Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Малая церковь

Под Покровом Благой Воспитательницы

Ребенок — не предмет, который можно сдать в детсад как в камеру хранения…


— Ты с ума сошла! — горячится знакомая, психолог, картинно воздевая руки. — Это как ты не отдашь ребенка в детский сад? Ведь он не будет общаться со сверстниками, он вообще потом не сможет с людьми общаться! Может, ты его до взрослого возраста контролировать собираешься?..
Такие диалоги рано или поздно происходят у всех верующих людей, не желающих отправлять ребенка по стандартным ступеням государственного воспитания, принятым в нашем обществе в последние десятилетия. Каких только лозунгов для убеждения в необходимости посещения садиков не создано! И сетево-коммерческие «заработай больше мужа» (откровенно антисемейное понятие), и внушающие родителям чувство вины («ребенок должен общаться и быть самостоятельным»). Те же психологи доказали: попавший в садик ребенок начинает часто болеть не оттого, что, дескать, туда больные дети ходят, а оттого, что вследствие душевной травмы — разлучили с родителями — резко слабеет иммунитет. Многие семьи вполне могли бы прожить на зарплату кормильца, однако образ работающей женщины внушили еще нашим бабушкам и теперь если женщина пытается отстоять свое святое право быть с ребенком, в большинстве случаев наталкивается на непонимание. «Она не работает, она с ребенком сидит» — кому не знакомо это пренебрежительное выражение? Хотя любая мама, тем более имеющая не одного ребенка, прекрасно знает, что с малышом не «посидишь», а если еще и уход за чадом, и все домашнее хозяйство только на тебе, то устаешь гораздо сильнее, чем «деловая женщина» в офисе.
Ребенок — не предмет, который можно сдать в детсад как в камеру хранения и потом получить в целости и сохранности, без отрицательных последствий. Ведь в детском саду подразумевается общение детей из Православных и просто благополучных семей с детьми из таких «ячеек общества», где не чураются выпивки, матерной брани. У детей, воспитываемых с младенчества в Православии, пусть и не в младшей группе детсада, но все же со временем могут появиться проблемы из-за такого общения.
Да, любому ребенку желательно общаться со сверстниками. Но тут появляется первая и главная проблема: духовный вакуум семей, из которых эти сверстники происходят. А так как чаще всего этот вакуум заполняется чем угодно, от грубейших суеверий до прямого обращения к оккультизму… В результате ребенок переживает настоящие столкновения на уровне понятий, составляющих картину мира, когда пяти-шестилетний ровесник рассказывает ему про «черных кошек», НЛО, а то и смело оперирует терминами типа «аура» и «карма» или прекрасно разбирается в «знаках зодиака» — кому с ним («козерогом»!) можно играть в песочнице, а кому нельзя… В моем родном городе находится учебное заведение с группой дошкольной подготовки, где в расписании уроков прямо значится: «йога». Ведают ли родители, что творят, отдавая туда своих детей? И полезны ли «духовные диспуты» со сверстниками тем детям, которые еще и читать-писать не умеют? Может, полезнее было бы им в этом возрасте больше общаться с малышами из таких же Православных семей, где похож домашний уклад и те же представления о жизни? Один священник упоминал о женщине, возившей свою дочь на другой конец города к единственной Православной подружке. Оправданно ли это? Думаю, да.
Следующий момент. «Кто воспитывает дома моего ребенка? Да телевизор!» — такую вот «шутку» услышала от нецерковных знакомых. Не секрет, что во многих семьях занятые работой и хозяйством мама и папа предоставляют малыша не то чтобы самому себе, а включенному с утра до вечера телевизору. А ведь даже с пресловутого экрана все чаще слышатся медицинские рекомендации не подпускать младенцев к телевизору. Вспоминается такой случай. В больнице лежала маленькая девочка с малопонятной для врачей болезнью: ребенок не переставая, часто моргал. Все прояснилось, когда на выходные кто-то принес в отделение телевизор. Малышка мгновенно примчалась к «ящику» и встала, буквально касаясь носом горящего экрана. «Вот так она дома целый день и стоит! — заявила мамочка. — А как бы я еще по хозяйству управлялась?» Родители так и не поверили, что телевизор стал причиной заболевания их единственной дочери. А между тем у детских врачей стал уже дежурным вопрос при обнаружении подобных недугов: «Наверное, много телевизор смотрит?..»
Разумеется, дело не только в телесном здоровье, но и в духовном. Нет нужды говорить о том, что с экрана не сходят сцены блуда и насилия. Может, годовалый малыш, на «ходунках» подошедший к телевизору, и не понял, что там происходит. Однако даже если надолго его изолировать от подобных передач, впоследствии, когда телереальность или, не дай Бог, сама жизнь предоставит ему подобную ситуацию, память подскажет: такое уже было в глубоком детстве, а значит, это хорошо — или, по крайней мере, это нормальный порядок вещей. (И будут удивляться родители, почему подросток равнодушен к чужой беде или рано и нездорово интересуется теми отношениями, которые должны бы быть интимными не только по названию…) На самом же деле никто никого от телевизора не изолирует и сериальное воспитание продолжается годами. Помню, как две шестилетние девочки в автобусе обсуждали «вчерашнюю серию». С нежных детских губ слетали такие эпитеты, описывающие бурные страсти героев фильма, что казалось — настали времена Содома и Гоморры. Мамы, стоявшие рядом, временами прислушивались к разговору детей, усмехались и продолжали обсуждать собственный карьерный рост! А дети обучаются «толерантности», видя на экране добрую блудницу, милосердного содомита и любящего интеллигентного бандита. А заодно воспринимают и «осуждающий» образ мыслей: зритель ведь всегда «выше» героев, он все знает наперед и имеет возможность обсудить поведение персонажей. И получается все наоборот: вместо того, чтобы ненавидеть грех и прощать ближних, дитя обучается не видеть грех и запросто осуждать окружающих.
И если верующие родители сообразят, что не стоит сажать детей перед телевизором, давать им кукол-блудниц Барби (о которых уже вовсю сочиняют стихи для детских азбук), читать сказочки про «миленьких» домовых и ведьмочек, давать «детские» игральные карты и гороскопы, то в других семьях может быть иначе. Сверстники перенимают все друг у друга, и пятилетний ребенок, придя из садика, однажды объявит: «Пап, а знаешь, кто ты по гороскопу?» На днях подруга с ужасом рассказывала мне, как, придя в храм причастить дочку, столкнулась с компанией дошкольниц, которые во время Евхаристического канона в уголке церкви безмятежно играли в карты… Пусть «контроль над ребенком» звучит несовременно — мы в ответе перед Богом за своих детей. Выход, как и во все времена, один: обезпечить ребенку «прививку» истинных ценностей в семье. И, разумеется, при «садиковском» воспитании это сделать не в пример труднее, чем при домашнем. Конечно, это не означает, что если запереть ребенка дома, он станет хорошим человеком и настоящим Христианином. На родителей, а особенно на мать ложится огромная ответственность. Перечитывая воспоминания Православных подвижников, всегда с осознанием своего недостоинства останавливаюсь на тех страницах, где автор с нежностью рассказывает о матери как о той, которая посеяла в его сердце первые семена веры, дала первые знания о Божием мире и научила трудиться. Один из образцов для матерей всех времен — святая Эмилия (IV век). На ее руках после смерти мужа осталось девять детей. Вот имена сыновей: Василий Великий Кесарийский, Григорий Нисский, Петр Севастийский, великие святые, не пренебрегавшие науками и пылавшие пламенем веры. Дочери Эмилии также прославились как блестящим образованием, так и строгой, подвижнической жизнью во Христе. Как писала моя подруга Юлия К., мать чудесного сына-школьника, «не надо, чтобы ребенок считал родителей богами. Надо, чтобы он знал, что они — с Богом!». И хочется верить, что и у самой грешной, но верующей матери вырастет благочестивый ребенок. Потому что по материнским молитвам на него призрит Сама «Благая Воспитательница, воспитанная во Святая Святых» — Пресвятая Богородица.
…Моему сыну был годик с небольшим, когда я получила от него потрясающий урок Евангельской кротости. Однажды на детской площадке к нему с рычанием подбежал мальчик лет трех, вырвал у сынишки из руки игрушечную лопатку и, хитро прищурившись, стал ждать, что будет. Малыш ответил так, как никто не ожидал. Он просиял глазенками, улыбнулся и протянул обидчику совочек, который держал в другой ручке: «На!».
Мальчик пару секунд стоял в недоумении. Потом бросил «добычу» к ногам моего ребенка, помчался к своей коляске, вытащил из нее охапку кукол, мишек, лопаток и с радостными криками: «На! На!» — начал оделять ими и моего малыша, и всех детишек в песочнице.
— Что вы сделали с моим сыном? — раздался голос.
Я обернулась и увидела мать «хулигана», ее глаза расширились от изумления.
— Что вы с ним сделали? — повторила она. — Мой ребенок ведь очень агрессивный, он всех бьет, игрушки отбирает, ломает, а тут…
А мой малыш уже преспокойно играл с машинкой «агрессивного ребенка». Крестик выбился и лежал поверх маечки, сын заметил это, взял его ручкой и, как взрослый, поцеловал…

Юлия Кулакова
г. Самара.
18.11.2005
Дата: 18 ноября 2005
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru