Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

«На этой выставке картин…»

В Самаре открылась выставка «Библейские сюжеты».


9 сентября в Самаре открылась уже успевшая нашуметь в столице выставка «Библейские сюжеты. Отто Дикс, Сальвадор Дали, Эрнст Фукс». Представила выставку недавно открытая галерея «Виктория» при поддержке фирмы «Новатэк». Эти картины прибыли в Россию из Германии и объединены одной темой — иллюстрациями к Библии.

Испанец Сальвадор Дали еще при жизни стал человеком-легендой, которую сам же о себе и создал. Первый сюрреалист однажды сказал о своем творческом методе: «Это — безумие, но при том, что я совершенно нормален». Немец Отто Дикс не раз заявлял о своем неприятии творчества Дали, хотя на этой выставке их полотна оказались в причудливом соседстве. Он считается классиком немецкого экспрессионизма (гитлеровцы сжигали его картины, считая их «дегенеративным искусством»). Австриец Эрнст Фукс, хотя и принял католичество, так и не преодолел в своем творчестве каббалическую традицию. Не случайно он иллюстрирует исключительно Ветхий Завет. Пожалуй, только его картины на выставке вызывают однозначное отрицательное впечатление у Православного человека. Оккультизма в них гораздо больше, чем библейских мотивов.
В названии выставки присутствует слово Библия, и потому помимо художественного измерения есть здесь еще и иное — духовное. Так какую же духовность несут нам эти картины? Этот вопрос мы решили задать первым посетителям выставки.

«На этой выставке я увидел хамство…»

Рудольф (Рустик) Николаевич Баранов, председатель самарского отделения Союза художников России.
— Великая Книга Книг — Библия — привлекает внимание разных людей, в том числе художников самого высокого уровня и ранга.

Но трактовать сюжеты из Библии — это еще не значит творить Христианское искусство. Когда я вижу изображенных в обнаженном виде библейских персонажей, я не считаю, что это допустимо в творчестве. Я не могу назвать эти работы откровенно демоничными, но что-то такое в них есть… Вспомним слова Библии: «И увидел Хам… наготу отца своего, и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготу отца своего» (Быт. 9, 22-23). А Хам так и остался хамом во всей истории человечества… И вот это хамство на выставке есть. Я не могу сказать, что к нам привезли картины Христианские, гуманные… Да, это высокопрофессиональное искусство. Возможно, кто-то ощутит трепет от встречи с такими известными именами. Но ведь есть художник Доре, который оставил нам подлинно Христианские иллюстрации к Библии. Я не консерватор в искусстве и знаю, что, например, Митрополит Питирим собирал коллекцию в том числе и абстрактного искусства. Но он приобретал лишь те работы, где нет скабрезности… И на этой выставке есть хорошие образцы религиозной живописи. Безусловно, сильная картина «Христос на кресте» Сальвадора Дали. Но художник на каком-то этапе ощутил себя признанным мастером, избаловался вниманием толпы и позволил себе уходить в творчестве куда угодно… Он сам себя почувствовал едва ли не «богом». А когда такое происходит с художником…
И все же хорошо, что эта выставка к нам приехала. Ибо она учит настоящему профессионализму. И пусть наши молодые художники поучатся этому у признанных мастеров. Но все же я желал бы им идти к Богу иным путем — с благоговением и молитвой. А иначе будет лишь холостой выстрел.

«Они все же на стороне Бога…»

Ирина Евстигнеева, художник газеты «Благовест».
«Дети, не умеющие рисовать, но желающие рассказать…» Так бы я сказала о творчестве Дали и Дикса. Когда ребенок узнает что-нибудь сокровенное, он обязательно хочет это нарисовать. Так и здесь — мышление детское, хотя рука уже взрослая. Дали хочет передать то, что он почувствовал, читая Библию. Он делится своим «детским» потрясением. По мокрой бумаге акварелью пишет картинки… Он словно бы хочет скорее записать потрясшее его. Когда мы пишем в дневнике о том, что нас взволновало, мы спешим пером по бумаге. Почерк при этом может быть беглым, с заостренными верхушками букв… Вот и здесь такая скоропись у художника, когда автором владело потрясение, и он с быстротой хотел это записать. Душа соприкоснулась со Святым Писанием, и от этой встречи невозможно остаться равнодушным. Но Библия — она ВЕЧНАЯ, а впечатления у художников — сиюминутные, поверхностные.
И Дикс тоже детскую чистоту хотел передать. Какая бы ни была у него техника странная, непривычная, но и он выражает свое желание любить Спасителя. Он все-таки ЛЮБИТ, и это чувствуется в его картинах. Христос всегда изображен с любовью, с сочувствием. Автор все же на стороне Бога! Вот воин Ирода («Избиение младенцев») — в фуражке гестаповца. И вокруг плач, крик, боль… В картине «Взятие под стражу» те, кто пришел за Иисусом, не случайно изображены в фашистских касках, словно бы это происходит во времена третьего рейха. А на картине, где изображено поругание Христа,  в палаче легко узнается… Гитлер
Или картина Сальвадора Дали «Иисус на кресте»: какой мощный в ней заряд! Правда, автор смотрит почему-то ПОВЕРХ креста, он находится как будто НАД Распятым… Возможно, здесь проявилась гордыня Дали. Но можно ведь трактовать и так: это Отец смотрит на страдающего на Кресте Сына… Особенно радует его цикл работ про Царя Соломона. В них нет эпатажа…
Тоска по Богу жила в душах этих художников. Но своей «детской» вольностью, игрой со священными понятиями и смыслами они стерли границы между дозволенным и недозволенным. Их творчество на грани кощунства, хотя сами они об этом и не помышляли.
Вот картина «Причастие» Дикса. Изображена на ней как будто настолько мирская сцена, что не хочется даже подбирать для нее синонимы (словно бы за столом собрались мужчины просто «выпить»…). Это кощунство! Хотя… Автор, быть может, хотел показать, как все это близко к нам, как осязаемо. Спаситель с нами рядом. Словно все это было только вчера… И потому я не уверена, что это можно назвать кощунством. Христос ведь сразу узнается по особой теплоте, по любви художника к Его образу… И Иуда тоже узнается — но совсем по-другому. Отто Дикс как бы приближает к нам Евангельские события. У всех нас разный духовный возраст. Монаху такая выставка ни к чему. Здесь на картинах слишком много эмоций, много личных переживаний. Ну а на начальном этапе духовного становления эта выставка может оказаться полезной.

«Это образы из преисподней…»

Владимир Валентинович Мухин,
предприниматель, руководитель клуба патриотической песни имени Игоря Талькова.
— Все здесь явная бесовщина! Под видом якобы художественных образов здесь представлены образы из преисподней. Мне кажется, писали это психически больные люди, хотя и, безусловно, талантливые. Но вот возьмем для примера моего земляка Аркадия Александровича Пластова. Это действительно гениальный русский художник, который представил в своих образах красоту человека. А здесь представлено уродство форм, уродство человека. Наверное, кто-то из этих трех художников более одержим, кто-то — менее… Но я не хочу разбираться в бесовщине. Эти «глубины сатанинские» лучше не измерять…

Лидия Павловна Симдянова, член президиума клуба патриотической песни имени Игоря Талькова.
— На этой выставке изображено то, что противоположно подлинному ОБРАЗУ  — изображено безобразие… Люди и демоны здесь перемешаны. Одержимость видна в каждой картине. Если человек стремится к подлинно прекрасному, я ему не советую посещать эту выставку.

«С ним было только две книги — Библия и… Ницше»

Наталья Гончарова, арт-директор галереи «Виктория».
— Мы будем рады, если на эту выставку придут люди с разными вкусами и убеждениями. В том числе и Православные верующие. Мы готовы ответить на все вопросы, развеять все недоумения… Православным будет особенно интересно познакомиться, в первую очередь, с работами Отто Дикса. Это был глубоко верующий человек. Во время Первой мировой войны он в окопах всегда при себе держал только две книги — Библию и Ницше (как бы ни были противоположны сами по себе эти книги!). Если Православным что-то покажется на выставке непривычным, новым, даже дерзким, то здесь будет книга отзывов, куда можно вписать свои впечатления, пожелания, возражения… К каждой картине на выставке представлены цитаты из Священного Писания, из того сюжета, который изображает художник. Это придает картинам иное измерение, особую глубину и значимость, пробуждает в обществе интерес к Вечной Книге.

…Проходя по залам этой выставки, я невольно ловил себя на том, что в такую вот сплошную выставку «авангардного искусства» давно уже превратились улицы наших мегаполисов. Нас приучают к такому творчеству каждый день — все новыми плакатами, выполненными в этом или близком к нему стиле. Сейчас бы, наверное, Дали работал в рекламе или скромно служил в пиар-агентстве с каким-нибудь причудливым названием типа «Единорог». Наш привычный мир слишком быстро стал таким, каким его раньше видела лишь горстка первых сюрреалистов, культивировавших в себе «безумие». А их стиль, их метод, их взгляд из авангардного стал обыденным, массовым, едва ли не всеобщим. «Красота спасет мир» — читаю чеканную формулу Достоевского на современном уличном рекламном плакате (кажется, рекламирует пиво). А рядом на этом же баннере изображена уродливая татуировка дракона, расположившегося на полуголом женском теле. И сразу вспоминается забытое, но гораздо более уместное здесь окончание этой максимы: «Безобразие погубит».

На снимках: С. Дали "Иисус на кресте"; С. Дали "Царь Давид"; О. Дикс "Спаситель благословляет детей".

Антон Жоголев
16.09.2005
Дата: 16 сентября 2005
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru