Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Архипастырь

Стояние в вере

Особое, трудное счастье выпало Преосвященнейшему Никону, Епископу Уфимскому и Стерлитамакскому, быть духовным чадом приснопамятного Митрополита Иоанна (Снычева). Но славная честь быть его учеником налагает и ответственность великую…

Особое, трудное счастье выпало Преосвященнейшему Никону, Епископу Уфимскому и Стерлитамакскому, быть духовным чадом приснопамятного Митрополита Иоанна (Снычева). Но славная честь быть его учеником налагает и ответственность великую…


Преосвященнейший Никон, Епископ Уфимский и Стерлитамакский, дал интервью нашей газете 30 июня, в день, когда отмечается праздник Табынской иконы Божией Матери, в храме во имя этого чудотворного образа, на Святых Ключах.
Только что Владыка совершил Божественную литургию и Богослужение с акафистом Табынской иконе. И, отмечая в своей проповеди великую значимость Уральского Афона, напомнил, что почитание этой дарованной Богом святыни возродили приснопамятные Митрополиты Мануил (Лемешевский) и Иоанн (Снычев). Они составили акафист Табынской иконе Божией Матери и были вдохновителями первого в годы безбожных гонений крестного хода к Святым Ключам. Тогда Митрополит Иоанн стал очевидцем великого чуда — неземного сияния над темным ликом иконы…
Особое, трудное счастье выпало Преосвященнейшему Никону — не только близко знать Владыку Иоанна, но и быть его духовным чадом. Но славная честь быть его учеником налагает и ответственность великую. Нынешнее время, на изломе тысячелетий, испытывает всех нас на верность Христу. Об этом и говорили мы с Владыкой Никоном.


— Башкирия первой в России столкнулась с этим явлением, — идентификацией физических лиц — которое теперь, по прошествии нескольких лет, стало уже проблемой для всей России…
— Конечно, я против присвоения идентификационных номеров. Когда в Башкирии стали вводиться налоговой инспекцией так называемые социальные номера, я сразу же обратился к Святейшему Патриарху, предстоятелю Русской Православной Церкви, с вопросом: как нам поступить? Но получил успокоительный ответ, что в общем-то это не относится к духовной сфере верующего человека, потому что каждый гражданин имеет паспорт, а там тоже проставлен номер…
— Номер документа, а не человека…
— Прошло немного времени, и сейчас это уже не "башкирский эксперимент". Идентификация уже стала реальностью на Украине и в России. Однако за эти годы и мы собрались с силами, нашли духовную и даже юридическую опору для противостояния этому злу. И у Патриарха, насколько я знаю, отношение к этому вопросу изменилось. Сейчас уже выработаны такие документы, которые гласят: нигде в Конституции Российской Федерации не записано, что каждый житель России должен иметь свой номер. То есть для нас, верующих людей, это достаточное основание для отказа от присвоения нам номеров, ибо это не закреплено в Основном Законе нашей страны. И некоторые православные братства сейчас разрабатывают образцы юридически обоснованных заявлений в налоговую инспекцию с отказом от идентификационного номера — допустим, в связи с тем, что этот человек не является предпринимателем. И даже если занимается предпринимательской деятельностью, — в этом случае пусть его предприятие получает номер, а человек должен отказаться. Потому что это абсолютно не нужно, это гибельно. Ведь не кто иной, а возлюбленный ученик Господа Иоанн Богослов в своем Откровении сказал о "числе зверя" и о той ситуации, которую нам пытаются навязать…
Враг рода человеческого делает все, чтобы в первую очередь уловить верующего человека, потому что зачем других искушать — они и так уже искушены. А вот верующий человек, который бывает в храме, соблюдает таинства церковные, причащается, который детей своих приводит, чтобы научить вере в Бога и благочестивой жизни, — против таких людей в первую очередь все и направлено. И попытки эти давно уже есть. Верующий человек должен этому сопротивляться. Мы в ближайшем номере "Уфимских епархиальных ведомостей" опубликуем, как и каким образом верующему человеку противостоять этому. Сейчас у нас уже есть образцы заявлений, в которых конкретно указано, на какие статьи Конституции надо ссылаться. Уже известно и мнение нашего Святейшего Патриарха Алексия II, и мнение Священного Синода о том, что, уважая свободу и достоинство верующих, необходимо предоставить им возможность отказаться от номера. Было принято специальное постановление Священного Синода и это постановление было послано Президенту, Правительству и в налоговые органы. Мнение Патриарха и Священного Синода для нас, архиереев, имеет силу закона, который мы обязаны исполнять. А для нас это радость. Потому что мы ощутили свое единомыслие со Священноначалием Церкви.
— Насколько я слышала, во многих местах, даже где заставляют принимать ИНН, одни приняли номер, другие — нет. И те, кто от номера отказался, по-прежнему получают зарплату и пенсии. Так что же, это — "страх идеже не бе страх"? Враг пугает?
— Да, конечно, это своеобразный полигон. Попытка проверить, как люди — пойдут ли на это. К слову, некоторые приняли номер даже не из-за страха, а — не задумываясь, что это за собой повлечет. Сказали принять — значит, надо. Привыкли доверять государству, безпрекословно исполнять все, как само собой разумеющееся. Было и по-другому. Допустим, человек покупал или продавал дом, машину. Без номера — никуда. Никакие сделки не оформляли. И мы знаем много примеров, как люди, заключив сделку, прямо же со словами: "Отрекаюсь от тебя, сатана!" — рвали свидетельство о присвоении номера и потом заявляли о своем отказе от номера в налоговую инспекцию. Многие тогда приносили покаяние в храмах.
Дело в том, что враг подходит с различными уловками — порой мы даже и не подозреваем, какие новые каверзы он приготовил. Вот казалось бы, ведь это — бумажка, ну что здесь такого? А ведь это самая настоящая сила вражия! Нас убеждают, что нет там шестерок. Нет — на виду. Через компьютер проходит, тут-то они и всплывают, эти шестерки, не видные нам.
Сатана как отец лжи никогда не скажет правды! Это великим подвижникам и духовидцам дано узреть на печати антихриста слова: "Я твой есмь… Волею принимаю…" В таком-то виде нам печать — по крайней мере сейчас — не преподнесут. Зашифруют в непонятных символах, компьютерных кодах… Мы же волею принимаем, когда свою подпись ставим. Конечно, это не печать еще, но если мы сейчас не устоим, далеко ли до нее?
— Да, один только шаг и останется. Принимая номер, мы предаем своих детей, толкаем их на самый край бездны — уже связанных по рукам и ногам. Пока Божия Матерь нас защищает, пока Господь не отвернулся от нас за грехи наши, есть еще надежда на спасение! И у вас в Уфе, рассказывают, были крестные ходы — с великими святынями…
— У нас неоднократно были крестные ходы. Во-первых, на Торжество Православия, в первую неделю Великого Поста. Это был покаянный крестный ход. Символично, что именно в эти дни к нам в Уфу пришел общероссийский крестный ход, который шел с востока России к Москве. В Уфе мы пошли не просто через город, "сквозняком", мы прошли вокруг города со всеми нашими святынями местночтимыми. Уфимская епархия имеет множество великих святынь. Во-первых, самая главная из чтимых икон — списки с явленной дважды "Табынской". Известна так называемая Бугабашская икона — нерукотворная, она проявилась на камне. По характеру расположения силуэтов это Одигитрия, Смоленская икона Божией Матери. И она единственная из всех чудотворных икон нашей епархии сохранилась в подлиннике. В селе Николо-Березовка явился чудотворный образ Святителя Николая, он именуется Николо-Березовским. В самой Уфе явлен Нерукотворный Образ Спасителя. Говорят, что он уцелел и находится в семье какого-то священника… И еще одна великая святыня нашей епархии, явленная близ Уфы в селе Богородском (оно сейчас вошло в черту города Уфы), — это икона Богородицко-Уфимская.
У нас много святынь! Вот и сейчас мы с вами на нашем Уральском Афоне стоим, на этом самом месте была обретена Табынская икона Божией Матери. Здесь неподалеку, перед входом в храм, стояла береза, где явилась на камне Табынская Владычица…
И вот в крестный ход, который шел через всю Россию, мы влились со своими чудотворными иконами. Взяли с собой и иконы Царственных Мучеников и благоверного Царя-Мученика Николая II. Несмотря на то, что Царственные Страстотерпцы еще не прославлены в лике святых, у нас есть их иконы во многих храмах. Крестный ход пришел в наш Сергиевский кафедральный собор, и я как Епископ Уфимской епархии перед святыми иконами Царя-Мученика Николая II и Царственных Мучеников принес слезное покаяние за весь люд православный, живущий в Башкирии, — за вольный или невольный грех цареубийства, за отступление от веры…
После службы все храмы нашей Уфы (а их у нас восемь) разделились, обошли со святынями и молитвами вокруг Уфы, и только после этого общероссийский крестный ход пошел по Башкирии к границе с Татарией. Затем было еще два крестных хода. Опять вокруг Уфы прошли мы со всеми иконами нашими чудотворными, и много людей было: с удовольствием шли по городу и вокруг него, окрестностями. Мы сначала опасались, что утомим людей, — нет, верующие любят крестные ходы. Да и потом, ведь это тоже во многом забытая православная традиция, возрождающаяся ныне. Вот и сегодня, смотрите — сколько народа собралось отовсюду! А ведь раньше наши предки пешком шли. Не на автобусах, — пеши шли из Оренбурга, Челябинска, Златоуста, Перми, Екатеринбурга, да и из Самары. В Самаре всегда очень благочестивый, крепкий народ был. Известное чудо — стояние Зои — было там явлено для укрепления веры. И потом, там жили такие подвижники веры — архиереи Мануил (Лемешевский) и Иоанн (Снычев). Это были такие святители, что взирая на их облик и их жизнь, люди воодушевлялись, укрепляясь в вере и благочестии, и следовали прямым путем ко спасению. У вас живут еще духовные чада этих Владык. Им есть что рассказать о замечательных светочах Православия. Я лично очень скорблю, что так рано ушла из жизни схимонахиня Варвара, бывшая личным врачом Владыки Иоанна. Когда ее отпевали в Покровском соборе, я скорбел, что она о многом уже не расскажет… Правда, кое-какие воспоминания она успела записать; эти записки вошли в книгу, изданную по моему благословению — "Поминайте наставников ваших" (воспоминания духовных чад Митрополита Иоанна).
Я очень люблю и уважаю этих великих подвижников Самарской земли. Подвиг их и сейчас является для всех нас примером непоколебимого стояния в вере.
— От одного священника здесь, на Святых Ключах, услышала: "Если Башкирия не покается в новом грехе отступления от веры, принятии "номеров", будет пить чашу гнева Господня". Но это и всех нас, россиян, касается… Большие надежды возлагают верующие на Архиерейский Собор — его мудрое и взвешенное решение.
— Повестка Архиерейского Собора нам пока неизвестна. Но если вопрос об идентификационных номерах будет поставлен на нем, уверен: большинство архиереев выскажутся против "всеобщей идентификации".

Ольга Ларькина
04.08.2000
Дата: 4 августа 2000
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
9
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru