Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Красный Крест

Будет ли в самарском роддоме молитвенная комната?

Будет ли в самарском роддоме молитвенная комната?

Домовая церковь

Роддом на углу улиц Льва Толстого и Буянова в Самаре попросту называют «Красный Крест». Здесь родилось не одно поколение самарских ребятишек. Многие из них успели вырасти и состариться. Наверное, значительная часть самарской элиты — представителей бизнеса, политики, культуры — родом отсюда… Это был в свое время самый «популярный» роддом. Старинное здание с непривычно высокими потолками многое повидало на своем веку. Причем «на веку» — не в переносном, а в буквальном смысле, поскольку в декабре 2002 года сотрудники больницы торжественно отметили столетие ее существования. Сейчас это родильное отделение относится к областному кардиологическому диспансеру. А история бывшей Ольгинской больницы, как оказалось, тесно связана с историей Православной Самары. Но об этом теперь помнят, к сожалению, лишь немногие горожане.
В далеком 1891 году в нашем городе была организована община сестер милосердия. Действовала она по уставу российского общества Красного Креста, состоявшего под покровительством Ее Императорского Высочества Государыни Марии Федоровны. С соизволения Императора в 1900 году общине было разрешено именоваться «Ольгинской» в честь Великой Княжны Ольги Николаевны — ныне святой мученицы Ольги. На первых порах руководили общиной известный самарский градоначальник Петр Владимирович Алабин и его супруга Варвара Васильевна. Вскоре при общине возникла лечебница для пациентов с заболеваниями, требующими хирургического вмешательства; лечебница постепенно расширялась, увеличивалось и число сестер милосердия.
Существовала община за счет пожертвований. В то время в Самаре было 28 церквей, и сестры милосердия собирали там милостыню на свое содержание. Вносили пожертвования на общину и благочестивые жители Самары. Известно, что материальную помощь ей оказал Митрополит Московский Владимир, ранее бывший на Самарской кафедре (ныне причислен к лику святых).
А Мария Федоровна Кобзарь пожертвовала 26 тысяч рублей на постройку церкви при общине сестер милосердия. В то время продавалось дворовое место на Москательной улице. На нем и было воздвигнуто через несколько лет новое просторное здание для общины с домовой церковью и больницей. Благословение на сооружение храма дал Епископ Самарский и Ставропольский Гурий. 8 сентября 1899 года Преосвященный Гурий при большом стечении народа совершил чин освящения места и закладки домового храма в честь Казанской иконы Божией Матери. А 28 апреля следующего года Владыка Гурий в сослужении с самарским духовенством совершил «молебствие при вновь сооруженном храме и поднятие креста и колоколов». Больница же при Ольгинской общине сестер милосердия была торжественно открыта 6 декабря 1902 года.
По сохранившимся сведениям, домовая Казанская церковь была рассчитана на триста прихожан и богато украшена. Иконостас ее был сделан из белого мрамора, алтарь отделан лепными украшениями. Настоятелем храма при общине стал священник Иоанн Галактионович Беневольский, а церковным старостой — потомственный почетный гражданин Самары купец Петр Семенович Аржанов.

Здесь ощущаешь умиротворение…

В советские годы домовой храм постигла участь многих других разоренных и разрушенных святынь. И теперь сотрудники роддома лишь со слов старожилов знают о том, что здесь некогда была церковь. Говорят, что размещалась она в том месте, где сейчас кабинет главного врача. Кабинет, кстати, по большей части закрыт на замок, так как главврач находится преимущественно в основном корпусе кардиодиспансера на улице Аэродромной и сюда приезжает нечасто.

Таисия Викторовна Антонова, главная медсестра 20-го родильного отделения, согласилась стать моей провожатой в больнице. Вот и дверь, ведущая в пустующие апартаменты руководства. Ключ повернулся в замке — и мы оказались в просторной светлой комнате со старинной лепниной на потолке. На стенах, похоже, лепные обрамления-киоты для больших храмовых икон или фресок. Теперь все стены закрашены краской одного цвета, но можно предположить с большой долей уверенности, что архитектурные украшения на них и на потолке — не просто особенность интерьера, ведь в больничных палатах такие «изыски» ни к чему. Да и, как свидетельствуют архивные источники, «внутренние помещения, предназначенные для больных, отделаны гладко; потолки без карнизов, и углы стен закруглены. Во избежание скопления пыли… потолки выбелены». Стало быть, действительно именно здесь была домовая церковь.
— Заходишь сюда — и всегда ощущаешь такое умиротворение… — говорит Таисия Викторовна.
Мы листаем старые фотоальбомы со снимками больницы в разные годы ее существования, но даже в «Альбоме Ольгинской общины Красного Креста» снимков домовой церкви нет. А Таисия Викторовна между тем рассказывает, что в роддоме давно ожидается капитальный ремонт с реконструкцией здания. Проект реконструкции уже выполнен, но восстановление домовой церкви им не предусмотрено. Хотя года полтора-два назад Православная жительница Самары Наталья Ульяничева собирала в больнице подписи сотрудников, поддерживающих идею восстановления домового храма. И, как она рассказывала, под этим обращением подписалось 215 человек, в том числе даже мусульмане.
— Может быть, потом найдутся благотворители, которые на территории больницы построят часовню… — надеется главная медсестра.
— А если бы здесь появилась хотя бы молитвенная комната?..
— Это было бы здорово!
— В нее будут ходить молиться молодые мамы?
— Я считаю, что да. У нас в роддоме одно время продавались иконы, и женщины их приобретали. В предродовой палате висит Феодоровская икона Божией Матери — помощница в родах. И когда мы перед родами заставляем женщин крестики снимать — мы же не отвечаем за золото, мало ли что, — они не снимают, отказываются. Молитвенную комнату нужно сделать. Беременные женщины, роженицы посещали бы ее. Потому что люди верят в Бога, ищут помощи Божией…

Восстановлению не подлежит?

Проект реставрации здания роддома выполнен ООО «Инженерная компания «Парэкс». И как подтвердила главный инженер проекта Вера Викторовна Кондрахина, домовая церковь восстанавливаться не будет, однако «проект предусматривает сохранение элементов интерьера, которые были в домовой церкви». Сохранится, например, лепной потолок.
— Но, может, предусмотрена по проекту специальная молебная комната после реконструкции?
— Нет, — ответила Вера Викторовна. — Здание будет использоваться только по прямому назначению — как роддом. Ни на что другое здесь нет места. Если бы были какие-то лишние площади, тогда другое дело.
— А у главного врача кардиодиспансера были какие-то пожелания по поводу молитвенной комнаты?
— Нет, такой вопрос не ставили ни главный врач, ни департамент культуры, который курирует реставрацию этого здания как объекта культурного наследия…
Такому решению оставалось только поражаться. Ведь, собственно, более века назад при постройке самарского здания Красного Креста главное место отводилось домовому храму, он был возведен в первую очередь и исторически стал центром больницы. Теперь оказалось, что существующая «полезная площадь» недостаточна даже для устроения молитвенной комнаты на месте храма. А ведь это здание получило статус объекта культурного наследия, то есть оно имеет историческую и архитектурную ценность, охраняется государством. И значит, сохранить саму память о домовой церкви — это не только благое пожелание, но и долг наш.

А диалога так и не было…

Мы обратились за разъяснением к священнику Андрею Рузянову, клирику Ильинской церкви г. Самары, который руководит епархиальным медико-социальным отделом. Он рассказал, что инициативная группа женщин действительно обращалась в Самарское епархиальное управление по вопросу восстановления домовой церкви в роддоме Красного Креста. Но после рассмотрения вопроса было принято решение храм не восстанавливать, так как он будет мало посещаемым. Ведь поблизости Покровский собор, Петропавловская церковь…
— Пусть нецелесообразно восстанавливать домовой храм, но хотя бы молебную комнату в роддоме можно оборудовать? Ведь есть же такая, например, в госпитале ветеранов войн. А на территории областной клинической больницы имени Калинина уже давно действует храм преподобномученицы Елисаветы.
— Главный врач кардиодиспансера дал согласие выделить в роддоме после ремонта помещение для молебной комнаты (к сожалению, эти данные не подтвердились в ходе моего разговора с главврачом, да и главврач в роддоме не так давно сменился — прим. авт. ).
— В каком месте она будет находиться?
— Это в последнюю очередь будет решено…— ответил священник.
Главный врач Самарского областного кардиологического диспансера Сергей Михайлович Хохлунов в начале нашего разговора был настроен решительно:
— Я против всяких молебных комнат. Они (имеются в виду священнослужители — прим. авт.) хотят везде их настроить, но у нас помещений и так мало.
Впрочем, главврач тут же миролюбиво добавил:
— Я не то что бы возражаю, я подхожу с позиций здравого смысла: в роддоме масса площадей нужна для дела. Молитвенная комната — тоже дело хорошее, но рядом с роддомом церкви есть. Во всяком случае, этот вопрос всерьез не обсуждался и не решался…
Последний аргумент был исчерпывающим. И хотя все сказанное вряд ли порадует Православных женщин, собирающихся стать матерями, мне стало понятно: время еще не упущено безвозвратно. И если мы действительно хотим, чтобы место, где приходят в мир будущие самарцы, было освящено молитвой, нужно продолжать стучать в эти двери с красным крестом. Рано или поздно нам отворят.

Татьяна Трубина-Гусельникова
29.10.2004
1122
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru