Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Иеромонах Даниил

В нескольких номерах "Лампады" мы рассказывали о последнем оптинском старце иеромонахе Данииле (Фомине). На эту публикацию пришел отклик.


Мне хотелось бы рассказать об иеромонахе Данииле (Фомине), так как родом я из села Вторая Михайловка Сорочинского района Оренбургской области. Из той самой Михайловки, где он жил между ссылками и службой в храме г. Сорочинска и где он похоронен. Старшая сестра батюшки Даниила Агафья была замужем за братом моей бабушки по маминой линии, то есть моя мама и дети бабушки Агафьи были двоюродными. Родилась я 15 июля 1953 года, а умер батюшка Даниил 27 июля 1953 года, — живым я его не видела, но выросла под влиянием его племянницы Марии и могу передать, что она говорила мне лично о батюшке Данииле. Вот ее рассказ.
Родился дядяка (так звали в то время в деревне дядю) в г. Москве в 1875 году в семье потомственных золотых дел мастеров. Любил он сильно девушку по имени Евдокия, уж и смотрины прошли, и запой сделали, и назначили день свадьбы. Но это был 1896 год — в день коронования последнего Царя Николая пошел дядяка на Ходынскую площадь, где все проходило. Случилась там страшная давка, гибли люди, над головами в руках многие богачи держали деньги (у некоторых — целое состояние можно было купить на эти деньги) и кричали: «Спасите! Вынесите!» Но ничего нельзя было сделать из-за безумия людского. А дядяка взмолился к Царице Небесной Матушке, к Господу Богу: «Выведите меня отсюда живым, всю свою жизнь отдам служению Тебе, Господи!» И свершилось чудо — кругом смерть, а перед ним дорожка и по ней как будто кто несет его на руках. Пришел он домой и сказал, что женитьбу надо отменить, возместил расходы семье невесты и начал искать, куда пойти служить — в монастырь ли, в пустыню ли.

В военное и послевоенное время — у меня на руках трое детей, работаем день и ночь, работа мужская, тяжелая, начала я материться, сделала аборт, стала выпивать. Присылает мне письмо дядяка из г. Котласа, из ссылки, в нем пишет: «Мария, не губи свою душу, не сквернословничай, этим делу не поможешь. Обратись к Богу. А глас Божий ведал мне о твоих непотребных делах». Точно знаю, что никто ему не мог сообщить обо мне. А прозорливость он уже тогда имел.
Я покаялась в своих грехах, причастилась в церкви г. Сорочинска и с тех пор бранного слова не произнесла.
Когда дядяка приехал из ссылки, я подошла к нему на покаяние и стала второй раз исповедоваться в одном и том же грехе, а он меня перебил и говорит: «Мария, ты в этом грехе разрешена». Я стала ему говорить о том, что батюшка, которому я каялась, выпивал, вел распутный образ жизни, а отец Даниил мне ответил: «Ты каялась Господу, а он был лишь свидетель». Так второй раз я на себе ощутила его прозорливость.
Дядяка знал, когда умрет. 27 июля он пришел со службы из храма в дом своей духовной дочери Марии, прилег, через некоторое время говорит ей: «Маня, разжигай печь, ставь воду купать меня. Умру я, Маня, Господь зовет к Себе». Мария разожгла печь, воду поставила, побежала за духовенством, пришли, а он тихо-тихо с улыбкой испускает свой дух. Похоронили его в селе Михайловка: это была его воля. От г. Сорочинска до Михайловки 20 км, все 20 км несли гроб с телом батюшки на руках, дорогу усыпали цветами. Народу было несколько тысяч человек.

Дядяка говорил: «Мария, будет тебе плохо, не отчаивайся, приходи ко мне на могилочку, расскажи мне, а я буду помогать»...
Умерла тетя Маша в 1985 году. Похоронены они — батюшка Даниил, его мать и младшая сестра его — матушка Архелая, в миру Анастасия — в одной могилочке. Рядом — могила старшей сестры Агафьи и еще могила тети Маши (дочка Агафьи и племянница батюшки Даниила).
Умер иеромонах Даниил девственником. Тетя Маша была невольным свидетелем разговора, когда батюшка Даниил стыдил молодого дьякона за его распутство и говорил ему: «Ты что же думаешь, мне легко, так бы и обхватил ее, женщину или девушку, но ведь перед Богом стоим, искусаешь в кровь губы, а терпишь».
Многие вспоминают о том, что батюшка Даниил был добрым, весь как бы светился, разговаривал вполголоса, спокойно. Вокруг него всегда было много ребятишек, он их всегда угощал конфетами, печеньями. Раздавал крестики.

Несмотря на то, что я в свое время была комсомолкой, коммунистом, секретарем партийной организации, я никогда не была атеисткой, знала молитвы, детей покрестила и считаю, что заслуга в этом тети Маши.
На могилу батюшки Даниила приезжают отовсюду, приезжали и с Оптиной пустыни молодые монахи. Мои родители и родственники тоже похоронены на этом кладбище, я очень часто навещаю могилы моих близких и могилочку батюшки Даниила.

Валентина Сергеева

01.12.2000
1361
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru