‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Анна на шее

Слово награжденного.

Слово награжденного.

Дорогой Антон Евгениевич!

Поздравляю Вас с Днем памяти Святых Царственных Страстотерпцев.

Имею честь сообщить, что Государыня Мария Владимировна своим сегодняшним Указом возвела Вас в достоинство кавалера Императорского Ордена Святой Анны II степени (Знак этой степени - знаменитая благодаря А.П. Чехову «Анна на шее»).

Мною получена соответствующая Грамота, копию которой прилагаю.

Надеюсь, потом, когда сложатся лучшие обстоятельства, удастся провести торжественную церемонию вручения Вам знака и Грамоты.

От всей души поздравляю с заслуженной ВЫСОЧАЙШЕЙ милостью. Это награда лично Вам как создателю и руководителю авторитетного общественно-церковного издания, но также и признание успехов Ваших соработников и выражение Государыней одобрения газете «Благовест» в связи с её солидной юбилейной датой - 30-летием.

Берегите себя. Храни Вас Бог.

Искренно Ваш А.Н. Закатов

директор Канцелярии Е.И.В.

За Богом молитва, а за Царем служба - не пропадут! Этой старинной поговоркой встретил я известие о вручении мне высокой, а если точнее, то ВЫСОЧАЙШЕЙ награды. Перекрестился на иконы, сказал: «Богу нашему слава». Походил в волнении по комнате. Рядом не было ни жены, ни дочери, как нарочно. Наверное, вместе с сыном на набережной. А мама на даче. Да и я не дома, а в квартире мамы отсиживаюсь на время приезда в отпуск семьи сына с двумя маленькими детьми. В этой квартирке крохотной провел свое детство - на Пролетарской улице (буквально так!). Где каждая даже выщерблина на плиточном полу на кухне - и та родная. Вот здесь и настигла меня радостная весть. Наверное, тоже не случайно. Но даже и поделиться радостью вначале не с кем было. Снова подошел к иконе и с чувством произнес: «Многая и благая лета Государыне Марии Владимировне». Как-то вот так это всё и было.

Бог провел нашу редакцию в прошедшем сезоне через серьезные испытания. А в самом конце, перед отпуском, даровал нам Свою милость. Передышку даровал и успех. Решение на какое-то время основных проблем (вы знаете, какая проблема у редакции основная - нехватка денег). Да что там успех, победу! Юбилей наш 30-летний, благовестовский, все-таки состоялся. Не таким, каким мы себе его представляли. Без помпы, без бенгальских огней. И тем не менее. И вот - награда.


Государыня Мария Владимировна и редактор газеты «Благовест» Антон Жоголев. Фотография сделана 14 ноября 2013 года во время визита Великой Княгини Марии Владимировны в Самару в год 400-летия Династии Романовых.

Из всех Императорских орденов, а их немало, ордену Святой Анны II степени нашлось особое место в русской культуре, и шире - в русском сознании. Все объяснить лишь грустным талантом Чехова, оставившего нам едкий и печальный рассказ «Анна на шее», мне кажется, маловато. Но ведь к рассказу добавился потом еще и советских времен художественный фильм с тем же, что и у рассказа Чехова, названием. А еще чуть позже сняли фильм-балет «Анюта» на музыку блистательного композитора Валерия Гаврилина.

Вспомнил сейчас из «Горя от ума», там генерал Скалозуб бахвалился: «За третье августа засели мы в траншею:// Ему дан с бантом, мне - на шею…» «На шею» - это как раз орден Святой Анны второй степени. «С бантом» - тоже высокая награда, но какая именно не берусь судить. Один неостроумный литературовед на полном серьезе проштудировал все военные хроники того времени и пришел к выводу, что в те годы 3 августа на театре военных действий никаких сколько-нибудь заметных сражений не было. И стало быть, награда вручена Скалозубу несправедливо. Да ведь это и козе понятно! За просиживание в траншеях орденов не дают… Разве что по ошибке.

Ну а дальше всех, как и положено, чуть было не зашел Гоголь. Он и вовсе собирался написать пьесу про чиновника, страстно мечтавшего о высокой награде, чуть ли не тоже об «Анне на шее». А потом вдруг в порыве честолюбивой страсти обезумел: взглянул на себя в зеркало и вместо своего лица увидел в отражении… орден! Но Гоголь хотя и был великим творцом фантасмагорий, здесь все же пожалел читателей, не стал такую мрачную пьесу дописывать. Ограничился «Носом». Да и цензура, скорее всего, не пропустила бы. К государственным наградам во все времена отношение строгое. А тогда это была именно государственная награда. (Навел справки: ненаписанная пьеса Гоголя называлась иначе: «Владимир III степени», но это не суть важно).

И этот интеллигентский, саркастический, в корне несправедливый грибоедовско-чеховский приземленный взгляд на знаки отличия чуть ли не возобладал тогда в интеллигентской среде. А по наследству перешел к нам уже в совсем другую эпоху.

По православным книгам и брошюрам кочует выдержка из «Дневника» за 1895 год Святителя Николая Японского (Касаткина): «Прочитал в газетах, что меня причислили к ордену Владимира 2 ст. Гораздо приятнее было бы прочесть, что мы уже выросли до того, что нам все эти цацки не нужны.

35 лет тому назад, когда я ехал в Японию, в Сибири мне мелькнула мысль: хорошо бы навешивать человеку кресты, когда он кончает воспитание и вступает в жизнь, и потом, по мере исполнения человеком своей службы, снимать с него кресты, - так, чтобы он ложился в могилу с чистой грудью, знАком, что исполнил возлагавшиеся на него надежды, насколько Бог помог ему».

Но забывают, приводя к месту и не к месту эти слова, что писал их святой! Да какой еще святой! Обративший тысячи язычников в Православие. К тому же писал он это у себя в дневнике, вовсе не ожидая, что его сиюминутное суждение «по поводу» будут так часто приводить люди чуждые ему по духу. И писал-то он это ведь не сейчас, а в Православной Российской Империи, где Царские награды были для людей его круга и образования чем-то вполне естественным… Разве сегодня у нас так? Но главное, писал это человек, еще при жизни шагнувший в иное, духовное измерение. Где и награды другие и всё вообще другое, нездешнее. Ну а мы - такие ли? И нам ли повторять за святым то, на что он имел право, а мы не имеем?

Да и как тогда ответить на вопрос, почему в нашей Церкви так много разных наград для духовенства? И какое это имеет отношение к духовной жизни? На Пасху вручаемые палицы, камилавки, кресты с украшениями, право служения Литургии с отверстыми царскими вратами, протоиерейство, митра? И какое отношение имеет все это к духовной жизни? Оказывается, имеет. И самое что ни на есть прямое отношение.

Потому что в духовной жизни нет ничего случайного. И духовная жизнь не однородна. Кому-то нужны только лишь чисто духовные утешения (но даже и схимники ведь носят же на себе внешние знаки полного отречения от мира - как носят награду!). А кому-то нужны для поддержания горения в вере награды и более вещественные. Человек на своем пути к Небу встречает различные вешки. И это не «цацки», не украшения, вернее, не украшательство, потому что украшение и украшательство все же две большие разницы, как говорят не только в Одессе, - а зримые знаки духовных явлений. Символы некоей незримой плотскими очами, но от того не менее очевидной реальности. Священник, которому вручена палица, получает не просто право носить некий предмет на своих богослужебных ризах, но ему воистину вручается Свыше меч духовный - для проповеди слова Божия. И с получением этой награды что-то в нем незримо меняется, безусловно. Бог и вот так вот тоже направляет духовный путь пастыря. Духовная реальность вдруг обретает зримое выражение. И эти награды по-настоящему подлинны, как подлинна сабля в руке воина, как реален крест в деснице пастыря.

Помню, в далеком 1997 году в Святом граде Иерусалиме с тогда еще молодым моим другом священником Олегом Китовым мы горячо спорили о том, нужно ли ему стремиться к… протоиерейству (тоже ведь нашли же мы место, где поспорить!..). Он в молодом запале искренне говорил, что быть священником для него - великая честь и награда, а вот быть протоиереем не то что необязательно, но даже и не нужно. Ничего большего ему это звание не дало бы. Священник - и есть священник, в этом всё. Вспоминаю тот спор, и сразу припев известной песни в голову лезет: «Как молоды мы были…» Но прошли годы. И отец Олег стал протоиереем вполне заслуженно и в положенный срок. А умер он и вовсе иеромонахом Георгием. Почему-то и вот такое особое, монашеское «звание» ему тоже понадобилось на последнем жизненном этапе... Потому что это не внешнее только. А внешнее - как проявление внутреннего. Потому что в церковной жизни, как и в жизни вообще, всё имеет свой смысл и свое значение. Он это потом понял, конечно. Тогда же, когда мы спорили, ему было до протоиерейства еще так далеко, что он мог себе позволить пока что чуточку позаблуждаться.

То же для мирян - Императорские награды. Это знаки отличия за наше служение, это наши вешки на мирском, но тоже Богом благословенном пути. Причем, сегодня все эти Императорские ордена несут лишь чисто духовную значимость. И совершенно не имеют «практического» веса, если только так можно выразиться неуклюже. Ни тебе прибавки к пенсии, ни каких-то еще льгот. И тем не менее, эти награды настоящие. Их признаёт Русская Церковь, и другие Поместные Церкви, а также монаршие Дома зарубежных стран. Главное, они несут в себе мощный духовный заряд нашего великого Имперского прошлого. А Российский Императорский Дом, слитый с нашей страной четырехсотлетним служением, уже много лет ведет поразительную по масштабам просветительскую, воспитательную и даже духовную работу - объединяет и поддерживает своими орденами, медалями, своим вниманием, своим одобрением всё лучшее в нашей стране. Поддерживает здоровые силы и начинания, помогает своим моральным авторитетом тем, кто без этой сакральной поддержки, быть может, и не выстоял бы. Эта работа удивительна еще и по тому глубокому проникновению в гущу русской жизни, которую без помощи Божией, конечно же, не могли бы осуществить с таким всероссийским охватом члены Императорского Дома Великая Княгиня Мария Владимировна и наследник Великий Князь Георгий Михайлович, а также их немногочисленные помощники. Сегодня ВЫСОЧАЙШАЯ поддержка была оказана нашей редакции. Ведь «Благовест» давно стал тем светильником, который уже не удается держать под спудом, но на подсвечнике, чтобы светил всем в доме. И тридцать лет нашей работы - тому свидетельство. А Государыня Мария Владимировна как раз и замечает, и отмечает наградами тех, кто чего-то стоящего достиг в своем служении. И разве могла Государыня не заметить, пропустить наш с вами тридцатилетний юбилей?! И я вместе со всем коллективом редакции благодарен Главе Российского Императорского Дома за оказанную честь, за одобрение и поддержку.

Иные награды меняют человека внутренне. У меня такое было в связи с орденом Святой Анны III степени, его мне вручили шесть лет назад. Вместе с той наградой мне было даровано личное дворянское достоинство. Оно простирается на мою жену Людмилу (потомственное дворянство, переходящее и на детей, жалуется только при получении ордена Святой Анны I степени). Но вот что такое быть сегодня дворянином? В безсословном государстве, с совсем другими приоритетами и прочим? Это нечто тоже незримое, почти что неуловимое, и тем не менее это есть и сейчас. И всегда будет. Когда спустя время я осознал, что теперь действительно дворянин, что-то во мне изменилось - и, может быть, не только в лучшую сторону, о том судить духовнику на исповеди. Наверное, спеси добавилось, но я с этим борюсь. Зато, думаю, распростился с некоторыми слабостями и грехами, с которыми раньше довольно спокойно мирился и легко их себе прощал. Соврать? Ну, если того требуют интересы дела, почему бы и не соврать? Так было раньше. Теперь не могу. Взять свое слово назад? Раньше то и дело. Сейчас не получается. Струсить? И такое бывало. И вот уже не могу себе позволить и этого. Просто не могу. Быть может, самовнушение. Но это реально произошло. Почему, не знаю. Я ведь даже (признаюсь в том) не стал отправлять документы в геральдическую комиссию, чтобы чин по чину оформить свое дворянство - с гербом, дворянским девизом. Зачем? Если чудом каким-то дослужусь и до потомственного дворянства, тогда есть смысл постараться ради детей. А так… Бог и так знает, кто мы есть, и это знание, по крайней мере про меня, грешного, должно быть, весьма печально. Но все же дворянский девиз у меня как-то сам собой проявился. Вот он. «В надежде на Бога - сила».

То есть я веду-то к чему? К тому, что орден не просто так к нам на тридцатилетие «Благовеста» пришел. И этот орден Святой Анны II степени - он и всем нам, всей редакции вручен. И даже нашим читателям вместе с нами тоже. Всем, кто нам помогал, кто за нас молился. Кто оформлял подписку. Кто остался с нами, несмотря ни на какие трудности. Всем, кто отстаивал газету в тяжелые дни. Все мы вместе теперь чуточку дворяне. Все мы теперь ну как бы отчасти кавалеры этого высокого, русского ордена Святой Анны. Мне же почему еще так этот орден важен и дорог? У меня дочь Анна выросла. Невестка - тоже Анна. И сестра Анна. А еще две прабабушки носили это славное имя. Наверное, и у каждого из вас есть кто-то с этим именем, в котором - благодать! Ведь Анна с греческого и переводится: «благодать».

Вот что мне написал, первым поздравив, наш добрый друг, писатель, первый лауреат Патриаршей литературной премии Владимир Николаевич Крупин:

Ну, брат дорогой во Христе Антоний! Истинно так: радость для всех нас, и авторов и читателей.

Аксиос, Антон Евгеньевич, аксиос!

Анна - Матерь Божией Матери, Анна - Первопророчица, Анна - мать пророка Самуила, Анна Кашинская, Анна Новгородская - вот величие этого имени, этого ордена.

Кланяюсь р. Божий Владимир.

Есть такое древнее выражение латинское: noblesse oblige - «положение обязывает». И то, что редактор вашей газеты удостоен такой почетной награды, это для нашего дела большой плюс. Ведь теперь всем нам, благовестовцам, и мне в первую очередь, надо награду оправдать. А это значит, работать еще ревностнее, писать еще смелее, служить Богу и Церкви с еще большим трепетом и любовью. Награды даются не просто так. В траншеях их не заработаешь. Не те сейчас времена. Их надо именно заслужить, чтобы не превратиться в какого-нибудь Скалозуба. Вот эта задача - оказаться достойным такой награды - и встала теперь передо мной. Значит, с Божьей помощью - в добрый путь!

Святая Анна, моли Бога о нас!

Антон Жоголев,
кавалер ордена Святой Анны II степени.

125
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
5
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru