и так хорошо известные Православным по Евангелию.
— Позвольте, отец Феофилакт, задать Вам вопросы как человеку, хотя и чувствующему себя в России как дома, но все-таки человеку со стороны. Ощущаете ли Вы различия между Православными в Греции и в России?
— Практически не ощущаю. Греки и русские исторически укоренены в Православии как очень близкие по духу.
— Какие проблемы стоят перед Православием в Греции?
— В основном те же, что и перед Россией. Правда у нас на какое-то время отодвинулась на задний план проблема ИНН. В Греции Собор монастырей принял единогласное решение о неприятии ИНН. Это заставило ревнителей "прогресса" на некоторое время отступить. Сейчас актуальна проблема греческих паспортов, из которых, по решению государства, убрали графу, обозначавшую религиозную принадлежность человека. Греческая Православная Церковь имеет сравнительно большое влияние на решения государства, но все равно процесс глобализации так или иначе будет продолжаться, так что проблема ИНН еще всплывет. Проблема паспортов пока не решена. Идет "перетягивание каната".
— Есть ли в Греции наркомания?
— Как и везде — ощутимы попытки подорвать устои Православия на различных направлениях, главное из которых, конечно, семья. Именно против семьи как главного источника нравственности для человека, главного источника религиозной ориентации — ополчились во всем мире многие силы, желающие больших перемен.
— В Греции есть попытки ввести в школьное преподавание уроки "полового воспитания", как это делается в России?
— Предпринимаются различные попытки разрушить человеческую нравственность, — в том числе и в школе. Этот процесс един во всем мире.
— Сравнительно недавно Русская Православная Церковь провозгласила свою социальную концепцию. Греческая церковная традиция позволяет батюшкам уделять много времени социальной работе с прихожанами?
— Как и в России. Во всяком случае, как и в Москве. В каждом приходе идет после службы какая-то работа.
— В Вашем приходе, например, прихожанки со временем могут пополнить ряды сестер милосердия, получить профессиональную подготовку, диплом.
— Дело в том, что социальная работа не является задачей Церкви. Церковь должна спасать человеческие души. Социальная работа отчасти вынужденная: мы лишь восполняем то, что должно делать, но не делает государство.

Владимир Мельник,
г. Москва
03.08.2001
778
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru