Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Малая церковь

Времен связующая нить…

Живая история запечатлелась в родовых святынях, в судьбах славных предков этих сызранских школьниц.

Живая история запечатлелась в родовых святынях, в судьбах славных предков этих сызранских школьниц.

Давнее сотрудничество связывает нашу редакцию с преподавателем из Сызрани Анжеликой Игоревной Зиминой. В сызранской общеобразовательной школе № 14 она преподает русский язык и литературу и Основы Православной культуры. Не раз мы публиковали в «Благовесте» лучшие работы учеников Анжелики Зиминой — их стихи и сказки, рассказы о святых Православных праздниках, о том, что сегодня волнует и радует детей, открывших для себя красоту Православия. И вот в эти весенние дни мы получили новую подборку таких замечательных, светлых историй. С двумя из них мы и знакомим сегодня наших читателей. Что интересно, первый рассказ написан дочерью Анжелики Игоревны, Ангелиной Зиминой.

Возвращение иконы

… Совсем недавно, занимаясь разбором старого сарая в купленном доме, папа нашел старинную икону. Она была пыльная, краски на ней потускнели. Едва можно было различить изображения святых. Икона висела на стене, в нее чьей-то безжалостной рукой были вбиты гвозди. Мы испытали чувство глубокой скорби за оскверненную Православную святыню и утраченную красоту.

Дедушка и папа сняли икону со стены, выдернули гвозди. Папа закрепил доски, на которых была написана икона. Влажной тряпочкой я осторожно протерла икону.

Икона «Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру».

Только после этого мы смогли ее рассмотреть. В едином охристо-золотом пространстве изображены Архангел Михаил в рост, а по сторонам - святые. Меня удивило то, что на нижнем ряду иконы были изображены нарядные кони…

Изображение коней на иконе? Такого я не видела ни разу. Разговаривая со священником, я узнала, что эта икона старинная. Скорее всего, начала восемнадцатого века. А изображены на иконе мученики Флор и Лавр. Шедевром древнерусской иконописи по праву считается икона XV века с этим сюжетом, хранящаяся в Третьяковской галерее. Некоторые иконы на этот сюжет имеют надпись: «Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру».

Святые Флор и Лавр — родные братья не только по крови, но и по духу. Исповедуя Христову веру, они вели богоугодную жизнь. Братья были каменотесами и жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (на Балканах) . Правитель Иллирии послал их строить языческий храм. Когда строительство завершилось, Флор и Лавр собрали христиан, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма крест. Узнав об этом, власти приказали бросить братьев в пустой колодец и засыпать землей. Через много лет их нетленные мощи были перенесены в Константинополь. По преданию, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей скотоводства.

На Руси имена святых оказались неразрывно связаны с лошадьми.
В народе говорили так: «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр». «Умолили Фрола и Лавра, жди лошадям добра». Конюхи и пастухи устраивали себе выходной день и отмечали 31 (18 по старому стилю) августа день Флора и Лавра как свой праздник.

С отказом от использования лошадей в сельском труде ослабела в народе память об этих святых, чьи имена содержат в себе то, что принято называть «природой»: Флор — значит «цветущий», Лавр — название дерева, ветвями которого принято украшать победителей.

Но остались нам в наследие иконы, которые мы должны беречь, чтобы не утратить «времен связующую нить» и не забыть традиции наших предков.

Ангелина Зимина, 13 лет, школа № 19, г. Сызрань.

Пулеметчик № 1

В нашей семье бережно сохраняются и чтятся обычаи предков, потому что нельзя забывать о своих корнях и тех людях, кто подарил нам мирное небо над головой.

Я много знаю о своих родственниках: Якове Михайловиче Клетнове, Петре Ивановиче Афанасове, Павле Прокофьевиче Тезикове. Но писать я буду о моем прапрадедушке — Георгии Петровиче Волынцеве. Он умер задолго до моего рождения, и всё, что мне о нем известно, я знаю со слов дедушки и бабушки.

Ранней весной 1911 года в семье крестьянина Петра Волынцева, проживающего на Кубани, родился долгожданный первенец. Семья Волынцевых была глубоко верующей, поэтому сына назвали Георгием — в честь святого Великомученика Георгия Победоносца. После Георгия родилось еще три брата и две сестры. Поскольку Георгий был старшим в семье, основная часть работы по хозяйству легла на него. Приходилось и пахать в поле, и ухаживать за скотиной, и помогать матери в огороде. Особого достатка в семье не было, и радостным детство Георгия назвать трудно.

Его юные годы совпали с октябрьским переворотом, гражданской войной. Став взрослым, он не любил вспоминать о своем детстве, поэтому мы так мало знаем о детских годах деда Георгия. Известно лишь, что в двадцатилетнем возрасте он женился на соседской девушке по имени Анна и с молодой женой переехал жить на Украину в поселок Кировск Донецкой области. Устроился работать на железную дорогу проходчиком. Один за другим родились четверо детей. Жена Анна занималась воспитанием детей, а дед Георгий трудился на работе. Жилось такой большой семье нелегко…

Освобождение Севастополя. Картина времен Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года, обычным воскресным днем, вся семья отправилась за стол завтракать. Но вдруг по радио объявили ужасающую новость: на нашу страну напали фашистские захватчики, а значит, началась война. Мужчины уходили на фронт воевать. Вместе с ними ушел и дед Георгий. Все женщины, старики и подростки продолжали работать день и ночь на фабриках и заводах: шили шинели, вязали теплые рукавицы, носки, пекли хлеб. Радовались только письмам от родных с фронта. Но и связь с родными вскоре прекратилась. На поселок напали немцы. Они забрали с собой всю скотину. Еды не было, питались одной травой и корой от деревьев. Никто не знал, что и как происходит сейчас у родных. И на фронте также не знали, что творится в родных краях.

Георгий Петрович Волынцев попал служить в мотострелковый полк пулеметчиком №1. Пулеметчик №1 — это тот, кто наводит орудие для стрельбы и производит выстрел по цели. Видимо, мой прапрадедушка был метким стрелком, если ему доверили такое ответственное дело.

Шли тяжелые бои возле города Севастополя. Солдаты шли на смертный бой, сражались, не жалея сил, не думая о смерти. Во время боя при обороне Севастополя дед Георгий был ранен, вследствие чего контужен. Он попал в плен. Когда пришел в себя, то увидел, что его уже везли в поезде вместе с другими военнопленными, а куда, никто не знал. Гитлеровцы отправили их на восстановление Запорожской ГЭС, которую наши войска подорвали при отступлении. Георгию и другим военнопленным пришлось вручную дробить и таскать огромные камни, копать землю, и все это при скудном пайке, которым их кормили. Когда Советская Армия приблизилась к Запорожской ГЭС, всех, кто там находился, отправили в Германию. Пленных в вагонах было так много, что они могли только стоять. Все были истощены и очень голодны.

На второй день пути всем выдали по небольшой буханочке хлеба. Хлеб был из плохой муки, пополам с опилками. Есть его было опасно, но все были очень голодны. Тот, кто съел всю буханку сразу, вскоре почувствовал сильные боли в животе. Георгий тоже очень хотел есть, но он сумел пересилить себя и ел этот хлеб маленькими кусочками, долго пережевывая во рту. Это было невероятно трудно: пересилить голод и не съесть всю буханку сразу! Когда он проснулся утром на другой день, многие в вагоне были мертвы. Из всего длинного состава, забитого до отказа людьми, до Германии добрались немногие.

В плену Георгий пробыл до конца войны. Дважды пытался бежать, но каждый раз был пойман. Когда весной 1945 года войска Красной Армии приблизились к месту расположения концлагеря, фашисты получили приказ никого из военнопленных не оставлять в живых. Начались массовые расстрелы. Георгий и его друг, с которым они воевали с первых дней войны и вместе попали в плен, решились на последний побег. Ночью им удалось незаметно выбраться на свободу, и до утра они шли по лесу туда, где днем слышались звуки канонады. Они знали: где идет бой, там свои. На рассвете они случайно наткнулись на немецкий патруль, а может, это были фашистские дезертиры? На плохом русском немцы спросили: «Вы русские?» Скрывать было безполезно! Но случилось чудо: их отпустили! Медленно-медленно Георгий и его товарищ пошли вперед, каждую секунду ожидая выстрела в спину, а когда решились оглянуться, то немцев уже не было. Тут уж они припустили во всю прыть!

Через день Георгий с товарищем дошли до части Красной Армии. Но их злоключения были еще не окончены. Больше года им пришлось объяснять и рассказывать о своей жизни в плену и о том, как они туда попали. А дома ждали жена и дети, которые ничего не знали о судьбе родного человека! Только летом 1946 года, через год после окончания войны, дед Георгий смог вернуться в родные места. Всю свою жизнь он проработал в колхозе, был уважаемым человеком, о нем до сих пор вспоминают с теплотой.

Умер дед Георгий 24 марта 1981 года и похоронен на Украине, в поселке Кировск Донецкой области. Там живут его праправнучка и праправнук - наши родственники. Когда мы бывали у них в гостях, обязательно навещали могилу деда Георгия и приносили с собой цветы.

Говорят, что судьбы народа сокрыты в его истории… «Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее… История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего». А история народа — это история каждой отдельно взятой семьи! Поэтому мы должны помнить о славных деяниях своих предков, ведь если мы потеряем связь с прошлым, мы потеряем свое будущее!

Юлия Рыжайкина, 14 лет, школа № 14, г. Сызрань.

1089
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
7
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru