Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

«Самое главное — знать о себе волю Божию!» (Окончание)

Интервью со старшим духовником Московской епархии протоиереем Валерианом Кречетовым.

Интервью со старшим духовником Московской епархии протоиереем Валерианом Кречетовым.

Начало


«У Господа один день, как тысяча лет…»


— Сейчас идут споры о глобализации. Это явление — глобализация — как-то связано с концом света?
— Понятно, что глобализация — это дело бесовское, мир готовят к приходу антихриста, тут не может быть двух мнений. Но те, которые сейчас не протестуют активно против нее, не «идут на баррикады», — они что, уже пропащие?
Из Евангелия мы знаем, что растет пшеница, но одновременно растут и плевелы. Пшеница растет — значит, святых становится все больше, но одновременно и плевелы растут. А Жатва будет тогда, когда дорастут и те, и другие. Но вот когда это будет — знает только Бог! Мы, грешные люди, все стараемся смотреть во времени, а у Бога нет Времени. «Не его ли рукою остановлено было солнце, и один день был как бы два?» (Иисус, сын Сирахов 46, 5), «…у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8).
— Однажды мне довелось услышать такое мнение, что поскольку мы точно знаем, что антихрист воцарится, знаем, что спустя три с половиной года он будет побежден Христом и тогда наступит Страшный Суд, то всякое сопротивление процессу глобализации не только безсмысленно, но даже и греховно, поскольку человек пытается противостоять Промыслу Божиему…
— Мы не можем отменить свою смерть, она неизбежна для каждого. Но продлить свою жизнь все почему-то стремятся и о здоровье своем заботятся. И грехом это не является. Сочетание воли Божией и воли человеческой существует. Есть даже такое произведение — «Илиотропион» (Подсолнечник), Святитель Иоанн Тобольский его написал. Например, катится с горы колесо. Человек может немного притормозить его, а может немного подтолкнуть его вниз, и оно покатится еще быстрее.
— Батюшка, как противостоять апостасийным процессам в Церкви и в обществе?
— Нужно жить реальной жизнью. Люди совершают две ошибки: переживают о том, что уже прошло, или о том, что еще не наступило. Есть такая поговорка: «К смерти готовься, а хлебушко сей». К приближению Царства Небесного — да, готовиться надо. Но это же будет не завтра-послезавтра, а завтра-послезавтра что-то нужно есть, что-то нужно делать… А то вон некоторые уже побросали все, пошли куда-то — зачем побросали, куда пошли?! Жить-то нужно. Епископ Михаил (Грибановский) в свое время об этом писал: «Христос учит жить настоящим моментом». Потому что прошедшее уже прошло, если что и наделал — кайся, ничего уже не вернешь! А будущее еще не наступило. Когда будет — тогда и будет. Возложи все на Промысл Божий — Господь все управит. «Бог передом правит».
— Следующий вопрос касается людей, которые очень обостренно воспринимают грубые попытки государства силой навязать им вместо их имени «личные номера», паспорта с оскорбительной для христианина символикой…Церковь такую линию поведения верующего допускает, Священный Синод неоднократно говорил, что это вопрос личного выбора человека. Многие старцы поддерживают такую же линию. Однако государство уже заявило, что примерно в 2006 году начнут в качестве универсального удостоверения личности внедрять пластиковые карточки с микрочипом внутри. Соответственно многие верующие задумаются — а надо ли им получать эти пластиковые карточки-документы? Через год-полтора эта волна может начаться. Как быть этим людям?
— Повторюсь: не нужно переживать о том, что еще не наступило. Да, по своей сути эти вещи очень серъезные. Очень печально, но весь этот компьютерный учет уже сегодня используется для криминальных целей. Что касается этих бесовских планов введения в России пластиковых карточек-документов, то они вызывают у меня изумление! В нашей стране есть такие места, где годами нет электричества. Есть деревни, где на домах нет даже номеров. Для чего там будут нужны эти пластиковые карточки, я просто не понимаю. Разве что в крупных городах… Хотя конечно, видимо, лучше жить там, где эти карточки будут не нужны, приспосабливаться как-то. Как знать, может быть, этими притеснениями верующих в городах Господь выводит их оттуда, как Он вывел когда-то праведное семейство Лота из Содома и Гоморры?

О «хамовом грехе»

— Есть в Церкви две линии поведения в случае, когда мы сталкиваемся с грехом другого человека. Линия первая выражена понятием «хамов грех», когда Хам открыл своим братьям наготу Ноя, их отца. И за это был Ноем проклят. Линия вторая выражена фразой Святителя Григория Богослова: «Молчанием предается Бог». К каким ситуациям относится первое выражение, а к каким второе? Когда нам необходимо этот его грех покрыть, не разглашать, а когда мы обязаны обличить его — громко, во всеуслышание?
— Тут нужно мудрость иметь. Библия говорит: «Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени» (Иисус, сын Сирахов 20, 7). Вообще разглашение грехов кого бы то ни было — это никогда не было делом благим и добродетельным. Не положено рассказывать о грехах других. Хотя, если все же скажешь, то, как знать, может быть, общее поношение и очистит человека от этих грехов? При этом сам, конечно, греха наберешься — потом очищаться от этого придется. Кстати, когда два раза сказал о грехах другого человека — это будет уже осуждение. Самое лучшее — молиться об этом человеке, если хочешь ему блага.
— А как же быть с выражением «молчанием предается Бог»?
— Простите, но трудно понять некоторые вещи без контекста. Молчанием о чем?
— Я говорю о случаях, когда, допустим, вроде бы верующий человек говорит очевидную ересь. Ведь в этом случае он «стадо портит».
— Это другое дело. То был личный грех, а это — грех против веры! Это вещи совершенно разные. Происходит поношение веры, а ты об этом молчишь. Так нельзя.
— Согласно учению церковному, в условиях защиты веры и Отечества от врагов Православный имеет право, и должен, врагов поражать. Однако есть ситуации особые. Но вот один мой знакомый рассказал о таком случае. Группа спецназа в «горячей точке» должна была перехватить караван с оружием. Их накануне ночью высаживают на вертолете за 20 километров от будущей точки перехвата, и дальше они продвигаются скрытно. И если на этом пути их случайно увидит хоть одна живая душа, то во избежание утечки информации о движении группы бойцы обязаны этого человека уничтожить! И неважно, кто это будет: мальчик-пастушок, женщина, старик. Дайте, пожалуйста, духовную оценку такой ситуации.
— Нелегкий вопрос. Вообще наши предки, поражая противника, не добивали его, если он не оказывал сопротивления. «Лежачего не бьют». Но потом, когда эти лежачие враги стали бить наших в их спины… то стали их добивать. Я вам задам встречный вопрос. Вот, на пути шествия Ветхого народа Израиля были народы, которые воевали с ними. И Господь повелевал уничтожать их всех, даже детей. Грех это был или не грех?
— Нет, так как Господь санкционировал их уничтожение израильтянами только после того, как убедился, что жизнь тех народов стала поистине звереподобной, они необратимо опустились до страшных грехов, и за эти грехи их оставалось только сжечь, как негодную солому.
— Совершенно верно. Вернемся к вашему вопросу. Есть такая поговорка: «случай — бог дурака». Во-первых, вряд ли такие встречи со спецназом происходят.

Так в чем же нам каяться?

— Сейчас очень многие люди обсуждают такую тему — гибель Царской Семьи. Понятно, что в этом преступлении повинны не только русские Православные люди. Повинны и евреи-большевики, и «наши» масоны…Но понятно также и то, что это был великий грех и самого русского Православного народа. Но какой грех, на ком он, грех в чем? Одни говорят: «На мне — человеке, живущем в начале XXI века, — греха убийства Царского Семейства нет. На мне, и даже на моих предках, может быть, есть только грех попустительства в убийстве Царственных святых. И не более того». Другие говорят: «Да, я признаю, что и мне, современному русскому, необходимо каяться именно в грехе цареубийства!» Как Вы считаете, кто здесь прав?
— То, что Россия потеряла Царя, мы заслужили сами. В стародавние времена одного Правящего Архиерея донимала тщеславная мысль: чем он так угодил Богу, что Тот произвел его во Епископы? Ему явился Ангел и сказал: «Ну что ты превозносишься? Просто эта епархия прогневала Бога, а архиерея для нее Он хуже тебя не нашел! Вот поэтому ты и стал Епископом» (наверное, был такой ответ, чтобы человек не превозносился…). Царя мы именно лишились, оказавшись недостойными его, — «званые не были достойны». Когда мы получаем по наследству от своих знаменитых и достойных предков громкие имена, титулы, имения, фамилии, способности и таланты, то мы этому не противимся, вполне довольны и охотно все это для себя принимаем. А вот когда мы вынуждены принимать на себя грехи и (или) последствия этих грехов, совершенные нашими предками, мы ропщем: что это такое, с какой стати я должен отвечать не за свои грехи?! Получается, если тебе идет от предков что-то благое — ты принимаешь, а если их грехи, то ропщешь? Грехи предыдущих поколений на нас переходят. Россия лишилась Царя потому, что народ прегрешил. Но сказать — кто и насколько — я не могу, это ведает только Бог! Один и тот же грех, совершенный разными людьми, вес для каждого из них имеет разный. И как его распределить на всех, я не знаю. Еву обманул змей — «Будешь, как Бог!» Но она же виновата все равно. А потомки ее теперь за ее первородный грех расплачиваются. А что делать? И русский народ тогда обманули!
— Когда говорят, что Россия должна вернуться к своему первообразу — Православной Самодержавной Империи, огромное значение имеет и вопрос о подданных Царя — а они-то кто? Они-то ведь должны подготовить себя, проникнуться этим духом, а если — нет, то какая же это будет Православная Держава?
— Есть такое понятие — экзорцизм, отчитка. В нашей Церкви есть священники, которые имеют от Бога этот особый дар изгнания бесов из духовно болящих. Однако существует по поводу отчитки две точки зрения: отчитывать необходимо каждого одержимого индивидуально, как Христос исцелял Марию Магдалину, гадаринского бесноватого, а не «скопом», по 40-50 человек одновременно. Мало того, что это, скорее всего, неэффективно, тут еще, наверное, присутствует и «коммерческий интерес» проводящего отчитку. Другие считают, что ничего в этом предосудительного нет, коллективные отчитки, по примеру архимандрита Германа (Чеснокова) из Троице-Сергиевой Лавры, — допустимы.
— Но справедливости ради надо сказать, что раньше и общей исповеди тоже не было — только индивидуальная была. Может, здесь есть какая-то связь? А Господь мог изгонять бесов не только индивидуально, но и изо всех сразу — это же Сила Божия! Вот апостолы, они не всегда могли беса изгнать.
— Может быть, коллективные отчитки сейчас вызваны небывалой пропагандой среди населения экстрасенсорики, оккультизма, колдовства, чего раньше в таких масштабах, возможно, и не было? Помести отца Германа (Чеснокова) в середину XIV века, наверное, и он там отчитывал бы по одному…
— Я затрудняюсь ответить. Может, у нынешних экзорцистов такой дар особый — производить коллективные отчитки? Как у отца Иоанна Кронштадтского — мы по одному человеку исповедуем, и то не можем как следует это сделать, а у него целая церковь народа одновременно каялась, да как!
— Люди, внимательно читающие Апостольские Правила, деяния Вселенских и Поместных Соборов, волей-неволей подмечают в нынешней церковной жизни иногда значительные несоответствия тем идеальным примерам Церковной практики, которые заложены в вышеперечисленных Церковных трудах. Например, 5-6 Трульский Вселенский Собор постановил, что «как Христос начал учить в 30 лет, так и мужчин нужно рукополагать в сан священника не ранее 30 лет». А сейчас мы видим вновь рукоположенных священников возрастом 20-22 лет. С другой стороны, читая житие преподобного Лаврентия Черниговского, видишь, что в сан иеромонаха он был рукоположен в 29 лет. Но одно дело — исключения, а другое — когда практика раннего рукоположения приняла массовый характер…
— 30-летний возраст — это ветхозаветное установление. У древних евреев было такое правило, что мужчина может учить только по достижению 30 лет. И этому правилу следовали и Иоанн Креститель, и Иисус Христос. Но вот Даниил пророк был значительно моложе 30 лет. Ветхий Завет знает и другие подобные примеры. Дело в том, что правил без исключений не бывает. Есть три уровня запретов: нельзя — не положено — не принято. Так нужно — так необходимо — а так положено.
Известно, что командовать батальоном должен всесторонне подготовленный офицер. Но во время войны на этот пост встает тот, у кого есть на то возможность! А о нашем времени можно смело сказать, что мы находимся на военном положении. Далее. Полномочия кадрового, подготовленного командира батальона и того, кто занял его пост в пылу сражения, — одинаковы.
Мой отец мне рассказывал, как Патриарх Алексий I (Симанский), давая наставления будущим священникам, говорил: «Если вы будете вести достойную жизнь, Благодать будет каждый раз в Таинствах проходить через вас, каждый раз вас освящая. Если же вы будете вести недостойную жизнь, то Благодать будет проходить, но мимо вас, вас не касаясь»!

«Нужно каяться и исправляться»

— Прошло уже 15 лет со времени последнего Поместного Собора. На Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году приняли формулировку, по сути отменившую пятилетнюю периодичность его созыва. Таким образом, вся полнота власти Церковной перешла Архиерейским Соборам.
— А Вселенские Соборы собирались лишь по возникновении потребности, а не по «срокам». А то получится как очередное формальное отчетное собрание. Я думаю, не зря так сделали. Наши Архиереи — богодухновенные, а Патриарх — тем более!
— Но Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что в понятие Полноты Церковной входят Патриарх, Священный Синод, Архиерейский корпус, монашествующие, белое священство и воцерковленные миряне. А сейчас получается, что миряне от соборного управления Церковью отстранены, их голос не слышат.
— Ничего подобного. Церковью между Соборами управляют Архиереи. А Соборный голос Церкви высказывают на Соборах. А народ, когда нужно, еще как принимает участие! Крестные Ходы проводят, стояния, проявляют инициативу в отношении строительства храмов — просто это носит неформальный характер. Когда нужно, Господь вдохновляет мирян — вспомните Пожарского, Минина, Димитрия Донского, маршала Жукова…
— Отец Валериан, что будет с Россией?
— Преподобный Серафим Саровский сказал, что по воссоединению всех славянских племен с Россией (а это произойдет!) более могучего государства, чем это русско-славянское, в мире не будет! Это я точно знаю! Но для этого нам нужно каяться и исправляться, а остальное совершит Господь.
— Но Россию, с попустительства властей, сейчас заселяют, вежливо говоря, незаконные мигранты. Это — опасный процесс. Постепенно возникает угроза растворения коренного населения России. Воцарения других порядков и другой религии в том числе. Как к этому относиться нам, Православным?
— Нам нужно хранить веру Православную и между собой объединяться.
Не нужно ни растворяться, ни позволять установлению других порядков.
А добиться этого просто — живи по-христиански. Они-то объединяются — а мы почему не объединяемся?! В этом и дело. Видно, для того Господь нам их и попускает, чтобы мы учились объединяться между собой. Нам Господь показывает, что нам нужно проснуться и объединиться! А мы все никак не объединимся.

На снимке: протоиерей Николай Гурьянов (слева) и протоиерей Валериан Кречетов.

Сергей Серюбин
11.03.2005
870
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru