Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Святитель Нектарий

Святой нашего времени.


Слава Православия — святые угодники Божии, как новые звезды, вспыхивающие на небосклоне Христовой Церкви. Русь просияла в последние времена тысячами новомучеников и исповедников, и все больше и больше известно нашим верующим имен этих праведников Божиих, стоявших за Истину.
Однако нельзя забывать нам, что веруем мы в Церковь Вселенскую, что во Христе нет национальных различий, и что святые являются и в других странах. Прославляя Дивного во святых Своих Бога, хотелось бы поведать о святом угоднике, просиявшем в Греции и недавно ставшем известным и в нашем Отечестве. Это святитель Нектарий, Митрополит Пентапольский Эгинский чудотворец.
Родился святой Нектарий в Турции, в семье благочестивых греков Димоса и Василики Кефала. В семье было несколько детей, жили бедно. В святом крещении Святитель был назван Анастасием. Мать замечала, что Анастасий особенно тянется к молитве и богоугождению. Однажды она заметила, что мальчик пытается соединить найденные им листы бумаги. На ее вопрос, для чего он это делает, Анастасий ответил: «Я хочу сделать книгу и записывать туда Божии слова».
Отроком Анастасий усердно молился, чтобы Господь помог получить ему образование для того, чтобы «заграждать уста хулящих Имя Христа».
Совсем юным он покинул дом и уехал в Константинополь, работал в табачной лавке, записывая изречения из Священного Писания на пачках с сигаретами, стремясь тем самым направить ближних ко Христу. Терпел лишения и голод, но не утратил простоту детской веры, что видно из одного примечательного случая. Однажды Анастасий решил написать письмо… Богу. Он подробно изложил в письме все свои горести и нужды, запечатал конверт и написал адрес: «На небо, Богу». С письмом он отправился на почту, но повстречал соседа, который предложил мальчику отправить его письмо. Анастасий вручил письмо соседу и вернулся домой. Вскоре он получил ответ в виде новой одежды, обуви и еды и был несказанно счастлив до тех пор, пока его хозяин-табачник не вернулся домой. Хозяин, увидев обновку, решил, что Анастасий его обокрал, и принялся бить мальчика. На крик Анастасия прибежал сосед, который рассказал, что, увидев адрес на конверте, он был очень удивлен и, распечатав конверт, прочел письмо и решил помочь бедному мальчику в его нужде.
Господь внял молитве Анастасия, и тот получил образование и даже стал сам учителем в сельской школе. Нравственность в селе и школе была на самом низком уровне при начале его учительства и постепенно поднялась до должного уровня благодаря трудам Анастасия-учителя.
Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству. Анастасий посещал Афон и беседовал со старцами, и в конце концов ушел в монастырь, где принял постриг и сан диакона с именем Нектарий, которое известно теперь во многих странах.
Для повышения богословского образования Нектарий был направлен в Александрию, где он стал известен Патриарху и приближен к престарелому иерарху, который полюбил Нектария за его чистоту и праведность. Постепенно восходя от служения к служению, Нектарий достиг епископства, став Митрополитом древней Пентапольской кафедры.
В одном из писем того времени Святитель рассказывает о примечательном сне, в котором ему явился Святитель Николай Чудотворец. Нужно добавить, что Нектарий в то время восстанавливал в Каире храм в честь этого великого святого. Во сне Нектарий увидел гробницу Николая Чудотворца, а в ней самого Угодника Божия живого, как бы спящего. Затем Николай Чудотворец поднялся из раки и, ласково улыбаясь, просил Нектария украсить ему престол в храме золотом, а затем обнял его и поцеловал. Это целование великого Архиерея Николая, видимо, имело значение особого благоволения к Святителю Нектарию и, возможно, символизировало преемство дара и родство душ во Христе.
Враг рода человеческого воздвиг вскоре брань против святого через лжебратию, завистники оклеветали Нектария перед Патриархом. Попущением Божиим Патриарх поверил клевете, и святой был обвинен в чрезмерных амбициях и аморальности и выставлен вон из Александрийской Патриархии без всяких объяснений и возможности оправдаться.
Святитель приехал в Грецию, где оказался никому не нужен. Дурная слава следовала за ним по пятам, к тому же он был гражданином Турции. Ему пришлось голодать и обивать пороги без всякого результата получить хотя бы место проповедника. Но однажды он повстречал главу одной из греческих провинций, и тот пригласил его к себе в качестве проповедника. В воскресный день Святитель вышел на амвон, но, увы, его встретили холодно и даже враждебно, дурные слухи достигли и этой провинции. Так продолжалось несколько воскресений подряд, и Нектарий решил было уже уезжать, но вскоре до жителей провинции дошли и иные слухи о том, что Нектарий оклеветан несправедливо, и в следующее воскресенье слову Нектария внимали со слезами на глазах благодарные прихожане.
Следующим послушанием святому было начальствование в духовной школе имени братьев Ризари в Афинах. Нектарий готовил пастырей и законоучителей для Греции, окормляя свою многочисленную духовную семью. Среди просивших его совета и благословения была и греческая королева Ольга (дочь русского Императора). На этом посту Святитель потрудился более 10 лет. Одновременно он устраивал женский монастырь на острове Эгина, собирая туда своих духовных чад. Монастырь был устроен в честь Святой Троицы, возглавила его слепая игумения Ксения. Вскоре Святитель прибыл туда и сам. Жили очень бедно, много трудились. Святитель Нектарий сам шил обувь сестрам монастыря, писал богословские труды и духовные стихи (одно из его песнопений в честь Божией Матери поют сейчас во многих храмах России, оно называется «Агни Парфене»).
Жители острова вскоре полюбили святого и стали просить его молитв о себе, замечая, что происходят чудесные вещи по молитвам этого старца. Святому был дан дар от Бога являться людям на расстоянии. Так однажды он явился в Канаде в Православном храме, служил там Литургию и исцелил парализованного человека, сидевшего в инвалидной коляске. Этот человек потом нашел святого на Эгине и благодарил его со слезами. Во время Первой мировой войны немецкие летчики, пролетая над островом Эгина, видели только море, хотя на карте обозначен был остров. Все воины, просившие благословения у святого перед уходом на фронт, вернулись живыми.
В своем монастыре Святитель по откровению Божьему ввел давно исчезнувший из практики Православной Церкви институт диаконисс. Но, повторим, это было сделано им по откровению.
Клевета преследовала святого всю жизнь, он писал письма к Патриархам Александрийскому и Константинопольскому с просьбой снять с него позорное обвинение, но ответа не получил. До самой смерти он вынужден был подписываться «проезжающий епископ Нектарий», терпел притеснения и от местной церковной власти.
К концу жизни еще один удар обрушился на Святителя. В монастырь пришла 18-летняя Мария Куда, убежавшая от деспотичной матери-свечницы. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать девушки подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев. Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать. Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; «убитых» младенцев тоже, конечно, не нашли. После этого мать девушки сошла с ума, а следователь заболел тяжко и приезжал просить прощения у святого.
Святитель предсказывал своим послушницам, что монастырь их будет богат, если они будут усердно трудиться (о каком богатстве говорил святой? Наверное, в первую очередь, о духовном, хотя ныне монастырь не бедствует и материально).
Однажды, прогуливаясь с послушницей на природе, Святитель спросил ее: «Хочешь ли ты увидеть своего Ангела-Хранителя?» Послушница, конечно, изъявила большое желание. «Вот он перед тобой», — ответил святой. И тут же девушка упала без чувств, не вынеся того, что увидела. Святитель потом жалел о том, что произошло, говоря, что девушка была еще не готова.
В другой раз сестры монастыря просили Святителя объяснить им, как понимать слова «всякое дыхание хвалит Господа», и каким образом природа славословит Творца. Святитель ничего не ответил на это, только на следующий вечер сказал сестрам: «Вы спрашивали меня о том, как природа славит Господа? Вот послушайте сами». Сестры услышали по молитвам Святителя то, что не объяснить нам.
В конце жизни Святитель болел, но отказывался от врачебной помощи. Когда стало совсем плохо, сестры поняли, что Святителю открыт день его кончины, он стал прощаться с монастырем, усердно, со слезами молился. По настойчивым просьбам монахинь он согласился лечь в больницу в Афинах. Его навещали родные, он простился с ними. В больнице пробыл недолго, у него оказался рак. Чудеса происходили и в больнице, медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывали раны Святителя, благоухают. Вместе со святым в палате лежал парализованный человек, и когда душа святого покинула этот мир, то он получил полное исцеление через рубашку святого Нектария.
Сразу после кончины тело святого начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.
Погребен Святитель Нектарий в склепе монастыря, несколько раз склеп открывали по разным причинам и каждый раз убеждались, что тело нетленно. Даже фиалки, положенные в гроб девочкой, не были тронуты тлением.
Праведная кончина святого последовала 9 ноября ст. ст. 1920 года. В 1961 году состоялась канонизация Святителя, были подняты его святые мощи. Оказалось, что остались только косточки. Как сказали духовники, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.
Почитание святого угодника в Церквях Востока (Константинопольской, Элладской, Иерусалимской и др.) сравнимо с почитанием в России Преподобного Серафима Саровского. К сожалению, имя этого святого до сих пор не внесено в месяцеслов нашей Церкви, и пока нет ему службы. Существует акафист святому Нектарию на русском языке. Этот акафист до недавнего времени служили в Москве, в храме Всех Святых, что в Красном селе (настоятель протоиерей Артемий Владимиров). В этом же храме находилась икона Святителя, которая мироточила, как говорили, и произошло несколько исцелений. В настоящее время по некоторым причинам акафист не совершается в этом храме, но там можно приобрести иконы и акафист святому Нектарию. Особо прославился Святитель благодатной помощью онкологическим (раковым) больным, страдающим параличами и другими тяжкими заболеваниями, одержимым бесами. Известно также, что Святитель Нектарий помогает людям в денежных затруднениях.
По благословению Преосвященнейшего Филарета, Епископа Пензенского и Кузнецкого, в день памяти Святителя Нектария 22 (9) ноября 2002 года в храме Вознесения Господня села Старая Степановка Лунинского района Пензенской области было совершено торжественное богослужение, из Пензы и районов области прибыли паломники. После богослужения было составлено письмо Высокопреосвященнейшему Ювеналию, Митрополиту Крутицкому и Коломенскому, Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых, с просьбой о внесении имени Святителя Нектария в месяцеслов нашей Русской Церкви.
В Вознесенском храме есть икона святого и совершается акафист с освящением елея. Акафист совершается по воскресным вечерам.
Просим вас, братья и сестры, молиться святому Нектарию о наших болящих близких и о нашем Отечестве. Быть может, и в России исполнятся слова из акафиста Святителю: «Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий!»

Священник Георгий Добролюбов,
настоятель Вознесенского храма с. Старая Степановка Лунинского района Пензенской области

21.02.2003
Дата: 21 февраля 2003
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru