Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

«Волга — русская река…» (из народной песни). Окончание.

Записки паломника.

Записки паломника.

Строгановский храм в Нижнем Новгороде.

Окончание. Начало см.

Строгановский храм


Нижний Новгород. Едем в старинный Строгановский храм. Самый красивый в Поволжье! Именно про этот храм сложена широко известная (благодаря фильму Тарковского «Андрей Рублев») легенда. Когда по заказу известных солепромышленников и, как бы сейчас сказали, «олигархов» Строгановых был возведен красивейший храм в честь Собора Пресвятой Богородицы на берегу Волги, Строгановы спросили мастеров:
— А можете сделать еще где-нибудь такой же красоты храм?
— Еще краше сделаем! — был их хвастливый ответ.
Их за это, говорят, ослепили — чтобы не было храма краше…
Но это легенда, пусть и жестокая.
А в Самаре (я уже как-то писал об этом) был случай, в чем-то перекликающийся с древнерусским преданием. Один наш самарский молодой художник вернулся из-за границы с престижного международного конкурса — с победой. Но местные «сальери» не дремали, и радоваться ему пришлось недолго! Его подкараулили возле подъезда и жестоко избили. Теряя сознание, он услышал крик одного из нападавших: «Руки топчите! Бейте по рукам! Чтобы кисточку не мог держать…»
Вот так-то… Если что и вечно на этом свете, так это зависть.
Кстати, о зависти. Где только не обнаружишь порой настоящий духовный мед! Иногда в самых неожиданных местах можно найти что-то полезное! Недавно читал книгу английского бизнесмена Ричарда Темплара «Правила менеджмента», 2008 г.
(приходится читать ведь и такие книги…) — и не мог удержаться, чтобы не сделать из нее выписку. Наверное, «гуру менеджмента» очень бы удивился, узнав, что отрывок из его сугубо деловой книги мог бы украсить какой-нибудь Патерик. Вот, читайте:
«Как-то у меня был мотоцикл — довольно дорогой, и мне он очень нравился. Однажды, остановившись на светофоре, я оказался рядом с другим мотоциклистом. Взглянув на его машину, я невольно воскликнул: «Хочу такую же!» Он не мог меня слышать: в каске отличная звукоизоляция. Но он смотрел на мой мотоцикл, и в голове его, по всей видимости, проносились те же мысли. Когда загорелся зеленый, моторы дружно взревели, мы понеслись дальше бок о бок, и вдруг до меня дошло, что мотоциклы у нас одинаковые!»

Но вернемся к Строгановскому храму.
Строгановы построили пять церквей (одна из них — в Троице-Сергиевой Лавре), но только за этим, красивейшим храмом, закрепилось их имя. Строгановская церковь! А еще за художественным училищем в столице, которое до сих пор так и называют Строгановским.
За особые заслуги перед страной (стоит лишь вспомнить, что именно Строгановы финансировали поход Ермака в Сибирь!) Царь Василий Иванович Шуйский даровал Строгановым, выходцам из крестьян, право писать свое имя с «вичем», то есть, по-нашему, с отчеством (Михайлович, Петрович, и т.д.). Тогда только лишь несколько самых известных родов на Руси имели право к своему имени добавлять имя отца («вич» в окончании). А вот сейчас, спустя столетия, мы сами же, добровольно лишаем себя этого права. Великой чести — писать свое имя полностью, то есть с отчеством. Ибо имя отца входит и в наше имя! А наши имена войдут в имена наших детей! И нельзя этим пренебрегать. А мы на американский манер хотим от этого отказаться. Все реже встречаются в газетах полные имена. Почти не осталось «отчеств» на телевидении… «Министр образования Фурсенко заявил…» (даже без имени!), «режиссер Никита Михалков сказал…» А ведь насколько весомее имя, даже очень известное, — когда оно полное!
Надо вспомнить Строгановых и держаться за жалованное им Царем (а потом и всем нам!) право. И не отдавать никому этого права!
Сколько славных имен отметилось в этой церкви! Ваня Кулибин, будущий изобретатель, четырнадцатилетним подростком «правил» часовой механизм на храмовой колокольне. Петр Первый выбежал из Строгановского храма, позавидовав красоте его иконостаса: «Лучше, чем в Петропавловском храме моей столицы!» — прошептал он изломанными гневом губами… И не без основания заподозрил, что подлинники некоторых икон от известных мастеров отправились сюда. А в Северную столицу, в дар самому Царю, повезли лишь копии…
Мудрая Екатерина Великая, даровавшая Строгановым графский титул, сказала про них: «Это единственные из моих приближенных, которые делают все для того, чтобы разориться, и у них это не получается».
Может быть, в этом как раз и кроется рецепт земного благополучия: раздавать как можно больше, чтобы Сам Бог восполнял утраченное!

И вот мы заходим в Строгановскую церковь. В иконной лавке всего две-три книги, в основном лишь церковная утварь. Почти на всех иконах под киотами чьей-то умелой рукой подвешены крестики (как бы переданные «в дар за исцеления» или за какую-то другую духовную помощь). Но уж слишком что-то правильный и однообразный порядок подношений, и присутствие «подарков» почти на каждой иконе наводит невольно на мысль, что это не столько живое движение души, исполненной благодарностью, сколько расчетливый маркетинговый ход, уловка для паломников. Ведь вера себя проявляет стихийно — и я видел в другом храме (в Чебоксарском Свято-Троицком монастыре — чудотворная Иверская икона Божией Матери) икону, всю сплошь завешенную самыми разными, порой очень дорогими дарами — кольцами, браслетами, крестами… Но там не было этой правильности в подборе украшений. Там видно было, что дарителями движет любовь. Не было аккуратности и симметрии в подвеске украшений, в их выборе не было единообразия… Уж не знаю, прав ли я, но если кто-то делает это с расчетом на наши чувства… Впрочем, надеюсь на лучшее.
Один наш паломник мне рассказал, что еще мальчишкой, когда с родителями плавал на теплоходе по Волге, однажды оказался в Строгановском храме. Тогда храм не действовал и экскурсию вели атеисты. Но как только вошел он в этот храм, в его душе произошел какой-то переворот. От такой красоты, от иконостаса, от древних икон повеяло благодатью. Он перекрестился впервые в жизни! И до сих пор уверен, что в ту минуту его сердца коснулся Бог.


Прозревшая ханша


В Благовещенском мужском монастыре Нижнего Новгорода недавно восстановлен семинарский храм во имя Святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца. Наши города — Самару и Нижний — роднит не только Волга, но и этот святой. В Нижнем Новгороде он основал этот монастырь в благодарность Богу за исцеление ханши Тайдулы. А в Самаре он основал… Самару.
Фреска «Святитель Алексий исцеляет Тайдулу».
В Свято-Алексиевском храме нижегородского монастыря недавно восстановили фрески конца XIX века, на которых есть редкие сюжеты, посвященные этому святому. Особенно впечатляет фреска, на которой изображена встреча Тайдулы со Святителем Алексием. По преданию, ослепшая ханша с волнением ждала приезда Святителя из Москвы, верила в исцеление по его молитвам. И когда посланники Московского князя приближались к ордынской столице, она назвала приближенным точное количество людей из свиты Святителя Алексия и приказала всем им в подарок сшить дорогие одежды. Когда посланники Москвы прибыли в орду, их число оказалось ровно таким, как и предсказала Тайдула.
Каждому самарцу, я считаю, должно быть известно это неславянское имя — Тайдула. Благодаря ей, можно сказать, и была основана славная «крепостца» Самара. Если бы не ее просьба к Святителю приехать и исцелить ее, может быть, и нашего города не было бы. И потому с таким интересом я впервые разглядывал ее лицо на не слишком старинной фреске.
Вглядитесь и вы в это лицо! Прочтите в нем упование, веру, доверие русскому святому.
По преданию, Тайдула крестилась в Православие и закончила дни свои в подвиге поста и молитвы. Наверное, с небольшой натяжкой ее можно назвать первой самарской красавицей. И когда кто-то с эстрады в очередной раз произносит с усмешечкой излюбленную фразу о том, что «в Самаре самые красивые девушки», давайте вспомним с благодарностью о Тайдуле. Ослепшей для того, чтобы на ней, как в на Евангельском слепце, «явились дела Божии» (Ин. 9, 3).


Чебоксары


Уже в Самаре, после прибытия, когда паломничество наше уже начал окутывать легкий флер воспоминаний, а житейские искушения встали вокруг нас стеной (так и должно быть после удавшегося паломничества!), я спросил Людмилу:
Свято-Введенский кафедральный собор в Чебоксарах.
— А какая святыня, какое место в нашем паломничестве по Волге тебе запомнилось и поразило больше всего?
И уже готов был выслушать ее восторженные слова про Дивеево. Но ответ ее был не совсем такой.
— Мне больше всего понравилось на источнике Батюшки Серафима, — сказала она. — Там так чудно пели соловьи. И все было таким… сказочно-волшебным. Словно вот сейчас из-за вековой сосны Саровского леса выглянет Батюшка Серафим! А еще…
Она запнулась, будто бы не решаясь признаться…
— А еще… И даже в первую очередь… меня поразил Свято-Введенский кафедральный собор в Чебоксарах. Ничего более величественного я до сих пор не видела. И как же мне стыдно было потом, что побыла в нем всего с полчаса и ушла, сама не знаю зачем, съесть в соседнем кафе невкусное мороженое… До сих пор вспоминаю старинные почерневшие от столетий иконы в иконостасе. Они даже полопались местами от времени… Шестнадцатый век… Как там хорошо молиться!
Да, этот собор, помнящий нашего подвижника — Митрополита Мануила (Лемешевского), несколько лет возглавлявшего Чувашско-Чебоксарскую епархию, стоит назвать одним из «чудес света» на нашей Волге-Матушке. Это памятник, который живет. И молится в нем сейчас уже другой, современный нам подвижник — Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Одного взгляда на этого умудренного годами Владыку достаточно, чтобы невольно застыть в благоговении.
А в тот день, на вечерней службе, посвященной празднику Святителя и Чудотворца Николая, нам довелось молиться вместе со старцем-Митрополитом.
В этом храме хранится старинная Владимирская икона Божией Матери, которую подарил только что заложенному городу на Волге Царь Иван Васильевич Грозный. С этой иконы и начались Чебоксары.
К моей дочери Анне в этом храме подошла незнакомая женщина и, показав на меня, тихо спросила:
— Это Жоголев из Самары?
Дочь, почти не смутившись, ответила:
— Да, Жоголев из Самары.
— Передай ему от читательницы «Благовеста» пожелание творческих удач, — сказала ей незнакомая женщина. И добавила: — Мы молимся за него.
Дочь с удовольствием передала мне эти теплые слова. И наверное, каждый отец без лишних слов поймет мои чувства.

«У чувашей чуть ли не по сей день еще сохранился обычай — в случае споров, тяжб, каких-то тягучих разбирательств идти не в суды, а сюда, к восседающему на троне Святителю Николаю. Здесь, в его присутствии, бьют по рукам, заключая сделки. Здесь дают обещания, здесь приходят к соглашению».
Но самое главное чувашское удивление ждало нас в Свято-Троицком мужском монастыре Чебоксар. И дело не только в том, что наместником там поставлен игумен Василий (Пьер Паскье), француз по национальности. («Как вы попали к нам из Франции, отец Василий?» — не удержался, спросил его кто-то из наших паломников. — «Да вот пролетал на самолете над Чувашией, и меня сюда скинули…» — отшутился он. А потом уже серьезно добавил: «Наш Митрополит Варнава — большой молитвенник!»).
…Дело в особенностях «чувашской веры».
Когда зашли мы в монастырский храм, то увидели нечто до того неожиданное… В центре храма на троне сидел… сам Святитель и Чудотворец Николай. Да еще в полном архиерейском облачении, с крестом и панагией. Это было 21 мая, и завтра наступал праздник в честь этого великого Святого. Но все равно мы не ожидали увидеть его не на иконе, а почти «вживую» — восседающим в центре храма. Многие паломники сначала растерялись, потом нервно защелкали фотоаппаратами, а потом… сначала одна, потом другой, третья — стали подходить к Николаю Угоднику под благословение. Целовали ему руку и панагию.
Подошел и я. Мы ведь в Чувашии, где вера очень крепка. Где еще не забыли о том завете Христа, которому все реже учат в духовных семинариях: «Будьте как дети». Чувашский народ остался ребенком в вере. И до сих пор сохранил любовь к… куклам.
Кто-то с богословским образованием поморщится и с гневом отойдет прочь. Кто-то из светской публики назовет увиденное «идолопоклонством». Пусть их!
А у чувашей нам нужно учиться конкретности в вере. Я не призываю копировать их местные обычая, но уважать их — стоит.
У них чуть ли не по сей день еще сохранился обычай — в случае споров, тяжб, каких-то тягучих разбирательств идти не в суды, а сюда, к восседающему на троне Святителю Николаю. Здесь, в его присутствии, бьют по рукам, заключая сделки. Здесь дают обещания, здесь приходят к соглашению. Словно перед очами самого Святителя бьются об заклад, и потом уже не могут «взять назад» раз данного слова. За это ведь строго взыщет Николай Мирликийский! В его присутствии нельзя кривить душой.
Мне нравится чувашская вера.


Паломники из Приморья


Еще в Дивеево я познакомился с двумя немолодыми паломниками — Ольгой и Анатолием Нахратовыми из села Покровки Октябрьского района Приморского края. Это давние и преданные читатели «Благовеста», по газете и заказали они путевку на паломнический рейс.
— У нас в Приморье есть свой «Приморский благовест». И мне все говорят: почему ты читаешь не наш, а самарский «Благовест»? — рассказывает Ольга. — А я им говорю: «В Самаре Православие очень крепкое». И рекомендую им нашу самарскую газету…
Я поблагодарил Ольгу за такие слова и порадовался тому, какие у нас есть замечательные читатели. Живут на другом краю континента, а выписывают наш отнюдь не морской, а волжский «Благовест». Читают про наши святыни и даже паломничать предпочитают по Волге. Молодцы!
Утром мы уже были в Печерском монастыре Нижнего Новгорода. Когда осматривали его святыни, вдруг к нашей группе обратился один из насельников монастыря, служивший в тот день священник.
— Есть тут кто-нибудь из Приморского края?
Паломники ответили, мол, таких у нас нет, все мы из Самары. А я вспомнил про моих вчерашних знакомцев и сказал: «Есть люди из Приморья». И еще одна женщина, знакомая Ольги, меня поддержала.
Тогда иеромонах отвел нас в музей Нижегородской епархии, взял красивую, богато иллюстрированную книгу про нижегородские храмы и попросил передать ее им, своим землякам. Оказалось, он тоже родом из Приморья. И никогда не отпускает своих земляков из монастыря без подарка.
Вскоре мы им книгу передали. Ольга и Анатолий сокрушались, что им не удалось переговорить с батюшкой, познакомиться, поблагодарить его за подарок. Но он как раз для этого оставил им свой телефон…
Причаститься Святых Христовых Таин во время паломничества весьма непросто. Во-первых, как выдержать пост с ресторанным меню? Во-вторых, график экскурсионных маршрутов не всегда совпадает со временем Богослужений. Но были два или три паломника, которые дерзнули… И им удалось! Среди этих «двоих-троих» была Ольга из Приморья. Вечером 21 мая она вместе с нами молилась в Свято-Введенском храме в Чебоксарах. Потом, уже на борту теплохода, исповедалась нашему «бортовому» священнику Олегу Фокину. А утром, 22 мая, в день Святителя Николая, мы оказались на Богослужении в самом древнем в Поволжье каменном храме — церкви Святителя Николая середины XVI века в Свияжском Свято-Успенском монастыре (этот храм возводили те же самые Постник и Ширяй, которые отстроили в Москве великолепный Собор Василия Блаженного)… И там на Литургии Ольга причастилась Святых Таин. Все двери ко Христу оказались для нее настежь распахнутыми в этом рейсе…
На следующий день моя жена Людмила узнала от них, что помимо своих детей растят Ольга и Анатолий еще и приемного ребенка. Увидели они ее, тогда совсем крохотную двухмесячную малютку, в больнице. И пожалели сиротку — папа был у нее в тюрьме, а мать спилась и была лишена родительских прав. Новые родители были в ту пору немолодые уже, своих детей только-только на ноги поставили. Тут бы и отдохнуть… А все-таки решили взять девочку в свою дружную семью. Захотели воспитать ее Христианкой. Дочери их сейчас 17 лет. Она очень любит папу и маму.
— Вот только переходный возраст у нее что-то уж слишком затянулся, — ворчит на нее строгий отец.
— Но это ведь поправимо, — смягчает его ласковая мама.
Когда я узнал об этом, мне вдруг стало понятно, почему священник именно им передал свой неожиданный подарок. Почему именно Ольга сподобилась во время рейса приобщиться Святых Таин.
Сделай что-то для Бога и ближнего — только не скупясь, всерьез сделай, а потом уж проси. А можешь и не просить даже — так все дадут… Возьми на себя хоть какой-нибудь подвиг и соверши его до конца. И тогда всю жизнь будут словно ангелы носить тебя на руках. Найдутся деньги на поездку по Волге. Будет лад и мир в семье. Будут незнакомые священники одаривать тебя с удивительной щедростью…
Бог в долгу не останется, а воздаст сторицей!

+++
Волга, Волга, мать родная,
Волга русская река…

Кто из нас с самого детства не помнит эти слова старинной песни?
А живут ведь на Волге в ладу со всеми и чуваши, и мордва, и татары. И все равно это — русская река. И ни чуваши, ни татары, ни мордва, конечно же, с этим спорить не будут. Потому что по берегам этой великой реки стоят наши храмы. Потому что в храмах этих совершается тихая молитва к Богу. Потому что Пречистая Матерь Богородица украсила Своими чудотворными иконами храмы по берегам этой великой реки. Потому что на Волге совершается история России. В Ипатьевом монастыре на Волге началась Династия Романовых. А в 43-м, под Сталинградом, на Волге начала выковываться наша Великая Победа.
Можно с пользой объехать весь мир, поваляться на самых дорогих пляжах, пожить в самых дорогих отелях. Увидеть старинные заморские города и великие крепости. Но если ты не побываешь на Волге, ты до конца не поймешь России. Ее смиренного величия, силы, спокойствия и тишины.

Антон Жоголев
Фото А. Жоголева и В. Лаврентьева
28.05.2010
883
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru