‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Владимир Осипов. На русском рубеже»

Выходит в свет диск с документальными фильмами Православного режиссера Владимира Осипова.

Выходит в свет диск с документальными фильмами Православного режиссера Владимира Осипова.

Замечательный поэт, писатель, киноактер, кинодокументалист Владимир Осипов († 6 февраля 2010 года) памятен своим творчеством многим Православным людям. Владимир был «за наших» (его любимое выражение), и он был наш, «благовестовский». И потому не удивительно, что в редакции «Благовеста» возникла идея выпустить диск с фильмами Владимира Осипова. Это сохраненная на пленке история Самарской епархии. Это будет большой подарок для Православных самарцев, и не только для них, а для всех читателей газеты, всех любящих Православное кино. Диск составляют теплыми дружескими руками близкие Осипову люди — режиссер Дмитрий Одерусов, оператор Вадим Френкин, много лет бок о бок трудившиеся с Владимиром.

…Перед тем как мне в редакции решили поручить писать статью о готовящемся диске, я об этом еще не знала, но неожиданно получила весточку «оттуда»: увидела Владимира во сне, мы о чем-то разговаривали. Он словно сам благословил эту работу. И это для меня знак, что дело действительно нужное, духовное.

«Он послужил России, как немногие из нас»

— Несколько раз на Православной выставке в Самаре в декабре 2011 года ко мне подходили незнакомые люди — и спрашивали, нет ли диска с фильмами Осипова, — рассказывает редактор газеты «Благовест» Антон Евгеньевич Жоголев. — Мне показалось это неслучайным, я рассказал об этом отцу Сергию Гусельникову, который мне ответил: «Эта идея носится в воздухе, мне такие мысли тоже приходили в голову. Диск надо готовить, я тебя благословляю на это. Если получится, то это будет большое дело для Церкви, для нашей Самарской епархии, потому что Владимир — это же жемчужина наша».

Как тут к месту будет вспомнить, что глас народа — глас Божий! Название проекта «На русском рубеже» родилось неожиданно. Мы с режиссером Дмитрием Одерусовым думали, как назвать диск. Один из фильмов Владимира называется «Ближние рубежи». Слово «рубежи» в разговоре прозвучало, и вдруг мы одновременно вспомнили, что у Володи есть стихотворение «На русском рубеже», самое известное, ставшее народным.

Владимир действительно стоял на этом рубеже, был одним из защитников России. Без всякого пафоса, он реально защищал Россию своей жизнью, своим творчеством. Он послужил России, как немногие из нас.

Уже издана итоговая книга Владимира Осипова. А вот то, что он делал в кино, на телевидении, малоизвестно, разрозненно, и собрать все это дорогого стоит. Эту работу мог сделать только близкий человек к Владимиру. И, слава Богу, такой человек нашелся! Это режиссер Дмитрий Леонидович Одерусов. С 1995 года до последних дней Осипова он был близким другом и соратником Володи. Дмитрий сохранил многое из того, что создал Владимир в кино. Правопреемники этих фильмов дали нам добро на выпуск мемориального диска. И мы получили счастливую возможность издать диск.

Мы с Володей снимали блаженную Марию Ивановну в ноябре 1995 года, когда пророк еще был «в своем Отечестве». Она тогда еще не приняла схиму, жила в домике при Воскресенском храме в Самаре — сейчас это Свято-Воскресенский мужской монастырь.

Как снимать фильм о блаженной? Аналогов тому не было. Можно снимать о блаженной, которая уже упокоилась, имя ее уже в святцах и мощи ее в соборе. Но снимать блаженную, которая перед тобой сидит… Был уникальный случай: прямо под кинокамерой к Марии Ивановне подошла женщина и спросила, делать ли операцию ее сестре. И Мария Ивановна ответила: «Почему не хотите делать? Благословляю». Брать на себя такую ответственность! Мы все это с Володей видели, переживали. Потом эти кадры вошли в фильм. Ленту заканчивал режиссер Александр Евсеев.

В первый день съемок — очень радостный, потому что мы прикоснулись к чему-то неземному, блаженная отдала этот день своей жизни нам и просто жила под прицелом кинокамеры, — Володя подошел к ней и спросил: «Мария Ивановна, я многим в жизни занимаюсь: пишу стихи, пишу в газеты, и фильмы снимаю. Может быть, я неправильно делаю, что распыляюсь, и мне надо выбрать что-то одно?» Ответ блаженной был как всегда неожиданным. Она застыла на мгновение — видимо, молилась Богу, и потом сказала Володе удивительные слова: «Вполне прилично!». Это был ответ не на заданный вопрос, а на более серьезный, невысказанный. Она в мгновение ока обозрела все Володины труды, все его дела и дала им оценку. Я думаю, не от себя лично — она высказала волю Божию. Его труды, его деятельность угодны Богу. По своему смирению Володя эти кадры в фильм тогда не включил, да и, наверное, правильно сделал. Но они сохранились и в наш диск они войдут. Я считаю, что оценка личности Владимира таким человеком, как блаженная схимонахиня Мария, дорогого стоит. «Много света!» — сказала нам тогда про фильм блаженная Мария Ивановна. И этот свет благодати Владимир сумел донести до зрителей.

Мне кажется, Володя так блистательно сделал фильм «Стояние Зои» еще и потому, что он его строил на фундаменте тех статей о чуде, которые мы писали в «Благовесте». Этот фильм, я считаю, достоин того, чтобы войти в историю Самарской епархии. Никто о Самарском чуде лучше уже не снимет. Володя успел застать людей, которые тогда были живы, а сейчас их уже нет в живых: это протоиерей Виталий Калашников, родная тетка которого пыталась делать уколы окаменевшей Зое. Анна Федотова, одна из наших читательниц, видевшая поседевшего в доме Зои милиционера, который там дежурил. Бывший секретарь Самарского Епархиального управления Андрей Андреевич Савин, участвовавший в событиях вокруг чуда. Эти люди ушли в вечность, а Володя успел их снять, и на киноэкране они с нами.

Фильм «Территория голода» тоже появился не без помощи нашей газеты. Мне в архивах открылась страшная картина того, что творилось на моей родной земле в 1920-е годы. Когда в Поволжье люди умирали целыми деревнями, а факты людоедства носили далеко не единичный характер. Володя мне говорил, что его задача — заснять последних стариков, которые пережили тот страшный голод. Он нашел их, это уже его заслуга, и остались свидетельства людей, которые реально пережили голод в Поволжье, когда были еще детьми. Сейчас, конечно, уже никого не найдешь, фильму ведь десять лет. Володя успел это сделать. Это не только церковно, но и исторически важно.

Володя не просто мой духовный соратник, не просто давний мой любимый автор. Даже не просто любимый поэт (я люблю его стихи и при определенных обстоятельствах жизни их всегда вспоминаю. Некоторые его поэтические строки просто всегда со мной). Мы с ним еще и родственники. Так случилось по воле Божией, что Владимир стал крестным отцом моей дочери Анны. И у меня, помимо прочего, есть еще семейный долг перед ним. Все, что Володя сделал на этой земле, я должен помочь сделать достоянием широкого круга людей. Володя ушел рано. И задача нас, оставшихся его друзей и родственников, донести его фильмы до людей. Я думаю, когда мы диск выпустим и люди его увидят, то Владимир там этому очень порадуется. Люди вспомнят его, помолятся о нем, и это, я верю, поднимет его еще на одну «ступеньку» в Вечности. Еще ближе он там будет к Богу.

Владимир был удивительный человек. Обаяние его колоссально в стихах, в прозе. Но когда видишь его на экране, понимаешь, что он создан был для большого кино. Он начинал как журналист, как поэт. Потом неожиданно поступил во ВГИК, причем не на сценарный, как можно было ожидать, а на режиссерский факультет. Конкурс был пятьдесят человек на место. И вот приехал в столицу долговязый юноша из провинции, никому не известный, без всякого блата. Но Юрий Озеров, режиссер киноэпопеи «Освобождение», увидел его, оценил и сказал: «Я хочу, чтобы этот молодой человек учился у меня». Что-то в нем прочел особое, что и сделало возможным его поступление. У него были попытки стать киноактером, и талант у него для этого был. А потом был мучительный уход из кино на много лет. У Володи есть стихотворение «Прощание с кинематографом». Он воевал с кино в себе, в своей судьбе, с болью никак не мог его изжить, побороть. От кино он ведь из духовных соображений отказался: понял, что работа в Москве, в большом кино для него будет связана с потерями духовными. А он этого не хотел.

И вот спустя годы по благословению нашего Владыки Сергия он вернулся в кино, но в кино уже Православное. И тут, я считаю, он успел послужить Богу в полной мере своих сил.

«Его фильмы отличаются поразительной правдой»

Фильмы Осипова отличаются поразительной правдой, — говорит протоиерей Сергий Гусельников, ключарь Кирилло-Мефодиевского собора города Самары. — На мой взгляд, мало кому из режиссеров документального кино удалось с такой художественной силой сказать о силе и красоте нашей веры.

Владимир был искренним, глубоко верующим человеком и все пропускал через Православную веру. Оттого его фильмы становились одухотворенными.

Идея создания такого диска с фильмами Осипова родилась не только в Самаре, но и в Петербурге. Когда в январе этого года я был в Александро-Невской Лавре на вручении Всероссийской литературной премии имени святого благоверного князя Александра Невского за свою книгу «Цветок Сиона», познакомился там с режиссером игрового кино Лидией Бобровой. Я рассказал ей о Владимире Осипове, и ее настолько заинтересовала его личность, что она высказала желание снять о нем фильм. По приезде в Самару я выслал ей книгу Осипова и видеозапись двух его фильмов. Она откликнулась, сказала, что Володины фильмы ей очень запали в душу. После этого в редакции «Благовеста» мы стали обсуждать идею собрать фильмы Володи на диск DVD и выпустить в свет. Самыми значимыми фильмами этого диска считаю документальные ленты «Стояние Зои», «Чудо в Державино», «Блаженная Мария», «Территория голода», а также фильм о святом праведном Александре Чагринском.

Очень удачным получился фильм «Стояние Зои». Владимир ввел в документальную киноленту элементы игрового кино так тонко, что это не разрушило правды жизни, а, наоборот, помогло воссоздать дух той эпохи. Он очень бережно оканчивает сцену вечеринки, не доводя ее до момента совершения кощунства, чего не скажешь, к сожалению, о других фильмах на эту тему. Фильм производит большое впечатление, потому что Владимир нашел очевидцев и их словами говорит о великом чуде.

Интересной будет и встреча с Владимиром Осиповым как киноактером. Хотя его роли небольшие и сыграны им еще в молодости, по ним видно, насколько серьезно он относился к творчеству.

Я считаю, что все верующие люди нашей епархии должны посмотреть в своем роде уникальный диск, где собрано многое из того, что создано Володей на экране.

«Владимир привел меня к вере»

— Это был 1995 год, я работал тогда в одной самарской телекомпании. Неожиданно в монтажную открылась дверь, и вошел Владимир Ильич Осипов, — вспоминает режиссер Дмитрий Одерусов (творческая группа «35 ММ»). — Мне показалось, что это человек не от мира сего. Он иначе мыслил, иначе общался. Оказалось, Владимир решил делать Православную телепередачу. «Это интересно!» — ответил я. Небольшой опыт такой работы у меня уже был: в 1991 году мы выпускали на СКАТе Православную телепередачу «Путь» с Алексеем Алексеевичем Солоницыным. Но когда я ушел со СКАТа, сотрудничество с Солоницыным прекратилось. А появился Володя — и как-то необычно меня зацепил. Я был человеком невоцерковленным и предложил ему делать программу для неофитов. — «Ты задавай вопросы, ответил он, — на что смогу отвечу. Не сумею — разъяснят священники».

Мы были тогда молоды, болели телевидением. С приходом Владимира сразу появился иной стиль работы. У него как у режиссера, окончившего ВГИК, был профессиональный подход к созданию документального кино. У нас такого опыта в то время не было.

Вначале было очень необычно работать на монтаже картины. Володя говорил: «Давай выстроим изображение так, чтобы было без слов понятно». Нас эта задача очень увлекала. Только после выстраивания изобразительного ряда придумывался текст.

Так родилась наша телепрограмма. Это был Православный взгляд на разные события. В одной из первых программ рассказывалось о том, как школьник неожиданно, безпричинно пырнул ножом учительницу. Володя показал, что это не просто криминал, а сатанизм, что, когда люди отходят от веры, впадают в оккультизм, они могут прийти к таким страшным вещам.

Потом были созданы программы о паломничестве на Николину гору в Ульяновской области. Замечательный цикл передач о паломничестве «Волга Православная»…

Когда создавалась телекомпания «Терра», Владимира Осипова пригласили туда заниматься фильмами духовно-просветительской направленности. Он придумал для своей программы необычное название «Терра фаталис» — «Земля судьбы». Она делалась той же творческой группой, но на современном оборудовании, на ином уровне. На «Терре», я считаю, были созданы лучшие фильмы Володи.

«Ближние рубежи» — фильм о том, как умирают деревни. Почему это происходит? Володя находил ответы простые, но очень точные: нет храма — деревня умирает. Еще мы сняли почти все районы Самары: старый город с его необыкновенной тишиной и грустью — оттого, что старую Самару теснят новостройки, Безымянку, Запанской, Металлург, Управленческий. И Владимир сумел понять и показать музыку, душу каждого из этих районов…

На «Терре» были созданы фильмы «Чудо в Державино», «Стояние Зои», «Кинель-Черкассы». Картина «Стояние Зои» делалась с перерывом целых девять месяцев. Летом 1999 года мы сняли сам домик и опросили местных жителей. Вернулись к фильму зимой. Так получилось не без Промысла Божия — ведь события 1956 года происходили зимой. К тому моменту я съездил в Варшаву на студенческую практику к известному польскому кинорежиссеру Кшиштофу Занусси. Вернулся, набравшись свежих идей, и мы решили реконструировать ситуацию, связанную с Зоей. Тогда приема реконструкции на телевидении еще не было, это сейчас он используется почти в каждой передаче, особенно в криминале.

У нас была иная задача: мы хотели воспроизвести события, не переступая грань — не повторяя грех кощунства. Володя сказал: «Танец с иконой снимать нельзя! Думайте, как сделать». И Зоя у нас встала на табурет, потянулась к иконе — и застыли участники вечеринки, засверкали по их лицам блики от молний.

Володя в фильме выступает как рассказчик. Перед съемками у него резко подскочила температура, до 39 градусов. Когда снималась его «проходка» по улице Чкаловской, на улице было минус тридцать. А он должен был быть без шапки. Себя он не жалел. Но все обошлось. После съемок мы смонтировали фильм за три ночи, он вышел и имел большой резонанс. Вообще после выхода фильмов Владимира всегда был резонанс. Так, после выхода «Голода» один бывший коммунист грозился подать на Володю в суд из-за фразы «цинизм власти доходил до того, что когда Поволжье голодало, страна продавала зерно на Запад».

Бывало, не клеилась программа, мы не понимали, что делать. И тогда Володя доставал из сумки иконы: «Давайте помолимся!» Мы молились — и чудесным образом все начинало складываться.

В кадре Владимир никогда не занимался самолюбованием. Появлялся на экране только там, где это было необходимо, если нужен был вывод, а он умел это делать проникновенно.

Владимир не смешивал поэзию и кино. Он читал свои стихи на экране всего три или четыре раза. Но когда у него выходили книжки, он всегда их с хорошим писательским воодушевлением мне дарил. У меня хранятся все его книги с теплыми надписями. Я эти книги перечитываю.

Владимир был тем человеком, который привел меня к вере, причем нисколько не давил, направлял меня очень деликатно. Я как неофит порой начинал ему что-то с пылом доказывать. Он вел себя спокойно, чтобы не вызвать обратной реакции. Со временем я начинал понимать, что он прав. С Владимиром конфликтовать было невозможно. Но видя несправедливость, он мог влезть в любую ситуацию, в драку. По характеру он был и взрывной, всякое бывало. При этом я не знаю, чтобы он кого-то обидел.

Телепередачи Володи много лет курировал настоятель церкви в честь Рождества Христова в Царевщине протоиерей Владимир Назаров. В том числе и благодаря его советам, как популярно донести тему, эти фильмы являются живыми. Но они вышли пятнадцать лет назад, их технические носители — кассеты — устарели и потеряли качество. Сейчас мы восстанавливаем изображение, звуковую дорожку и приводим фильмы к современному телевизионному формату. Мы хотим дать им вторую жизнь.

Володя начинал свой путь в кино актером в игровых фильмах. Он сыграл в трех известных фильмах: «Сталинград», «Сто солдат и две девушки» и «Дорога в Парадиз». Мы из них сделаем подборку кадров.

Хорошо, что у нас сохранились архивы. Я вообще люблю интересные работы собирать и хранить. Общий хронометраж диска составит пять часов. Он дает полное представление о том, как Владимир работал в кино.

«У него за все болела душа»

— Я стал работать с Володей в проекте «Терра фаталис», — рассказывает Вадим Френкин, оператор творческой группы «35 ММ». — До этого я снимал новости. А Володя — киношник, документалист. Сценарий у него обычно был такой короткий, что его и сценарием-то нельзя было назвать, скорее, заявкой. Мы выезжали на съемки и знали, о чем нам надо снять. А что конкретно, мы не знали, и он заранее не знал. Он говорил, что лучшее — это то, что не выдумано.

Он со мной не просто вел беседы, и как-то незаметно подводил к разговору о смысле жизни. И я начинал размышлять. А так как программа выходила раз в две недели и съемки шли постоянно, общались мы тесно, и переоценить его влияние сложно. До встречи с Володей я был крещеным, а после встречи с ним стал Православным.

Мы как-то снимали деревню. Он мне сказал: «Вот тот домик сними». Вроде у меня взгляд должен быть наметан, но вижу, обычный домик, таких тут много. А он сказал: «Посмотри, лес близко к дому подходит, такое же редко бывает, красиво». На монтаже смотрю: домик в кадре выделяется, а я не видел. Как-то мы вели съемки в храме, и он сказал мне: «Этого человека сними обязательно». Потом удивляюсь: действительно, как я мог его не заметить. Но при этом Владимир указывал нам не прямо, а как-то в проброс.

У него всегда была идея фильма, и если на нее что-то не работало, он это не брал. Не было такого, чтобы мы сняли что-то, что потом не вошло в фильм.

Очень часто мы приезжали в какую-то деревню, где никого не знали, и всегда чудесным образом мы находили тех людей, у которых информации было больше всех. Однажды мы приехали на Гаврилову Поляну и сразу нашли там очень интересную старую женщину, немку, которая в детстве даже видела Гитлера. Радость сомнительная от такой ее встречи, но для фильма это подошло. Как-то приблизило к нам историю Великой Отечественной войны.

Когда снимали «Территорию голода», он сказал, что надо передать мрачную атмосферу начала двадцатых годов прошлого века. Мы искали мазанки, старые брошенные дома, снимали ворон, тонировали изображение под порыжевшую от времени пленку. Володя предложил ввести персонаж, который прошел через весь фильм — одинокий ребенок идет куда-то в поле. Это словно сама Россия, одинокая, голодная, вокруг холодно, пустынно.

Володю я грустным не помню. Мы в редакции все что-то делаем, суетимся, бегаем туда-сюда. Он приходит: «Что вы тут, как муравьи? А знаете, какая сегодня погода! Подышите воздухом». Открывает окно на восьмом этаже, а у нас там был вид на парк. И всем становится радостно! Он ценил природу. Он жил «на выселках» (его выражение) Самары, и говорил нам: «Я место это люблю, потому что там земля, деревня, жизнь. Что тут в Самаре делать?» Володя был Православным человеком, у которого за все, что происходило, болела душа.

Людмила Белкина


Дорогие читатели! Диск с фильмами Владимира Осипова «На русском рубеже» не предназначается для продажи. Это проект некоммерческий. И потому все желающие получить диск, могут обратиться с заявкой к нам в редакцию. Просим вас по возможности, кто сколько сумеет, прислать денег на подготовку и тиражирование диска «Владимир Осипов. На русском рубеже». Благотворительную помощь на издание диска направляйте по адресу: 443010 г. Самара, а/я 243, «Благовест», Жоголеву А.Е. Примерные затраты на производство одного диска и на отправку его почтой составляют четыреста рублей. Но независимо от того, какую сумму вы нам пришлете, всем обратившимся к нам будет выслан почтой этот диск. На талоне почтового перевода укажите свой подробный почтовый адрес, фамилию, имя и отчество, а также сделайте пометку «на диск». И мы вышлем вам диск с фильмами Осипова сразу после его выхода в свет (о чем сообщим в газете). Примите посильное участие в этом уникальном проекте, окажите нам денежную помощь, поддержите Православное кино! Диск будет запечатан в качественную подарочную упаковку, на ней вы увидите фотографии Владимира Осипова. Просим ваших молитв об осуществлении этого важного кинопроекта.

2211
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru