Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Соработничество во имя жизни

В Москве прошли традиционные Рождественские чтения.


С 23 по 28 января под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве прошли XIII Международные Рождественские Образовательные чтения «Школа, семья, Церковь — соработничество во имя жизни». Как всегда, интерес к Рождественским чтениям очень высок. В воскресенье 23 января в Государственном Кремлевском дворце состоялось открытие Рождественских чтений, в котором приняли участие священнослужители, ученые, педагоги, деятели культуры. Чтения дают панораму церковных оценок и подходов по целому ряду острых проблем современной жизни. Семья и школа стали не только темой, но и той преломляющей призмой, через которую выступающие рассматривали разные проблемы современной жизни.
В своем Слове при открытии Чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обосновал актуальность заявленной темы: «На рубеже восьмидесятых и девяностых годов прошлого века богоотступничество привело к неизбежному крушению атеистического государства. За этим последовало торжество потребительской психологии. В результате традиционные основы русской жизни до сих пор многими не востребованы.Особенно пострадала семья, лишенная высшего — религиозного — идеала. Последствия деморализации семейных отношений оказались столь тяжкими, что сегодня мы поставлены перед выбором: быть или не быть Отечеству».
Председатель Отдела религиозного образования Русской Православной Церкви, ректор Российского Православного Университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) говорил о невиданном демографическом кризисе нашего общества. По его словам, «подвиг создания домашней малой церкви является сейчас одним из важнейших, возможно, и самым главным для Православных мирян».

Единая Церковь — единое свидетельство

Особенно насыщенным было второе пленарное заседание 24 января в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя. Как всегда, пристальный интерес вызвал доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «Православие в XXI веке: единая Церковь — единое свидетельство»:
— Начался активный процесс поиска единства с Русской Зарубежной Церковью. 80 лет, прожитые порознь, в условиях конфронтации и холодной войны, не прошли даром. Несмотря на трудности, которые существуют в переговорном процессе, есть ясное понимание того, что милостью Божией мы достигнем единства.
Следующая тема, которую затронул Митрополит Кирилл, — отношения Церкви с государством.
— Исторически важными были решения последнего Архиерейского Собора, — подчеркнул он. — Собор сформулировал следующий принцип: в XX веке Церкви приходилось проходить через сложные исторические обстоятельства, которые мешали во всей чистоте реализовывать нормы Предания Церкви, регулирующие отношения с государством. То, что называют сергианством, было политикой физического выживания. Катакомб в Советском Союзе существовать не могло, потому что все пространство неба и земли просвечивалось лучше, чем на рентгене. Тот путь, по которому пошла наша Церковь, не был идеальным путем, он в полной мере не отражал норм церковного Предания. Но иной путь вел Церковь к уничтожению. Поэтому мы почитаем тех наших отцов наравне с исповедниками и мучениками.
Митрополит Кирилл также коснулся темы старообрядчества.
— Великая трагедия народа и Церкви — раскол XVII века, — сказал он. — Мы споткнулись на своем отношении к обряду. Наши отношения со старообрядцами должны включать непременно покаяние с нашей стороны, потому что в какой-то момент истории Русская Церковь по крайней мере не препятствовала тем гонениям, которые власть открыла против старообрядцев.
Владыка Кирилл акцентировал внимание на мысли, что «никакие дискуссии в Церкви не должны разорвать нашего единства». Он также подчеркнул:
— Во всех озабоченностях, касающихся идентификации, биометрии и подобных проблем, есть сильное рациональное зерно: появление такого рода средств контроля сужает пространство человеческой свободы, они способны в будущем осуществлять тотальный контроль над человеческой личностью и управление ею. И в этом смысле действительно открывается мрачная эсхатологическая перспектива. И поэтому Церковь должна быть бдительной. Она должна серьезно изучать все эти явления, вырабатывать соборную точку зрения и отвечать миру. В этот процесс должен быть вовлечен и народ Божий, и духовенство, и богословы.
Борьба, которую мы сегодня ведем за преподавание «Основ Православной культуры», — это не эпизод нашей истории, а огромной важности дело, которое совершает вся Церковь. Дай Бог, чтобы в центре миссии единой Церкви была забота о подрастающем поколении, выраженная в конкретных образовательных программах и действиях. И тогда в России следующее поколение людей, сохранившее Православную веру, явит собой заслон этой страшной перспективе Апокалипсиса.
Школа как поле боя идей
Незапланированным и неожиданным было выступление депутата Государственной Думы Сергея Юрьевича Глазьева.
— Курс «Основы Православной культуры» под угрозой отмены, — сказал он. — Реально мы это почувствовали в Государственной Думе после выступления Министра образования и науки господина Фурсенко, который сейчас предлагает «Основы Православной культуры» отменить и ввести «Основы религиоведения». Мы столкнемся с тем, что под видом «Основ религиоведения» будет преподаваться какой-нибудь эрзац, псевдонаучный атеизм, мы имеем дело со скрытой формой богоборчества, которую вновь нам навязывают. К сожалению, министр образования упорствует в своем заблуждении, и нам необходимо занять очень активную позицию в этом вопросе. Третий раз меняется министр образования, и каждый раз нам приходится начинать работу сначала. В 90-е годы мы вели работу по искоренению «Основ сексуального просвещения», под видом которых в школах сеялся разврат. Затем длительное время пришлось убеждать чиновников в необходимости введения «Основ Православной культуры». И сегодня снова все возвращается на круги своя.
Сергей Глазьев предложил обратиться к Президенту, Правительству и Федеральному собранию РФ с призывом сохранить «Основы Православной культуры» в курсе средней школы и предусмотреть в готовящихся обязательных образовательных стандартах введение Закона Божия.

Евхаристическая педагогика

Если одни выступающие на Чтениях ставили вопрос о том, чтобы сохранить уроки Православия в школе в принципе, а также ввести в школьный курс Закон Божий, то другие, — и среди них Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп, — говорили о сути Православного образования, предупреждая об опасности формального, внешнего подхода.

— Миссия Церкви заключается в провозглашении Благой вести всему творению о Божественной любви, о таинстве спасения, о воссоздании падшего естества, — сказал Владыка Филипп. — Многие ли педагоги готовы к такому подвигу? Не все и не всегда. Одна крайность — елейные, псевдоумилительные рассказы, насыщенные церковнославянскими цитатами. Другая опасная крайность — рационализация веры. Вместо живого опыта веры часто неофитам, и детям в том числе, преподносится наукообразная критика всего и вся. В нашем свидетельстве главное — живой опыт веры в Живого Бога. И первая, и вторая крайность имеют нечто общее: ведут ребенка по внешнему пути, предлагают вместо зерна мякину, вместо яйца скорлупу, вместо жемчужины — створки раковины. Внешнее христианство не просто опасно, оно опасно смертельно. Миссия Православной Церкви не нацелена только на передачу интеллектуальных убеждений, нравственных идеалов, но на передачу опыта богообщения, жизни общины, существующей в Боге. Важнейшим свойством педагогики должна быть ее евхаристичность, основанная на богообщении в таинстве Церкви — Евхаристии, и одновременно направленность на Евхаристию и к Евхаристии. Если этого не будет, мы рискуем воспитать поколения людей, знающих о Боге, но не знающих Бога. Если ребенок не познает радости богообщения на земле, ему весьма трудно будет поверить в существование этого после, в вечной жизни.
Христос говорит о Причащении Святых Таин как об условии и вечной жизни, и воскресения. Именно Причастие способно преобразить, оживотворить душу и тело человека уже сейчас, именно оно должно стать главным в жизни человека. Сейчас, к сожалению, вопрос Причащения ставится не как первейший многими Православными воспитателями. Добиться внешней праведности, точнее, правильности намного проще, чем воспитать внутреннего человека. По никогда не истощающемуся влечению к Божественной Чаше можно определить, каково состояние души человека. И потому в настоящей, евхаристической педагогике важное место должно занимать участие в Евхаристии самого воспитателя-педагога. Он может привести ученика ко Христу, только если сам идет этой дорогой. Иначе вся Православная педагогика теряет смысл. Следует непременно привести ребенка и к источнику благодати — Святой Чаше. Только в обращении к Евхаристии может состояться действительная Православная педагогика, только евхаристичность создаст действительно Православную семью, Евхаристия оживотворит Православную школу.

Вместе с плачущими и страждущими

Была особая тишина в зале Церковных Соборов, когда Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан выступил с заявлением «Роль и место Церкви в период кризисов на опыте Бесланской трагедии»:
— Эти выводы — не плод кабинетных рассуждений, они были сделаны после тех страшных 58 часов Беслана, — сказал он. —  Там стало ясно одно: Церковь должна быть молитвенно вместе с заложниками и по возможности физически — с их близкими. На протяжении двух с лишним суток, когда примерно через каждые полтора часа мы выходили к народу, был вначале ропот, уныние, а затем люди становились и молились. Здесь должно быть благодатно растворенное любовью и состраданием слово Церкви, с молитвой и, возможно, даже возложением поста. Сразу по всей епархии мы объявили непрестанную молитву об убиенных и их родных. Все боялись самой большой трагедии — всплеска мести на национальной основе. Но этого удалось избежать. Мы пошли с духовенством по храмам, по домам служить и утешать, отирать слезы, молиться и вместе плакать. Присутствие Церкви своим благодатным молитвенным стоянием и физическое присутствие вместе с плачущими, умирающими и страждущими — это наше свидетельство. На похоронах я вначале пытался вместе с духовенством и хором семинаристов идти к могилам, где хоронили христиан. И вдруг мне стало совершенно ясно, что горе у всех, и мы начали ходить от могилы к могиле, не разбирая и не спрашивая, кто там похоронен. Потом рассказывали мусульмане, что их ничто не могло утешить, но когда подходили Православные священники к могиле их близких, то наступала маленькая волна утешения и просвет. Ибо постоянно звучали слова о том, что погибшие — мученики и что с ними обязательно будет встреча.

Реформы в России должны быть русскими

Председатель Российского Фонда культуры, актер и режиссер Никита Сергеевич Михалков передумал читать свой доклад, а вышел и сказал «без бумажки»:
— Чудовищные испытания обрушились в виде цунами, землетрясений, а десять дней по всем каналам нашего телевидения не сходили накачивающие шутки, песни. Политик в отставке, ничтоже сумняшеся, говорит, что какая же здесь справедливость, если такая территория, как Сибирь, принадлежит всего одной стране. И никто не возмутился. Подряд идут поступки и события, которые говорят о нашей слабости. Где это широкое дыхание не Московской и Петербургской тусовки, а ощущение огромной, единой страны, ее величия? Ответственности перед страной, которая лежит за границами Московской области, Садового кольца? Реформы в России могут быть только русскими, понятными русскому народу. Чужой опыт не проходит. Льготы, которые отняли у пенсионеров, — это непонимание, это отсутствие национального ощущения. И в этом заключается системная ошибка. Нам нужен круглосуточный телевизионный канал, из которого мы будем узнавать про события в стране не только когда где-то что-то взорвется, — и у страны появится надежда, что ее слышат.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храмов Благовещения Пресвятой Богородицы и Святителя Митрофана Воронежского (Москва), сказал в своем выступлении, что для Христиан есть не революционный, а эволюционный путь, который сопряжен с постоянной молитвой к Богу. Мы можем хотя бы начать с себя. Мы можем воздействовать на тяжелую ситуацию в обществе нравственно, созидая свою семью, свой приход, любовь среди нас. Самое страшное, что с нами может произойти лет через двадцать, — если нас совсем не будет. Уже сейчас, кроме Господа Бога, нас никто не спасет.
Будет ли у нас евхаристическая педагогика для наших детей, о которой так горячо и проникновенно говорил Епископ Филипп? Будем ли мы сами идти, не сворачивая на широкий путь, узкой тернистой дорогой ко Христу в наше все более трудное и лукавое время? И на что нам опереться? Святитель Феофан Затворник свидетельствовал: «Самая крепкая поддержка в духовной жизни — общение с Господом, ибо без Него — что мы?»

Фото автора.

На снимках: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открывает выставку "Православная Русь"; Храм Христа Спасителя в Москве в эти дни собрал Православных со всей страны.

Людмила Белкина
04.02.2005
1021
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru