Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Русский крест

В Самаре прошел церковно-общественный форум по вопросам демографии


Церковно-общественный форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России. Самарский регион» прошел 24 марта в Самаре. Форум рассмотрел не только крайне важные сегодня демографические проблемы, но и вопросы возрождения духовности, которые всегда были в центре внимания в нашем регионе.


Открывая пленарное заседание, председатель правительства Самарской области Сергей Александрович Сычев зачитал приветственную телеграмму от председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Бориса Грызлова. В ней были такие строки: «Демографическая ситуация в нашей стране остается настолько сложной, что в словаре ученых и политологов, предрекающих России настоящую демографическую катастрофу, даже появилось выражение: «Русский крест» — когда кривая рождаемости поползла вниз, а смертности — вверх… Но я уверен, что крест на нашей нации ставить рано…» Эта конференция стала не формальным и не рядовым событием в череде официальных мероприятий, а живым, заинтересованным диалогом. В форуме приняли участие Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, губернатор Константин Алексеевич Титов, председатель Губернской Думы Виктор Федорович Сазонов, а также медики, священнослужители и педагоги. Все они собрались в Самарском институте повышения квалификации работников образования, чтобы обсудить причины и наметить пути выхода из демографического кризиса.

«Лишите народ веры — и он перестанет воспроизводить себя»

Губернатор К.А.Титов начал свой доклад с тревожных цифр.
В Самарской области естественная убыль населения достигла пика в 2000 году. И хотя на протяжении пяти последних лет в области растет рождаемость — в 2004 году родилось 32500 детей, что почти на четверть больше, чем в 2000-м, — современные параметры рождаемости почти в два раза меньше требуемых для замещения поколения родителей поколением детей. В Самарской области преобладают семьи с одним ребенком, их 58 процентов. Доля семей с двумя детьми невысока — 28 процентов. Неуклонно растет внебрачная рождаемость, что порождает новые социальные проблемы. Более половины браков заканчиваются разводами.
За последние десять лет количество абортов в области сократилось в два раза. В прошлом году впервые за много лет численность родившихся детей превысила количество абортов. Это говорит о том, что в нашем сознании все больше утверждается норма неприемлемости аборта. И все же число абортов еще очень велико…
Говоря о причинах смертности населения губернии, губернатор назвал главной из них болезни системы кровообращения. От причин, не связанных с заболеваниями, от несчастных случаев, отравлений и травм ежегодно в области умирает 7-8 тысяч человек. В последние годы появились новые причины роста смертности — наркомания и СПИД. Общее число ВИЧ-инфицированных в области — более 23000. Острой проблемой в губернии стала смертность мужчин трудоспособного возраста. Среди умерших в трудоспособном возрасте мужчины составляют 80 процентов. До конца трудоспособного возраста доживают только 55 процентов мужчин, у женщин этот показатель значительно выше — 88 процентов.
— У демографического кризиса духовно-нравственные и социально-экономические истоки, — сказал губернатор. — Преодолеть кризис мы сможем только в результате комплексного подхода к решению проблем… Как верующий человек, как Православный христианин я радуюсь тому, что Русская Православная Церковь занимает очень активную и глубоко продуманную позицию в отношении демографических проблем современного российского общества. Я во многом разделяю точку зрения Церкви на причины демографической ситуации в России. Это отражение духовно-нравственного состояния общества, которое характеризуется как духовный регресс… Прирост населения — признак здоровья нации и цивилизации в целом. Депопуляция — признак болезни народа и общества. Лишите народ веры — и он перестанет воспроизводить самого себя…
Хотя Самарская область усиливает свою миграционную привлекательность за счет устойчивого экономического роста, даже при этом в 2004 году миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения лишь на 12 процентов. Но если бы не влияние миграционного фактора, то численность населения Самарской области за последние десять лет сократилась бы на 223 тысячи человек, тогда как фактически она сократилась только на 95 тысяч человек.

Церковь бьет в набат

Свое приветствие и благословение форуму прислал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его приветственную телеграмму огласил секретарь Самарского епархиального управления протоиерей Виктор Ушатов.
А Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий охарактеризовал демографическую ситуацию в стране так:
«Русская Церковь давно уже бьет в набат. Если дальше будет так продолжаться, мы можем превратиться в удельное княжество. Оптинские старцы в 18-19 веках говорили, что Россия может определиться в своих границах лишь до Уральских гор. Тогда это казалось невозможным, сегодня вполне реально, что наше государство может потерять большую часть своей территории и стать страной с небольшим населением. Причины демографического кризиса прежде всего необходимо искать в духовной сфере».
Владыка Сергий вновь сказал о необходимости повсеместного изучения в школах губернии курса «Основы Православной культуры». «Сегодня этот предмет жизненно необходимо ввести в сферу образования. Промедление смерти подобно. Одно поколение мы уже потеряли. Потеряем еще одно — будет беда России… Современная школа не способна защитить молодежь от сектантов, агрессии и растления. Она продолжает внушать ребенку, что человек произошел от обезьяны, сомнительными конкурсами, праздниками, дискотеками раскрепощает низменные инстинкты, воспитывает прагматизм. Среди оппонентов введения «Основ Православной культуры» в образовательный процесс часто звучит аргумент о нарушении свободы личности. Ошибочность этого убеждения очевидна. Мы подчеркиваем, что это не вероучительный предмет, и не ставим задачу, чтобы каждый ребенок обязательно шел в храм молиться, хотя это было бы спасительно для России. Мы ставим задачу воспитать человека в подлинных традициях русской культуры…»

Против «контрацептивного мышления»

Проникнутым болью за современную семью стало выступление кандидата богословских и философских наук, протоиерея Димитрия Лескина (г. Тольятти).
— В 90-е годы государство последовательно уходило из многих сфер: образования, культуры, экономики; а вот демография — это область, откуда государство никогда, ни при каких условиях уйти не имеет права.
Огромное число абортов совершают русские женщины. 2 миллиона абортов в год в России — это страшная цифра, говорящая об очень серьезном духовном неблагополучии нашей нации. Россия — первая страна в мире, которая легализировала аборты еще в начале 20-х годов. К примеру, в США аборты были легализованы только в 1976 году. И у нас самое либеральное в мире законодательство по абортам. 5 процентов бюджета Министерства здравоохранения выделяется на безплатное производство абортов. Ни в одной другой европейской стране такого нет.
Эпидемия ВИЧ и СПИДа, по прогнозам многих исследователей, к 2050 году может унести еще 30 процентов населения России по сравнению с сегодняшним днем. В Самарской области рождается вне брака 25 процентов детей.
Еще одна особенность демографической ситуации в России — распространение так называемого контрацептивного образа мышления. Активная реклама средств контрацепции дает о себе знать. Повсеместное распространение этих средств, их доступность, агрессивная пропаганда, начиная со школьной скамьи, — все это у людей формирует так называемый контрацептивный образ жизни, при котором каждая женщина начинает себя представлять полностью освобожденной от своего главного предназначения — создания семьи, рождения детей. Психологическое тестирование российских подростков начала XXI века показывает, что в их сознании практически не фигурируют такие понятия, как целомудрие, супружеская верность, отцовство, материнство, отсутствует идеал крепкой многодетной семьи. Им прививается воззрение на человека противоположного пола как на сексуального партнера.
Навязчивая реклама, деятельность шоу-бизнеса, низкопробное западное кино на российских телеканалах в один голос призывают россиянина к жизни, в которой детям места нет. Крайне агрессивна реклама пива, табака, спиртных напитков, противозачаточных средств. Однако в ответ на призывы общественности запретить или ограничить разнузданную вакханалию в современных СМИ мы слышим нелепые рассуждения о коммерческой пользе рекламы, о недопустимости ограничения свободы творчества, о том, что мы недосчитаемся миллионов долларов, если с федерального канала исчезнут распущенные холостяки, забывшие за пивом о космических полетах. У нас 50 процентов щитовой уличной рекламы принадлежит производителям табака, в основном это западные организации.
Еще одной характерной чертой демографического кризиса в России являются миграционные процессы. И вот здесь хочется вспомнить слова министра здравоохранения и социального развития России Платова, который подчеркнул, что русскому обществу необходимо определиться, кто из мигрантов будет долгожданным гражданином, и проводить такую политику, чтобы в Россию приезжали семьи, относящиеся с уважением к русской культуре и традициям. Это очень важный момент.
Мы зачастую слышим: дайте женщине хорошее пособие на ребенка, дайте ей не оскорбительные для каждой российской семьи 70 рублей, а 3-4 тысячи рублей, и женщины выстроятся в очередь в роддомах, чтобы родить ребенка. Однако это не так. Современные исследования говорят, что экономическая зависимость практически не обуславливает желания россиянки родить второго и тем более третьего ребенка. Любовь к комфорту, нежелание взять на себя трудности взращивания ребенка, отсутствие духа жертвенности, забвение женщинами своего истинного предназначения заставляют тысячи супружеских пар отказываться от рождения детей.
Если мы не будем всемерно внедрять идеал крепкой многодетной семьи в сознание подрастающего поколения — через семью, через школу, через нашу прессу, через общественные и государственные структуры, — то мы не решим демографические проблемы. И не случаен акцент Владыки Сергия на необходимости введения в школах «Основ Православной культуры». Такой предмет позволит сформировать у ребенка правильное мировоззрение. А мировоззренческий аспект в преодолении глобального демографического кризиса является основным.

Церковь и власть должны быть вместе

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и губернатор Самарской области Константин Алексеевич Титов дали совместную пресс-конференцию. К.А.Титов, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул: «Я считаю, что «Основы Православной культуры» должны быть представлены в программе и в стандарте регионального образования. Мы имеем на это право. И я думаю, что с нового учебного года мы введем этот предмет в стандарт нашего образования. Раньше у нас не было достаточно кадров для преподавания этого предмета. Сейчас такие кадры уже есть». На пресс-конференции прозвучал и вопрос корреспондента Православной газеты «Благовест»:

— Константин Алексеевич, достаточно большое число абортов в нашей губернии производится безплатно. Вероятно, это происходит за счет средств налогоплательщиков. Это является нравственной болью для многих верующих, исправно платящих налоги. Не лучше ли направить эти средства на помощь многодетным и малообезпеченным семьям?
— Вы совершенно правильно говорите. Действительно, если по медицинским показаниям женщине положен аборт, то он производится безплатно. Здесь две проблемы. Первая: здоровье женщины в репродуктивном возрасте. И вторая: мы сегодня не вправе запретить женщине делать аборт по медицинским показаниям. Если медицинские показания есть, то мы должны оплатить этот аборт. Другого пути сегодня нет. Наверное, не очень большие деньги на это идут. А вот поддерживать многодетную семью, приемную семью нужно. Если мы с вами хотим сегодня создать перелом в демографической ситуации, то мы должны поддерживать такие семьи. Мы должны и создавать условия для молодых, чтобы они не боялись жениться и выходить замуж, чтобы не боялись, что им надо будет снимать дорогую квартиру, что придется жить с родителями… Мы должны создавать очаг малой церкви, и тогда эта ситуация выровняется.

И снова о Православной культуре

Дальнейшая работа форума проходила на круглых столах. Одна из секций называлась «Духовно-нравственное образование — основа здоровья человека и общества».
Выступление члена-корреспондента Российской Академии образования, заведующего кафедрой педагогики Самарского педагогического университета Владимира Петровича Бездухова породило шумную дискуссию. Аргументы его все те же: как быть, если среди учащихся в классе окажется представитель другой религии или конфессии? Не обидит ли его преподавание «Основ Православной культуры»?
Слово взял ведущий круглого стола, кандидат педагогических наук игумен Георгий (Шестун):
— Приходит в класс учитель-атеист, а там — Православный ребенок. Ситуация одна и та же. Но никто ее не рассматривает, никого она не смущает… Почему же никто не боится обидеть Православного ребенка? А ведь сейчас Православных детей в российских школах больше, чем мусульман, иудеев, атеистов… И в школе Православных детей обижают с утра до вечера. Ведь родители дома им говорят одно, а в школе — другое. Из паспорта наше правительство убрало графу «национальность». Где записано, что вы татарин? Там написано, что мы все — граждане России. У нас государственная школа. А государствообразующей конфессией в России является Православие. И от этого никуда не деться… Да, у нас есть национальные культуры народов, населяющих Россию: татар, башкир, чувашей… Но есть национальная культура всей России. И это культура русская, а значит, Православная! Давайте тогда не станем пускать татар в Русский музей в Петербурге, не будем преподавать им Достоевского… Но ведь это абсурд! Именно это и называется разжиганием национальной и конфессиональной розни. Мы живем в одном обществе, в одной цивилизации. И знать основы этой цивилизации должен каждый гражданин России, какой бы он ни был национальности.

Он должен увидеть солнце…

Но самые бурные страсти разгорелись на заседании круглого стола «Медико-психологические аспекты проблемы оздоровления демографической ситуации в Самарской области».
На этом заседании присутствовали не только медики, но и священнослужители, журналисты, студенты медицинских вузов.
Руководитель отдела социального служения Самарской епархии священник Олег Китов тоже начал свой эмоциональный доклад с цифр. «У нас в стране 147,5 миллионов человек населения, — сказал он. — Каждая супружеская пара рождает в среднем 1,3 ребенка (это по Москве) и 1,5 ребенка по стране. Для простого воспроизведения населения (чтобы численность наша сохранилась через несколько десятков лет) нужно, чтобы каждая семья рожала по 6 детей. Здесь не нужно рассуждений: желанный ребенок или нежеланный, хочу убивать или не хочу. Мы подошли к черте, за которой стоит вопрос — останемся мы на земле или не останемся…
Есть такое выражение: плодить нищету. Но мы плодим уже не детей, а миллионы нищих стариков. И участь нищих стариков грозит всем нам.
Все наше общество сейчас должно уподобиться пожарной команде. Мы уже не должны рассуждать, каким ведром заливать огонь — оцинкованным или эмалированным. Мы должны черпать воду любой доступной посудой из ближайшего водоема, тушить пожар в нашем общем доме. Живая вода — это Слово Божие.
Медики должны показать пример: не противиться воле Божией, а наоборот, в своей работе соблюдать заповеди Божии. Ведь медик дает клятву Гиппократа, дает слово не навредить больному, а к чему у нас сейчас приходит медицина? К узаконенному детоубийству — аборту. Здесь не надо рассуждать, имеет мать право убивать или не имеет, желанный ребенок или нежеланный; она убивает свое дитя, и медицина ей в этом помогает. Плоды этого мы видим сейчас…
Медики должны стоять горой за нерожденных детей. Приходит к гинекологу беременная женщина — врач должен прежде всего настроить ее на роды. Ребенок должен появиться на свет, он не должен платить за чужой грех. Он должен увидеть солнце. У меня самого четверо детей. И когда жена в очередной раз приходила вставать на учет по беременности в женскую консультацию, ее прежде всего спрашивали: «Вы на аборт? Вам выписывать направление?»
Важнейшая цель брака — деторождение и спасение. Муж помогает спастись жене, жена — мужу. И Апостол Павел говорит в послании: «Жена, чадородием спасешься…» Недаром первую женщину звали Ева, что означает «жизнь». Сейчас какое имя большинству наших женщин можно дать? Смерть. Некоторые женщины убили по 10-15 своих детей…
Это касается всех: педагогов, медиков, политиков. Станьте на прямой путь покаяния, исправления жизни, и Господь все изменит. Демография исправится, и экономика поднимется, и дети у нас будут здоровые и счастливые, и нам Господь продлит наши дни на земле. Я всех вас, братья и сестры, призываю встать на путь правильный. Тогда Господь даст силы, возможности, средства, чтобы исправить сегодняшнее бедственное положение. Иначе мы просто вымрем…

«У нас есть разногласия…»

Главный акушер-гинеколог Самарской области Ольга Игоревна Линева затронула некоторые аспекты абортов и контрацепции. Она рассказала о том, что существует репродуктивная установка, сформулированная Всемирной организацией здравоохранения. По этому эталону каждая семья должна иметь трех детей, интервал между рождением первого и каждого следующего ребенка должен составлять 2-4 года. И здесь, по мнению Ольги Игоревны, у гинекологов нет полного взаимопонимания с педагогами и представителями Православной Церкви, «ведь нигде в этом эталоне не сказано, что каждая женщина должна рожать и рожать до безконечности…» К сожалению, никто из Православных участников форума так и не сказал в ответ, что даже верующие супруги решают вопросы деторождения и контрацепции индивидуально. А Церковь, не одобряя использования противозачаточных средств, в Социальной концепции лишь призывает супругов подходить к этому разумно, не нарушая заповеди «не убий!» и категорически запрещает контрацепцию абортивного характера.
50 миллионов абортов производится в мире ежегодно. 20 миллионов абортов совершаются не в медицинских учреждениях. После них женщины зачастую становятся инвалидами. Чаще всего к криминальным абортам прибегают подростки. В нашей области за последнее десятилетие число абортов снизилось в несколько раз. В 1992 году было сделано 81000 абортов, в 2003 и 2004 годах — по 30000 абортов. Такую статистику привела О.И.Линева.
«Пуританское» Православное воспитание подразумевает, что не должно возникать беременностей вне брака. Но это в идеале, — считает Ольга Игоревна. — А жизнь — она другая… Для девочки-подростка 13-15 лет аборт, конечно же, вреден, но и рожать ей еще нельзя! Мы не можем допустить внепланового (!?) зачатия. Иначе что мы можем потом получить от этой матери и от родившегося ребенка? Планировать нужно эти вещи обязательно», — категорически утверждала О.И.Линева. При этом судьба уже зачавшегося, но «незапланированного» ребенка ее, похоже, не волновала. А безпокоило лишь то, что Церковь возражает против широкой контрацептивной пропаганды. Это, по мнению акушера-гинеколога, происходит от «недопонимания представителями Церкви современных аспектов»… И это стало еще одним пунктом разногласий, вызвавшим оживленную дискуссию.
От имени Православных медиков выступила кандидат медицинских наук, врач-инфекционист Татьяна Сергеевна Васильева. Рассказав о росте числа больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных в Самарской области, она заметила: может быть две модели отношений между родителями и детьми. «Ребенок, который уходит из дома, получает от матери презерватив: лишь бы ты не подхватил, детка, ВИЧ-инфекцию. Это один вариант. Другой вариант: мать говорит сыну: то, что ты задумал, — грех, это будет иметь тяжелые последствия и для тебя, и для твоей девушки. Подумай об этом… У Церкви есть свой прекрасный вариант «контрацепции» — воздержание, духовная брань с грехом похоти — до вступления в законный брак.

«К нам должны прислушиваться…»

При подведении итогов работы форума руководители всех четырех секций внесли конкретные предложения. Елена Борисовна Шашарина, представлявшая областной департамент по делам семьи, материнства и детства, предложила вести работу по возрождению отцовства, «потому что даже в названии нашего департамента слово «отцовство», к сожалению, отсутствует». Она предложила также продумать механизм материального стимулирования рождения в семьях третьего и последующих детей.
Игумен Георгий (Шестун) акцентировал внимание на еще одной проблеме — проблеме игровых автоматов и азартных игр. В храмы уже приходят люди разного возраста, которые проигрывают всю свою зарплату и даже пенсию, пускают по миру своих детей. А в районе трех школ (в частности, самарской школы № 124) создаются центры игровых автоматов, развлекательных игр. Родители, учителя — все против. Они не хотят, чтобы здесь создавалось учреждение, которое будет портить детей. И поэтому у нас есть предложение, чтобы мнение людей, которые живут на этой территории, — учитывалось при решении вопроса об открытии игровых автоматов.
А представитель Православной общественности, сотрудник семинарии Галина Александровна Григорьева предложила найти средства и переиздать «Кровавую книгу», изданную по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия несколько лет назад редакцией газеты «Благовест». По ее мнению, эту книгу о грехе аборта надо не только продавать, но и раздавать безплатно. По несколько экземпляров «Кровавой книги» должно быть в каждой женской консультации.

С надеждой на чудо

Закончился форум, опустели кресла в конференц-зале. Думаю, что все покидали этот зал с надеждой. Вот о чем говорили мы после завершения работы форума со священником Олегом Китовым.
— Как вы думаете, последуют ли теперь какие-то конкретные совместные действия Церкви, власти, общественности?
— Сейчас мы находимся на стадии повторной евангелизации. С одной стороны, идет проповедь Христианства, нравственной чистоты учения Христа, с другой стороны, мы наталкиваемся на абсолютно языческое понимание сути основополагающих понятий. При апостольском служении благая весть все-таки покорила народы языческие; надеемся, что и сейчас наш народ, генетически Православный, повторно воспримет эти евангельские истины, пусть даже с трудом. Надо надеяться на это. Но русская нация уже перешла критический рубеж, а время работает, к сожалению, не на нас. Надежда только на то, что Бог — Господин и времени, и вечности — продлит нам время или устроит чудо.
— Какие реальные шаги возможны сейчас?
— Конкретные шаги — в том, что начался диалог. Тяжелый диалог, может быть, со взаимным непониманием, но все-таки он начался. Если мы сейчас будем действовать, каждый на своем уровне — власть на своем, Церковь на своем, общественность и медики на своем, — то положительный результат должен быть. Надо надеяться на милость Божию и не унывать…

Фото А. Жоголева.

На снимках:выступает Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий; президиум форума; участники конференции.

Татьяна Трубина-Гусельникова
01.04.2005
934
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru