Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

​История храма, история села...

В самарской Зуевке будет возрождаться старинная Михаило-Архангельская церковь.

В самарской Зуевке будет возрождаться старинная Михаило-Архангельская церковь.

История моего села Зуевки тесно связана с храмом. Сейчас зуевские прихожане церкви своей не имеют, а она была, наша неописуемая пятикупольная красавица. О ней самые лучшие воспоминания наших старожилов. Поэтому у селян есть желание возродить былое и возвести новый храм. Горит желанием построить храм и настоятель прихода протоиерей Борис Хаустов. Действительно, не дело, когда на Богослужение собираемся в молельном доме, который до девяностых годов был школьным спортзалом. Беседовал я с отцом Борисом о возможностях исполнения нашего желания.

Крестный ход в Зуевке.

— Строительство храма в Зуевке может пойти активно при поступлениях пожертвований селян, их состоятельных родственников, проживающих в других городах и селах, фермеров и каких-либо предприятий и организаций, — сказал отец Борис. — Проводятся благотворительные мероприятия в селе и в районе, средства от которых пойдут на строительство храма. Под строительство отведена площадка. Мы ее огородили, и на ней установлен и освящен Поклонный крест. Имеется и проект будущего храма. Так что надо нам искать деньги на финансирование строительства.

Приведу и я для ясности примеры из истории нашей разрушенной церкви, которую разобрали колхозники в 1965 году. Разбирая алтарь, под специальным камнем подполья они нашли деревянную нишу. Подумали: «Церковники от революционеров-безбожников схоронили в ней золотой крест». Обрадовались находке, с волнением нишу раскрывали.

А там тщательно уложена была медная пластина. На этой пластине красивым почерком вписаны фамилии и имена главных благотворителей и строителей храма. Так мы узнали о них. А эта пластина теперь находится в школьном музее.

Наше село Зуевка образовано воронежскими переселенцами, братьями Афанасием и Дмитрием Зуевыми. В 1795 году на берегу реки Ветлянка они обозначили столбиками место своего будущего поселения. А в 1797 году уже приехали сюда с семьями на подводах. Образовали здесь хутор по имени воронежских Кучугур. Позднее появляются здесь хутора Девицы, Алешанка, Кармыш и Кулевка. О строительстве большой церкви хуторяне пока что речи не заводили. Молиться ходили в церковь соседнего села Утевка. По мере разрастания хуторов и слияния их границ хуторяне в 1826 году на общем сходе решили объединить их в деревню, которая в честь первых переселенцев была названа Зуевкой. И на том же сходе решено было церковь строить. Сельский староста Алексей Доримедонтович Денисов бросил клич к селянам и к родственникам, проживающим в воронежской стороне, с просьбой о благотворительных пожертвованиях. Селяне дружно откликнулись на его призыв. В копилку пожертвований стали поступать денежные средства.

На собранные деньги предки наши закупали бревна в Борской крепости и обозом их возили. Плотники свои разыскались, столяры и кузнецы. И дело стало спориться, первая церковь в селе была построена к лету 1830 года. Богослужения в ней проходили, но не так торжественно. Не было большого колокола. Отлили его и в Зуевку доставили только весной 1835 года. Веревками на колокольню всем селом поднимали. К уборочной страде он зазвонил на всю округу, созывая прихожан на службу. Именно в той церкви и была внесена первая запись в регистрационной книге о появлении Зуевки.

Молебен у святого источника.

В 1878 году на Кучугурах в роднике была явлена икона Святителя Николая Чудотворца. Над источником часовенку построили. С того года, как была явлена икона, верующие считают родник святым, паломники сюда с тех пор так и шли за целебной водицею. И по сей день идут.

Год 1908-й. На общем сходе прихожане уведомили старосту и волостную управу о тесноте в церкви в праздничные дни. Решено строить новый, трехпрестольный храм.

Год 1910-й. Создана бригада лесорубов и плотников из местных крестьян. Поступила партия леса-кругляша из Бузулукского бора на строительство церкви. В Самаре отлили колокола.

Год 1911-й. Засушливый, голодный. Построена церковь. Чтобы дать крестьянам заработать на хлеб, земство организовало общественные работы. На церковной площади был вырыт пруд — Теплое озеро (Тепловка), глубиной около 1,5 метра. Около церкви стояли дом священника, сторожка, дом псаломщика, дом дьякона, дом волостного писаря и волостное правление. И еще маленький домик с зарешеченными окнами — «кутузка», куда помещали злоумышленников.

В 1913-14 годах была выполнена окончательная отделка церкви и роспись на высоком художественном уровне. Высота церкви до верхушки креста составляла семнадцать сажен, то есть больше тридцати четырех метров. С восточной и северной сторон церковь окружала деревянная ограда, выкрашенная в красный цвет. С западной стороны изгородь была металлической, с красивым орнаментом, с высокими воротами — работа кузнеца Павла Агибалова, отца Героя Советского Союза Михаила Павловича Агибалова (в честь Героя названа улица в Самаре). На колокольне было пять колоколов. Самый большой из них весил 162 пуда. Зимой в буран, когда заметало дороги, звонили в большой колокол редкими ударами, и заплутавший в поле путник, ориентируясь на звук, выезжал к селу.

Настоятелем церкви в те годы был священник Евгений Кроткий. Прихожане ходили в церковь на все службы и любили слушать мудрые проповеди своего батюшки с такой удивительной духовной фамилией. Впитывали его назидания сердцем, учились по ним жить, воспитывались. Отец Евгений служил в Зуевке до того печального времени, когда церковь превратили в зерносклад. Закрыли храм в 1939 году. Никто и не предполагал в те безбожные годы, что снова наступит время, когда в городах и селах станут открываться и реставрироваться храмы. Упустили зуевцы свой шанс, лишились церкви. Намерены теперь исправляться.

«Молиться и в молельном доме можно, — поясняет отец Борис Хаустов. — Но только новую церковь зуевцы воспримут как историческое наследство предков».

Да только вот в чем беда: не собрать самим зуевцам столько денег, чтобы церковь построить. Поэтому и обращаемся к вам, дорогие Православные братья и сестры! Сотворите святую милостыню, помогите нам построить церковь. Ваши пожертвования пойдут на благородные цели — на возрождение Православия, на воспитание духовно возвышенного человека, во славу Божию и во спасение вашей души. И ваше имя будет вписано в списки доброхотов и благотворителей и будет поминаться с вечной благодарностью. В истории зуевского храма обязательно появится и ваше имя. С Божией помощью будем возрождать духовность и распространять веру Христову!

Иван Яковлевич Меженин,
с. Зуевка Нефтегорского района Самарской области.

Почтовые переводы можно прислать по адресу: 446606 Самарская область, Нефтегорский район, с. Зуевка, ул. Школьная, д. 1, протоиерею Борису Михайловичу Хаустову.

Банковские реквизиты:

Получатель: Православный Приход храма в честь Архангела Михаила с.п. Зуевка м.р. Нефтегорский Кинельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

ОГРН 1036303384094

ИНН 6377003503 КПП 637701001

Поволжский банк ПАО «Сбербанк России»

Р/с № 40703810654070101101

БИК 043601607

К/с № 30101810200000000607

Назначение платежа: пожертвование на уставную деятельность.

Тел. 8-927-264-66-93.

arkh.mikhail-zuevka@yandex.ru

Дата: 9 июня 2017
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru