Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Радуйся, Благая Вратарница!

Иверскому женскому монастырю в Самаре преподнесена в дар мозаичная икона Божией Матери.

Утром 5 июля в Самарском Иверском женском монастыре произошло радостное событие. После Божественной литургии в дар обители была преподнесена большая мозаичная Иверская икона Божией Матери. Икона изготовлена специально для Иверского монастыря в мастерской «Царев курган», которой руководит Валерий Васильевич Молчанов. Икону освятил клирик монастыря иеромонах Петр в сослужении духовенства обители. Настоятельница Иверского монастыря игумения Иоанна (Капитанцева) сердечно возблагодарила Валерия Васильевича Молчанова и всех потрудившихся над созданием необычной иконы. А пока сестры обители прикладывались к новой иконе, матушка игумения ответила на вопросы журналистов.
— Милостию Божией сейчас усиленно ведется реставрация храма Иверской иконы Божией Матери, — сказала матушка Иоанна. — Храм был разрушен до такой степени, что остались одни стены. И вот сейчас мы видим помощь и благословение Царицы Небесной в восстановлении этого храма. Прихожане и все самарцы, верующие, которые приходят в этот храм, — все мы живем одним ожиданием: когда же храм будет восстановлен. И сегодняшнее событие, этот дар иконы Божией Матери — еще один шаг на пути к чаемому нами завершению строительства. Храм еще не закончен, а уже начинается его благоукрашение. Сейчас мы в Москве заказали дубовый иконостас, и как только алтарь будет подготовлен, уже можно будет сразу поставить иконостас.
Наш монастырь находится в центре города. И нам хочется, чтобы наш монастырский храм стал украшением Самары. Как восстанавливается внутренняя жизнь монастыря, так и внешняя — все это должно быть в гармонии, цельности. Того монастыря, который был, который есть и который будет. Ведь когда освящается храм, Господь приставляет Ангела Хранителя к его престолу. Даже если храм разрушен, осквернен, Ангел Хранитель не оставляет место, где был престол.
Мама моя рассказывала, как в тридцатые годы, когда кругом рушили храмы, в одном селе строили новую церковь. И батюшка до последнего дня благословлял строить. Хотя казалось бы, зачем строить, зачем класть кирпичи, если все это отберут безбожники. А он говорил: «Стройте сегодня, потому что завтра, может быть, уже будет нельзя». Пока есть возможность, надо строить и украшать храмы. И вот сейчас пришло время — да, наше поколение в этом отношении очень счастливое, нам дано время восстанавливать храмы! Дай Господи здоровья всем нашим благотворителям, всем помощникам!
Спрашиваю:
— Матушка, а монастырь молитвенно помогал в создании этой иконы? Вы знали о том, что ее делают для обители?
— Да, нам показали вначале эскиз, какой должна быть икона, мы посмотрели, сделали некоторые небольшие замечания, благословили на этот труд. И ожидали, когда икона будет закончена. Довольно быстро это произошло, потому что работали над ней с любовью.
Подхожу к Валерию Васильевичу Молчанову:
— Скажите, как пришла вам такая идея подарить эту замечательную икону монастырю?
— Как пришло это? Наверное, Свыше. Ведь все наши лучшие движения души — они от Бога приходят. Уже не первый год я по храмам паломничаю, ездили по монастырям семьей, были и на севере: Соловки, Кижи, Валаам, — и по Золотому кольцу. Хотя человек-то я всегда был светский, но предки мои по материнской линии — и дед мой, и прадед — все были служителями Церкви. Дед окончил Духовную семинарию, но после революции пришлось ему идти в мир. Работал учителем, директором школы. Работал как все честные и порядочные люди, не щадя живота своего, и даже был награжден орденом за учительский труд. И я тоже работал всю жизнь в народном образовании. Вот сейчас уже, после ухода на пенсию, решил заняться богоугодным делом. У нас несколько заказов от храмов.
— Вы именно мозаичные иконы создаете или писаные тоже?
— Только мозаичные. И создаем их в разных стилях. Эта вот, Иверская, сделана в римской технике, из полудрагоценных самоцветных камней: розовые камешки — радонит, коричневые и зеленые — яшма. В основном именно радонит и яшма были использованы в мозаике при создании этой иконы. А белый — это мрамор. Сейчас у нас делаются мозаики и во флорентийском стиле, из смальты.
Наша фирма «Царев курган» существует уже десять лет: занимались ландшафтным дизайном, создавали живописные картины на природе, на участках, в садах. А потом пришли к созданию мозаичных полотен. И в прошлом году, примерно в это же время, мы приняли решение создавать иконы…
Чтобы освоить новое для нас дело, двое наших мастеров, Сергей Красносельцев и Александр Богомолов, ездили на Урал в камнерезные мастерские, и оттуда мы пригласили двух уральских мастеров к нам в Самару, они обучали наших художников. Теперь уже у нас создано собственное направление в искусстве, самарская мозаика.
Сейчас мы делаем несколько икон. Одну — очень большую — высотой три метра, для храма Серафима Саровского в Новокуйбышевске. Мы ее должны сдать к 1 августа, к престольному празднику этого храма.
Икону пророка Божия Илии и благоверного князя Олега Брянского делаем для часовни в Подгорах, на святом источнике. И еще делаем несколько небольших икон для разных храмов.
И снова задаю вопрос матушке Иоанне:
— А насколько согласуется с Церковными канонами создание иконы набором камешков в мозаике? Мы ведь привыкли, что иконы обычно писаны рукой мастера, кистью…
— Мозаичное искусство было известно с древних времен, распространено оно было еще в Византии. Мозаичные иконы я видела в Санкт-Петербурге, в храме Спаса-на-Крови, на месте убиения нашего Императора Александра II. Вот возьмите: северо-запад, сырость, живописные иконы там портятся. И потому в этом храме все иконы мозаичные. Красоты необыкновенной! В акции «Волга Православная» мы тогда побывали в Санкт-Петербурге, на Валааме, в других городах русского севера, но в программе не было посещения храма Спаса-на-Крови. Я с этим не согласилась: да как же, ну хоть провезите нас мимо, чтобы хоть полюбоваться на него! Экскурсовод на меня посмотрела… и повезла нас к храму. И она, изменив маршрут, договорилась с администрацией занимающего храм музея, нас туда пропустили. Мы там были два часа! Знаете, это незабываемо! Я вот и потом еще несколько раз была в Петербурге — и непременно заходила в этот храм. В основном туда идут туристы: посмотрели, скользнули взглядом — и дальше, а для нас каждая икона, каждый сюжет так дороги! Мы стояли у них, смотрели, проходили дальше — и снова возвращались. И работники музея, видя такой наш интерес, уже совершенно иначе, с просветленными лицами рассказывали нам об этих святынях. У меня осталось в памяти: только зеленого цвета в этих иконах 1800 оттенков! Там настолько прекрасно воплощены в мозаике сюжеты и ветхозаветные, и Евангельские… Так что мозаика в Церкви занимает подобающее место. И никак не противоречит канонам. Слава Богу, что сейчас в полноте возвращается то, что было утеряно и что казалось утраченным навсегда. Господь нам даровал эту благодать. Именно благодать Господь даровал всем этим людям, потрудившимся над созданием иконы с такой любовью — посмотрите!.. Какой дивный Лик у Богомладенца! А насколько красиво эта икона будет смотреться снизу, когда займет свое место над вратами обители!
Как рассказала мне занимающаяся организационными вопросами сотрудница мастерской Яна (на снимке рядом с В.В. Молчановым и игуменией Иоанной), над иконой работали две двадцатилетние верующие девушки, Анна и Любовь. Для девушек было очень важно и почетно делать эту мозаичную икону. Главным для них было, чтобы икона вызывала умиление, молитвенные чувства. То есть сделать не просто мозаику, но — икону. За художественный уровень исполнения отвечала художник Лариса Ивановна Красносельцева.
Долго не хотелось уходить от новой иконы. Удивительно светлая, радостная, она притягивает взор и не отпускает. Словно из глубины сердца льется строка из акафиста: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!»
Как только будут воздвигнуты новые ворота в монастырь, над ними будет укреплена эта мозаичная икона. И Благая Вратарница будет встречать всех приходящих в святую обитель.

Ольга Ларькина

Фото автора.

07.07.2006
925
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
7
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru