Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Архипастырь

«Грядущее объединение станет всеправославным праздником…»

Интервью с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.


Интервью с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II

17 мая, в праздник Вознесения Господня, на торжественной церемонии в Москве в Храме Христа Спасителя будет подписан Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей и, таким образом, фактически устранен столь долгий раскол.
Не о нынешнем ли дне говорил преподобный Оптинский старец Анатолий, когда прозорливо изрек удивительные слова: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все погибнут. А что после шторма бывает? После шторма бывает штиль. А потом будет явлено великое чудо Божие. И все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе!»
В преддверии подписания Акта о каноническом общении наш корреспондент Татьяна Весёлкина обратилась к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси  Алексию II с вопросами, интересующими клир и Православную паству как в Отечестве, так и в Зарубежье. Предлагаем вниманию наших читателей ответы Его Святейшества Патриарха Алексия II на вопросы редакции Православной газеты «Благовест».

— Ваше Святейшество! Что, по Вашему мнению, даст Православным в России, русским, живущим в рассеянии, и Православию в целом восстановление канонического общения между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей?
— К единству нас призывает Сам Христос (Ин. 17, 21). О единстве Русского Православия молились в XX веке святые Новомученики и Исповедники Российские, а потому воссоединение Православных Христиан — исполнение воли Божией и осуществление чаяний всех страдальцев за веру в годы гонений. Грядущее объединение станет зримым проявлением единства русского народа, разделенного в смутные годы прежнего века. Сейчас, когда пали узы, сковывавшие Церковь, пришло время залечивать раны, нанесенные безбожным режимом. И делать это надо вместе. Более того: нашему народу необходимо объединяться перед лицом новых угроз, надвигающихся на Церковь, — вопиющей безнравственности, подающейся в качестве нормы поведения, агрессивного равнодушия к истине Христовой.
В настоящее время началось возвращение в Россию духовного наследия эмиграции. Объединение даст возможность сообща участвовать в возрождении Отечества и Русской Православной Церкви. Все чада Зарубежья, приезжая поклониться святыням Русской земли, смогут без опасений причащаться в храмах Московского Патриархата, Епископы и священники смогут свершать службы в дорогих сердцу каждого Христианина местах, будь то Троице-Сергиева Лавра или Серафимо-Дивеевский монастырь, Оптина пустынь или Соловецкая обитель. Не будет возникать за-труднений и у наших соотечественников, которые пожелают прибегнуть к Таинствам в храмах Зарубежной Церкви.
Кроме того, объединение положительно скажется на взаимоотношениях духовных школ, которые уже начали сотрудничество, на совместной работе церковных издательств, на Православном свидетельстве.
— Довольно долго процесс восстановления канонического общения между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей стоял на месте. Когда впервые возникли мысли о возможности реального объединения двух частей Русской Церкви; кто и что способствовало этому?
— Безспорно, в течение десятилетий многие понимали, что наше разделение не имеет глубоких корней, носит временный характер и со временем будет преодолено. Очень многие рассматривали наши взаимоотношения как временное прекращение общения, а не как раскол. Сохранились свидетельства, что блаженнопочивший Архиепископ Иоанн (Максимович) поминал на проскомидии Святейшего Патриарха Алексия I. Никто не запрещал и священникам Московского Патриархата поминать в своих молитвах клириков и мирян Русской Зарубежной Церкви. Могу засвидетельствовать, что подавляющее большинство паствы Московского Патриархата считало, что разделение окончится. Всегда верил в это и я. А потому, невзирая на отсутствие евхаристического общения, отношения между священнослужителями и мирянами Московского Патриархата и  Русской Зарубежной Церкви часто были очень теплыми. Так, представители Московского Патриархата, выезжавшие за рубеж, до сих пор вспоминают, с каким радушием встречал их в Швейцарии Архиепископ Антоний (Бартошевич).
Клирики Русской Зарубежной Церкви, посещающие Россию, также находили теплый прием со стороны Московской Патриархии. Например, в 1988 году по приглашению Митрополита Минского и Белорусского Филарета Россию посетил иеромонах Иоанн (Маграм). В 1989 году гостем Московского Патриархата был протоиерей Андрей Семянко. Причем на эту поездку отца Андрея благословил Митрополит Виталий (Устинов).
Конечно, делу единства нанесло огромный ущерб решение об открытии на канонической территории Московского Патриархата приходов Русской Зарубежной Церкви. Однако даже это не могло помешать воссоединению, которое стало назревшим, необратимым процессом. И этот процесс рано или поздно должен был войти в решающую стадию.
Постепенно стали намечаться значительные сдвиги в этом вопросе. Тут надо отметить  собеседования, которые проводились в начале девяностых годов между Архиепископом Берлинским и Германским Феофаном (Московский Патриархат) и Архиепископом Берлинским и Германским Марком (Русская Зарубежная Церковь). Стали проводиться конференции, в которых участвовали историки и богословы из Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.
Наконец, значительную роль в деле единства сыграл Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, принявший ряд важных документов и канонизировавший сонм Новомучеников и Исповедников Российских. Все это подготовило прочное основание для диалога, который официально начался в 2004 году.
Мы очень рады, что процесс диалога был встречен с большим вниманием и пониманием в нашем обществе. Показателем этого стало подробное освещение состоявшихся встреч в российских средствах массовой информации. Государственные власти России также приняли наше сближение близко к сердцу, сознавая всю важность духовного единства для нашего народа. Думаю, что встречи Президента России Владимира Владимировича Путина с Митрополитом Лавром и членами Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви внесли немаловажный вклад в развитие процесса воссоединения, поскольку они помогли зарубежным Архиереям и священникам узнать лицо сегодняшней России. Всем стало ясно, что власть в нашей стране уже не богоборческая.
— Ваше Святейшество! Были ли в Вашей жизни моменты, люди, связанные с Русской Православной Церковью Заграницей?
— Мои детские и юношеские годы прошли за пределами тогдашней советской России. Чаяния и скорби русской эмиграции были мне известны изнутри. В то время я сблизился с отцом Александром Киселёвым, обращался к нему за советом, прислуживал в алтаре в его храме. Этому пастырю я обязан многим. Потом грянула война, и я вместе с ним и моим отцом протоиереем Михаилом посещал лагеря, где находились перемещенные лица из центральных областей России. Помню, с какой радостью встречали нас, служителей Церкви, эти страдальцы.
Вспоминаю еще одного интересного человека — Епископа Василия (Родзянко), с которым я, правда, познакомился уже после того, как он ушел из Русской Зарубежной Церкви. Владыка Василий, чья молодость прошла в Сербии, близко знал Первоиерархов Русской Зарубежной Церкви — Митрополитов Антония (Храповицкого) и Анастасия (Грибановского). Владыка прекрасно понимал, что разделение между Церковью в Отечестве и Церковью за границей является временным явлением и рано или поздно будет преодолено.

- Как известно, Акт о каноническом общении планируется подписать в день великого праздника — Вознесения Господня — 17 мая 2007 года. Как официально будет закреплено объединение двух частей Русской Церкви?
— Акт о каноническом общении мы планируем, Богу содействующу, подписать в Храме Христа Спасителя в Москве. Выбор этот не случаен. Ведь речь идет о кафедральном храме Русской Православной Церкви, храме-мученике, который изображен на иконе святых Новомучеников и Исповедников Российских. Восстановление храма стало символом духовного возрождения нашей Родины, пробуждения ее чад от безбожного сна. Именно в этом храме находятся мощи одного из самых мудрых русских Святителей — Митрополита Московского Филарета.
Помимо совместного Богослужения в Храме Христа Спасителя планируется совершить Божественную литургию в день памяти святого Иова Многострадального в Успенском соборе Московского Кремля, а также освящение храма святых Новомучеников и Исповедников Российских, в закладке которого мы с Высокопреосвященнейшим Владыкой Лавром приняли участие в мае 2004 года.
— Русских за рубежом, особенно тех, кто слышал рассказы своих родителей о «советском» периоде жизни Церкви, продолжает волновать вопрос о сохранении самостоятельности Православной Церкви Заграницей. Что бы Вы сказали в ответ на подобные сомнения?
— Прежде всего хотелось бы сказать, что все разговоры о «советской» Церкви — не более чем миф, который сформировался из-за невозможности нормального общения между Зарубежной Церковью и Церковью в Отечестве. В годы репрессий принимали мученическую смерть как те, кто признавал полномочия Патриарха Сергия, так и те, кто отказывался его поминать. И те, и другие служили Христу и Его Церкви, но по-разному видели свою задачу. Иерархи и священники, признававшие полномочия Патриарха Сергия, видели ее в том, чтобы сохранить возможность для жителей безбожного государства молиться Богу и участвовать в Таинствах Церкви, чтобы человек, вошедший в храм, не считался для властей «врагом народа». В итоге даже среди государственных деятелей, не говоря о деятелях науки и искусства, было немало верующих людей.
Находясь под жестким контролем властей, терпя издевательства партийных идеологов, перенося тюрьмы и преследования, которые смягчились лишь к концу восьмидесятых годов, Церковь все-таки жила. Священникам, взявшим на себя крест служения Христу в годы безбожия, приходилось очень нелегко. Но в России совершались Таинства, через десятилетия тянулась нить преемства Православных традиций.
Что касается будущего устройства Русской Зарубежной Церкви, то, как это отмечено в принятых документах, она сохранит полную внутреннюю самостоятельность, а ее представители будут полноправно участвовать в Соборах Русской Православной Церкви. Мы прекрасно понимаем, что в силу сложившихся стереотипов некоторые представители Зарубежной Церкви опасаются того, что она потеряет своеобразие, «растворится» в Московском Патриархате. Однако мы видим задачу не в «поглощении» Зарубежной Церкви, с ее историей и традициями, а в примирении с ней и во взаимном духовном обогащении. И я полагаю, что во избежание соблазна действовать мы должны предельно осторожно. Мы приложим все усилия, чтобы грядущее объединение стало всеправославным праздником, пиром веры, а не поводом для соблазнов и обид.

На фото: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II; встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с иерархом Зарубежной Церкви Архиепископом Берлинским и Германским Марком,   30 января 2007 года.

Подготовила Татьяна Весёлкина
Фото автора.
27.04.2007
805
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru