Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

Прославление Зосимы Еннатской

Состоялось прославление в лике святых известной исповедническими и молитвенными подвигами старицы.

В праздник Святой Троицы 11 июня в Софийском храме башкирского села Ира состоялось прославление в лике местночтимых святых Уфимской епархии известной своими исповедническими и молитвенными подвигами, чудотворениями при жизни и после смерти последней игумении Покровского Еннатского монастыря Зосимы.
На этот праздник съехалось так много паломников из разных уголков Уфимской, Оренбургской, Челябинской, Самарской епархий, что храм не мог вместить всех молящихся. Многие со смирением остались стоять в церковном дворе. А в храме, украшенном живой зеленью и цветами, у раки с честными мощами матушки Зосимы Архиерейским Богослужением совершалась Божественная литургия.
Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон зачитал Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о прославлении в лике местночтимых святых Уфимской епархии преподобной Зосимы Еннатской. «Прославляя исповеднический подвиг новых молитвенных заступников, Русская Православная Церковь прославляет не только их подвижническую жизнь, но и блаженную кончину, — отмечалось в Указе. — Таковой была и прославляемая ныне святая преподобная Зосима Еннатская, которая от юности своей вела подвижническую жизнь во имя Христово, свою веру во Христа засвидетельствовав подвигами, молитвами, исповедничеством, оставшись со своими верными чадами, дабы принять Богом уготованный венец и явить образ праведницы, чудотворицы и при жизни еще сподобившейся дара прозорливости». Отныне Святая Церковь будет чтить память новопрославленной святой в ее день рождения и день кончины — 1/14 марта.
Наместник Покрово-Эннатского мужского монастыря игумен Николай (Чернышев) много потрудился для прославления преподобной старицы Зосимы. И теперь он, скрывая волнение, зачитал некоторые страницы ее жития. Для батюшки Николая этот день был особенно волнующим еще и потому, что основанная им при Софийском храме в селе Ира обитель Милосердия обрела новый статус: теперь это Марфо-Мариинский женский монастырь. Архиепископ Никон вручил настоятельнице этого монастыря монахине Серафиме наперсный крест и вручил в дар обители Бугабашскую икону Божией Матери.

А завершилась Литургия Крестным ходом. Святые мощи преподобной Зосимы Еннатской были изнесены из храма, обнесены вокруг церкви и выставлены для поклонения народу. Архиепископ Никон обратился к паломникам с проникновенной проповедью. А затем, преподав благословение и сердечно возблагодарив всех за совместную молитву, Владыка Никон ответил на вопросы корреспондентов радио и телевидения, а также на вопросы самарской Православной газеты «Благовест».
— Владыка, скажите о значении события, которое сегодня произошло, и для храма, и для тех людей, которые приходят сюда.
— Матушка Зосима была настоятельницей Покровского Еннатского монастыря Уфимской епархии в тяжелые годы гонений, но не бросила свой монастырь вплоть до его разгона около 1930 года. Когда монастырь закрыли, игумения Зосима и насельницы монастыря ушли в села, стали простыми сельскими труженицами. И как бы матушку ни притесняли — много раз ей угрожали, даже расстрелом, но, с детства облеченная Духом Божиим, она не боялась угроз. Еще при жизни матушка Зосима прославилась своими чудотворениями, прозорливостью. Хотя она управляла монастырем в Уфимской епархии, к ней из близлежащих епархий приезжали за советом, и она, еще только выходя из кельи, уже обращалась к своим монахиням и называла по имени: вот такой-то человек из такого-то села ждет, позовите его — это из той многолюдной толпы, что стояла во дворе. Звала прежде тех, кто особо нуждался в ее помощи и поддержке, конечно, в первую очередь в молитвенной помощи. Можно много привести примеров… И ныне усопший, очень известный в Самарской епархии бывший секретарь Самарского Епархиального управления Андрей Андреевич Савин оставил нам свои воспоминания об этой чудесной Небесной заступнице и молитвеннице. Как и Святогорец схиархимандрит Серафим (Томин) из Оренбургской епархии. К сожалению, по болезни и по немощи из-за преклонных лет отец Серафим не смог приехать на праздник, но у нас есть письменные его свидетельства о тех чудесах, которые произошли по молитвам матушки Зосимы.
Вот такой сегодня большой праздник. Мы обрели новую святую, которая будет ходатайствовать перед Престолом Божиим за нас.

Второе событие — что мы открыли здесь монастырь. При храме села Ира в честь Софии Премудрости Божией около десяти лет была просто обитель Милосердия. Здесь призревали бездомных, от кого отказались родные, кого дети выгнали, и детей, у которых нет родителей. И сейчас по благословению Святейшего Патриарха Алексия и по моему ходатайству здесь открыт Марфо-Мариинский женский монастырь. Приглашаю всех приезжать в этот монастырь к святым мощам преподобноисповедницы Зосимы. Молитвами которой всем желаю спасения!
— Наши читатели хорошо знают о матушке Зосиме, мы публиковали о ней материалы. Но вот такой вопрос. Покровская Эннатская обитель ведь окормляла до революции две епархии, Уфимскую и Оренбургскую. И матушка Зосима была поистине украшением Уфимской и Оренбургской епархий, и упокоилась она в своем родном селе Сенцовка в Оренбуржье. Почему же она прославлена только в лике уфимских святых?
— Таковы канонические правила. Раньше можно было сразу подавать документы в Священный Синод, а сейчас нужно вначале прославить как местночтимую святую. До общероссийского церковного прославления какая-то одна епархия должна святую прославить. А потом, когда мы прославим ее общецерковно, она уже будет считаться святой всемирного Православия, то есть не только в нашей Русской Православной Церкви, но и во всех Православных Церквях будут чтить ее имя, молиться ей. Мы вот будем сейчас собирать документы, дабы канонизировать преподобную Зосиму как общецерковную святую.
— Как сейчас обстоят дела на Святых ключах у Красноусольска?
— На самом источнике препон в последние годы не было, поскольку все знают, что это источники близ святого места, где явилась Табынская икона Божией Матери. Но есть некоторые сложности: мы не можем с властями решить вопрос о земле. Вот здесь еще есть некоторые препоны, недоразумения. И, к сожалению, видимо, путь передачи земли будет еще долгим. Часть земли нам отдали, вот вчера я встречался с руководством республики и главой нашего Приволжского Федерального округа Александром Владимировичем Коноваловым — и часть земли нам отдали вчера. Но и теперь еще вернули не всю землю, исторически принадлежавшую бывшему Вознесенскому монастырю, который мы хотели бы с Божией помощью восстановить.
В тот день Владыка Никон был как-то по-особому отечески заботлив к своим пасомым. Я видела, как он подошел к старенькой паломнице Анне из Уфы и, благословляя, спросил, благополучно ли она добралась сюда и есть ли средства доехать назад. За воротами монастыря Владыка увидел сидящую на коляске женщину и, выяснив, что она страдает рассеянным склерозом, подробно расспросил ее о лечении. Сам он по мирской специальности врач и смог дать болящей Нине очень полезные рекомендации. И даже записал ее телефон, чтобы лично позвонить ей и дать адрес центра в Новосибирске, где лечат этот недуг. И вновь вспомнил о болящей Нине, когда к нему подошла за благословением на предпринимательство одна паломница. Архиепископ Никон сказал ей: «И предпринимательство может быть богоугодным делом, если трудиться и жить по Божьим заповедям, а прибыль направлять на помощь нуждающимся. Действительно нуждающимся — не тем, кто тут же пропьет ваши нажитые трудом деньги, а таким, как вот та женщина на коляске. Ей на один только курс лечения нужно пятьдесят тысяч рублей…»
К мощам преподобной Зосимы, как некогда к живой матушке, сошлось и съехалось множество недужных! Со скрюченными руками, несвязной речью, были и одержимые бесом. Многие слышали, как с виду обычная женщина, подходя к раке с мощами, вдруг закричала: «Боюсь!..» И с великим трудом приложившись, успокоилась, утихла. Кто-то не мог сдержать рычание, кто-то преодолевал немалое внутреннее сопротивление, понуждая себя подойти и приложиться к святым мощам. Невольно вспоминалось, как когда-то к живой матушке Зосиме привезли бесноватую в цепях и несколько крепких мужчин едва могли справиться с ней, бесновавшейся и рвущейся прочь от кельи. Но матушка осенила болящую крестом, помолилась — и та упала бездыханная на землю. А потом встала, совершенно исцеленная от страшного душевного недуга…
Несколько дней святые мощи преподобной Зосимы Еннатской будут стоять в Софийском храме Марфо-Мариинского монастыря, затем их так же ненадолго увезут в Кумертау, где несколько дней жители и гости города смогут поклоняться новообретенной святыне. А потом святые мощи вернутся туда, где начался иноческий подвиг схиигумении Зосимы — в Покровский Эннатский монастырь.

На снимках: поклонение святым мощам; Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон; наместник Покрово-Эннатского монастыря игумен Николай (Чернышев) и настоятельница Марфо-Мариинского монастыря монахиня Серафима (Мишура).

См. также

Ольга Ларькина

Фото автора

16.06.2006
Дата: 16 июня 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
7
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru