Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Четвертый удел Богородицы

Записки паломницы.

Записки паломницы.

Это было чудо!

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь - четвертый земной удел Пресвятой Богородицы. Нет в России истинно верующего православного человека, который бы не побывал там или по крайней мере не мечтал туда попасть. Мне посчастливилось несколько раз побывать в Дивееве! Хочу поделиться с вами той радостью и благодатью, которую даровало мне это святое место.

Первый раз я попала в Дивеево по очень печальному поводу. Моему первому мужу Алексею поставили диагноз «неоперабельный рак четвертой стадии». И мы, в момент собравшись, поехали туда своим ходом. Немного поплутали в лесах Мордовии (навигатор упорно доказывал, что можно проехать и по сосновому лесу), мы попали в монастырь уже затемно. Нам повезло, нашлись два места в гостинице для паломников. Не буду подробно описывать два дня в этом прекрасном месте. Для меня тогда главным было - вылечить мужа. Всё осложнялось тем, что человеком он был на тот момент очень далеким от Церкви. Крест носил скорее как украшение, что такое пост и молитва, не понимал и не принимал. Но эти дни в Дивееве изменили его. Ему стало легче физически и духовно. Скажу лишь, что его желудок на тот момент уже не принимал никакую пищу, пищевод был закрыт метастазами. Но после исповеди, Причастия и купания в источнике Преподобного Серафима Саровского он словно воспарил. По дороге домой он четыре раза останавливался в кафешках, чтобы поесть. У мужа появился аппетит, пища проходила и усваивалась. Это было чудо! И я больше чем уверена, что если бы он послушал меня и остался пожить, потрудничать в монастыре, он бы исцелился. Но на тот момент он счел это достаточным.

Палочка-выручалочка

Свою последнюю поездку в августе этого года опишу более подробно, потому что это было совсем недавно, да и вспомнить есть о чем! Скажу честно, ехать в Дивеево я не собиралась. В планах было паломничество в Оптину пустынь, но поездки туда у нас постоянно срываются по разным причинам. Вот и в тот вечер мне сообщили, что до конца августа поездок в Калужскую область не предвидится. И буквально через несколько минут в интернете я наткнулась на объявление о том, что завтра группа паломников едет в Дивеево. Подумала: почему бы и нет? Мне очень хотелось приложиться к мощам Батюшки Серафима, искупаться в источнике, что находится в Цыгановке. В предыдущих поездках мне это не удалось. К тому же буквально за неделю до этого мне приснился странный сон. Я стою в длинном сарафане и платке, а мимо идут мужчины в военной амуниции, и я выискиваю кого-то глазами в толпе. А потом решаюсь спросить о Сергии. И мне отвечают, что он погиб, выполняя приказ Царя. Я в ужасе кричу и бегу через огромное зеленое поле с пестрыми цветочками и травками. Посреди поля стоит молодой воин, он среднего роста, коренастый, с крупными чертами лица и русыми волосами. Я подбегаю к нему и радостно говорю: «Сергий! Так ты жив?! А мне сказали - ты умер!». «Не верь, я жив. Хочешь, я покажу тебе, где живу?» - улыбаясь, отвечает он.Я соглашаюсь. Мы идем через поле, и он подводит меня к избушке. «Вот моя келья», - приглашает он меня. Захожу. В келье тесно и очень бедно. Стол, стулья деревянные. Я почему-то осматривала ее с намерением прибраться там. Было время трапезы, и на стол накрывал пожилой монах в черном облачении, с белой бородой и крестом на груди (то ли золотым, то ли деревянным, во сне я не поняла). «А что же вам, молодым, старик накрывает?» - упрекнула я Сергия. «А ты разве не угадала его? Это же Батюшка Серафим», - ответил мне Сергий. Я сразу же поняла, кто передо мной. Встала на колени и со слезами поползла к святому старцу. Он возложил на меня руки, гладил по голове, что-то говорил. Я ничего не запомнила, а лишь рыдала и ощущала безграничную любовь и доброту, исходящую от старца...


Автор статьи Юлия Молчанова на источнике Батюшки Серафима близ Дивеева.

Проснулась с чувством умиления и сожаления, что не запомнила слова Батюшки Серафима.

После поездки в Дивеево я прочла книгу о Батюшке Серафиме и узнала, что крест на груди он носил медный, которым его благословила мама. В последние месяцы жизни он ходил в черном облачении, всегда смирялся перед братией. А людей, которые приезжали к нему, именно так и принимал. Многие плакали, стоя перед ним на коленях, и многие получали утешение и радость от общения с ним. А вот кто такой воин Сергий, до сих пор не знаю. Я относилась к нему как к брату. Батюшка Серафим очень почитал Преподобного Сергия Радонежского, ему даже в гроб положили икону этого святого. Житие Преподобного Серафима Саровского также писал монах Сергий. Удивительно то, что Батюшка Серафим мне привиделся не согбенным старцем, но в Царствии Небесном ведь нет болезней! Если у кого-то из читателей есть версия относительно Сергия, кто он, напишите мне*.

Так вот я до вечера ходила и думала: а может, стоит поехать, чтобы понять, что же мне говорил тогда Батюшка Серафим. И я позвонила.

Голос сотрудницы фирмы был очень грустным, но когда она узнала о цели моего звонка, то очень обрадовалась! «Да вы просто палочка-выручалочка! - защебетала она. - Вы представляете, час назад прислали смс два человека и отказались от поездки, и я хотела сейчас уже обзванивать остальных паломников и отменять поездку. Вы меня выручили!» Так я поняла, что на мой путь в Дивеево есть Божье благословение. Позвони я часом раньше, она бы мне сказала, что группа уже набрана, позвони на пять минут позже - она бы сказала, что поездка отменена. Не буду подробно рассказывать, как нечистые силы мешали мне поехать к святыне. И дверь в доме у меня не закрывалась, и чувствовала я себя плохо, и ни один автобус не приезжал. Но я всё преодолела и прибыла к месту отправления за пять минут до отъезда. Сотрудница фирмы всем представила меня как палочку-выручалочку и посадила на переднее сиденье к водителю (на самое почетное место). Я пыталась отказаться, но это было безполезно. Ехали мы всю ночь. Летом светает рано, и уже в четыре утра мы любовались красотами Нижегородской области. Чем же она примечательна? Лесами, березовыми и сосновыми, и тем, что в каждом селе есть храм. Что очень удивительно, по сравнению, например, с нашей Волгоградской областью.

«Ну вот я и приехала!»

Первый пункт нашего путешествия - источники. Утро раннее, но вход на территорию к источникам уже открыт. Там немноголюдно. Спешу знакомым путем, здороваюсь с Батюшкой Серафимом, целую его икону и шепчу: «Ну вот я и приехала!». На этот раз решила искупаться в источнике святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Водичка студеная, чистая. Купель неглубокая. Три погружения с головой, заветные слова: «Теплотою Святого Духа согрей меня». И действительно, холод не ощущается. После купания в источнике на душе легко-легко, и неземная радость окутывает и согревает тебя. Как сказала одна девушка после купания: «У меня после купания в источнике остается одна душа!». Я набрала водички, попила и пошла к автобусу. Тут меня ждал неприятный сюрприз. Мое благодатное настроение стала пожирать музыка в кабине водителя. Там гремела современная пошлая попса. Я не выдержала и (воспользовавшись отсутствием шофера) с негодованием выключила музыку-воровку. Стало тихо, и умиление, испугавшись было, вновь вернулось ко мне. Но проблемы начались у водителя, когда вся группа собралась, он никак не мог завести мотор, долго лазил под капотом и растерянно чесал голову, говоря, что ничего не понимает. Немного подождав, я стала молиться и просить Бога простить этого человека за то, что он нарушил святость этих мест пошлой музыкой. Двигатель заработал. Всё еще ничего не понимая, водитель сел за руль и всю дорогу молчал. Поселили нас в частном секторе у двух премилых пожилых женщин, которые не преминули напомнить, что если мы въехали в шесть утра, то завтра в шесть утра наши вещи уже должны стоять у порога. Мы согласились. Вообще, в Дивееве почти всё население живет приемом паломников. Стоит лишь сказать, что наша хозяйка всё лето спит на балконе, предоставляя комнаты приезжающим.

Мы попили чай и поспешили в монастырь. Я купила акафист Батюшке Серафиму и заняла очередь к мощам. Очередь внушительная. Ведут себя люди по-разному. Кто-то, как и я, молился, кто-то ныл и уходил из очереди, кто-то болтал о мирских делах. В определенные моменты службы людей к мощам не пускают, и очередь останавливается. Примерное время ожидания два с половиной - три часа. Но меня очередью не испугать, мое детство пришлось на годы дефицита, а уж к святым мощам я готова была стоять хоть до вечера. Некоторым становилось плохо, и их спешно выводили из очереди.

Запомнился мальчик лет десяти, который стоял на коленочках, держась за церковную ограду, его рвало, над ним хлопотала бабушка. А на футболке у несчастного мальца была надпись: «Если Бог с нами, то кто против нас?». Видимо, этот призыв и навлек гнев темных сил на неокрепшего христианина. Моя очередь уже почти подошла, и тут запели Херувимскую. Ах, как поет хор монахинь! Мне показалось, что я уже не тут, а где-то на небе. Охрана монастыря следит за порядком, но люди в очереди всё равно ругаются, кто-то пытается пройти вперед, кто-то отталкивает других. Я молчала и мысленно обращалась к Батюшке Серафиму со своими просьбами. Наконец нас запустили в храм, но в толпе еще не было видно, где стоит рака с мощами. И тут в мой внутренний молитвенный монолог вмешался требовательный мужской голос, он сказал всего два слова. Я подняла глаза, чтобы понять, откуда исходит сей призыв. Фраза была повторена дважды, и тут только я поняла, что этот голос, прервавший мои мысли, исходил от раки. Слезы выступили у меня на глазах. Когда я прикладывалась к мощам, губы у меня тряслись, и я лишь благодарила Батюшку Серафима за то, что он пожелал мне, и я наконец-то поняла его. Отходила от мощей в необъяснимом состоянии. Радость, скорбь, воодушевление, чувство полета и страх от соприкосновения с великим - всё перемешалось в моем сердце.

Трудница во славу Божию

На 11 часов у нас была запланирована экскурсия по монастырю. Но когда она только началась, у первого же храма, к которому нас подвели, я заметила худенькую пожилую женщину, которая обращалась к прохожим с просьбой поработать во славу Божию. Но ей трижды отказали, я не выдержала и подбежала к ней. Она обрадовалась и сказала, что нужно найти еще одну трудницу. С этим случились проблемы. Паломниц было много, трудниц - единицы. Женщины отговаривались тем, что они хорошо одеты и не готовы к грязной работе, кто-то просто ссылался на занятость. Наконец одна девушка согласилась. Нам надлежало мыть полы в храме, где стоят раки с мощами блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны. Тут во мне проснулась «ревность не по разуму». Мне сделали несколько замечаний. Во-первых, я начала мыть пол руками, но мне дали швабру. Стала мыть плинтусы - опять получила замечание. Потом вторая трудница, которая протирала за мной сухой тряпкой, сказала, что я мою очень долго, а ей нужно побыстрей. Но все-таки полы мы помыли. Нас поблагодарили, и вторая трудница тут же исчезла. Но меня просто так не выгонишь, я напросилась расставлять свечные ящики. А потом монахиня, отвечающая за уборку, сделала нам царский подарок. Она открыла нам раки, и мы смогли приложиться к мощам. Это было чудо! От мощей исходил слегка уловимый аромат. Я ощутила какой-то необыкновенный прилив любви. Стала всех благодарить, гладила по руке бабушку, которая пригласила потрудничать. И мне опять не хотелось уходить. Тогда меня попросили перестирать, отжать и разместить на просушку все половые тряпки. Яс радостью взялась за эту работу. Все трудники к тому моменту уже ушли. Развешивать тряпки нужно было на чердаке храма, я с опаской поднималась по крутым ступенькам наверх. Спустившись вниз и поняв, что работы больше нет, вышла на улицу. У храма стояла уже другая группа экскурсантов, я подошла к старшей группы, и мне разрешили пройти экскурсию с ними. Причем слушать я начала именно с тех слов, на которых убежала трудничать. Батюшка Серафим позаботился, чтобы деньги, заплаченные за экскурсию, не пропали даром. Я узнала, что храм, в котором мыла полы, - самый старый в монастыре (Казанский) и что именно на этом месте будущей игуменье монастыря преподобной Александре (Агафье Семеновне Мельгуновой) привиделась Богородица и повелела на этом месте основать женский монастырь. Когда я вернулась в дом, где поселили нашу группу, все удивлялись, как внезапно я исчезла. Но я лишь улыбалась, а призналась в том, что трудничала, только Светлане, она была самой воцерковленной в группе и поняла меня. Для многих из нашей группы, возможно, было бы невдомек, как можно сбежать с оплаченной экскурсии и выполнять грязную работу в праздничной одежде. Но мне не привыкать, ведь опыт трудничества у меня есть.

Кстати, одна из моих знакомых сказала, что, когда она была в Дивееве, ее ни разу не позвали на послушания, а других женщин из ее группы постоянно приглашали. Она даже сама предлагала помочь монахиням, но ей отказывали. Женщина эта очень резко высказывалась об устройстве монастырей, пришлось с ней много спорить.

На Святой Канавке

Ближе к вечеру я решила пройти по Святой Канавке. Взяла в руки четки, перекрестилась и пошла. Иду не в первый раз, поэтому у меня была возможность наблюдать за окружающей меня природой. Вот луч солнца выхватил стайку мошек, безпорядочно летающих и суетящихся, а назавтра умирающих. Это словно мы - погрязшие в суете и не задумывающиеся о смысле бытия и скоротечности жизни. А вон дятел долбит ствол дерева, трудится птичка, стучит клювиком по коре. Это те, кто пытается донести свет Евангельской правды до людей. Стучу, стучу, а вдруг достучусь? Внезапно стая ворон налетела на аллейку со всех сторон, они громко каркали, гадили на листву деревьев, дрались на лужайках. Я смотрела на них и пыталась понять, что они хотят мне сказать. На ум шло только: «Черный ворон, что ты вьешься над моею головой?». И тут молодой взлохмаченный ворон сел на оградку в двадцати сантиметрах от меня, он повернул голову в моем направлении, его черные глаза впились в меня. И тут я поняла, что мне хотела сказать эта стая ворон. Тут ворон громко каркнул и взвился вверх. Вся стая в тот же миг покинула территорию монастыря. Вообще, я заметила, что ворон с каждым годом в Дивееве всё больше и больше. Особенно поразил ворон, который быстро передвигался по карнизу храма и каркал в тон служению. Если там затихали, он каркал тише, пели громче - и он начинал орать. Но как говорится, чем ярче свет, тем гуще тьма. Поклонилась Распятию, стоящему на середине пути. Мне всегда очень грустно перед Распятием, как будто и на мне лично лежит вина за то, что произошло почти две тысячи лет назад. А вот дальше идти мне стало невмоготу. У меня ужасно заболели ноги и спина. Было чувство, что несу какой-то тяжкий груз или резко состарилась лет на сорок. У меня щелкали суставы, стреляло в поясницу, не могла поднять ноги. Можно сказать, что волочила их по земле. Может, Господь дал мне хоть немного ощутить тяжесть Креста, или Батюшка Серафим показал мне, как ему тяжко было ходить с больными ногами. Или я просто прошла по Канавке как бы разом весь свой жизненный путь: мошки, вороны, дятел, а потом - Распятие, тяжесть Креста. Дошла до конца Канавки с огромным трудом, долго сидела на скамейке, не в силах встать. Потом все-таки собралась и решила подойти к памятнику святой Царской семьи. Всматривалась в их лица, просила прощения за то, что не уберегли их. Мой молитвенный порыв не одобрили другие паломники-туристы. Я им мешала фотографироваться.
А мне было больно смотреть, в каких фривольных позах они запечатлевали себя рядом с фигурами святых Царственных Страстотерпцев.

Источник Батюшки Серафима

На следующий день мы с утра попрощались с монастырем, купили сухарики и сувениры для близких. На обратном пути заехали на источник Преподобного Серафима Саровского, что рядом с Цыгановкой. Почему-то я всегда боялась купаться тут, мне казалось, что там до невозможности ледяная вода. Я стояла на мостике и медлила. Рядом со мной стояла ярко накрашенная полная дама. Словно прочитав мои мысли, к нам подошли три женщины. Одна из них сказала: «Что, боитесь?». Мы одновременно кивнули. «Не бойтесь! Это вас бесы не пускают. Я тут язву вылечила. А моей подруге операцию отменили после купания тут. Да вот она идет». К нам подошла интеллигентного вида женщина и поведала, что так оно и было, и врачи не понимали, как она вылечилась, но она им не призналась, чтобы не показаться дремучей. «У меня сердце слабое!» - выдвинула веский аргумент накрашенная дама. Тут к нам подошла еще одна паломница. И, указывая на нее, та, что излечила язву, сказала: «Вот видите, она вся мокрая, уже окунулась в источник, а у нее предынфарктное состояние было!». Мокрая женщина счастливо кивнула.

Я решилась спуститься к купальне, и надо же было такому случиться, что именно в этот момент подошла очередь заходить в женскую купальню двум девушкам из нашей группы, и они буквально за руки затащили меня за собой в деревянный сруб. И я решилась. Первые два погружения были еще со страхом, а на последнем я просто развела руки в стороны и стала погружаться всё ниже и ниже. Я уже толком не осознавала, где я... Поднялась по ступеням наверх, девушки уже вышли. Меня накрыло волной умиления. Я стала целовать икону Батюшки Серафима и благодарить его за всё. И не понимала, плачу ли я или это вода течет по моим щекам. Мне даже почудилось, что сам Батюшка Серафим радуется вместе со мной и обещает здоровье духовное и телесное. Выйдя из купальни, я обратила внимание на девчушечку полутора-двух лет. Она указывала маме пальчиком на источник и просила, чтобы ее искупали. Мама лишь мочила ей ножки и умывала, а девочка настойчиво требовала погружения в источник. Ей не разрешили. Когда ее уносили, она горько плакала. Вот что значит чистая душа. А мы маловерные, всего боимся! Но стоит сказать, что сам Батюшка Серафим не заставлял купаться в источниках. Он советовал пить воду из них, умываться. Так что всё на наше усмотрение. Еще интересный факт. Я заметила, что лица людей до погружения в источник и после меняются. Они буквально светятся после выхода из купальни. Причем чем чище ты и ближе к Богу, тем менее ты изменишься на фото. Если же человек далек от Бога, то на фото после купания его трудно узнать. Черты лица смягчаются, он становится совсем другим, таким, каким он и должен быть. Если не верите, попробуйте сравнить фото до и после купания в источнике, и всё поймете!

…Дорога домой была быстрой и легкой. Единственный казус (бесы все-таки посмеялись надо мной и постарались отнять благодать) - в придорожном кафе я заказала солянку, и когда мне ее принесли, просто мешала ложкой, не в силах понять, что это. Я перепутала названия супов. Хотела постный рассольник с огурцами, а мне принесли суп с мясом и колбасой. Пришлось похлебать жижу и несолоно хлебавши отнести его назад.

Дома меня встречала семья, и я всех щедро одарила сухариками и сувенирами из Дивеева. Теперь я вечерами молюсь еще и Батюшке Серафиму, благодарю его за живое общение и участие в моей жизни. А тем, кто никогда не был в Дивееве, советую побывать в этом святом месте, дабы ощутить ту силу и благодать, которая в избытке пребывает в четвертом земном уделе Пресвятой Богородицы!

Юлия Молчанова, Волгоградская область.

* Что же, раз просят, постараюсь изложить свою версию. При этом подчеркну, что это лишь версия, не более. И тем не менее, внутренняя убежденность есть у меня, что сон этот был Юлии Молчановой послан не просто так. И не случайно именно в это время стал этот ее сон известен сотрудникам «Благовеста». В этом же выпуске газеты на страницах 8-10 вы можете прочесть паломнический очерк еще одного нашего замечательного автора – Виктории Бельковой из Иркутской области. В январе этого года в ее семье произошла трагедия – в аварии на Ново-Иркутской ТЭЦ погиб ее сын, слесарь Сергей Бельков. Погиб, выполняя свой профессиональный долг, защищая своих подчиненных, закрывая собой родной город. Погиб «за други своя». Мы подробно рассказывали о Сергее Белькове в «Благовесте» и «Лампаде». И вот в сентябре к нам в редакцию приходят почти одновременно (с разницей в шесть дней всего) статья Виктории Бельковой об обетной поездке по святым местам, совершенной ей в память о погибшем сыне, а потом и статья Юлии Молчановой с ее рассказом о паломничествах в Дивеево и с изложением необычного сна. Эти замечательные Православные женщины друг с другом не знакомы. Единственное, что их связывает (кроме, конечно же, Православной веры) – это сотрудничество с редакцией «Благовеста».

Я с тех самых пор, как узнал о гибели Сергея и написал о нем в газету, молюсь о его упокоении. Через его мать, Викторию Белькову, он тоже стал нашим другом, чуть ли не нашим автором… посмертно. И может быть, этот сон с участием Святого Серафима пришел как раз в эти дни как утешение духовное для скорбящей матери Сергея, Виктории Бельковой? Словно бы через незнакомую ей, но связанную общим служением Юлию Молчанову и через эту публикацию в «Благовесте» Бог захотел поддержать рабу Божию Викторию, как-то утешить ее, приоткрыть ее материнскому сердцу какие-то тайны посмертной участи ее погибшего сына… Воина Христова Сергия. Бог словно бы говорит ей этими таинственными образами: смотри, сын твой погиб «за Царя» (ведь смерть за други своя является и смертью за Царя Славы Христа! О чем и Сам Господь говорит в Евангелии). И сам Батюшка Серафим находится рядом с почившим «воином» Сергием, накрывает ему монастырскую трапезу от своих духовных щедрот! А что Сергий был ей как брат в том сне, так все ведь мы братья и сестры во Христе! К тому же, общее служение в «Благовесте» еще больше сближает нас, пусть мы порой даже и не знакомы лично. Да и внешнее описание Сергея в том сне – и по его фотографии, оно в чем-то сходно. Так это или нет, точно неизвестно. Но духовно это может быть именно так.

Ну и еще одна уводящая в Небо ниточка в том сне обозначена, пусть и неявно, вскользь. Это некие особенные отношения двух величайших русских святых, чей жизненный подвиг отделяется несколькими столетиями – Преподобных Сергия и Серафима! Эти святые, особенные попечители Святой Руси, как-то по-особому близки друг к другу, и тайна их духовной близости лишь прикровенно здесь угадывается нами…

Антон Жоголев.

106
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru