Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

«Мы идем с иконой туда, куда нас зовут Православные люди»

Уже почти два года идет по России возрожденный Табынский Крестный ход.

­

Табынская икона Божией Матери.

Они вошли в редакцию — крепкие, с аккуратными бородками, загорелые, словно обветренные степными ветрами. Казаки! Начальник казачьего конвоя Крестного хода хорунжий Александр Петрович Васильев и руководитель Крестного хода войсковой старшина Константин Вадимович Крылов. Александр Васильев недолго побыл в нашей редакции — неотложные дела! А Константин Крылов ответил на вопросы сотрудника «Благовеста». И тема разговора была тем более интересна для журналистки, что самой ей трижды была дарована Господом милость пройти в Крестных ходах к месту явления Табынской иконы Божией Матери. Каждый год в Девятую пятницу по Пасхе Крестный ход из башкирского городка Ишимбая идет к Святым ключам.

Так почему же появился ваш Крестный ход — в дополнение к тому, что совершается из Ишимбая? — спрашиваю гостя.

Константин Крылов возразил:

— Это вовсе не дополнение к ишимбайскому Крестному ходу. Мы решили восстановить большой Табынский Крестный ход, который существовал с середины XIX века и охватывал одиннадцать губерний России! С иконой выходили из Табынска в день ее явления, в Девятую пятницу по Пасхе, проносили ее за год на расстояние свыше четырех с половиной тысяч километров и возвращали святыню к тому же ее престольному празднику — чтобы вновь уйти в долгий и дальний путь по Уралу и Сибири. Она выходила из Табынска и проходила Богоявленск (ныне — Красноусольск), на Святые ключи — и дальше по своему маршруту. И круглый год икона была в походе. Крестный ход захватывал и Самарскую епархию, и Казанскую, и Оренбургскую, и Екатеринбургскую, до Тобола доходил, в сторону Тюмени, затем — в Казахстан: Уральск, Петропавловск, Кустанай, Гурьев… Проходил и по Астраханской губернии, захватывал часть Саратовской. Конечно — Башкирско-Уфимскую епархию, Челябинскую, Курганскую… Огромная территория была охвачена Крестным ходом, в котором везли чудотворную икону. Этот Крестный ход имел государственный статус, Государем был издан специальный Высочайший Указ, который регламентировал прохождение Крестного хода — как его встречать, как проводить и так далее. Священный Синод определил порядок чина Богослужения и выпустил специальную памятку.

— Эти документы сохранились?

— О них до наших дней дошло много упоминаний, мы сейчас ищем сами документы — где-то в архивах они есть.

Так вот — для Крестного хода Царем была подарена карета, украшенная пятью золотыми главками, ее возили шесть лошадей специально обученных и предназначенных только для перевозки кареты с иконой, люди на них никогда не садились. Десять штатных священников постоянно находились в этом Крестном ходе. И ежедневно в нем шли от двух до пяти тысяч человек. Это масштабное мероприятие продолжалось 73 года. А в 1919 году под Оренбургом на Крестный ход напал отряд красноармейцев. Они ограбили икону, сняли с нее богатые ризы — на иконе было несколько драгоценных риз. К счастью, в это время подоспели казаки и отбили святыню! Грабители, бросив икону, ускакали.

Вместе с войском атамана Дутова Табынская икона Божией Матери проделала долгий путь через всю Россию, через Тургайские степи, на Дальний Восток — и была принесена в Кульджу, в Китай.

В Тихвине, когда встречали вернувшуюся в Россию Тихвинскую икону Божией Матери, я спрашивала у Митрополита Германа (Православная Церковь Америки), известно ли ему, где находится Табынская икона. Он смог только выразить надежду, что когда-нибудь и эта святыня, считающаяся исчезнувшей, вернется на Родину…

— Да, о том, что случилось с этой иконой и где она сейчас, уцелела ли — знают только Господь и Пресвятая Богородица.

В Кульдже Табынская икона Божией Матери находилась в храме Николая Угодника до 1965 года. Но во время «культурной революции» в Китае многих русских арестовали, а когда они вернулись в Кульджу, храм был разорен и икона пропала. С тех пор ее дальнейшая судьба неизвестна. Но Табынская икона в наши дни существует во многих списках, от которых сейчас проходят столь же дивные чудеса, как и от явленной иконы. С одним из списков сегодня мы и идем.

Владыка Иоанн (Снычев), который был в Куйбышевской епархии Правящим Архиереем, вместе со своим духовным наставником Митрополитом Мануилом (Лемешевским) написал акафист Табынской иконе Божией Матери. По их пророчеству, с восстановлением почитания этой иконы эта святыня вновь будет явлена, и тогда наступят благие времена для всего мира. Мы, казаки, несколько лет пытались восстановить Табынский Крестный ход в его прежнем виде. Но у нас ходили малыми Крестными ходами, а возродить большой до времени не получалось. И вот по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 19 мая 2010 года, в день рождения Государя Николая Александровича, мы вышли из Оренбурга, от места, где сегодня восстановлен Казанский собор — он был построен в память о чудесном спасении Табынской иконой Божией Матери Оренбурга от холеры. Безбожники разорили собор, разрушили до фундамента, а сейчас он выстроен вновь, установлены кресты, купола. И, наверное, символично, что через девяносто лет после того, как трагически прервался Табынский Крестный ход, было положено начало его восстановлению. Из Оренбурга мы дошли до Святых ключей и 4 июня начали новый Крестный ход по историческому пути.

— 4 июня того же 2010 года?

— Да, и сейчас этот Крестный ход идет, не прерываясь, уже скоро два года по тем епархиям, где прежде проходила икона. Кроме того, совершаются отдельные экспедиции — мы выезжаем на крупные Крестные ходы или на празднование — в Дивеево, на Царские дни в Екатеринбург, в Тюмень — на праздник в честь Ермака Тимофеевича… Мы выезжали в Казахстан, в Абхазию, в Сербию…

— В Сербию? Как это получилось?

— Мы едем с иконой туда, куда нас зовут Православные люди. Вышла на нас сербская писательница Радмила Войнович и от общественной организации «Сербский дом» пригласила в свою страну. 21 ноября исполнилось девяносто лет с начала Первого Русского Зарубежного Собора в Сремских Карловцах, и это по сути день рождения Русской Православной Церкви Зарубежом. Мы решили отметить этот день Казачьим Крестным ходом по Сербии. Пройти по всем монастырям и храмам, по тем городам, где были русские церкви, и по тем кладбищам, где похоронены наши соотечественники. Генералы, боевые офицеры, монахи… И за те 23 дня, что мы были в Сербии, смогли посетить там тридцать два монастыря и храма, около десяти кладбищ и памятных знаков русским воинам. В пути служились панихиды, пелись литии…

— Вы были в Косово?

— Были. Прошли по тем местам, что подвергались нападению со стороны НАТО. Сербия, по сути, вся полита кровью мученической, кровью наших братьев по вере. Во время недавней войны иноверцы просто вырезали там сербские семьи… Сербы любят Россию, и они нас встречали замечательно. Но, конечно, не обошлось без искушений.

— А без искушений ни одно доброе дело не обходится!

— В газетах писали: как это русские оказались в Косове? Притом в какой-то непонятной военной форме… Но наше пребывание было согласовано и с государственными, и с церковными структурами в России и в Сербии. Нас принимали в Королевском дворце в Белграде. Мы же приехали и по приглашению Королевской семьи. И хотя сами Их Величества были в отъезде, начальник протокола организовал для нас экскурсию по дворцу. Радмила Войнович потом писала: «Трудно сказать, на сколько километров протянулась вереница коленопреклоненных верующих перед Табынской иконой около монастырей и храмов, на улицах и баррикадах от Белой Церкви до Белого Королевского Дворца, ожидающих, чтобы икона прошла над их головами. Всюду встречали по-братски, и люди присоединялись к молитве и акафисту».

Мы шли по Сербии там, где нас встречали, где благословляло священноначалие Сербской Православной Церкви. Были мы на могиле президента Югославии Слободана Милошевича, естественно — на могиле генерала Врангеля и других выдающихся наших полководцев. Молились на могиле Патриарха Сербского Павла. В Новом Саде служили молебен у памятника Сергию Радонежскому, подаренного сербам скульптором Вячеславом Клыковым. Были во многих значимых для сербского и русского сердца местах, совершали молитву там, где лилась сербская кровь.

В Косово к нам присоединился серб Михаил, и теперь он с нами идет по России в Крестном ходе.

Наш Крестный ход миссионерский, и очень важно, чтобы он производил на людей впечатление, чтобы верующие как-то духовно укреплялись, начинали бы строить храмы, создавать общины. За два с половиной месяца, что проходил наш Крестный ход по Челябинской области, в ней было создано 17 инициативных групп, и сейчас их стараниями несколько храмов уже восстановлено, под купола поднимаются. То же самое происходит и в других местах…

— Вы поддерживаете связь с этими группами уже после того, как покидаете их селения?

— Ну конечно, поддерживаем! Ставим кресты покаянные на местах, где верующих убивали за веру; навещаем заключенных в исправительных учреждениях — ведь они, пожалуй, даже больше тех, кто на свободе, нуждаются в прикосновении к святыне. Заходим в больницы, в воинские части… Вот такая работа идет во время Крестного хода.

Многие после встречи с Крестным ходом принимают крещение, многие венчаются. Про чудеса уж молчу — у нас вот такая толстая книжка, где люди записывают то, что с ними по милости Божией произошло. Исцеления от катаракты, от слепоты — это не раз происходило и это уже стало почти буднично, потому что это не чудеса, а действие Божией благодати по молитвам самих болящих и тех людей, которые пришли Крестным ходом.

— Все-таки о некоторых случаях — расскажите…

— Да что: всё просто. В Тюмени бабушка пришла с парализованной рукой. Пришла и рассказывает, что ей приснилась Пресвятая Богородица. Она поняла, что надо пойти к принесенной в Крестном ходе иконе. Приложила руку к образу — и стала кричать: смотрите, рука зашевелилась!.. Потом к ней приезжали с телевидения, засняли чудо.

В Сербии в одном монастыре наша проводница говорит:

— Тут сейчас среди молящихся есть женщина — у нее рак, метастазы уже на кости пошли. Она сама профессор, и муж у нее профессор, и чем только ни лечили — ничего не помогает. И коктейль сильнейших болеутоляющих средств не снимает боль. Вера, одна верующая женщина, предложила ей сходить в Раковицу и помолиться перед Табынской иконой. Та отказывается: куда я пойду, неверующая! Тем более, у меня же всё болит, как идти! Но Вера сумела ее уговорить. И та женщина восемь часов простояла на службе — и после этого больше лекарств не принимала, настолько ей стало хорошо!

Я сразу загорелся:

— Где бы нам увидеть эту женщину!

А рядом с нами сидела молчком какая-то женщина, поднимается:

— Я это, я! Неверующая — стала верующей!

В России у нас — мать пришла со слезами. Сыну ее по навету грозит очень серьезный срок заключения. Денег нет, хорошего адвоката не на что нанять, а сына обвиняют очень влиятельные люди. И вот в день суда она с последним упованием пришла в Крестный ход, к Божией Матери. Весь день шла в Крестном ходе. Думала уже, что сына не увидит. Всё — решающий день, сегодня огласят приговор. Вечером звонок. Сын звонит: «Мам, полностью оправдали!» Вот — упование на Божию Матерь!

А сколько бездетных семей после Крестного хода порадовались рождению деток! Мы уж и со счету сбились.

В Тюмени к иконе приехала семейная пара с двумя детишками. Я им говорю:

— Вы хоть под иконой пройдите!

А они:

— Так мы для этого сюда и приехали! Мы несколько лет жили — не было деток, а после Крестного хода через год — видите, у нас две девочки!

А одного ребеночка родители принесли к иконе — он был парализованный, не двигался, словечка вымолвить не мог. Они помолились, приложили его к иконе, и тут ребенок сам поднял руку, пальчиком показывает на образ Пресвятой Богородицы — и говорит: «Мама!» И потом он смог сделать свои первые в жизни шаги!..

И даже сторонние люди уже знают о них. Знакомый — я привез его на диагностику — мне потом рассказывает: сижу на диагностике, а мне врач говорит:

— Вы не переживайте, у нас приходил Крестный ход, и мужчина один, восемьдесят лет, у него рак мочеполовых путей, с трубкой ходил, так он приложился к иконе, и трубка у него вылетела. И с тех пор он без трубки ходит — все у него нормально. Так что и вы помолитесь у иконы — и всё будет хорошо.

Народ, конечно, вдохновляется такими случаями. Ждут, пишут, рассказывают о своих исцелениях по милости Божией…

Главное, конечно, что души исцеляются. И люди учатся жить по-православному.

— Да, сколько раз видела: люди, встретившие Крестный ход по дороге, хотят приложиться к иконе. И не знают, как перекреститься!

— И у нас такое было. Старенькая женщина плачет-ревет: «Сынки, научите, как правильно перекреститься!». Восемьдесят лет ей, а не умела даже крестным знамением себя осенить, ничего не знала. Теперь вот — узнала.

Недавно стоим мы у храма, разговариваем. Нина — верующая, хорошая женщина — жалуется:

— Муж меня матом кроет за то, что хожу в церковь, так злится! А мне его жалко. И что с ним делать, как привести его к Богу — ума не приложу!

— Не знаю… — говорю. — Матери Божией молись, что еще делать! Может, нам пойти и его в церковь позвать, к иконе?

— Да какое там — он уж в это время, в одиннадцать-то часов, всегда пьяный!

Стоит перед иконой и плачет горькими слезами, просит Пресвятую Богородицу о помощи заблудшему мужу. Прошло немного времени, глядим — муж ее сам пришел! Сел на лавочке и сидит. Все так и ахнули: знали же, как он относится к вере.

Я подошел к нему:

— Ну что, Коль, приложишься к иконе?

— Приложусь…

Подвел его к иконе, он поклончик положил и приложился к иконе. И стоит переполненный благодатью…

И в том же поселке Галина Ивановна просит: можно я мужа парализованного приведу к иконе?

— Конечно, — говорю, — веди!

Приходит — рука у него синяя, висит безжизненно.

— Прикладывай руку к иконе! Молись! Все молитесь!

Приложил.

— Шевели пальцами! Сильнее шевели! Сжимай в кулак!

И заработала рука, и он своей только что обездвиженной рукой сам перекрестился!

У нас есть свой сайт, есть журнал, в котором мы рассказываем о своем Крестном ходе.

Всё происходит так, как оно должно быть. К брошенной жене возвращается муж, горький пьяница бросает пить, неверующий обращается к Богу. Всё это на глазах происходит. Приходит больная с тростью — уходит без трости. Другую волоком приволокли к иконе, а потом смотрим — она уже своими ногами стоит и молится, и ни за что не держится. Одной старушке даем газету с текстом «Песни Богородице»: на, читай и пой вместе со всеми. Она отказывается: да я давно уж ничего не вижу! Взяла, с трудом стала читать — и через пару минут кричит: «Вижу! Вижу!..» Прозрела…

Вот всё так буднично происходит. Господь уповающим на Него всё дает.

Но и обличает икона — грозно обличает! Идет наш Крестный ход. Бежит самочинный «поп» — с крестом, в облачении, но я-то знаю, что самочинный. Он прямиком к иконе, хочет под ней пройти. Ну, думаю, что-то сейчас будет! Икона качнулась и передней планкой ему в лоб как даст! Так он и распластался в грязи под иконой. Матерь Божия показала, кто он есть.

— Вы с Александром приехали в Самару, а Крестный ход ведь продолжает свое шествие?

— Сейчас крестоходцы находятся в Екатеринбургской митрополии, там Крестный ход идет по местам, политым кровью множества Православных мучеников. И приходя туда, просим сугубых молитв жителей, просим их помнить о том, где они живут. И что благодаря убиенным за Христа существует сегодня наша страна, наша Церковь.

В Самарской митрополии были на приеме у Митрополита Самарского и Сызранского Сергия, получили от него письменное благословение на прохождение Крестного хода по вашей территории. И когда пойдем по Самарской области, тоже будем стараться всё по максимуму охватить, чтобы люди сами несли икону, молились, сами участвовали во всем. Чтобы научились молиться, соборно действовать. Вот это — наша основная задача. В графике прохождения по Самарской митрополии определено около двухсот семидесяти населенных пунктов, свыше двухсот Православных приходов. Наверное, такого мощного мероприятия у вас еще не проводилось. Потому что наш Крестный ход единственный в России настолько масштабный.

— Через Самарскую область проходили многие сквозные Крестные ходы…

— Об этих Крестных ходах мы знаем. Но Табынский тем и отличается, что он не прекращается: вот, прошли положенный маршрут — и до следующего Крестного хода. Мы идем от Девятой пятницы до Девятой пятницы… И за два года прошли тысячу населенных пунктов, где проходили молебны, встречи с жителями. Мы заходим во все деревушки, где даже и храма нет — одни заброшенные руины, там, где, может быть, за последние сто лет и не ступала нога священника. Задача-то у нас миссионерская, чтобы люди смотрели на нас, сами включались в Крестный ход, проходили под иконой и вдохновлялись, вспоминали, кто они есть. Чтобы сами начинали думать о том, как им дальше обустраивать жизнь в своих селах.

— Но ведь не только миссионерство — ваша цель? Крестный ход освящает пройденные дороги, очищает пространство от накопившейся духовной скверны…

— С этим кто же спорит! Да — мы идем и молимся, и образ Пресвятой Богородицы идет впереди Крестного хода, освящая пройденный путь и все окрестности. Но мы еще и подвигаем молиться людей невоцерковленных, которые прежде и не задумывались о вере, о Боге. Поем акафисты, духовные песнопения Православные. Казачьи песни поем, чтобы люди вспоминали о своих корнях.

Мы обходим поселки, и если есть там люди, готовые пройти сколько-то с нами — пожалуйста, вставайте в наши ряды, идите хоть двадцать, тридцать километров… Иной раз в день, случается, и по сорок километров перекрываем. В Челябинской области мы доходили до одного поселка, там нас принимали — и шли с нами до другого, где уже ждали жители, желающие пройти до следующего селения. Заходили на источники, там молились, омывались. Конечно, надо, чтобы люди молились там, где живут. Чтобы прошли Крестным ходом по своему поселку. Чтобы действительно Господь освятил эти места, которые мы оскверняем своими грешными делами, мыслями и чувствами.

— Удается разбудить душу спящую?

— Знаете, мне сложно сказать за всех, но — есть у нас уже книга, в которой люди сами свидетельствуют об этом. Если с нами в Крестный ход идут люди, которые раньше были далеки от духовной жизни, и после этого стали ходить в церковь; если мужчины бросают пить, берутся за ум и начинают обустраивать жизнь в своих семьях. Да вот и те челябинские 17 инициативных групп — что это, как не те же разбуженные души! Сейчас звонят из Башкирии: у нас там-то создали новый приход, там-то создают… В Оренбуржье, в Екатеринбургской и других областях — то же самое. Люди пробуждаются от духовной спячки, у них появляется желание жить, что-то хорошее делать.

— Что ж, доброго пути, помощи Божией!

17 апреля Табынский Крестный ход вошел в Самарскую область. С молитвой прошел Борский и Богатовский районы, проходит Нефтегорский… В начале июня ожидается прибытие крестоходцев в Самару.

Ольга Ларькина


График прохождения Табынского Крестного хода по территории Самарской митрополии

25 — 28 апреля Нефтегорский район,

29 апреля — 2 мая Алексеевский район,

3 — 6 мая Большеглушицкий район,

6 — 9 мая Большечерниговский район,

10 — 13 мая Пестравский район,

14 — 17 мая Хворостянский район,

18 — 21 мая Приволжский район,

22 — 25 мая Безенчукский район,

26 — 29 мая Красноармейский район,

30 мая — 2 июня Чапаевск и близлежащие населенные пункты

2 — 4 июня Новокуйбышевск и близлежащие населенные пункты

4 -11 июня Самара

11 — 13 июня Участие в Ташлинском Крестном ходе.

13 июня Выезд из Митрополии (на празднования дня явления иконы в Святые ключи и в Екатеринбург — на Царские дни)

22 — 26 августа Волжский район

26 — 29 августа Кинельский район,

30 августа — 2 сентября Тольятти и близлежащие населенные пункты.

2 — 5 сентября Жигулевск и близлежащие населенные пункты

6 — 9 сентября Сызрань и Сызранский район.

9 — 12 сентября Шигонский район,

13 — 16 сентября Ставропольский район,

16 — 19 сентября Красноярский район,

20 — 23 сентября Елховский район,

23 — 26 сентября Кошкинский район,

27 — 30 сентября Челно-Вершинский район,

30 сентября — 3 октября Шенталинский район,

4 — 7 октября Клявлинский район,

7 — 8 октября Камышлинский район,

9 — 13 октября Исаклинский район,

13 — 17 октября Сергиевский район,

18 — 28 октября Кинель-Черкасский район,

28 октября — 08 ноября Похвистневский район,

9 ноября Выезд из Самарской Митрополии.

Информацию о прохождении Крестного хода систематически публикует официальный сайт Оренбургского войскового казачьего общества.

3099
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
17
9 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru