Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

Полюшка

Молиться Господу — большой духовный труд, а мы всеми правдами и неправдами пытаемся его избежать, передать кому-то другому…


Молиться Господу — большой духовный труд, а мы всеми правдами и неправдами пытаемся его избежать, передать кому-то другому…

«Да и нет не говорите…»

— А вы были у Полюшки?
— Да, сходите, спросите у Полюшки…
— Есть, говорят, такая Полюшка…
В разных самарских храмах и в паломнических поездках можно услышать обрывки таких вот фраз. Мало этого, к нам в редакцию звонят из других городов и просят сходить к Полюшке и спросить ее совета. Пришло письмо из Курска, где женщина умоляет узнать у Полюшки, делать ей операцию или нет… Один проезжий петербуржец через Полюшку узнал, стоит ли ему дальше дружить с девушкой («не стоит», дала понять она). Имя Полюшки так часто стало встречаться на Православном горизонте, что переросло в настоящее явление духовной жизни Самары. Отмахнуться, сделать вид, что ничего не происходит, уже не так просто. И мы решили познакомиться c той, о ком так много говорят.
Вскоре я узнала, что одна добропорядочная чета привозит Полюшку помолиться в самарский храм Иоанна Богослова каждый четверг на акафист Божией Матери «Всецарица» (перед этой иконой молятся при онкологических заболеваниях).
Мои опасения, что я не смогу сама узнать Полюшку, были напрасны. Она вместе со своей помощницей была чуть поодаль от всех прихожан, ожидавших начала службы. Полюшка была на инвалидной коляске, к ней по очереди подходили люди, вставали на колени, что-то ей говорили и вкладывали в ее дрожащие руки деньги… Когда подошла я, то Полюшка по своему недугу (она болеет ДЦП с самого рождения) размахивала кистями рук, и от этого купюры, вложенные в ее ладони, были похожи на веер. Она то улыбалась, то смотрела строго, то активно вертела головой. На мое предложение поговорить о Полюшке ее помощница ответила отказом. Потом она спросила Полюшку, стоит ли разговаривать со мной, журналисткой, та в ответ жестикулировала головой как «да», и одновременно руками как «нет». Каждый из нас выбрал свое: я — что Полюшка согласна, чтобы про нее рассказали, а помощница — что нет, Полюшка это не одобряет. Вот поди и разберись, кто из нас прав!
— Она против, а без ее согласия ничего сделать нельзя… — сказала мне хожалка.
— Да ведь Полюшка ответила положительно! И у меня есть благословение священника писать о Полюшке.
— Она не благословляет, не желает, чтобы о ней писали… — немного сердито буркнула помощница.
В этот момент подошел молодой человек в темной куртке, по виду сразу понятно, что охранник. Серьезный молодой человек. Он собрал из рук Полюшки все деньги и скромно отошел в сторонку.
— Простите, — обратилась я к нему, — у меня есть благословение написать о Полюшке, люди нам пишут, просят… Вы знаете ее близко, расскажите…
— Полюшка, может, будет повыше священника…
Мне было странно слышать такие слова.
— А разве такое может быть?.. — растерянно спрашивала я. Ведь что может быть выше священнического сана? Во время Богослужения руки священника — это руки Самого Христа! Есть притча, в которой говорится: если увидишь одновременно священника и святого, сначала подойди к священнику, и только потом к святому…
Я пыталась все-таки, несмотря на полное непонимание, поговорить с теми, кто взял на себя огромный труд заботиться о совершенно больном человеке, который, по-видимому, стоит из-за своей болезни ближе к Христу.
— Расскажите, сколько Полюшке лет, кем она вам приходится? — все не унималась я.
— Ни о чем говорить не будем, — категорично ответили мне.

Кому Господь открывает будущее?|

Мне показалось странным, почему на такие простые вопросы нельзя ответить. Когда речь зашла о фотографии, в голосе охранника появились даже металлические нотки. Я осталась на акафист и молилась Матери Божией, чтобы поступить верно. Писать о таком духовном явлении очень сложно, нельзя ошибиться, надо правильно расставить все акценты. Я молилась и просила Господа указать верный путь. Во время акафиста протоиерей Олег Авдонин встал возле меня, и я решилась обратиться к нему за помощью. Попросила его сказать настоятелю протоиерею Николаю Мезинову, который служил акафист, чтобы он помог мне в съемке героини моей будущей статьи. И вот чудо — мне было разрешено сделать один кадр!
В храме Иоанна Богослова особое отношение к Полюшке, о ней здесь очень заботятся, поэтому после акафиста священник ее причастил Святых Таин.
Я обратилась к настоятелю храма протоиерею Николаю Мезинову с вопросом, как правильно относиться к Полюшке. Кто она? Новая блаженная, провидица? Или просто больная и несчастная женщина?
— Дело все в том, — сказал мне отец Николай, — что во все времена люди искали и находили себе прорицателя… Всем хочется знать, как правильно поступить в жизни, какой шаг будет вернее, и люди стремятся за советом к провидцам. Предсказать будущее очень тяжело, но Господь некоторым людям за духовные подвиги открывает завесу времени. В своей жизни я встречал таких людей, один из них был Владыка Серафим Полтавский… Еще когда нас, ребятишек, водили в храм, то во время помазания он всегда говорил моей маме: «Держи детей, чтобы не развратились…» Имелось в виду, чтобы были ближе к Церкви. Ему было открыто будущее, но Владыка не говорил прямо о том, что ему открыто, только лишь предупреждал. Он предвидел искушения, которые начнутся в хрущевские годы. И в годы хрущевских гонений советы Владыки Серафима стали понятны тем людям, к которым он обращался. Моя тетя сильно болела и по этому поводу очень горевала, он ей советовал поднять голову и смотреть вперед, а то придет беда еще больше.
Когда я уже жил в Самаре, то познакомился с Марией Ивановной Матукасовой. Она предсказала мне дорожную аварию и предупреждала, как ее можно избежать. Часто повторяя мне, чтобы я продал машину. «Продай, продай машину…» Называла сумму, которую знал только я, говорила, какому человеку продать. Я все время находил много причин, чтобы не продавать, и все ездил, пока не попал в серьезную аварию. После этого она опять настаивала, чтобы я продал машину, и называла, кому и за какую сумму…
А вот Полюшка совсем другое духовное явление, она не как Мария Ивановна. Дело все в том, что через Полюшкину болезнь Господь, быть может, открывает ей больше, чем нам, грешным. Она чиста перед Господом… По своему недугу сказать она ничего не может, объясняется только жестами. Полюшка может показать знаки одобрения или отрицания, она машет головой, ярко жестикулирует руками. Да-да-да или нет-нет-нет, а вот что именно значит ее да или нет — это уже человек сам истолковывает на свой лад и может ошибиться. Может дать неправильное объяснение.
Многие люди даже обращаются за Полюшкиным благословением, но она не имеет права благословлять. Она может благословить только материнским благословением, как мать перекрестить тремя перстами. Такое благословение может дать своим детям любая Православная женщина. За ней ухаживают люди — это большой труд. Покормить, одеть, помыть, привезти в храм… Многие Православные, обращаясь к Полюшке, дают ей денежки и этим помогают материально. Все это хорошо и правильно, помогать больному человеку мы просто обязаны, но вот чтобы духовные подвиги какие-то у нее были, я об этом не знаю. Некоторые священники мне говорят, что Полюшке можно заходить в алтарь, но мне такого благословения не давал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, и потому в алтарь Полюшку я ни разу не заводил.

«Дайте нам чудо!»

— Сколько лет Полюшке? И все-таки кто она — старица, просто сильная молитвенница? Или обычная болящая верующая? — продолжаю спрашивать отца Николая Мезинова.
— Я думаю, что ей около семидесяти лет. Я видел ее еще когда сам был молодой. Полюшку знаю очень давно, еще когда жива была блаженная Мария Ивановна. В те времена Полюшку возили в Покровский кафедральный собор. Я служу уже 44 года и за это время сколько уже видел таких молитвенников, много их было… И всегда вырисовывается такая тенденция. Появляется человек — сильный молитвенник, которому Господь открывает чуть больше, так мы сразу же его в каноническую степень возводим. Но этого делать никак нельзя. Ни один старец не старается, чтобы его возвышали, напротив, опасается этого. Все старцы всегда говорят, что очень грешные, и принижают себя перед людьми и Господом. А Полюшку сейчас люди возвысили и восставляют так, что она стала просто каким-то рекламным щитом, на котором написано: «ПОЛЮШКА».
— Может быть, люди ищут вторую Марию Ивановну?
— Да. Возможно, хотят найти новую блаженную. Русский народ привык к чуду, хочет чуда, и без чуда ему не живется… И он порой его сам создает. Все это называется — дайте нам чудо! Хотим чудо! И стараемся увидеть его во всем. Например, пролили случайно масло на лампадку — «лампадка замироточила». Масло оказалось на иконе — «икона замироточила», и человек начинает про себя думать, что достиг такого совершенства, что у него мироточат иконы. Или наоборот, корить себя, что такая грешная, что даже иконы мироточат. Надо спокойно относиться даже к подлинному мироточению и посмотреть, помолиться, подумать, в связи с чем это совершилось. Я всегда советую для начала место мироточения хорошенько протереть ватой и так раза три подряд. Если Господь явно допускает мироточение, то оно все равно покажется. Если же нет… Замироточил как-то у меня церковный календарь, я покропил его святой водой — все, больше не мироточит.
— Так как же относиться к чуду? И что такое чудо?
— Надо ко всему относиться с головой… Чудо — это необъяснимое явление. Но даже к нему надо относиться разумно. Вот взять исцеление тяжело больного человека — для многих чудо, а для Православных исполнение просимого. Человек помолился с верой, и по его вере стало ему легче. Для кого-то чудо, а для нас вымоленное… Чудо — это наша с вами вера, которая изменяет человека, заставляет думать не только о материальном, но и о душе… А все это мы хотим подменить Полюшкой или кем-то еще. Да, Полюшка благочестивый человек, да, она человек достойный благодати. Мне всегда нравилось выражение покойного Митрополита Иоанна (Снычева) о Марии Ивановне, он называл ее Божьим человеком, который по-Божьи все делает. Но мы-то все постарались сильную молитвенницу так «заобожать», так ее возвысить, что потеряли ее. Мария Ивановна, я думаю, прожила бы еще дольше, если бы ее так не вознесли. Ей, скромной церковной труженице, мы своим почитанием и своими безконечными просьбами и проблемами просто не давали дышать… К такому человеку надо относиться бережно, не надо ему вредить…
Вот и Полюшка после нашего к ней обращения, и даже после самой простой молитвы о нас — берет она на себя тяжесть наших грехов — болеет еще сильнее. Духовно надо ко всему подходить, а то ведь получается, как в басне Крылова: «по улицам слона водили, как будто напоказ…» Зачем нужна эта показуха, и кому она нужна? Ну конечно же, не Поленьке. Вот недавно возили Полюшку в Дивеево, так люди там просто набрасывались на нее, не давали проходу, просили ее молитв. А разве в Дивееве мало святых мест, где сам человек может помолиться Господу?
И я опасаюсь за ближайшее будущее Полюшки. Ее опекунья сейчас сильно больна, у нее серьезная травма, значит, сейчас возьмет опекунство племянник, к Полюшке безконечной вереницей будут идти люди. Будет идти и копеечка, только самой Полюшке это здоровья не прибавит.

«Она по болезни своей ближе к Богу»

— Может быть, люди не хотят сами молиться и свой духовный подвиг переносят на эту больную женщину?
— Если бы мы с вами имели веру хотя бы с горошину, настоящую, не колеблющуюся, истинную, то не ходили бы просто так к провидцам. А ведь к Марии Ивановне приходили и спрашивали даже, какого цвета им джип покупать и хватит ли денег, если начнут строить дом… Это что, вера? Мы не имеем веру, а хотим, чтобы через кого-то Господь нам дал блага. Мы веру пытаемся использовать в собственных целях, а не для спасения своей грешной души. Давайте тогда будем жить как хотим, в свое удовольствие, а потом бежать к Полюшке. Придем и начнем просить хорошей и благополучной жизни… Где же в этом вера? Веру утратили, заповеди Божьи не соблюдаем, а вот мнение Полюшки нас очень интересует. Жаль, что не может бедная Полюшка таким просителям ответить… А то сказала бы им, наверное, так: отдайте все свои сбережения на строительство храмов, на нищих и бездомных, а сами побудьте немного в таком вот скорбном положении, в котором нахожусь я, чтобы посочувствовать… Еще ни разу к ней никто не пришел просто ее пожалеть, всем что-то от нее надо.
Были, есть и будут на Руси столпы Православия, на них держится и спасается град Самара, Симбирск, Москва… Мы их не видим и не знаем, молятся они Господу и благодаря их молитве мы живем… Но этого нам мало, мы хотим вторгнуться своими сапожищами в этот их духовный мир, потребовать себе лучшей доли. Полюшка живет своим внутренним миром, она по болезни своей ближе к Богу, она молится за всех нас и страдает за нас.

…Полюшку после акафиста бережно спустили по лестнице, провезли церковным двориком и усадили в комфортабельную иномарку. А мне подумалось, что произошло бы самое настоящее чудо, если бы из всех приютов и больниц мы забрали вот таких тяжелобольных людей. Забрали не корысти ради, а по своему милосердию. Ухаживали, любили и привозили бы на церковные службы в уютных салонах импортных авто… В моем подъезде живет старенькая бабушка, не больная, просто очень старенькая, так вот родственники уже шесть лет не выводили ее погулять, подышать свежим воздухом, полюбоваться небом и солнцем. Каждому больному человеку нужна наша с вами помощь… Через таких людей Господь хочет пробудить в нас милосердие. Молиться Господу — большой духовный труд, а мы всеми правдами и неправдами пытаемся его избежать, передать кому-то другому. И вот сейчас для этого многие из нас нашли Полюшку.

Ольга Круглова
19.11.2009
Дата: 19 ноября 2009
Понравилось? Поделитесь с другими:
-1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru