Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

Икона Царя-Мученика. Покаяние в Ипатьевском монастыре

Великий покаянный Крестный ход, начавшийся по границам России, продолжился по внутренней части страны. И первая епархия, которая официально приняла чудотворный образ Государя, была Ивановская.


Рассказывает Алла Васильевна Дьякова.
Великий покаянный Крестный ход, начавшийся по границам России, продолжился по внутренней части страны. И первая епархия, которая официально приняла чудотворный образ Государя, была Ивановская.
Земля ивановская, быть может, более всего повинна перед российским Государем, поскольку явилась родиной первых Советов и стачек. Вот почему, быть может, Государь, по истинному всепрощению, изволил сперва идти именно в Иваново.
С 12 по 17 июля этого года состоялся Крестный ход из Тихоно-Лухского монастыря Ивановской епархии в Ипатьевский монастырь города Костромы. Вдохновителем и организатором его был настоятель Тихоно-Лухского монастыря игумен Агафон (Чесноков). В Крестном ходе приняли участие 13 клириков Ивановской и Костромской епархий, а также 89-летний схиархимандрит Алексий, насельник Тихоно-Лухского монастыря, родной племянник Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Антония (Храповицкого). Схиархимандрит Алексий принял схиму Великим постом 1999 года. Он поведал, что незадолго до того во дворе монастыря ему явился царевич Алексей в белом хитончике и как бы в шутку обратился к нему: «Тебе что, мое имя не нравится? Вот принимай схиму с моим именем, и я буду помогать и тебе, и монастырю».
Ранним утром, в день празднования Первоверховных апостолов Петра и Павла, в Тихоно-Лухском монастыре были отслужены Божественная литургия и напутственный молебен. А в полдень Крестный ход начал свой путь. Шли с пением молитв, хоругвями и иконами. Одна из самых больших — Державная икона Божией Матери. Справа от нее чудотворная — явленная Смоленская икона Божией Матери. А слева — мироточивая икона Царя-Мученика. В деревнях Крестный ход встречали со слезами. Сельские жители благоговейно прикладывались к мироточивому образу Государя.
По всей Ивановской области в это время стояла засуха. Батюшки служили молебны о даровании дождя. После чтения акафиста Царю-Мученику и молитв к нему шел не просто дождь, а ливень! Но такое случалось лишь в тех местах, где в это время находилась мироточивая икона Государя.
В Вичуге нас ожидала необычная находка. Утром, во время молебна, спустились в местную котельную набрать воды и неожиданно обнаружили там портрет Царя-Мученика Николая II. Написан он был непрофессионально, безыскусной рукой, но с трепетной любовью — в глазах полуулыбка, лицо светлое, родное. К сожалению, портрет, по-видимому, хранился в очень сырых условиях, и его холст был сплошь покрыт, как мхом, желто-зеленой плесенью. Но — удивительно! — светлый лик Государя остался совершенно неповрежденным. Мы хотели взять портрет с собой, так как его собирались попросту сжечь в котельной. Но увидев, как благоговейно мы отнеслись к нему, портрет нам не отдали.
Труден был наш путь в Кострому — под палящем солнцем, всю дорогу одолевали оводы. Лица у всех обгорели. А на привалах мы перевязывали распухшие ноги. Ступни порой были в сплошных волдырях, а из-под лопнувшей кожи проглядывала обнаженная кровоточащая ткань. Раны смазывали святым маслом, прикладывали к ним подорожник и шли дальше. Примечательно, что после нелегкого Крестного хода у его участников невероятно быстро зажили раны на ступнях. А некоторые свидетельствовали, что наконец-то избавились от многолетних болей в ногах.
Крестным ходом шли люди всех возрастов и социальных положений. И за время пути все сплотились и сдружились.
К нашему Крестному ходу постоянно присоединялся еще кто-то и шел, порой день или два. Очень долго шла женщина с грудным младенцем на руках. Весь путь в 150 километров преодолело двое совершенно слепых мужчин из Петербурга. Один из них был без ноги и шел, опираясь на костыли.
На пути Крестного хода попадались «умершие» селения. От деревни Лаптиха осталось лишь семь брошенных домов, да на пригорке развалины прежде красивого храма Святителя Николая. На третий день пути остановились в деревне Горы Чириковы. Вечером обошли Крестным ходом вокруг порушенного храма: выбитые окна, вместо пола — земля. Утром с настоятелем этого храма отцом Григорием совершили молебен о восстановлении дома молитвы. В этот же день первая остановка и обед были в селе Андреевском, у храма Андрея Первозванного, также разрушенного. Вошли внутрь, спели величание Апостолу Андрею Первозванному и тем святым, которых смогли распознать на уцелевших настенных изображениях.
Когда пришли в Приволжск, навстречу нам вышло человек пятьдесят местных жителей — мужчины, женщины, дети. Они становились на колени друг за другом посреди дороги, чтобы над ними пронесли чудотворный образ.
Потом шли лесной дорогой. Неожиданно раздался восторженный возглас: «Взгляните, как солнце играет!» И действительно, на солнце можно было смотреть. Испуская лучи разных цветов, от него по кругу исходило радужное сияние. Солнце двигалось вправо-влево, вверх-вниз. Долго мы любовались удивительно прекрасным зрелищем. Далее путь наш лежал к Волгореченску.
На закате солнца, у черты города мы увидели множество людей с хоругвями и иконами — нас встречал Крестный ход из храма Тихона Луховского с жителями Волгореченска. Встреча стала пасхальной радостью. Все обнимались и целовали друг друга, кто-то плакал. Пропели тропарь и величание Царю-Мученику и Тихону Луховскому. Два Крестных хода слились воедино, и колонна идущих растянулась на километр. Шествие возглавляли священно-служители из состава наших и местных батюшек. Их было всего
12 — по числу апостолов. Волгореченск встретил Крестный ход колокольным звоном и большим стечением народа.
Повсюду в пути следования Крестного хода священники проникновенно рассказывали о чудесах мироточивой иконы Государя и самом Царе-Мученике. Прихожане, слушая, плакали. И почти везде икона нашего Царя мироточила, как только ее вносили в храм и клали на аналой. В Волгореченске она источала миро в несколько струй.
В Лунево к нам подошла женщина и стала умолять игумена Агафона, чтобы Крестный ход свернул с дороги, и, углубясь в лес, подошел к строящейся там часовне. По пути женщина рассказала, что в 1983 году в этой местности прошел разрушительный ураган, который унес несколько человеческих жизней. Теперь на этом месте возводится часовня во имя Мученицы Государыни Александры.
После ночлега в Суханово мы поплыли по Волге на теплоходе. И вот показались купола церквей и соборов красавицы Костромы. Участники Крестного хода сошли на пристань и двинулись в Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Он был основан в 1462 году, в день Богоявления Господня, сродником и учеником преподобного Сергия Радонежского — Никитой. А уже в наше время, в 1991 году, был вновь освящен Богоявленский собор, ставший кафедральным собором города. Сюда 10-ти тысячным Крестным ходом была перенесена из Воскресенского храма главная святыня Костромы — Феодоровская чудотворная икона Божией Матери. Тот самый древний образ, которым в 1613 году инокиня Марфа благословила на российское царство своего 16-летнего сына — Михаила Феодоровича Романова.
Как только образ Царя-Мученика приложили к фамильной святыне Царского рода, Феодоровской иконе Божией Матери, по иконе Царя-Мученика буквально хлынуло миро. Оно проступило горизонтальной полосой в длину примерно на восемь сантиметров. И из этой полосы тут же истекло вниз восемь параллельных струй. Потрясенные костромичи становились перед иконой на колени и молились, многие рыдали.
Утром 17 июля, в день убийства Царской Семьи, Крестный ход двинулся к своей конечной цели — Ипатьевскому монастырю. Всю дорогу громко пели молитвы, величания Богородице и Государю. Перед воротами монастыря Крестный ход встречал настоятель с братией и иконой священномученика Ипатия, епископа Гангрского. И икона Государя вновь замироточила, как только ее возложили на аналой. Это было чрезвычайно обильное мироточение, в 12 струй, и все стекло изнутри, словно дождевыми каплями, было покрыто миром.
Служба совершалась с особым благоговением, все присутствующие чувствовали торжественность этого особенного дня. Дня, ради которого мы шли пешком 150 километров, претерпевая все трудности. Все участники покаянного Крестного хода в этот день исповедались и причастились.
С момента убийства последнего Российского Монарха и Его Семьи это был первый покаянный Крестный ход народа русского в Ипатьевский монастырь. Из Тихоно-Лухского монастыря вы-шло 67 его участников, в Ипатьевский монастырь пришли 89 человек. И пусть этот Крестный ход был немногочисленным, но в лице этих верующих людей было принесено покаяние за весь русский народ, тяжко согрешивший перед Господом убийством Помазанника Божия и его Семьи. И хочется верить, что Государь со всей Семьей умолит милосердного Господа, и тогда русский народ будет прощен.

Владимир Мельник
г. Москва
10.12.1999
Дата: 10 декабря 1999
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru