‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Дарить людям радость

В самарском Безенчуке создан Музей русского костюма.

В самарском Безенчуке создан Музей русского костюма.

…Чем еще хороши православные выставки, так это добрыми встречами даже просто в кафе. Идешь себе с подносом в руках, столики не то чтобы полностью заняты, есть местечки, - но где сесть, чтобы никому не помешать. И вдруг слышишь:

- Ольга Ивановна-а! - И Юля Белоусова приветливо машет рукой.


Юлия Белоусова на выставке «Благословенная Самара».

Юля - ну конечно, многие зовут ее Юлией Николаевной, но мне-то она в дочки годится. И знакомы мы уже столько лет… Так вот Юля не упускает случай приехать из Безенчука на выставку «Благословенная Самара» в ВК «ЭКСПО-Волга»: всякий раз здесь столько интересного.

Представила мне сидящую рядом девушку:

- А это моя помощница Диана Зотова, в крещении Елизавета - в честь преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Мы с Дианой вместе создаем русские народные костюмы по старинным образцам. …Ну что: везде у нас Yes и O’Key, везде иностранные песни, праздники и пища, иностранная одежда - чуть не всё чужеземное. Так больно за Россию-Матушку стало и за всех за нас! И решили мы своё развивать, стали серьезно работать над тем, чтобы показывать русским же людям красоту русской культуры. Именно красоту русского крестьянского костюма.

Мы сегодня едем прямо отсюда в Самарский краеведческий музей имени Алабина на выставку «Артбазар», взяли с собой два красивых парчовых костюма - такие носили в XIX веке. И мне там вручат удостоверение «мастер народных художественных промыслов и ремесел Самарской области».

Я освоила набойку по тканям, цветной рисунок набивается по белому льну. Сама теперь изготавливаю набивные ткани, платки, как в старину, шью этнографические костюмы. Создаю исторические головные уборы в технике сажения по бели, вышиваю жемчугом - освоила сама по интернету такие рукоделия. А Диана - ткачиха. Мы сначала с ее мамой дружили, теперь вот она у меня помощница. Мой муж Александр Белоусов на все руки мастер, занимается работами по дереву. Саша мне во всем помогает: и возит, и таскает, и пилит, и дрелит… Мы выиграли по гранту катамаран, и муж водит детей в походы туристические. Это тоже наша работа.

Мы втроем создаем частный музей. Ездим по городам - Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Белгород, Архангельск… - срисовываем у них, фотографируем и делаем реплики старинных костюмов. Делаем всё от нуля: ткем, набиваем, вышиваем, шьем. И у нас уже есть двадцать костюмов разных губерний России-Матушки.

В Питере мне надо было посмотреть, как выглядит с изнанки подол под сарафаном. Я на пол легла, спрашиваю: «Можно, буду фотографировать?» - «Можно…» И я лежа засняла, как там что сделано. Наверное, подумали: совсем повернутая на этом деле. Но мне же каждый шовчик надо знать, каждую деталь.

Ну а костюмы, изготовленные нашими руками, не просто будут красоваться на манекенах (хотя и на них тоже). Проводим экскурсии - и делаем показ живым. Этим летом ездили в Екатериновку на праздник села, привезли с собой наши наряды. И вы посмотрите, какие красавицы в наших красных сарафанах! Думаете - модели? Нет, обычные девушки, сельчанки или гостьи из города. А как похорошели сразу, какая русская стать. И походка, и взгляд меняется в таком наряде.

- Знаешь, а в музее под открытым небом в марийском городе Козьмодемьянске разыгрывают для гостей сценки из жизни…

- И мы так хотим вот на Рождество. Пошили зимние русские костюмы, сделали рождественскую звезду, пригласили певчих из храма - и в Безенчуке будет весело! Будем петь, читать стихи, напечем пирогов, пряников и будем раздавать. Чтобы люди почувствовали праздник!

Точно так же будем праздновать на Масленицу, Пасху, Троицу. В общем, решили ударить русской культурой по нынешнему безкультурью.

- И как будет называться ваш музей?

- Музей русского костюма, так и будет. Такого нет во всем Поволжском Федеральном округе.

- Когда он откроется?

- Когда деньги будут… Пока мы только одну комнату сделали, где поставим шкафы с фондом музея. Все же на свои средства делается. Вторая комната станет выставочным залом, где за стеклянной стеной, чтобы никто руками не трогал, будут стоять манекены - высокие, ростовые, такие «девки» с косами ниже пояса. Будет выставлена коллекция моих головных уборов - корон, венцов, кокошников, от XVIII до XX века.

Мы заказали на Кировской фабрике кукол ростом 80 сантиметров с такими русскими лицами и полностью на них пошили мини-реплики костюмов из десяти губерний. Дети - в восторге! Взрослые в восторге. Сейчас эта выставка стоит в музейно-выставочном центре в Безенчуке. И дети не отходят, хотят себе таких кукол, чтобы с ними играть. Уже из детского садика звонят: когда откроется музей, сообщите - будем водить к вам детей группами! Всё это будет. И разные экспозиции будем выставлять. А третья комната у нас мастерская. В ней ткацкое и швейное оборудование, набоечное. Будем людей обучать - мы уже два года обучаем безплатно - ткачеству, набойке, вышивке.

Мы выиграли всероссийский конкурс национальных практик и этим летом ездили с нашей коллекцией русских костюмов в Москву. Были в Общественной палате Российской Федерации. К нам там подошли и сказали: «Юля, спасибо вам за русских!» Какие, говорят, сильные традиции у татарской, башкирской диаспор. Они за свое наследие крепко держатся. А у русских как-то мало. А вы, говорят, такие молодцы - всё это развиваете.

- Хорошо, конечно. Да ведь из «спасиба» душегрейку не сошьешь. Они бы вам денег дали!

- Ну-у, денег! «Зарабатывайте грантами!» Вот - пишем, пишем. Сейчас вот два гранта взяли от самарского Минэкономразвития. С Божией помощью!

Всё так же мы при безенчукском храме Великомученика Пантелеимона, так же помогает нам священник Георгий Гражданкин, молодой батюшка. Его супруга, матушка Ольга, у нас регент в хоре. Я ее тоже к нашим делам подтянула. Знаете, как о себе говорю: я маленькая «паучиха», которая сидит себе в уголочке и всех к себе притягивает, кто что умеет. Так это ж не для себя, это же для людей всё!

Сейчас в электричке встретились с женщиной, тоже в Безенчуке живет; она хорошо из бисера плетет. Поделилась: хочу такой вот головной убор сделать, а под него красивую поднизь надо… Она: «А я вам сплету!»

На большие праздники мы с Дианой в храм ходим обязательно в чисто русском: сарафаны, парчовые шугаи, душегреи, казакины…

- Что такое шугай?

- Шугай? Это женская одежда спереди прямая, а сзади приталенная и такие сборки, складки, складки… Сказка! Идем в кокошниках, венцах. И всем радость приносим.

- Людей обижать много охотников, а кто же их порадует!

- Вот и мы так решили: надо дарить радость. Особенно вот как начался ковид - ой, что у нас в Безенчуке творилось! По улицам ездили машины: «Оставайтесь дома!.. Не гуляйте!» Я в огороде полю - и говорю про себя: да вы бы лучше музыку какую-то хорошую включали! Люди забились по домам, приуныли. И мы решили: надо возвращать людям радость. Как? - будем устраивать выставки. Нельзя собирать людей? - я стала записывать наши выставки, лектории, в интернете выкладывать, чтобы люди смотрели. Чтобы радовались. Господь ведь что сказал: радуйтесь!

В общем, решили, что у нас задача - радовать людей. Чему сами научились, всё людям давать. Люди приходят от млада и до старости и благодарят: мы столько узнаём!

Сказка синего куба

- А как вы делаете набивные ткани?

- По ткани набивается специальный резерв, он называется вапа. У него очень сложный химический состав, его знают всего несколько человек в России, рецепт содержится в строжайшей тайне. Я этот рецепт не знаю, приходится вапу покупать. Вапа наносится губкой на деревянный штамп (обязательно из твердых пород дерева). Прикладывается к белому льну или конопле и большим деревянным молотком-киянкой прибивается. Для чего: этот клеевой состав будет препятствовать проникновению натурального красителя индиго в ткань. То есть то, что было набито вапой, останется белым, а всё остальное будет покрашено в синий цвет. И насыщенность цвета - от нежно-голубого до почти черного - зависит от того, сколько раз окунаем ткань в чан с индиго, он называется куб.

- Вот откуда пошло название «кубовый»?

- Именно отсюда. Кубовая краска… Когда вытаскиваешь ткань из куба с индиго, ткань зеленого цвета. И при соприкосновении с кислородом прямо на глазах синеет, реально происходит чудо. Я называю это «сказка синего куба», потому что это сказочное чудо, когда на глазах из белой с зеленцой ткань становится синей, очень красивой. Потом ее много раз прополаскиваешь в воде, и вся лишняя краска уходит, и клеевой раствор отстает, и на синей ткани проступает белый узор. Всё это высушиваешь - и такой запах!.. Я кубовую ткань с закрытыми глазами по запаху определю. Как это пахнет, и как красивы все эти северные узоры!

Конечно, можно и верховую набойку делать - это когда по обычной цветной ткани, однотонной, наносишь узор акриловыми красками. Ну а кубовая… - это очень, очень серьезно. Зато это непередаваемо увлекательный, интересный процесс. Я с этим процессом выиграла два всероссийских конкурса «Русь мастеровая» и один международный конкурс «Русское диво» в Москве. У меня была персональная выставка в Безенчуке о платках.


Летом 2022 года в Екатериновке. Гостья праздника в привезенном Юлией наряде.

Создала реплику костюма нашей Самарской губернии, Богатовского района: многоцветный кубовый сарафан, который хранится в музее Богатовского района. Посмотрели у них - и создали такой же. Красотища невообразимая!.. Вот скоро буду делать сызранский наряд.

Меня всё спрашивают: почему не делаешь безенчукский. Да потому что нету его! Ну найдите мне где-нибудь, я найти не смогла. А если будет, с удовольствием возьмусь и за него. Ну нету. Не сохранил Безенчук почему-то.

Мужу нашила русской одежды, тоже ходит в льняных, в конопляных, в крапивных рубахах - любит эти ткани.

Всех обшиваем - довольны. Смотрите, говорю, что вы синтетику носите - и что вот это.

- От синтетики у людей бывает и аллергия…

- А в натуральных тканях и дышится легко! И цены мы не заламываем, при этом по желанию создаем цельные образы. В одной мастерской делаем всё: и головной убор, и сам наряд, и пояс соткем. Мастерская у нас называется «Традиция». Конечно, нам бы побольше места, чтобы все у нас в комплексе было. Чтобы и валяльная мастерская была, валеночки валять. Но это пока только мечты-планы...

Выписывала - в Дагестане женщина продавала - сборку позумента XIX века, из пряденого серебра. Дорого, конечно. Но это для того, чтобы посмотреть, как галун ткется, потому что мы все-таки мечтаем о том, что Диана когда-нибудь освоит ткачество галунов. Даст Бог, дойдем и до этого.

Нигде такого нет. Несколько старинных костюмов в Москве, несколько в Питере. Что-то в Нижнем Новгороде, что-то в Архангельске. А мы всё объединили. В нашем провинциальном Безенчуке. И не надо ехать в другие города: приезжайте к нам в Безенчук - и увидите всю Россию.

Вот, посмотрите, кукла в наряде из Торопца, XVIII век. Точно в таком же, но в настоящем наряде я сегодня буду в музее Алабина. Показываем детям этих нарядных кукол и рассказываем всё: как это называлось, как носилось. Чтобы у деток было представление об этом. И чтобы они полюбили красавицу Русь!..

Юлия листает «страницы» альбома в своем смартфоне, показывает фотографии своих изделий и своих выставок, мастер-классов для взрослых и детей. Засняты и этапы создания удивительных тканей, и как из них уже рождаются наряды с забытыми русскими названиями...

- А вот деревянные штампы, с помощью которых мы делаем набивку тканей. Мы заказываем штампы в Перми, в центре музейной реконструкции.

- Сколько времени занимает работа над одним платком?

- Сутки, если он одноцветный. Гораздо труднее создавать ткань на сарафан. Это очень тяжелый труд. В основном зимой я вышиваю, а крашу ткани летом. Диана однажды попробовала набивку, прошла рядок… «Да, - говорит, - тяжело…» Но - не знаю, я живу этим всем. Бывает - плохо, я отлежалась, доковыляла до мастерской - сижу, перебираю ткани, вышиваю, что-нибудь делаю… - и всё проходит.

Что такое коромысло?

В душегрее даже худенькая Юля выглядит этакой статной русской красавицей.

- Детям показываю, они недоумевают: а почему так раньше одевались? Объясняю: маленькая хитрость - так женщина выглядит полненькой. Худую могли и замуж не взять. Не понимают: «Почему? Это же модно, когда женщина худенькая».

Так ведь раньше был такой тяжелый крестьянский труд, женщинам тоже доставалось трудиться и в поле, и на лугу на покосе, и дома - с коровушкой да прочей домашней животинкой. Тоненькая может и не выдержать такую тяготу. А воду в тяжеленных деревянных ведрах носили на коромыслах…

Ой, был такой не столько смешной, сколько грустный случай. Мы снимали ролик по нашей коллекции. И нужно было коромысло.

Попросила коромысло в доме культуры. Мне сказали: оно в другом ДК, поезжайте, мы позвонили - вам там дадут.

Приезжаю. Женщина, наверное, ваших лет - говорит:

- Мы вас так ждем! Скажите, пожалуйста, что такое коромысло?

У нас теперь это притча во языцех. Ну как это - русские люди не знают, что это за загадочная вещь - коромысло… И когда я такое услышала, то поняла, что мне надо пахать и пахать.

А вчера: женщина из Екатеринбурга (я ей набивала на заказ ткань) мне пишет: где вот это можно взять. Отвечаю: в церковных лавках. Ольга Ивановна, хорошо сидите? Она меня спрашивает: что такое церковные лавки?

Конечно, коромысло это круто, ну а это уж и вовсе, дальше некуда. Страшно-то как, а? Люди до таких лет дожили и не знают, что такое церковная лавка… Как?! Каждый выходной причащаешься Святых Таин и думаешь: Господи, помилуешь ли Ты меня, такую грешную?

С Божией помощью

Однажды Диана приходит:

- Ты представляешь, в Нижнем Новгороде выставка - 60 костюмов!.. И будет всего несколько дней.

Что делать? Едем мы с ней до Инзы, а там пересадка. Ночью в Инзе сидим на вокзале, я вышиваю косник перламутром, ничего не вижу - Диана мне вдевает в иголки. А сама вилочкой плетет шнур для сарафана. Подходят полицейские: «А что это вы делаете?» Показали, рассказали. Мы три с половиной часа ночью, до 4 утра плетем, вышиваем…


Иерей Георгий Гражданкин со своими прихожанками в русских костюмах - Юлией Белоусовой и Дианой Зотовой (слева).

- Не в обиду - о тех, кто хочет не быть, а выглядеть этакими рукодельницами - в моем селе говорили: идет - прядет, с бабами сидит - вяжет, а домой придет - спать ляжет.

Юля с Дианой весело рассмеялись: ой, прямо про нас!

Вот только «спать ляжет» - это никак не про них… Иначе как бы Юля с Дианой успевали сделать столько кропотливейшей работы!

- И вот приехали мы в Нижний, выставка в Манеже в нижегородском кремле была. Бешеной собаке семь верст не крюк: мы три раза мимо прошли. Никакого указателя не было, а холодина, дождь со снегом, ветрище. И уже через пару часов выставка закроется, а завтра у них выходной. Еле отыскали, где она. Всё пересмотрели, перефотографировали, зарисовали, сразу решили, что мы эти костюмы делаем. Я оттуда провела репортаж - видео выставили, и люди из нашей группы «Русское возрождение» как будто тоже побывали на выставке.

А на следующий день - мы же не просто так ездим, мы пытаемся убить сразу много зайцев, не гринписовцы мы, нет, - в Нижнем Новгороде у нас есть знакомая золотошвея, Вера, я у нее взяла курсы золотого шитья, мы подружились и встречаемся. Я ей перед поездкой сообщила, что будем в Нижнем. И она нам подарила экскурсию по городу. И привела нас еще в дом-музей Кашириных - это дедушка с бабушкой Максима Горького.

- Помню: они же были красильщики.

- Вот именно! Я-то и не подумала: ну музей и музей… А как увидела: а-а, красильная мастерская! А, штампики!.. А-аа!.. И я сфотографировала эти старинные штампы, кусочки этнографической одежды. Увидела рубаху: какая красота! И предложила: давайте посотрудничаем. Сделаем вам такую реплику для вашего нижегородского музея. В общем, сейчас мне режут штампы, чтобы я им сделала копию этой рубахи. Эта, старинная, будет лежать в запасниках - все-таки ветшает, надо ее сберечь, - а нашу будут показывать в экспозициях. То есть я с Божией помощью попытаюсь для музея нижегородского сделать доброе дело.

Ох, только с Божией помощью и удается столько делать. Некоторые идут к своей мечте. Некоторые ползут. А я легла в направлении своей мечты - и всё. У меня на большее сил нет.

Вот на снимках в моем смартфоне - плащаницы Господская и Богородичная, тоже наша работа. В Чапаевск для храма Александра Невского набила красное облачение на престол. А эти плащаницы для нашего Пантелеимоновского храма в Безенчуке, для нового. Отец Георгий нас сподобил, благословил. А мы вообще не знали, как подступиться, никогда рукоделием не занимались. Сели три подруги - я, Жанна (в крещении Иоанна) и моя соседка Инна, включили аудиозапись Евангелия, помолились и попытались это все сделать. Каждую ведь буковку надо золотом вышить. Подбор материалов… - да мы первый раз вышивали! И получилось с Божией помощью. Потом и вторую, Богородичную сделали - уже не так страшно было. Слушали Житие Богородицы и вышивали, и получилась такая красота! Эта вся работа была в моем доме, у меня в зале. Приходили две подружки, и мы три месяца каждую плащаницу вечерами вышивали.

Вспоминаешь - это только Божия помощь, сами мы не смогли бы. Мы же не профессионалы. Изучали, как это должно быть, как что надо делать. Получились плащаницы, и я стала шить облачения на престол, покровцы и всё остальное. А потом перешла на русские костюмы.

И еще как-то батюшка сказал: «Надо одну плащаницу отреставрировать, шнур золотный отошел. Справитесь?» - «Постараемся…» А она же, эта плащаница, лежала уже несколько лет в алтаре, вся пропахла и ладаном, и елеем… А у меня соседка была больная, несколько лет не могла пойти в храм. Я звоню: быстрее ко мне!.. Она доползла ко мне, легла головой на плащаницу, ревет, целует ее, обнимает. Так что Господь меня к такому привел. Слава Богу!

- Стоп, тут большущий вопрос возник. Значит, ваша рукодельная работа началась с плащаницы, потом уже - русские костюмы? А откуда отец Георгий знал, что вы справитесь с таким тонким рукоделием?

- Откуда?.. Просто сказал: надо сделать, может, возьметесь? Никогда мы подобным не занимались, а по благословению батюшки взялись - и с Божией помощью дело пошло.

Вот как-то в одночасье дал Бог, и всё пошло. И сказал, наверное: паши, Юля, эту целину. Это надо. И я увидела потом, что это действительно надо. И пашу.

Ольга Ларькина.

В Общественной палате Российской Федерации - с проектом «Русский крестьянский костюм».

Плащаница Пресвятой Богородицы.

Архангельский венец.

Подарок районной администрации - панно в технике набойки.

Персональная выставка Юлии Белоусовой по набойке, 2021 год.
120
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
8
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru