Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

«Эх, дороги, пыль да туман…»

Нужен ли автомобилистам особый свод нравственных правил?


На шоссе как в жизни

В обществе сегодня назрел разговор о том, как улучшить моральную обстановку на дорогах. В ряде центральных российских газет прошли статьи на эту тему. А Ватикан даже успел опубликовать 10 заповедей автомобилиста… «На дороге как в жизни», — такую фразу я услышала от нескольких священнослужителей Самарской епархии, к которым обратилась с просьбой высказаться по проблеме. В этой статье мы попытаемся сформулировать свои — Православные! — основные нравственные заповеди для каждого, кто садится за руль автомобиля.
В «Правилах пастырского попечения на дороге», разработанных под патронажем Папы Римского Бенедикта ХVI, речь идет об уважении к пешеходам, аккуратном внешнем виде машины, отказе от агрессивного поведения на дороге и грубых жестов. При этом у Ватикана как у самого маленького государства на Земле нет и половины проблем, существующих в крупных странах. А на российских дорогах возникают еще и специфически-наши, доморощенные проблемы, которые в Ватикане и вовсе вряд ли поймут…
По данным, предоставленным старшим инспектором по особым поручениям Управления ГИБДД ГУВД по Самарской области Анной Анатольевной Карачанской, за пять месяцев этого года в нашей области зарегистрировано 1722 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 192 человека и 2199 получили ранения. С участием детей произошло 193 ДТП, 4 ребенка погибли, 202 ранены. Основной причиной аварий специалисты считают несоблюдение водителями легковых (чаще всего!) машин скоростного режима, на втором месте — нежелание уступить дорогу и на третьем — неудачные обгоны. Популярность мотоциклов в молодежной среде тоже приводит к авариям. Так, совсем недавно на площади Куйбышева возле жилого дома (там, где движение запрещено вообще!) 23-летний парень сбил двухлетнюю девочку.
Представитель самарского отделения Всероссийского общества автомобилистов Татьяна Евгеньевна Васильева считает агрессивность одной из главных причин высокой аварийности:
— На дороге идет настоящая война всех против всех. Водитель — это нечто неуправляемое, его раздражает все: снующие мимо машины, велосипедисты, мотоциклисты, медленно передвигающиеся бабушка, ребенок или беременная женщина… Он готов воевать со всеми, включая сотрудников ГИБДД, как, впрочем, и последние с водителями. И это ужасно.

А как у них?

Давняя читательница и постоянный автор статей в нашей газете Православная американка Ирина Русанова, водитель с 20-летним стажем, рассказывает о своем личном — заграничном опыте управления автомобилем.
— Живя в Италии, я радостно удивлялась, можно сказать, забавной манере итальянской езды. Это постоянные взаимоотношения водителей и пешеходов. Порой комичные и трогательные. Там для пешехода автомобиль — это не мертвый предмет, потому что в нем находится живой человек, которому можно что-то сказать, сделать знак, получить ответ… Водители же относятся к пешеходам со всем спектром итальянской эмоциональности, при этом не теряя уважения к тому простому обстоятельству, что те, в отличие от них, не защищены грудой металла и значительно более уязвимы. В Австрии и Германии — закон и послушание в основе езды. Сама я машину начала водить в США, когда мы жили в Нью-Джерси. Вообще на восточном побережье жизнь более агрессивна, чем на западном, и это в полной мере отражается на том, как люди ведут себя за рулем. Но существуют жесткие законы (во всей стране), за нарушение которых нещадно штрафуют. Надо сказать, что система штрафов — оптимальная мера наказания здесь. Уровень жизни довольно высок, и плата за превышение скорости (в зоне, например, 65 миль в час штрафовать начинают, если ты едешь 80 миль в час) примерно 175 долларов. За то, что едешь один в полосе, где позволяется в определенное время (час пик) в машине ехать только с пассажиром — 230 долларов и т.д. Штрафы постоянно растут, и нарушитель получает поинты (проколы). Кстати, существует и возможность оправдания в суде и прохождения курса безопасности движения (в таком случае поинты снимаются), что благотворно влияет на стоимость страховки, без которой вождение машины категорически воспрещено.
В США манера вождения достаточно вежливая. Хотя случается, что и подсекут на дороге или «сядут на хвост», но за эти нарушения тоже наказывают, ежели те попадаются. Меня однажды остановил полицейский за превышение скорости (78 миль в час) и за то, что ехала слишком близко к впереди идущей машине. Со мной находились муж и сын, и я объяснила, что мы опаздываем на службу в церковь. На что получила предупреждение и совет выходить на десять минут пораньше.
Уважение и взаимопомощь — неотъемлемая часть безопасности движения.
И здесь я вспоминаю: «Какой же русский не любит быстрой езды!..»
Я проехала пол-Европы на автомобиле, одна, не зная иногда, в какой стране нахожусь… У меня никогда не было страха на дорогах, кроме дорог российских…
Те, кто водит машину, знают, что на уровне инстинкта водитель в случае опасности «жмет» на тормоза… Только чудом дно машин, на которых мне доводилось ездить по России, не отваливалось…
Впервые в 1993 году мне нужно было на машине добраться из Питера до Пскова. Не успели мы двинуться в путь, как какая-то машина уже летела в нас по нашей же полосе… В 94-м я приехала с семилетним сыном. Возвращаясь в аэропорт Пулково, я пережила за несколько часов все «земные мытарства». Уверена, что живы мы остались лишь благодаря защите Матери Божией, Которой отслужили перед дорогой молебен у чудотворной Курской Коренной Ее иконы (ныне главная святыня русского зарубежья — ред.). И с тех пор, не переставая восхищаться порой ювелирному мастерству и точности российских водителей, я все-таки предпочитаю не садиться в России за руль.
Мне кажется, что в жизни и без того достаточно стрессов и искушений, чтобы создавать себе еще и искусственные препятствия, и поэтому стараюсь следовать совету того полицейского и выходить из дому чуть раньше. И еще: я знаю, что гармония невозможна без порядка, и мы сами лишь разрушаем ее, пытаясь самоутверждаться, особенно на дорогах. Садясь за руль, мы несем ответственность перед Богом не только за свою жизнь, но и за всех, кто вокруг нас.

«В путь — только с Богом!»

Как рассказал секретарь Самарского Епархиального управления, настоятель Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары протоиерей Виктор Ушатов, по просьбе сотрудников ГИБДД во многих храмах на информационных стендах «Уголок прихожанина» отведено место и для листовок по безопасности дорожного движения. А в воскресных школах в течение учебного года проводится цикл соответствующих занятий. При этом отец Виктор уверен: какие бы совершенные ни придумали законы, правила и наказания за их нарушения, корень зла — в самом человеке, не желающем их признавать.
— Сам я являюсь водителем, активным участником дорожного движения, — говорит протоиерей Виктор Ушатов. — Когда только мы начали сотрудничать с ГИБДД и изучать статистику, выяснилось, что в большинстве случаев в ДТП бывают виновны пешеходы. С каждым годом количество ДТП увеличивается, и, к сожалению, все чаще виновниками происшествий оказываются пешеходы. Первое, что мы сделали: выпустили рекламные щиты на дорогах Самарской области, которые призывали к соблюдению Правил дорожного движения. Второе — это обращения настоятелей к своим прихожанам быть внимательными на дорогах.
— Отец Виктор, какому святому, на ваш взгляд, чаще следует молиться автомобилистам?
— С просьбой о помощи в дороге можно искренне помолиться своему Ангелу Хранителю, любому святому, потому что каждый святой может предстательствовать за нас пред Богом. Но по благочестивой традиции, отправляясь в дальний путь, путешествующие молитвенно просили о помощи Святителя Николая Чудотворца. Заметим, тогда не было такого скоростного транспорта, как сейчас, и люди именно путешествовали, в отличие от нас: проехать два квартала — садимся в машину.
— Какие советы можете дать водителям?
— Как мы освящаем свое жилище, так необходимо освящать и автомобиль, ведь современный человек немало времени проводит за рулем. После освящения машины темные духи отойдут в сторону и не будут мешать человеку управлять ей. В автомобиле как в Доме Божием обязательно должна быть иконка: в путь — только с Богом! Прежде чем тронуться с места, помолитесь Господу. Если текста канонической молитвы водителя (а есть и такая!) у вас под рукой не окажется, подойдет любое искренне сказанное перед иконой, идущее от сердца слово. И это молитвенное правило должно завершиться в конце дня, когда водитель ставит машину и выключает ключ зажигания. Поблагодарите Бога за благополучно завершенный день, даже если и были какие-то неудачи в течение этого времени.

«На водителей может повлиять только Закон»

Священник Рустик Гузь, настоятель Свято-Пантелеимоновского храма г. Самары, руководитель епархиального отдела по работе с молодежью:
— Надо признать, что большинству наших граждан не хватает такта, вежливости по отношению друг ко другу. Во время освящения машин я напоминаю водителям (а нередко люди слышат такие наставления впервые), что перед тем как сесть в автомобиль, нужно осенить дорогу крестным знамением, сказать: «Господи, благослови!», ведь транспортное средство — объект повышенного риска. Всем участникам дорожного движения побольше бы ответственности, понимания того, что дорога не прощает ошибок, а уж тем более легкомыслия.
Считаю, что должно быть больше строгости по отношению к нарушителям правил. Каждый должен четко знать, что за любое, даже малейшее нарушение обязательно последует наказание. Только такие меры могут остановить вал ДТП. Есть еще одна мера — профилактическая, но на наш российский менталитет, к сожалению, больше действует метод кнута. Нередко мы критикуем Запад за бездуховность, а ведь люди там и воспитаннее, и приветливее. На водителей может повлиять только Закон и ответственность каждого за его нарушение.

«На дороге все равны»

Протоиерей Вадим Подолько, настоятель Казанского храма пос. Мехзавод, г. Самара, водитель с 15-летним стажем:
— Когда человек садится за руль машины, необходимо испросить у Бога благословения или прочитать молитву «Царю Небесный». При этом всегда должно быть памятование о том, что каждая поездка может оказаться последней. Если в жизни люди различаются между собой социальным или материальным положением, то на дороге, как и перед Господом, все равны, потому как одинаковыми могут быть последствия наших ошибок.
Всем своим близким, духовным чадам, прихожанам благословляю иметь в автомобиле иконочку Святителя Николая.
— Для вас значима марка автомобиля, на котором вы ездите? Сталкивались ли с завистью к себе из-за того, что обладаете хорошим автомобилем?
— Я живу по такому принципу: что Господь дает, то и имею. Сейчас езжу на иномарке, «Мицубиси Паджеро», а раньше была «Волга». Главное для меня — хорошая проходимость, которую дает машина. Для многих это соблазн, не спорю, но ведь дареному коню в зубы не смотрят. А ситуация на проезжей части сегодня непредсказуема, как сама жизнь. Сейчас, слава Богу, стало получше, чем еще лет десять назад, когда я, например, в трудной ситуации не мог рассчитывать на помощь незнакомых мне людей, такие случаи во время поездок были, и не однажды. Сегодня люди стали помягче и подобрее. Возможно, больше стало верующих. А вот состояние дорог, как и прежде, оставляет желать много лучшего.
Был однажды такой случай, когда без помощи святых не обошлось. Я и двое моих спутников ехали на машине. Водитель «КамАЗа» заснул и выехал на встречную нам полосу. Я ему помигал, а он едет, не останавливаясь. Мне ничего не оставалось, как врезаться в большегруз или нырнуть в кювет. Я выбрал последнее. Мы на своей машине перевернулись три раза! И, слава Богу, все обошлось, ни я, ни мои спутники не пострадали, лишь на крыле автомобиля осталась небольшая вмятина. Ребята сказали, что, если бы не находились со мной в машине, никогда бы не поверили, что такое возможно. А я просто успел помолиться…

«Причина хаоса — в безбожии»

Священник Сергий Гусельников, ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары, убежденный пешеход:
— Строго по древним канонам Церкви священнослужитель не может иметь машину, так как не имеет права рисковать своей жизнью, ведь он должен заботиться о своей пастве и не подвергать себя опасности без особой надобности. К сожалению, в нашей епархии многим памятны случаи гибели священников в аварии… К тому же есть риск самому невольно нанести кому-то увечья или смерть. А после этого как предстоять пред Богом за прихожан? С другой стороны, настоятелям сельских приходов сложно обходиться без транспорта. Некоторые священники ездят на велосипеде. У меня нет особой нужды в машине. А в паломнические поездки в любое время могу отправиться со своими духовными чадами.
В последние годы все чаще люди обращаются ко мне с просьбой об освящении автомобилей, в некоторые дни освящаю по четыре-пять машин, и все больше за рулем становится женщин. Порой обращаются совсем молодые особы на дорогих авто, которым чаще всего роскошные машины просто дарят. Женщины, считаю, более аккуратные водители, чем мужчины, но в сложных ситуациях они теряются, потому что женская природа более эмоциональна.
После освящения машины обычно говорю, что теперь к транспорту приставлен Ангел Хранитель и надо стараться, чтобы он не отошел. То есть не курить в машине, не сквернословить, не вешать безстыдных картинок. И чтобы иконочки были. Ангел Хранитель спасает и защищает. И в то же время нельзя смотреть на совершение требы по освящению машины как на магическое действие. Нужно и самому молиться, чтобы избежать аварий. Есть и специальная «молитва водителя».
Помнится мне один духовный случай. Ездили мы с детьми на Феодоровский источник. На обратном пути детей оставили у бабушки, а сами отправились в Самару. Перед Переволоками наша машина шла на хорошей скорости. Водитель сосредоточенно смотрит вперед, а женщина, сидящая рядом с ней, вдруг видит, что сбоку на огромной скорости вылетает машина. Еще доля секунды, и все могло бы закончиться очень печально… Наша водитель стала сигналить, но «бритые затылки» посмотрели и даже не притормозили. Видимо, через них лукавый пытался нас уничтожить, но сохранила Божия Матерь. Решающими стали какие-то доли секунды, позволившие нам разминуться. А ведь незадолго до этого на источнике служился акафист, в котором есть слова «Сохрани в дороге путешествующих».
В феврале я побывал в Италии, в городе Бари, у мощей Святителя и Чудотворца Николая. В этой стране на дорогах совершенно иная ситуация. Если на узеньких улочках столкнулись машины, они через десять минут уже должны разъехаться, обменявшись страховыми карточками, и не мешать городскому движению. У нас же будут стоять до вечера, пока не прибудут работники ГАИ и не составят протокол. А пешеход идет и думает, как бы пройти, чтобы его, бедного, не сбили или не задавили.
Происходит полнейшее разрушение русского сознания. Причина хаоса, разрухи — в безбожии. К сожалению, главная ценность современного человека — успех. Культ золотого тельца затмил все. А другие люди — это враги, противники, которые мешают достижению заветной цели, и отсюда — внутренняя злость, неустроенность души. На дороге это особенно заметно.

«Неписаное правило на дороге — помогать!»

Иерей Валерий Бахтин, настоятель храма во имя Архистратига Божия Михаила, с. Владимировка Елховского района; за рулем — 25 лет:
— У меня очень старенькая машина… Я всегда езжу в подряснике. Порой остановлюсь просто проверить, подлить воды в радиатор, и люди не проезжают равнодушно мимо, спрашивают участливо, не помочь ли чем. Например, одна и та же деталь у меня ломалась обычно или при 35-градусном морозе или при 35-градусной жаре. И, как правило, останавливались, помогали, и не только сочувствием, но и делом.
Не раз приходилось и мне подвезти кого-то или дотащить поломавшуюся машину. Есть такое неписаное общее правило на дороге — помогать. Оно не зависит ни от сана человека, ни от должности.
Храм наш находится в стороне от большого движения. Когда я, например, поворачиваю на машине к церкви, моя матушка спрашивает: «Ты для кого поворотник включил? Там одни куры да гуси». Но правило есть правило! Все равно поворотник включаю.
Хотя движение и слабое у нас во Владимировке, но, к сожалению, был случай, когда один пьяный на «уазике» умудрился сбить насмерть мальчика. Водитель уснул за рулем…
Я считаю, если человек соблюдает нравственные заповеди в жизни, то он и за рулем о них не забывает. Культурный человек, как правило, во всем культурен. Хотя возможно, что за рулем обостряются какие-то темные стороны личности человека. Мы пересекаем какие-то невидимые меридианы, когда едем с большой скоростью. Богом не установлено, чтобы человек ездил, — он пешком должен ходить. По-видимому, в голове что-то происходит. К тому же на дороге большое напряжение, обилие рекламы, соревновательность какая-то, — все это усиливает раздражение. Поэтому если человек обычно и не ругается, то здесь обязательно на кого-то сорвется.
…Наш елховский батюшка, отец Владимир Балашов, за рулем не ездит. Но он мне рассказывал, что когда выходит на дорогу, то сразу читает тропарь Николаю Чудотворцу. Еще до конца не дочитает (он не очень длинный), кто-нибудь уже останавливается и подвозит его.

Дракон у дороги

Протоиерей Николай Советкин, настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары, г. Нефтегорск.
— У нас в районе есть село Утевка, в пяти километрах от него в сторону Нефтегорска — очень напряженный участок дороги, где регулярно случаются тяжелые аварии. По благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в скором времени здесь будет установлен Поклонный крест. А предыстория такая. Недалеко от Утевки все местные жители знают место, которое называется «Три тополя», сейчас, правда, деревья уже спилили. Там разбился баскетболист Тихоненко на джипе «Хаммер», погибло немало нефтегорцев, в этом году уже три смертельных случая было. Я сам в тех краях «улетал» на машине. Нынче по непонятной причине загорелся проезжающий автобус. Даже осенью прошлого года Андрей Малахов в своей передаче «Пусть говорят» на Первом канале ТВ поднимал эту тему. В общем, место нехорошее и окутано темной мистикой. Одна наша прихожанка, проезжая там, сделала фотографии, на которых отпечаталось изображение дракона. Затем она отдала одну из фотографий своей знакомой. У этой женщины вскоре разбился сын. Во время похорон фотография лежала в определенном месте в доме, а затем безследно исчезла. Мало того, у первой женщины сгорела квартира вместе с этой фотографией и пленкой. Эти фотографии исчезли у всех тех ее знакомых, кому она их давала. Однажды и я, грешный, решил сфотографировать на цифровой аппарат это место. Но у меня ничего не отпечаталось, а заболела глазами дочка, просто перестала видеть, причем случай был сложный и не совсем понятный. Она две недели лечилась. Матушка у меня забрала фотоаппарат и настоятельно попросила больше не фотографировать «Три тополя». Другая наша прихожанка возвращалась домой от дочери из Тольятти, и во время пути это место постоянно не выходило у нее из головы, само по себе. А когда ехала к дочери, то ли человек, то ли какое-то человекоподобное существо вынырнуло на дорогу, но они как-то успели увернуться. Причем двое в машине его видели, а двое нет. Протяженность этого опасного участка около четырех километров. На этом промежутке и на ровном месте, и на возвышенностях люди разбиваются очень часто. Поэтому здесь по согласованию с главой района принято решение об установке Поклонного креста. Так что скоро нечисть попятится от силы Животворящего Креста Господня, и я надеюсь, что ездить там можно будет безбоязненно. Кстати, на Руси была широко распространена традиция установки на дороге Поклонных крестов. А по всей стране таких мест, конечно же, немало.

«Води машину по-Христиански!»

Протоиерей Олег Китов, настоятель храма в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, г. Самара:
— В «заповедях автомобилиста», которые опубликовал Ватикан, я вообще не вижу Христианского духа. Там представлена обыкновенная, мирская, терпимая позиция, своеобразные заповеди общежития. Они напоминают заповеди строителя коммунизма, не более того. Там нет Христа. Католики предлагают водителям и пешеходам взаимную вежливость, уважение. В этом, несомненно, нет ничего плохого. Но для Христианина этого недостаточно. Интересна, например, заповедь восьмая: виновные в аварии и пострадавшие должны встречаться и прощать друг друга. Да, конечно, в любом случае все нужно заканчивать миром. Но не всегда это выполнимо. Бывает, ко мне как к священнику подходят родственники человека, совершившего убийство, и говорят: может, нам сходить к родителям убитого, примириться, что-то предложить. Однако я не посмею высказать, что им именно так и нужно поступить. Я не уверен, что будет адекватная реакция, что их не выгонят и не оскорбят. Здесь должно быть встречное движение. Если есть возможность примириться, надо примиряться, а так, чтобы в виде заповеди…
Мне гораздо ближе те нравственные правила для водителей, которые составлены Православными священниками и взяты за основу в городе Красноярске. Я не против правил Ватикана, пусть они будут, пусть они исполняются. Но мне как Православному священнику видится, что в них не хватает веры. Если они названы «Правила пастырского попечения на дороге», то где здесь пастырство, где Христианский священник? Крест прежде всего должен приводить людей ко Христу. Если священник и Христианин садится за руль и не крестится, не молится, то как бы он ни был вежлив, он ничем не отличается от других. Это просто вежливый, ответственный водитель. Христианин за рулем — это нечто большее. И даже не четки или освященный автомобиль тут особенно важны; это некая другая субстанция, иное чувствование себя на дороге и в жизни. Это качественно другое понимание того, что ты делаешь, и своей ответственности. Как у Апостола Павла: «Лучше (…) не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21). Я, предположим, могу ездить с высокой скоростью, умею, в силу своего уже 20-летнего опыта за рулем, и агрессивно, и в гораздо наименьший промежуток времени попасть в ту или иную точку города. Но как отзовется мое поведение на дорогах на тех, кто рядом со мной, особенно молодых водителях? Я думаю, что отрицательно. Если один поехал с огромной скоростью, то и другой может так же. А если узнают, что это батюшка едет? Тогда другим, в кавычках, конечно, и «Сам Бог велел?» А это неприемлемо.
Прежде всего, как и Десять заповедей Моисея, выработанные красноярскими священниками заповеди вождения разделяются как бы на две скрижали. Одна рассматривает взаимоотношения человека с Богом, а другая — взаимоотношения человека с человеком. Поведение человека на дорогах должно основываться на ответственности перед Богом и людьми. Веди себя так, как бы ты желал, чтобы вели по отношению к себе: не лихачь, не подрезай. Всем хочется, чтобы с нами были вежливыми, учтивыми, уступчивыми, особенно когда мы торопимся; так и мы должны поступать. Как аукнется, так и откликнется.

Всем маркам автомобилей отец Олег предпочитает «Оку», поскольку христианская совесть не позволяет ему разъезжать перед бабушками-прихожанками на шикарных автомобилях. А еще отец Олег совершил одно неброское, но важное дело: двенадцать лет назад давал первые уроки вождения редактору газеты «Благовест» Антону Жоголеву, и последний до сих пор испытывает к нему признательность за терпение и за мудрость. Ведь один из его уроков был такой: «води машину по-Христиански!» А в это емкое определение входит сразу все: и вежливость, и терпимость, и готовность помочь, уступить, сдержаться… Именно так и водит машину священник Олег Китов. А нам у него еще учиться и учиться… Не всем попадаются такие замечательные инструкторы по вождению, и потому мы, пользуясь случаем, этот совет отца Олега сообщаем читателям.

Десять заповедей для водителей (составлены священнослужителями в Красноярске):
1. Начиная всякую свою поездку, убедитесь, не оставили ли вы свой нательный крестик дома.
2. Осените себя широким крестным знамением и испросите на поездку Божие благословение.
3. Осените крестным знамением свой путь и произнесите вслух или про себя краткую молитву «Господи, благослови!».
4. Ни в коем случае не старайтесь сократить время поездки. (То есть не гоняйте на повышенной скорости. — ред.)
5. Не забывайте подавать знак благодарности пропустившему вас водителю.
6. Извиняйтесь перед тем, кому помешали, даже если и не по своей вине.
7. Всегда уступайте дорогу спешащему или ведущему себя агрессивно водителю.
8. Досадившему вам водителю никогда не желайте зла, а помолитесь о нем словами «Спаси его, Господи, и меня, грешного, помилуй».
9. Вместо праздных разговоров на пути следования или в автомобильных пробках старайтесь непрестанно читать молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
10. После завершения пусть даже короткого путешествия осените себя крестным знамением и поблагодарите Бога за успешное завершение вашей поездки, причем любой, а не только удачной (памятуя, что могло бы быть гораздо хуже), и от всей души произнесите благодарственную молитву: «Слава Богу за все!»

Ирина Гордеева
29.06.2007
Дата: 29 июня 2007
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru