Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

Святое Белогорье /продолжение/

Продолжение рассказа о святынях Белгородской епархии.


Начало

Холкинское Чудо

С Холкинских высот ушли в свой трагический половецкий поход князья Игорь и Всеволод Святославичи, известные читателю «Слова о полку Игореве». Об этом извещает придорожный столб, так похожий на тот самый, сказочный, что стоит на мистическом перекрестье дорог: налево пойдешь, направо… Мы поехали прямо и через пару минут оказались под стенами Свято-Троицкого Холкинского монастыря.

Никто не знает точно, когда и почему возник подземный монастырь в глубине меловых холмов-холок. Версия одних историков о том, что в пещерах укрывались от набегов, показалась неубедительной другим историкам, так и тянется их ученый спор. Вероятнее все же, что не столько страх умереть от стрелы кочевника, сколько спасительный страх Божий уводил людей под землю. До наших дней дошло только имя отца-основателя холкинского монастыря, его звали инок Геласий. По свидетельствам местного населения, в одной из пещер долго хранились святые мощи, но в XX веке они были сожжены. Дотла сгорел и храм. А само подземное чудо скрылось от глаз людских еще раньше, во время правления Екатерины Второй, которая умудрилась закрыть почти пятьсот русских монастырей — и тот, что в Холках, тоже.
Даже вход в пещеры был забыт, утрачен. Было и не было, ушло под землю, как когда-то град Китеж. Долго потом искали этот вход, а нашли только в первую мировую. Монастырь, несмотря на желание князя Голицина и других влиятельных лиц, так и не возродился ни в ХIХ, ни в начале ХХ века.
Еще пять лет назад холкинские холмы были печальны и пустынны, как в былинные времена князя Игоря. И вот посреди величественной пустыни, за холмом который навсегда скрылась русская земля для Игоревой дружины, посреди пустыни, где даже в ветреную погоду сгущается тишина (здесь почти не растут деревья), поднялись к небу храмы и часовни нового монастыря. По благословению Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, все они построены в стиле преподобного Андрея Рублева, во времена которого и был основан монастырь. В стиле того же четырнадцатого столетия, русского золотого века, будет расписан и новый храм.
Брат Николай, приветливый послушник, рассказал, что почитают чудом холкинские монахи: в конце ХХ века монастырь строился исключительно на пожертвования. На лице одного из жертвователей, работника вневедомственной охраны Владимира Васильевича Сбитнева, как будто запечатлелся дух монастыря, дух умиротворения.
— Вы предложили Владыке Иоанну возродить Холкинский монастырь?
— Если бы я не сделал этого, нашелся кто-нибудь другой. Просто время пришло.
Пробил час. И кажется, что на земле Святого Белогорья явственно запечатлелось чудо воскрешения Руси. Великой России иконописца Андрея Рублева и Царя Алексея Михайловича Тишайшего, в царствование которого и процветал этот уединенный монастырь, освобожденный Государем от налогов.
Министерство культуры РФ еще не освободило пещер от своего присутствия, здесь, под землей все еще два хозяина — Православная Церковь и Министерство. След уходящего времени. Но, думается, это ненадолго. Слишком стремительно и необратимо совершаются благодатные перемены в этой точке Святой Руси, которой, по всему видно, суждено стать в третьем тысячелетии одним из духовных центров новой России.
Время движется вспять, и все возвращается на круги своя. Недаром в монастыре одна из часовен, та что на самом верху холма, освящена в честь святого равноапостольного князя Владимира, с которого начиналась наша история, наше духовное бытие.

В пещерах всегда, и зимой, и летом, одна и та же температура: + 10 градусов, не больше, нормальная влажность, нет сырости, нет запахов, так уж устроили ходы и выходы из подземелья «полуграмотные» монахи. Спали на ложах, выточенных в меловой породе, не раздеваясь, в сапогах. Икона, лампадка, четки, сено, немного воды — вот и все, что было в их кельях. Полная аскеза. Приближение к Богу. Глубокая бездонная тишина, в которой при желании можно услышать биение своего сердца. Между кельями маленькое, высотой в человеческий рост помещение для совместной молитвы, в котором звук резонирует так, что каждое слово, повторяясь, проникает в глубины сознания. А в центре — подземный храм во имя Пресвятой Троицы, опоясанный узким коридором для совершения крестных ходов под землей. Настоятель монастыря, Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, любит служить в этом храме Божественную литургию.
В подземном монастыре не вянут живые цветы. Но не каждый может войти в Освященное подземелье. Кто-то вдруг начнет безпокоиться еще наверху, у кого-то закружится голова… Но те, кто по милости Божией предстают пред вытесанным в меловой породе алтарем храма Живоначальной Троицы, не забывают эту священную тишину.
Насельники монастыря рассказывали по секрету, что далеко в подземелье скрыто еще несколько монашеских келий. Тайны древней обители до конца не разгаданы.

окончание

Фото Дмитрия Фомичева.

Евгений Муравлев, г. Курск
23.11.2001
Дата: 23 ноября 2001
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru