‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Первый Новомученик Российский

Митрополит Владимир Киевский принял мученическую кончину в январе 1918 года.


"Конечно, судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России".
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси.

Александр Евгеньевич Черменский — правнучатый племянник священномученика Владимира, Митрополита Киевского и Галицкого — в Самаре этим летом оказался не случайно. Давно хотелось ему посетить места, где более ста лет назад подвизался его знаменитый предок. В 1891-1892 годах Епископ Владимир (Богоявленский) был Архиереем Самарским, и за такой непродолжительный срок Архипастырского служения успел стяжать любовь народную. Епископ Казанский и Свияжский Серафим писал, что в народе десятки лет вспоминали его, и высшей похвалой служителям Церкви были слова: «Ты служишь, как Владыка наш Владимир… »

— Однако же сейчас мало кто помнит о Святителе Владимире, всю свою жизнь положившем на церковное служение и увенчавшем свое житие мученической кончиной, — с горечью говорит Александр Евгеньевич Черменский. — Иконы его практически не найти в храмах. И даже там, где есть икона, где в праздник читают ему акафист, о самом Святителе имеют лишь самые общие сведения. Как же можно читать акафист святому, а почти ничего о нем не знать? Так можно впасть в обрядоверие. Мало кто сегодня знает о Святителе Владимире. Все переписывают одни и те же сообщения 1918 года. Тогда они были написаны по горячим следам, но ведь после этого сколько можно было исследовать! И я в некоторых своих исторических изысканиях являюсь первопроходцем. Может быть, найдутся Православные исследователи, которые взялись бы разработать эту тему, для Самарской епархии она имеет очень важное значение.
Взять хотя бы роль Святителя Владимира в становлении местного педагогического корпуса. Ведь он же был замечательный педагог. При Епископе Владимире в Самарской епархии было открыто более ста пятидесяти церковно-приходских школ! В сельских школах преподавали чаще всего матушки, супруги священников. Работая в архиве, я нашел очень интересный документ о создании Святителем образцовой церковно-приходской школы при Самарском епархиальном женском училище. При училище специально создается учебное церковно-приходское заведение на 50 мальчиков и девочек. Смешанное обучение детей — тоже, между прочим, его нововведение. И обязательно все это должно направляться преподавателем, который ведет занятия по педагогике в епархиальном училище. В образцовой церковно-приходской школе было всего три преподавателя: законоучитель-священник, учительница и куратор — преподаватель педагогики. Всё! Никакого влияния извне, ничего светского, разлагающего! Если бы сейчас можно было все это воскресить и осовременить в Духовной семинарии! Ведь это так важно — оберечь детей, сохранить в чистоте…
В алтаре Вознесенского собора в Самаре настоятель протоиерей Александр Урывский показывал мне большую икону Святителя Владимира. В свое время Святитель очень много сделал для этого собора, освятил нижний Свято-Алексиевский храм.
Он был очень ревностным Архипастырем. Когда в 1905 году распечатали алтари старообрядческих храмов, то он, будучи тогда Митрополитом Московским, очень сдержанно встретил это. Очень больной вопрос для Самарского края и епархии связан с немцами-колонистами. Смотришь некоторые современные публикации: пивовар фон Вакано был прямо-таки праведник, в голод безплатно кормил 50 человек. Но он сделал из этого рекламу. И был он совершенно чужд Православию. Известно, что впоследствии фон Вакано бросил все и уехал в Австрию, там и закончил свои дни в 1927 году.
Святитель Владимир относился очень болезненно к тому, что немецким колонистам предоставлялись самые лучшие территории по Волге. Был даже судебный процесс в Мелекессе — он специально ездил туда, лично принимал участие в этом процессе. Сейчас Мелекесс (ныне все еще Димитровград) относится к Симбирской епархии. Святитель Владимир участвовал во всех мероприятиях, связанных с местными святынями. Именно он освятил в честь Табынской иконы Божией Матери придел в одном из храмов Самары.
В 2001 году в Москве издан сборник о святынях Самары. Заместитель директора по науке Самарского областного архива Ольга Владимировна Зуева, рассказывая в этом сборнике об Ольгинском сестричестве сестер милосердия, не упоминает тот факт, что уже будучи на Московской кафедре Святитель Владимир единственный из всего духовенства пожертвовал на самарское сестричество 500 рублей. По тем временам это были немалые деньги! А ведь это было уже в 1903 году, казалось бы, с Самарой Святителя Владимира уже ничего не связывало. Но он любил Самару! И действительно считал, что в Самаре, как предсказывал Святитель Алексий, будет центр Православия восточной Руси. И в Москве он создает братство в честь Святителя Алексия.
— Братство Святителя Алексия в Самаре ведь тоже создал Епископ Владимир?
— Да, в 1891 году. Братство воссоздали в 1993 году. Но, понимаете, надо же и создателем Братства, Святителем Владимиром заинтересоваться! А то в Москве батюшка Николай Крикота пишет книгу о Святителе Владимире — и сам даже не знает, что на правом клиросе его храма регентовала правнучатая племянница Святителя Владимира!
— В каком храме?
— В лосиноостровском храме Наталии и Адриана. Эта книга вышла в 2003 году, а кандидатская диссертация отца Николая была защищена еще десять лет назад.
— А как звали правнучку? Она жива?
— Елена. Она уже давно ушла из жизни. Прямых потомков Святителя Владимира, к сожалению, осталось немного. Это люди в возрасте.
Для Самары Святитель Владимир очень многое значит! Но уже то, что его как-то чуть сбоку на иконе «Собор Самарских святых» изобразили, я считаю, в точности соответствует духу Священномученика Владимира. Потому что он был очень скромным и деликатным.
Сейчас Свято-Тихоновский Богословский университет ведет борьбу — и вроде бы успешно — за здание, которое Святитель Владимир построил для Московской епархии. Долгое время в этом здании была студия документальных фильмов. Там огромный храм во имя святого равноапостольного князя Владимира. Но вот связь с Митрополитом Владимиром утрачена… Он очень многое сделал для Московской епархии. За пятнадцать лет без двух месяцев на Московской кафедре он освятил около ста храмов. На долю Святителя Владимира выпали самые трудные духовные проблемы. Борьба с социал-демократией: он первым ее начал, организовал внебогослужебные чтения для фабрично-заводских рабочих. Святитель Владимир был духовником преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и даже написал к ней — тогда еще живой! — молитву. Эту молитву я нашел в его личном фонде в Киеве. Святитель считал Великую Княгиню праведницей, близкой к святости. Но сегодня в истории обители не найти даже упоминания о том, что Святитель Владимир освящал Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Все говорят: «Еще не время». Что ж, вот уже пятнадцать лет как мы занимаемся историческими изысканиями о Святителе Владимире — уже, наверное, скоро времени и не останется. Потом будет «уже не время»…
Как историк я вижу, что дело, может быть, даже не столько в Святителе, сколько в самой эпохе, в том времени, в его духе. Сейчас некоторые говорят, будто он чуть ли не предал Государя Императора, поскольку подписал известное воззвание Священного Синода с призывом молиться за Временное правительство. При этом не упоминается, что все другие иерархи тоже подписали его. И только Святителю Владимиру это ставится в укор.

По следам Святителя

— Я очень благодарен тольяттинскому историку Вадиму Николаевичу Якунину за то, что в 1998 году он единственный вспомнил о 150-летии Святителя Владимира и опубликовал в журнале Московской Патриархии небольшой, но очень интересный и значимый материал о нем. Я раньше недоумевал: ну почему только в Самаре вспомнили о 150-летии Святителя! Я же никогда прежде не бывал в Самаре, первый раз сюда приехал. Но когда я здесь побывал, посмотрел на все святые места этого города, пешком прошел в Крестном ходе с самарцами в село Ташлу, многое увиделось в ином свете. Начало Крестного хода в этом году выпало на 27 июня. Но это же день обретения мощей Святителя Владимира в 1992 году! В этот день мощи Святителя выносятся из подземного Благовещенского храма Дальней пещеры Киево-Печерской Лавры и переносятся с многотысячным Крестным ходом в огромный трапезный храм. Там остаются на целые сутки, и все это время к ним идет нескончаемое паломничество, люди прикладываются к честным мощам.
В Крестном ходе в Ташлу на нашем пути было село Старая Бинарадка — мы там ночевали. И как интересно: сегодня, работая в архиве, я нашел документ о том, что Святитель Владимир принял решение о приеме в штат Самарского епархиального женского училища диакона из этого села. То есть мы, получается, как бы шли по следам Святителя Владимира. Наверняка он там бывал. Тем более что это мордовское село. А у Святителя Владимира, как и у Патриарха Никона, мордовские корни. Хоть мы и не знаем мордовского языка, но наши предки родом из тех сел, где даже по-русски никто не разговаривает.
— «По следам Святителя… » Интересно было бы проследить хотя бы некоторые Архипастырские поездки по Самарской епархии Святителя Владимира. Вам что-либо о них известно?
— Прежде Самарская епархия была намного больше, нежели сейчас: вот, например, нынешний Пугачев — раньше Николаевск — сейчас в Саратовской епархии. Оказывается, Святитель Владимир не только посещал этот городок, но и полностью перестроил Николаевское Духовное училище. И это не единственный пример подобного рода.
Он создал епархиальный комитет по борьбе с голодом. На меня очень сильное впечатление произвело его воззвание. Как необычно звучит для церковного языка: обычно — проповедь, а он пишет воззвание. Он взывает к самым искренним, самым дорогим чувствам самарской паствы: окажите помощь голодным, не занимайтесь всякими лотереями «аллегри» и не пытайтесь за счет этого сказать, что вы принимаете участие в борьбе с голодом. Милосердие и благотворительность не имеют ничего общего с филантропией, когда люди потом в каждом номере газеты трубят о своих делах. И вот не могу доказать, но уверен в том, что крупные пожертвования «от неизвестного лица», по всей видимости, были от Святителя Владимира. А вообще у него был даже псевдоним для таких случаев.
Когда некоторые светские историки говорят: «Я пишу об этом периоде, но церковной истории не касаюсь», — я недоумеваю: как же можно рассматривать проблемы голода и не писать о роли Церкви в борьбе с ним? Вспомните хотя бы тех батюшек, которые собирали по крохам помощь голодающим. И скольких спасли от голодной смерти!
С каким разумением подходил Святитель Владимир к решению, казалось бы, житейских вопросов! И не только в оказании материальной помощи голодающим. Голодное время было нелегким и для причта. И вот какой-то бедный псаломщик пишет, что ему нечем заплатить за учебу своей дочери, оканчивающей епархиальное училище. Святитель пишет в своей резолюции, что поскольку девушка учится неважно, от платы она не освобождается, но оплата растягивается на четыре срока. Все остальные аналогичные заявления по поводу более усердных учениц были полностью удовлетворены, всех освободили от платы. Очень много душеполезного и интересного нам открывают архивы! В Самаре я встретил такое богатство, какого, может быть, и в Москве не найдешь.
В Иверском монастыре уже восемь лет подвизается рясофорная монахиня Иулиания. Она написала очень интересный материал о матушке Антонине Камчаткиной. Матушка упокоилась при Святителе Владимире, в 1892 году, он был на ее похоронах. И вот монахиня Иулиания пишет, что в 1891 году состоялась очень интересная встреча Государя Императора-Страстотерпца, тогда еще Наследника, Цесаревича Николая Александровича, с матушкой Антониной и Святителем Владимиром. Эта встреча происходила на одной из станций, кажется, в Бугуруслане. Матушка Антонина преподнесла букет цветов, Государь был очень милостив к ней. Но, опять же, это внешняя сторона, а фактическая остается в тени. Ведь Святитель Владимир возглавлял епархиальный комитет по борьбе с бедностью и с голодом, а Государь Цесаревич тогда был во главе общероссийского Особого комитета в Санкт-Петербурге. А матушка Антонина была верной сподвижницей Святителя Владимира. И естественно, что эта встреча была не случайной. Государь считал своим долгом познакомиться с такими активными своими соработниками.
Никто не знает, что у Государя и Святителя Владимира были очень близкие духовные отношения. Это единственный в нашей церковной истории после Петровской эпохи Первоиерарх, которому Государь Император-Страстотерпец разрешил без предварительного доклада приезжать к нему в Царское Село. Раньше такая почетная обязанность была у обер-прокурора как светского лица, а духовные лица до Святителя Владимира такой привилегией не пользовались. О тесной духовной связи Царя и Святителя свидетельствует даже то, что они были убиенны лишь с небольшим интервалом во времени: Святитель Владимир 25 января, а Государь и Его Семья — 4 июля по старому стилю.

Из славного рода

— Расскажите о потомках Святителя Владимира.
— Конечно, мы очень грешные люди, мы, в общем-то, росли без веры. И сейчас представители молодого поколения недоумевают: почему наша бабушка не учила нас Закону Божию? Почему не водила нас в церковь? Но я-то хорошо знаю тот период и прекрасно понимаю, что бабушка при всем желании сделать этого не могла. Тогда ведь даже иконы в доме нельзя было повесить. Но, так видно, по Промыслу Божию сложилось, что те племянницы Святителя и его внучатые племянники, которых я застал и знаю, — они все доктора наук. Казалось бы, при таком предке, о котором и говорить-то можно было только шепотом: что их ждало! — но все защитили докторские диссертации. Мы все трое по линии родной сестры Святителя Елизаветы Никифоровны, которая была замужем за очень интересным человеком, протоиереем Иоанном Коронатовичем Багрянским. Он служил в имении того самого князя Волконского, который был в свое время председателем Государственной Думы. И надо же было такому случиться, что внучатый племянник Святителя Владимира, мой отец, в 1939 году защитил докторскую диссертацию как раз по четвертой Государственной Думе.
Среди потомков хотелось бы особо сказать о моей двоюродной сестре — правнучатой племяннице Святителя Тамаре Владимировне Черменской. Всем известен новомученик оптинский иеромонах Василий (Росляков). Но никто не знает, что он воцерковился и благодаря молитвам Святителя Владимира. Именно в группе Тамары Владимировны Черменской на факультете журналистики учился Игорь — будущий иеромонах Василий — Росляков. Она специалист по радио и телевидению, много лет работала в «Кинопанораме». Курсовая работа Игоря, которую она курировала, была по Достоевскому. Тема очень сложная, но она взялась ее курировать, и, видимо, произошло это по Промыслу Божию. Получилось так, что отец Василий был духовно связан с потомками Святителя Владимира. Будущий отец Василий, а тогда Игорь Росляков благодаря посещению нашего дома, где были иконы, написанные моим дедом, — кстати говоря, дед был священником в селе рядом с Вышей, где подвизался Феофан Затворник, это все наши родные места, — приобщился к храму, его первым батюшкой был священник Алексий в Пушкино. Скажешь: Пушкино — и сразу вспоминают про отца Александра Меня, а что там еще были и другие батюшки, об этом как-то забывают. Как раз там и произошло первое вхождение Игоря Рослякова в церковную ограду.
И накануне дня убиения оптинских новомучеников, «кровавой Пасхи» 18 апреля, в Оптину приехали паломники из Киевской Лавры и вручили оптинцам частички ризы Святителя Владимира. За несколько часов до убиения… Такая связь времен: иеромонах Василий стал новомучеником уже в наше время, а первым новомучеником российским был Митрополит Владимир. Все святые святы. Но есть «пальма первенства», и Святитель Владимир был первым в ряду новомучеников.
Конечно, меня больше всего волнует вопрос, связанный с родными местами Святителя Владимира. Это село Малая Моршевка, бывший Моршанский уезд. По-мордовски мор — это река, ша — песня. Песня реки. Но вот деревянный Никольский храм, в котором был крещен Святитель Владимир и в котором служил его отец Никифор Сергеевич Богоявленский (о нем, к слову, неверно пишут, что он был убиен — он умер своей смертью в 1857 году, а убили в 1915 году приемного отца Святителя, Василия Яковлевича Землякова), стоит в неприглядном виде, разрушенный, с продавленной крышей…
— В нем кто-то служит сейчас?
— Ну кто ж там, в мерзости запустения, может служить! А на могиле его отца устроено кладбище сельскохозяйственной техники. Какой-то брошенный комбайн стоит и ржавыми зубьями упирается точно в то самое место.
Святитель Владимир каждый год обязательно приезжал на могилу отца. И вот расскажу интересный случай, связанный с событиями 3 ноября 1892 года, когда Святитель Владимир покидал Самарскую кафедру. Когда люди садились на железнодорожные пути и плача говорили: «Владыка, мы Вас не отпустим!» — ему пришлось обходными путями подойти к другому поезду, и там прицепили вагон, в котором он смог уехать. В газетах писали, что он сразу отбыл к месту своего нового служения, на Кавказ, в Тифлис. Ничего подобного! Святитель поехал на свою малую родину. Это ровно полпути, километр в километр, между Самарой и Москвой, в семи верстах от станции Фитингоф (была такая известная баронесса из остзейских немцев). Через тридцать пять лет после смерти своего отца он приезжает, чтобы вновь, как и каждый год, отслужить панихиду на его могиле. Здесь присутствовали все его сродники, был и родной брат моей бабушки отец Владимир, в ту пору приходский священник в этом храме. И они всю ночь проговорили. Об этом есть воспоминания.
— Отец Владимир был племянником Святителя?
— Да, по линии отца Иоанна Багрянского. Два дня Святитель провел на своей малой родине, молился в Никольском храме. После этого он поехал в Санкт-Петербург, официально вступил в новую должность. Он был теперь уже Экзархом в сане Архиепископа Карталинского и Кахетинского. Грузинский Экзархат объединял несколько епархий. Боюсь ошибиться, но мне кажется, что Святителя просто убрали с Самарской кафедры за его активную деятельность. Здесь у него было много злопыхателей, и не только у него: как раз в это время возникло и «дело Алабина», клеветнически обвиненного в должностных проступках. Владыка нажил себе врагов и среди немецких колонистов, весьма влиятельных при дворе. И вот его направили на Кавказ, который считался самым гиблым местом, служившие на Кавказе постоянно подвергались опасности, и не только от диких горцев. Один раз прямо на глазах Святителя его близкого родственника, отца Николая Симонова, закололи ножом. Не кто-нибудь — священник так называемый! Были два покушения и на Святителя, но по Промыслу Божию тогда он был спасен.
Как же трудно, наверное, было и для Святителя уезжать из такой близкой по духу Самары (теперь, когда посетил Самару, я понимаю, почему Святитель Владимир так любил местную паству!… )
Многие наши предки были связаны с Дальним Востоком или Юго-Восточной Азией. Я, кстати, сам специалист по этим странам и большую часть своей жизни провел в странах Дальнего Востока. И у Святителя Владимира был близкий родственник Архиепископ Вениамин (Благонравов), который был духовно связан с вашим известным Епископом Гурием (Буртасовским). Он из того же села, что и Святитель Владимир, и все наши предки. Все мои дедушки по линии бабушки, ее родные братья, никто из них никогда не переезжал ни в Москву, ни в Петербург, оставались в своих сельских приходах. Мой прадед отец Иоанн Коронатович всю жизнь прослужил в селе близ Выши, где подвизался Феофан Затворник. Мой родной дед Дмитрий Николаевич тоже похоронен рядом с Вышей. Он был художник, у нас сохранились его картины, очень хорошие. Интересно созвучие фамилий: Багрянские и Черменские — в основе обеих фамилий лежат названия разных оттенков красного цвета. А произошла фамилия Черменские от названия села Чермное, что близ Санаксар.
На полдороге между Москвой и Самарой есть место, которое называется Новые Выселки. Проезжаете город Беднодемьянск, бывший Спасск, и там был огромный благолепный храм на полторы тысячи мест — точная копия Спасо-Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря. В 1943 году его разрушили. И сейчас там полная мерзость запустения, какие-то кучи мусора. А на месте семейного захоронения, где покоятся мать Святителя Владимира Ирина Антоновна и еще двенадцать его родственников, его родной брат протоиерей Иоанн, — туалет. Такое пренебрежение к памяти…
В мордовском селе Потьма служили наши сродники. В этом селе, где сплошь стоят лагеря за колючей проволокой, был в узах ваш Владыка Мануил (Лемешевский). Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Потьме построил Святитель Владимир, по тому же проекту, что и Покровский храм в Москве, и архитектор был приглашен тот же, Каминский, даже кирпич везли из Москвы. Слава Богу, в безбожное время среди местных жителей не нашлось ни одного, кто бы согласился кресты сбивать. Хотя храм был взорван, но сделали это немцы, военнопленные.

«Он не был богослов… »

Святителя Владимира его современники порой упрекали в том, что он пишет «для детей». Ну так и хорошо! Он писал так, что даже ребенок мог понять, о чем идет речь. А у нас сейчас пишут таким наукообразным языком, что даже я, человек с образованием и научной степенью, не сразу могу постичь смысл. Что же говорить о неискушенном в этих тонкостях Христианине! «Он не был богослов!» А кого тогда считать богословом? Тех, которые пишут так, что ничего понять нельзя? Ну, знаете, я считаю, что богословие должно быть востребованным. Для кого оно пишется? Для эстетствующей элиты? Известно, к чему привели религиозно-философские изыскания в модных салонах элиты. А Святитель Владимир проводил свои религиозно-философские беседы среди московской фабрично-заводской молодежи.
В Москве есть Преображенское, бывшее старообрядческое, кладбище. На нем похоронена моя бабушка по линии мамы (она, конечно, вовсе не была старообрядкой). Там был Преображенский собор. Это была кафедра Святителя Владимира. Преображенская застава была рабочей окраиной Москвы. Хозяева предприятий на Преображенке были в основном старообрядцы, и рабочие активно вовлекались в «старую веру». Святитель не мог смириться с тем, что расхищалась его паства. Поле огромное, а сеятелей было мало. Поэтому Святитель Владимир перенес свою кафедру в Преображенский собор. Сейчас хотят восстановить Преображенский храм. Пишут обо всех знаменательных событиях в его истории. Но о Святителе Владимире — ни слова! Будто он там никогда и не молился! Все время упоминают Святителя Николая (Ярушевича), который при Хрущеве там подвизался. Хороший был Архипастырь, но не только же он там подвизался. Не во всем и взгляды двух Святителей совпадали. Когда Святитель Владимир был еще жив, Ярушевич учился в Петроградской Духовной академии и выступал за совместное обучение будущих пастырей и матушек. Святитель Владимир был против этого. Одно дело дети, обучающиеся в образцовой церковно-приходской школе, и иное — взрослые молодые люди. Ничто стороннее не должно мешать их духовному становлению.

Женщина в церкви

Еще в те времена Святитель Владимир видел важную роль женщины в Церкви. Ведь смотрите, в наши дни прихожане в храме — практически одни женщины! «Белые платочки Русь спасли». Святитель Владимир последнюю свою работу — она у нас есть в архивах — посвящает диаконисам. Многие священнослужители и тогда, и сейчас остерегаются этого вопроса. А вот Святитель Владимир говорил, что это вовсе не протестантский институт, в чем пытались обвинить Елисавету Феодоровну. Она же все делала по благословению своего духовника, Святителя Владимира.
— Так ведь и мученица Татиана была диаконисой, еще в первохристианские времена! Что же, и ее обвинять в протестантизме?
— Святитель Владимир пишет о том, что диакониса — это, конечно же, не служительница алтаря, но член церковного клира. Как наша псаломщица или просвирница. Ведь и просфоры не может выпекать абы кто: тоже она назначается и утверждается настоятелем храма.
Введение института диаконис освободило бы монастыри от несвойственной им социальной работы. Монашествующие должны молиться. Сейчас доходит до того, что в некоторых монастырях зачем-то учат детей английскому языку! Спрашиваешь, зачем? — «Ну как же, они поедут в Грецию или Америку, как же они будут там общаться!» А в нынешней Марфо-Мариинской обители девочек учат подводному плаванию… Зачем? Есть гораздо более насущные дела!
— А златошвейному делу, церковнославянскому языку их не учат?
— Не знаю, наверное, хотят учить и тому, и другому… Но к чему совмещать столь далекие друг от друга предметы! И вот об этом немым укором нам говорит последняя статья Святителя Владимира, написанная буквально за месяц до его убиения. О диаконисах — вдовах и девицах, принимающих самое активное участие в социальном служении. Чем занималась Елисавета Феодоровна? Она же не ждала, когда кто-то придет к ней, сама посылала своих помощниц-сестер на Хитров рынок, и они выискивали нуждающихся. Одно дело, когда человек пришел в живописных лохмотьях и трогательно расписывает нужды своего нищего семейства, другое — увидеть все своими глазами. Бывают такие «актеры», до слез их жалко. А получат они помощь и до дома не донесут, пропьют. Елисавета Феодоровна и сестры ее обители следили, чтобы помощь попадала именно к тем, кто в ней нуждается, и доходила бы до обездоленных вдов и сирот. И в этом вопросе как мало кто другой Великую Княгиню понимал Святитель Владимир.
Огромная проблема и в наши дни — пьянство. В Самаре при Епископе Владимире было создано несколько десятков церковных обществ трезвости. Впоследствии Святитель Владимир возглавил Всероссийское общество за народную трезвость. Причем относился к этому как к духовной проблеме. Народная трезвость — это ведь не только то, что люди не пьют. Нет, они не станут интересоваться еретическими учениями и кружками социал-демократов, не будут проводить время в праздности. Ведь в пьянство и впадают от погони за удовольствиями, от безделия, от пустоты.

Крест над святым местом

— Место, где был убит священномученик Владимир, как-то отмечено?
— Когда Святителя Владимира убили, его тело осталось лежать на трамвайных рельсах. Вдоль стены Киево-Печерской Лавры проходил трамвай, сейчас там ходят троллейбусы. И вот напротив троллейбусной остановки высокая крутая гора, на ней стоит крест: две шпалы, некрашеный. Даже надписи нет. Но всегда рядом с ним живые цветы, горшочки с цветами.
Само место убиения было ниже, на этом месте сейчас построен пятиэтажный дом, и буквально там, где это происходило, стоит квасная бочка. Давно уже собираются построить часовню на месте, где сейчас стоит крест. Но пока это невозможно, потому что гора слишком высокая, подниматься туда трудно, значит, надо срывать этот холм. Но вот я приезжаю туда — и вижу, прямо у креста остановились женщины-паломницы. Им же негде остановиться, а тут, на горе, тихо, тепло. И вот они там ночуют. Я спрашиваю: матушки, а что это за крест? Они: «Как, вы не знаете? Да это же в память о Святителе Владимире! Вы что, ничего о нем не знаете?»
Могила Столыпина в Киеве вся утопает в роскошных цветах, и каждый день они меняются. А к месту убиения Святителя Владимира приходят все больше простые верующие. Я договорился с цветочницами, чтобы они посадили рядом цветы, хоть как-то облагородить это место. Зато Святитель и после своей смерти дает пристанище паломникам, которым негде главу приклонить. И для меня благодать. Стал я искать краску, кисть, чтобы привести крест в порядок. Пришел в хозяйственный магазин. И так получилось, что и краску, и кисть мирские люди, торговцы, мне отдали даром. Нашли чуть помятую банку, кисть немного с брачком… Господь во всем помогает.

Два Владимира

В то самое время, когда Святитель Владимир управлял Самарской епархией, здесь жил и Владимир Ульянов. Я не поленился, побывал в доме-музее Ульяновых — там нет ни одной иконы! И не случайно. Не потому что музейные работники не смогли или не захотели отыскать в таком большом городе какие-нибудь иконы, подобные тем, что стояли в молитвенном уголке Ульяновых. Все дело в том, что икон там попросту не было. Кроме отца, Ильи Николаевича, все в семье Ульяновых были активные богоборцы.
— Да ведь и само имя Владимир, выбранное для будущего «вождя» не по святцам, имеет очень глубокое значение.
— Владеющий миром… Святитель Владимир промыслительно получил в постриге это имя в честь святого равноапостольного князя в 1886 году, когда Россия готовилась к празднованию 900-летия Крещения Руси. А от рождения он был крещен в честь Василия Великого, родился — по уточненным данным — 2/15 января. И вот эти два Владимира — священномученик и богоборец, настоящий (да простит Александр Сергеевич Пушкин) гений злодейства — определяли полярные области духовной жизни Самары, да и России в целом.
Мне бы очень хотелось, чтобы в Самаре молодежь больше тянулась к церкви! Как в вашем храме мученицы Татианы. Надо, чтобы и в других храмах было так. Чтобы молодежь ходила в церковь, и молилась, и понимала, что грядет.
— Скажите, а вы сами с детства знали о том, что у вас такой замечательный предок — священномученик?
— Нет. Все это скрывалось. Тем более что мне пришлось много лет проработать в системе Министерства иностранных дел, где, понятно, очень строгие требования к сотрудникам. Но как только все изменилось, началась перестройка, я оставил свою так называемую дипломатическую карьеру, потому что это все пустое, абсолютно ненужное, и посвятил себя изучению наследия Святителя Владимира. Некогда Ольга Григорьевна Аксакова посвятила свою жизнь популяризации духовного и литературного наследия своего деда, писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. И мне этот пример очень пришелся по душе. Я пришел к мысли, что мы, потомки, не должны ограничиваться тем, что мы сами знаем о своих замечательных предках, но, наверное, надо и людям как-то отдавать это духовное богатство. Тем более что Святитель Владимир был Первоиерарх, Первоприсутствующий член Священного Синода. Буквально во всех событиях в России того времени он оставил значительный след.

См. также:

На снимках: священномученик Владимир, Митрополит Киевский и Галицкий; праведная кончина священномученика Владимира, Митрополита Киевского и Галицкого, 25 января 1918 года (клеймо иконы Собора новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших); рака с мощами священномученика Владимира.

Ольга Ларькина
19.08.2005
1484
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
10
6 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru