Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

Свидетельствовать об истине Христовой!

Эта важнейшая задача была поставлена перед Православными журналистами на фестивале «Вера и слово».
Председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда открывает фестиваль «Вера и слово».

Эта важнейшая задача была поставлена перед Православными журналистами на фестивале «Вера и слово».

Пятый международный фестиваль Православных СМИ «Вера и слово» собрал под свои знамена в конце октября почти пятьсот гостей из многих епархий России и стран СНГ. На этот раз фестиваль выгодно отличался от прежних не только по количеству участников, но и по уровню подготовки, по привлечению известных людей к работе этого крупного мероприятия. Нельзя не упомянуть в этой связи о приезде к Православным журналистам Министра культуры Российской Федерации В.Р. Мединского. Запомнились выступления главного редактора «Российской газеты» В.А. Фронина, редактора «Русского репортера» В.Э. Лейбина, а также редактора журнала «Эксперт» В.А. Фадеева. Но ведь и внешние факторы, решительно диктовавшие нам темы для дискуссий, тоже были безпрецедентными. Никогда еще в постсоветское время Церковь не подвергалась такой массированной атаке со стороны СМИ. И журналистам, собравшимся в подмосковном санатории с курортным названием «Foresta Tropicana», приходилось обсуждать отнюдь не идиллические проблемы, а отвечать на очень жесткие вызовы времени.

Казалось бы, какое дело обычному читателю до наших чисто «цеховых» проблем, которые обычно обсуждаются на журналистских форумах.

Но сегодня информационный фронт буквально проходит чуть ли не по каждому дому, каждой семье! И потому мне показалось важным записать выступления авторитетных людей и поделиться этими записями с читателями. Конечно, особенно важны те высказывания, которые озвучил на фестивале председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Романович Легойда. Еще до официального открытия фестиваля он встретился с коллегами для неформального разговора. Некоторые его тезисы получили развитие в пленарном докладе, которым Владимир Легойда и открыл фестиваль.

Создавать свою повестку дня

…Комментарии по предлагаемой светскими журналистами злободневной теме — это дрова, которые невольно подбрасываешь в костер, и он от этого только больше разгорается, — таким ярким, почти афористичным высказыванием начал свою встречу с Православными журналистами Владимир Романович Легойда. — И если ты ежедневно находишься в позиции реагирования, всегда твоя повестка дня будет ограничена необходимостью отвечать на те вопросы, которые тебе задают. А в нынешней ситуации тем более. Мы должны научиться создавать свою повестку дня. А мы практически ежедневно сталкиваемся с тем, что нас вынуждают реагировать на внешние раздражители, комментировать какие-то происшествия или слухи. Но те вопросы, которые нам задают, они, как правило, о том, что в жизни Церкви является второстепенным или даже третьестепенным. Таким образом, журналисты не доносят до своих читателей то главное, что происходит в жизни Церкви. Реагируя же на незначительные информационные поводы, но при этом не создавая своей положительной повестки дня, не рассказывая о том, что действительно важно, мы оказываемся в заведомо проигрышной позиции. Вопрос нашей ответственности предполагает не только что ты говоришь, но и когда ты говоришь. И когда ты не говоришь.

Чье мнение считать официальным?

Выступает Епископ Обуховский Иона.

Какой комментарий считать официальной позицией Церкви по различным, каждый день появляющимся все новым вопросам? Когда председатели Синодальных отделов Русской Церкви делают заявления по теме своего отдела, это и есть официальное мнение Церкви. Когда, например, возглавляющий Синодальный отдел по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов делает заявление по взаимоотношениям с вооруженными силами, это официальная позиция. А когда этот же известный пастырь делает заявление по каким-то другим темам, другим вопросам, это может быть его частным мнением, хотя и очень авторитетным.

Исключение из правила

В разных странах проводились социологические исследования по одной острой теме, — продолжил выступление Владимир Легойда. — Людям задавался вопрос, как они считают, сколько должны денег зарабатывать люди социальных профессий. И вот во всем мире, не исключая и Россию, социальные профессии занимали первые места в этом списке. Все убеждены, что учителя и врачи должны получать много денег за свой труд. И только одно исключение из правила — это священник! Нигде в мире люди не считают, что священник должен жить «хорошо». Конечно, это понятие о высоких заработках, оно у всех разное. Но мы должны как минимум понимать, что такое отношение к служению священника — это константа. Люди ждут от Церкви, от священника внимания, добра, любви. Но не считают, что за свой труд священник должен получать достойную оплату. Почему это так, связано ли как-то это с Евангельским учением, сейчас мы не об этом говорим. Но знать такое массовое мнение Православным журналистам необходимо. Иначе ожидания людей по отношению к Церкви окажутся обманутыми. А журналистский профессионализм в том и заключается, чтобы люди читали наши статьи и верили нашему слову.

Главный ориентир для журналиста — это Евангелие!

Если Православный журналист не понимает, что более четкого и верного компаса, чем Евангелие, у него нет, то ему лучше сменить профессию. Евангелие это то, чем он должен жить, и он должен читать Книгу Книг ежедневно. Это должно быть важной частью жизни того, кто работает в информационных структурах Церкви. А по частным вопросам позиция Церкви высказана во многих официальных документах. Например, всем журналистам рекомендую внимательно читать Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви. Там есть ответы на многие вопросы.

Нужно учиться договариваться

Перед фестивалем я посмотрел некоторые Православные сайты, — сказал В.Р. Легойда, — и еще раз увидел, как мы порой друг друга «любим». Мы разные. И у нас есть разное представление о проблемах. Но я бы очень хотел всех призвать хотя бы здесь, на нашем фестивале, учиться договариваться. Если мы этого не сделаем, нам и врагов не надо — все само развалится. Давайте выходить на конструктивный разговор. Позиция Синодального информационного отдела здесь такая. Мы полагаем неприемлемым воинственный настрой Православных СМИ друг против друга. Категорически неприемлемым! Я не могу назвать ни одной причины, по которой была бы оправдана наша взаимная вражда. В случае необходимости Синодальный информационный отдел готов стать модератором и арбитром в творческих спорах по конкретным ситуациям и публикациям в Православной прессе.

На форум к Православным журналистам приехал Министр культуры России Владимир Мединский

Как защищать Церковь?Интерес к темам религиозной жизни у журналистов, у общества будет всегда. Та ситуация, которую мы сегодня обсуждаем (информационная война), показывает не снижение, а напротив, многократное увеличение интереса к Церкви. Пусть это связано с негативом, со скандалами, но интерес этот очень вырос. И не видно тенденции к его снижению.Также нужно всеми силами преодолевать существующий разрыв между СМИ и пресс-службами епархий. Сотрудничество епархиальных пресс-служб и журналистов — первоочередная задача и необходимость.

Защита Церкви предполагает знание того, что такое Церковь. Предполагает памятование о том, что Бог есть любовь. И что люди больше всего нуждаются в помощи, поддержке, в утешении, а не в агрессивном указании им на то, в чем они неправы. Это не означает потакания греху. Защита Церкви также предполагает и высокий профессионализм тех, кто работает в медийной сфере. Мы с вами должны понимать, что непрофессионализм журналистов ничем не может быть оправдан. Ничем!

У нас есть такое богатство, которого нет больше ни у кого. Разве мы можем себе представить Апостолов, которые бы говорили: ой, в этот город пришел, а там меня не слушают. В другом тоже не хотят слушать… Что же, буду проповедовать только своим друзьям. Невозможно представить такую ситуацию. Но мы ведь ровно в такой ситуации оказываемся! Как это, не хотят нас слушать? Как это, не хотят публиковать нас светские СМИ? Значит, мы пишем так, что не можем заинтересовать своей проповедью…

Когда мы говорим о необходимости противостояния греху, мы должны помнить, что обличая грех мы не должны ненавидеть грешника. Грешник — человек, который заслуживает сожаления. В этом мутном информационном потоке сегодня тема отношения к человеку стала основной. Отношения к человеку и понимания того, что такое грех. И тут мы должны показывать пример светским журналистам.

Вступая в медиа-общение, мы преследуем одну цель — свидетельствовать об истине Христовой. Без этого основного мотива ничего не получится. Если этого нет, то нужно менять специализацию, уходить работать в какие-то другие структуры. Потому что это самое главное.

И в этом смысле мы находимся в очень выигрышной ситуации. Намного более выигрышной, чем у любого другого профессионального журналиста. Просто потому, что тема, о которой мы с вами говорим, она важнее всего того, чем может заниматься человек в земной жизни. Наша задача — сделать эту очевидную истину понятной для других. Но это и обязывающая вещь. У нас нет возможностей для оправданий!

В первую очередь думайте о читателе!

Елена Зелинская, вице-президент «Медиа-Союза»:

— У массового читателя совсем другой подход, другие требования к СМИ. И надо их учитывать. Когда мы выпускаем газеты и журналы, большие и маленькие, мы как правило смотрим так: нам нужно найти средства, нами поставлены такие-то цели, нам надо понравиться начальству, и многое другое. Давайте посмотрим правде в глаза. В этой системе практически нет… читателя! И это для современных Православных СМИ является самым непреодолимым порогом. Мы идем от задачи, которую себе ставим, но не от тех требований, не от тех ожиданий, которые нам диктует читатель. Мы его вообще не видим, этого нового читателя Православных СМИ…

Я пишу во многие издания, в том числе и светские. Но при этом остаюсь Православной Христианкой. Я хочу напомнить коллегам: смотрите на читателя! Определите, кто ваш читатель и что он от вас ждет. Нужно постоянно задавать себе этот вопрос.

Современный читатель в первую очередь образованный человек. Человек, который знаком со Священным Писанием. Это человек, который ждет, что к нему относятся с уважением. Поэтому уберите назидательный тон! Замените его на спокойное совместное размышление. И конечно поменьше окриков!..

С точки зрения Вечности

Далеко не случайно в числе гостей журналистского форума все дни фестиваля находился с нами Архипастырь — Епископ Обуховский Иона (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата). Он не блистал красноречием, не просил то и дело микрофон. Был одновременно и близок ко всем нам, и почти неприметен. Но его присутствие создавало необычное ощущение духовной полноты. Ведь знаем еще из катехизисов: где Епископ, там Церковь! Вот и наш форум стал большим соборным делом для всей Церкви, а не только «цеховым» мероприятием. А когда после блестящих и опытных ораторов заговорил Владыка Иона, многие застыли в трепете. Ибо короткое, простое слово его было с духовной властью.

— Мы живем в ожидании жизни будущего века, — сказал в своем кратком слове Епископ Иона. — Для меня очень важным является пример Святителя Димитрия Ростовского. Святитель завещал положить себе в гроб все то, что он написал — черновики своих книг. Готовы ли мы с вами взять с собой в Вечность, на Страшный Суд все то, что мы даем читателю. Это и есть критерий того, что нужно писать и как нужно писать. Да, писать надо максимально доступно и интересно для читателя. Очень нужно стараться идти вовне, к светским людям, но идти именно в те места, где нас готовы поддержать. Мы не все настолько опытны и образованны, как столичные Православные журналисты, чтобы нам идти к любой аудитории. Но нам всем нужно работать в том регионе, где живем, где проходит наше служение как верных чад Православной Церкви. А вот реагировать на скандалы, играть по законам рынка, я думаю, у нас никогда не получится. Да и не нужно это.

…Уверен, что многие из нас, сохранили их в своем сердце.

Отвечая на вызовы времени…

Все дни работы фестиваля почти полтысячи Православных журналистов обсуждали, пожалуй, самую острую тему — информационный вызов Церкви. Потому и мне, я считаю, позволительно высказаться об этом. Что враги Церкви устроили нам довольно неожиданную, хотя теоретически и ожидаемую, ожесточенную информационную облаву, с этим спорить нечего, и так все ясно. Включи, для примера, «Эхо Москвы» или полистай «Московский комсомолец». Почему это случилось — тоже понятно. Нет ничего более противоположного по своей сути, чем либеральное (в далеком от классического! — русском понимании этого слова) и Христианское мировоззрения. Они несовместимы, если речь идет об искренних убеждениях с той и с другой стороны. И потому не удивительно, что журналисты из противоположного лагеря наконец-таки «взялись» за Церковь. Просто давно уже у них руки чесались. А тут мы сами своей неготовностью к обсуждению многих внутрицерковных больных вопросов даем им такую возможность. Как говорится, бей — не хочу… И вот захотели! И бьют. Сильно, безжалостно. И это отчасти даже нормально! Наконец-то «маски сброшены». И мы доподлинно узнали, кто есть кто в современных медиа. Я, например, изменил отношение к некоторым своим светским коллегам, среди которых есть и те, с кем приятельствовал по многу лет. Но важно не только это. Мы несем немалые информационные потери. И «привязанный» к определенным СМИ обыватель уже не так, как прежде, — не ленью, не занятостью своей, — объясняет, например, свои воскресные нехождения в Церковь. А объясняет свою лень и маловерие тем, что ему как раз методично внушили либеральные СМИ. Тем, что, дескать, «священники ездят на мерседесах» (вот уже неправда!), что за «совершение церковных таинств берут деньги» (далеко не везде!), и т.д. Да, это потери. Но потери есть в каждой войне. Как же не быть им и в войне информационной?

На фестиваль Православных СМИ приехали представители многих епархий России и ближнего Зарубежья.

Пока Церковь была слаба, пока не было сил на полноценную оборону, Господь прикрывал и покрывал Церковь от озлобленных информационных выхлопов. Сейчас с Божьей помощью мы окрепли настолько, что эти атаки не так и страшны. Кто был в огромном зале-шатре во время пленарного заседания фестиваля, тот, наверное, не скоро забудет ту радостную, творческую атмосферу, которая царила на фестивале. Сколько молодых, красивых, светлых и одухотворенных лиц! Сколько священников! Сколько искренности в речах и в глазах… Опоздали Гельман с Невзоровым! А уже упущенного не воротишь. Напротив, все их уколы и удары только разбудили дремавшие силы защитников веры. И теперь изменится в корне «повестка дня». Ибо с нами Бог — и на информационном фронте тоже.Но есть и плюсы. Либеральной пишущей тусовке стало уже невозможно не замечать и в лучшем случае даже снисходить к Церкви. Тут вдруг почуяли они большую, серьезную силу, да такую силу, по сравнению с которой все их дутые «марши миллионов» — просто статистическая погрешность, не больше… И начали бить… Хотя и понимают сами, что опоздали. И больше всего пугает их только еще наметившееся, не окрепшее, не пустившее глубоких корней еще, но все равно уже сейчас приносящее добрые плоды и необходимое всему обществу соработничество Церкви и государства. Даже в выступления на нашем фестивале просочилась такая вот странная точка зрения. Редактор «Российской газеты» Владислав Александрович Фронин, который в своем выступлении сказал много верного, все же в конце характерно обмолвился на сей счет: «Церковь слишком увлекается диалогом с государством, с властью, а не с обществом. Церковь должна искать опору не среди чиновников, а среди интеллигенции, среди сельских учителей, врачей». В первую очередь здесь бросается в глаза внутреннее противоречие: а почему одно обязательно должно исключать другое? Зачем это наше извечное: или — или?.. К тому же ведь и власть — законная часть Русского Мира, который мы общими силами с таким трудом восстанавливаем. Другой выступающий, историк и телеведущий Феликс Разумовский, тонко подметил, что когда слышит подобные разговоры о каком-то «сращивании» Церкви и государства, даже не сразу понимает, о какой, собственно, власти, о каком Белом Доме идет речь? Уж не о вашингтонском ли?.. Словно разговоры эти ведутся совсем не о нашей стране. Настолько далеко все это от реальности.

Один выступавший (Дмитрий Сладков, член Межсоборного присутствия) точно заметил, что вот сейчас, у всех на глазах происходит рождение нового, особого церковного служения — Православной журналистики. И уже не как «технического», профессионального вида деятельности, а именно как отдельного служения Христу для блага и охранения народа Божия! Эти-то люди, собранные в просторном зале фестиваля, и призваны на это новое служение. Они и дадут отпор информационным противникам. Надеюсь, и наш «Благовест» не останется в стороне… С Божьей помощью!

И все же то, что мы в последние год-полтора увидели, еще далеко не главный информационный удар. А пока что лишь арьергардные бои. Главные схватки впереди. А схватки эти будут серьезные, ибо вестись они будут уже за судьбу и будущее России. И как же точно, как взвешенно прозвучал голос человека, ставшего ключевым звеном на нашем информационном фронте, Владимира Романовича Легойды: «Главная битва еще и не начиналась…». Так что расслабляться не приходится.

Но Бог даст, выстоим, и сейчас — и потом!

Антон Жоголев

Фото автора.

Дата: 30 ноября 2012
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru