‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Радость встречи со святынями

В Самаре прошла Православная выставка «Благословенная Самара».

В Самаре прошла Православная выставка «Благословенная Самара».

23 апреля под звон колоколов в самарском выставочном комплексе «Экспо-Волга» вновь начала свою работу Православная выставка «Благословенная Самара». Апрельская, весенняя. И в ожидании Пасхи многие верующие поспешили на выставку-ярмарку, чтобы вскоре порадовать своих близких желанными подарками, а еще наполнить свои души и сердца молебнами у святынь, благодатными встречами. Из самарского храма в честь Трех Святителей доставлены большой крест-мощевик и ковчег с частицами мощей особо чтимых святых - Великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, Великомучениц Анастасии Узорешительницы, Екатерины и Варвары, мученика Трифона, мучениц Александры и Наталии. 

У этих святынь и служит молебны протоиерей Алексий Гладун - настоятель храма Трех Святителей и руководитель отдела благотворительности и социального служения Самарской епархии.

Уже издалека узнаешь знакомые лица, и сразу припоминаешь: а, этот юный послушник - из Старцева Угла, что в Мордовии, эта матушка - монахиня Мария из храма мученика Уара; приветливо улыбается Наталья из монастыря Луки Крымского… Но хочется побольше узнать и о других храмах и обителях, о которых прежде пока не так много знала - или вовсе впервые вижу их стенды на нашей выставке. Вот только когда вместо обстоятельного рассказа о монастыре предлагают прочитать о нем в интернете, становится как-то грустно.

Хочется услышать живую историю из уст человека, кто сам не раз побывал, а то и подвизается в том или ином монастыре. Кто изнутри знает заботы и чаяния насельников обители, может интересно рассказать о старинных иконах и чудесных святынях.

Молитвенный столп Богородицы

У стенда с двумя названиями «Святыни Греции» и «Святыни Грузии» всегда толпятся люди, ведь здесь можно не только приобрести иконы, благодатный елей и другие церковные товары, но и послушать о житии чудесного праведника, преподобного Гавриила Ургебадзе. А в специальный ковчежец в форме руки вложена частица его святой десницы…

Арсений в черном облачении, бородатый, похож на грузина. Но говорит без малейшего акцента, на осторожный вопрос, не инок ли он или монах, отвечает скромно: «Нет, я просто представитель скита в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла».

- А где этот скит находится?

- В Шпаковском районе Ставропольского края, село Петропавловка. До революции там был храм в честь первоверховных апостолов, но в советское время он был разрушен. И сейчас только возрождается. Возрождается и скит нашего женского монастыря, что в Ставрополе. Насельниц в женской монашеской общине немного, а трудов много. И молитвенных, и обычных, по восстановлению скита. Каждое утро возле Молитвенного столпа служится особая молитвенная служба - параклис. И если нет молебна, одна из сестер читает эти молитвы.


Арсений представлял на выставке скит Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

- Молитвенный столп? А что это значит: Молитвенный столп Пресвятой Богородицы?

- Да вот он, - и Арсений показал фотографию, на которой большой валун рядом с крестом и укрепленной вертикально, как стела, иконой Пресвятой Богородицы. - Здесь еще до революции было явление Царицы Небесной. На этом месте был основан скит - один из трех, этот ближе к Ставрополю, и два дальних. В 1921 году в монастырь ворвались безбожники и устроили настоящую резню. Многих монахинь жестоко убили. Лишь некоторые смогли спастись. Пятьдесят насельниц монастыря бежали из Ставрополя, пришли они в село Дубовка, там жила старица. Казалось, лучше всего им было укрыться в дальних скитах - и действительно те скиты не пострадали от большевиков. Но старица сказала, что им предназначено место служения - скит Петра и Павла. И там происходит еще одно явление Пресвятой Богородицы. Матерь Божия подтвердила, что они должны подвизаться именно здесь. Но некоторые из них омоют это место своей мученической кровью… Так и было. Шестнадцать насельниц скита были расстреляны и похоронены за Молитвенным столпом. А вообще, - сказал Арсений, - таких Молитвенных столпов четыре в России. Один в Мурманской области, где город Апатиты, другой в Андроновке Псковской области, близ границы с Эстонией, третий в Забайкалье, а четвертый - у нас, в Ставрополье, в скиту Петра и Павла. Самый южный. Если провести линии на карте от одного Столпа к другому, получается крест. Крест над Россией. Один из многих. Но и этот Крест - держит Россию.

Елена - русская и сербская

…Красивая неброской красотой русская женщина сидит под табличкой «Сербский монастырь святого Апостола Фомы». И говорит по-русски. Ну что она может знать об этом далеком монастыре, какое отношение к нему имеет?

А оказалось, Елена провела в нем не один год, очень полюбила эту негромкую обитель. Одну из многих на Моравской Святой горе у реки Большая Морава.

- Святая гора… - чуть ли не как Афон?

- Да, и монастыри, мужские, там строились, как на Афоне. И этот монастырь тоже до 2005 года был мужским, сейчас женский. А первое упоминание о нем относится к 1467 году. Но ученые исследовали фундамент и установили, что он еще тринадцатого века.

Много моравских монастырей было разрушено: и турками, и в последующие годы, при социалистической Югославии еще. Моравская Святая гора. Наш монастырь существовал еще при турецком владычестве. В ведомостях турецких упоминается, что монастырь платил налог, поэтому его не разрушили. В нем было всего два монаха, и они сумели сохранить монастырь.

Когда монастырь был мужским, в нем еще до того, как уехать на Афон, жил Паисий Святогорец. Очень любит посещать эту обитель Патриарх Сербии Порфирий. Был праздник Нектария Эгинского…

- 22 ноября?

- Да. Он приезжал туда, правил Литургию и потом, стоя на лестнице храма, он в проповеди сказал, что недаром этот монастырь освятил своим присутствием Паисий Святогорец. А сейчас вот, с 2005 года, трудами матушек здесь очень многое сделано, просто невероятно. С Божией помощью они восстановили кельи. Покрасили стены монастыря. Раньше стены были серые, сейчас они выкрашены в красный цвет - пасхальный, цвет Воскресения Христова. У монастыря большие аптекарские огороды, матушки собирают лекарственные травы, выращенные на горном воздухе. Производят много лечебной продукции. У нас и косметика есть уходовая натуральная, на травах, на экстрактах, и целебные препараты - для горла, для лечения женских и других заболеваний. Но мы в путешествии по выставкам с января, и у нас уже всё расхватали. В Самаре мы впервые, но до этого были выставки в Москве, в Минске, в Екатеринбурге. Остались только иконы, брояницы - сербские четки, плетеные и кожаные, и пояса «Живый в помощи».


Елена представляет на выставке сербский монастырь Апостола Фомы.

Недавно в монастыре освятили часовню в честь Иоанна Кронштадтского. Монастырь связан с эмигрантами из России, охваченной революцией и гражданской войной. В те годы очень много царских офицеров переехало в Сербию. Главный храм монастыря был расписан в 1919-20-м годах на деньги русских эмигрантов. Поэтому русские очень любят молиться в этом монастыре, и россиян там тоже очень любят.

- Вот этот вопрос - как сейчас относятся православные сербы к России и русским - я и хотела вам задать.

- Очень любят! Нас всегда первыми пропускают к Причастию. И когда часовню отреставрировали, ее посвятили именно святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Очень почитают русских святых. Часто служат молебны Преподобному Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадтскому - это самые почитаемые в Сербии русские святые. Самые чтимые иконы Божией Матери в Сербии - «Скоропослушница» и «Троеручица». У нас есть старинный чудотворный список «Троеручицы» с Афона. Много исцелений происходит по молитвам у него. Пред «Троеручицей» молятся не только у кого больные суставы, ручки болят; молятся о укреплении душевных сил, силы духа, силы воли. О пути к Богу, о вере. О Божией помощи и защите от клеветы и наветов.

- Как в свое время пред этой иконой молился Иоанн Дамаскин…

- Да. Еще очень помогает молитва, когда одолевает тоска.

- Вы живете постоянно в Сербии?

- Сейчас живу в Минске. Моя мама была замужем за военным - жили в Ульяновске, в Сызрани, в селе Тверской области, во Ржеве… Отчима не стало уже давно, и мама вернулась к сестрам и братьям в Белоруссию. Восемь лет звала, чтобы я тоже к ней перебралась. А я две смертельные болезни перенесла. Мне сначала не говорили, а маме сказали, что у меня третья-четвертая стадия онкологии. Но профессор после операции удивленно спросил: «Вы верующая?» - «Да». У меня совершенно не было метастазов, рак сосредоточился в одной опухоли, ее и вырезали. Правда, заодно и лишнего много вырезали… И я поехала в Белоруссию, потому что у меня вся родня там, и если уж буду умирать, так чтобы было кому за мной присмотреть.

Когда овдовела, я стала просить Спиридона Тримифунтского: «Отче Спиридоне, если есть на то воля Божия, пускай моя квартира быстро продастся». Восемь лет я ее выставляла на продажу, но покупателей не нашлось. А тут за две недели продались квартиры и моя, и мамина, и нашлась общая для нас. И я поняла, что это воля Божия, мне переехать к маме. Два года уже живу там, но у меня российский паспорт. В Твери 38 лет жила и сейчас там прописана. Хотя я лягушка-путешественница. И в Сербии, и в Италии, и в Америке жила когда-то. У меня муж был ученым.

- И как же вы взялись ездить по православным выставкам?

- Сделали мне операцию, химиотерапию прошла. И лысенькая вернулась во Ржев. Пришла к подруге, она очень православная. А я же с болезнью, с переездом потеряла работу. Подруга и предложила мне работать на православных выставках. Я опешила: «Где я - и где православные выставки!» Долго отнекивалась. Уже назавтра куплен билет, утром уезжать. Но… уговорили ехать на первую мою выставку в Липецк. До сих пор эту выставку помню! Потом Ростов был, другие города. Мы с Оковецкой иконой Божией Матери долго ездили.

К нам приезжали в Ржевский храм и сербы тоже, очень много их приезжало к этому редкому образу. Там - и на выставке - и познакомились. Так и попала в тот монастырь.

Господь мне деток не дал, а люди на выставках часто подходят и спрашивают, кому о детях молиться. А вот, говорю, Параскеве Пятнице помолитесь - сербской святой, икона с частицей ее мощей. И Савве Сербскому каждый день у нас молебен. Есть в монастыре и частица мощей Василия Острожского. На неделе ему служат четыре молебна.

…Я люблю Оковецкую икону - это один из первых образов, который явился, когда взошел на престол Царь Иоанн Грозный. Ему девять лет было, когда в 1539 году явилась эта икона, и он встречал ее, маленьким мальчиком. И молился пред ней. Она два года стояла в Кремле. Самое интересное, на месте явления иконы забил родник. И вода бьет так сильно, словно из брандспойта. Когда прихожу туда и купаюсь, не могу надивиться: там вода с такой силой из-под земли бьет.

Икона явилась у села Оковцы, это от Ржева в 120 километрах, зато недалеко от Нило-Столобенской пустыни, что на озере Селигер. Мы шесть дней идем на Селигер, когда Крестный ход. В Оковцах скит сейчас. Раньше был монастырь, но его в лихие годы разрушили красные. Сейчас скит восстанавливается. Тоже я была там, когда еще ничего не было, потом поставили деревянную часовню, а теперь там каменная часовня и несколько келий. Люди приезжают туда и уезжают с таким впечатлением! «Самый красивый родник!»

У нас даже открытки с изображением Оковецкой иконы мироточат. Но чудеса - это же большая ответственность. И когда иконы мироточат, возможно, что-то произойдет, либо в это время происходит…

Первый храм, который мы строили во Ржеве, в честь Оковецкой Ржевской иконы Божией Матери. Праздник этой иконы 24 июля, как раз в день нашей с вами святой - Ольги, в крещении Елены. Очень редкий образ, «Прозрение очес» его называют, и перед этой иконой молятся у кого глазки болят, это телесная помощь. А еще любят его монахи, молятся о прозрении души.

В помощь нашим бойцам

На втором этаже выставочного комплекса, в уголочке конференц-зала, установлена длинная деревянная стойка, и на ней каждый день работы православной выставки плетут маскировочные сети. Несколько женщин и единственный мужчина, Леонид. Он показывает новеньким, как правильно делать зеленые и коричневые «листочки», густо покрывающие сеть. Спрашиваю его:

- Вы сами давно научились плести сети?

- Да я просто стал приходить, когда тоже выставка была, и делал. И всё. Тут же ничего особенного. Третий год идет СВО, и вот как я попробовал плести, получилось. Люди подходят, хотят тоже плести, если я здесь - помогаю, показываю, как это делается. В этом ничего трудного нет.

- Тут главное время и руки, - включается в разговор пожилая женщина, Галина. - Простое всё - оно от Бога. Уже втягиваешься, и хочется быстрее, больше уже сделать.

- У вас кто-то там? - спрашиваю Галину.

- Два племянника там. Воины Павел и Сергий. А еще наш сосед, Максим. Мы и за племянников молимся, и за соседа. Дай Бог им выжить в этих тяжелых битвах.

- А вы, - это вопрос Леониду, - были там, на СВО?

- Не был. У меня тоже - двоюродный племянник, что ли. Он добровольцем пошел. Офицером был. И в первом же бою его убили. Андрей его звать…

- Царство Небесное воину Андрею и всем воинам российским, на поле брани убиенным! ...Ну вот подходят к вам бойцы, что-то говорят о ваших маскировочных сетях?

- А как же! - восклицает Галина. - Они приезжали, где у нас центр «Покров», где мы плетем, - приезжают, благодарят. Даже фотографию прислали, как накрыли такой сетью танк в лесополосе, и там совсем незаметно было, как будто просто кустарник, покрытый густой листвой. Очень благодарят! Не видно с коптера их. Поэтому мы и стараемся.

- Ваш центр при каком-то храме действует?

- Да, при Вознесенском. Волонтерская организация «Самарский покров». И нам даже заказывают, какого размера им надо, мы такой и плетем. Вот это большая сеть, мы ее специально по заказу делаем.

Рядом с Галиной сидит, аккуратно и быстро вплетая свои «листочки» в маскировочную сеть, тоже немолодая уже Елена.

- Я научилась сегодня плести, - говорит она. - Сестрица попросила нас помочь, вот мы и взялись. У меня своих детей там нет, но у зятя двоюродный брат воюет с самого начала, его призвали. Дети знакомых, одноклассники детей. Я за них молюсь. Чтобы они вернулись живые, здоровые.

- Дай Бог, чтобы всё было хорошо, - вздыхает Галина.

- Дай Бог, чтобы скорее кончилась Победой спецоперация! Чтобы мир наступил, и чтобы все жертвы были не напрасны, а нацизм был разбит в своем поганом гнезде! - Елена быстро сморгнула подступившую слезу, лишь на мгновение чуть замедлив плетение.

Нечаянная радость - встреча с батюшкой Михаилом Советкиным! Он не только клирик Кинельской епархии Самарской Митрополии, но и помощник командующего по работе с верующими, окормляет воинское подразделение. И давно уже стал испытанным другом редакции. Отец Михаил, благословляя, тоже улыбается:

- Рад вас видеть! Поклон Антону и всем в редакции.

- Мне только что сказали, вы с казаками совсем недавно привезли из-за «ленточки» Самарскую икону Божией Матери. Самарская… - это по названию нашего города, или?..

- На Украине тоже есть Самара, приток Днепра. Об иконе вам лучше к Сергею, он лучше всё знает, расскажет. А мне надо ехать, тороплюсь.

- Ну все-таки, как вы? В двух словах…

- Всё слава Богу, благополучно. Один день так получилось, я девять молебнов отслужил - до часу ночи было молитвенное стояние. Голос сел, хрипит… Пришлось служить в таких условиях…

- Полевых?

- Подвальных, скажем так. Но как мне сказал после серии таких молебнов один командир: «Батюшка, боевую задачу никак не получалось решить. А теперь за четыре дня решили». Вот так вот. И я прямо обрадовался этим его словам.

С нами Бог! С нами милость Его. Будем молиться и надеяться на милость Божию.


Казак Сергей Нестеров у Самарской иконы Божией Матери.

Казак Сергей Нестеров встретил нас у стенда Покровского монастыря из самарской Чубовки. Рядом со стендом стоит на невысокой подставке та самая Самарская икона. Написанная по типу иконы Божией Матери Скорбящей. Прошу Сергея:

- Расскажите об этой иконе. Как она была написана, как оказалась за «ленточкой».

- Всё очень просто: в 2018 году нам попалось упоминание об иконе Самарской. Мы с казаками стали искать и нашли ее историю, нашли три изображения этой иконы, выбрали то, которое нам понравилось больше. Потому что там есть очень темное изображение, есть посветлее, и есть вот такое, как на этой иконе. Нам понравился этот образ. Мы заказали написать икону в Сестрорецке, там есть хороший иконописец, руководитель иконописной мастерской Илья Пивник. Он много лет занимается восстановлением Крестовоздвиженского собора - бригадного храма лейб-гвардии Казачьего полка в казармах на Обводном канале в Петербурге. Илья Иосифович эту икону нам написал, архимандрит Гавриил (Коневиченко) в сестрорецком храме Тихвинской иконы Божией Матери ее освятил. Отец Гавриил настоятель этого храма. Если кто-то в этом казачьем храме у отца Гавриила сможет побывать, очень рекомендую. Там есть подземная комната… как расстрельный подвал дома Ипатьева, в ней картина, на которой изображена Царская семья перед расстрелом.

И вот в 2019 году, на Рождественских чтениях в Москве нам передали эту икону - она была без оклада, но уже освящена. В марте-месяце нам изготовили оклад, икону поместили в него. И с 2019 года мы совершали с ней поездки: ездили в Крым, как раз на праздник воссоединения Крыма с Россией, ездили с ней в Кемеровскую область, и по центральной России. Так как мы стоим на посту - конвой памяти святого Государя Николая Второго, самарский отдел, стоим на постое в Чубовском Покровском монастыре. Еще при покойном игумене Петре (Луканове) нас туда благословили, там мы и находимся с этой иконой. И еще у нас есть икона Царственных Страстотерпцев…

- Видела эту икону в Крестном ходе в Каменный Брод, - а с недавних пор и у нас в редакции есть такая икона.

- В 2020 году отец Петр благословил нас поехать с Самарской иконой на Соловки. Мы долго ждали, когда будет возможность выполнить это благословение, потому что началась пандемия и куда-либо поехать было, скажем так, сложно. Но вот нам позвонили, сказали - всё, можете выезжать. Мы утром рано выехали. А часов через четыре-пять нам звонят и говорят, что отец Петр отошел ко Господу…

- 11 ноября двадцатого года!..

- Да. А у нас послушание, вернуться не можем. И пришлось ехать. Добирались с приключениями, машина ломалась несколько раз. Отремонтировали, добрались до-о… фильм про Ивана Васильевича помните - «Шведы Кемскую волость просят». Вот мы как раз в эту нашу, не отданную шведам Кемь и приехали. Там на подворье Соловецкого монастыря жили пять дней. А там великолепный храм 1613 года. Деревянный, из толстых бревен. Его разбирали, реставрировали. И получилось так, что мы приехали в субботу и помогли поднимать трехметровую икону алтарную. Подняли - и на следующий день сразу погода наладилась, и мы смогли переправиться на Соловки. Две недели находились на Соловках. Молились, трудились - у нас там послушание было свое. И потом поехали в Самару. Если туда мы добирались четверо суток, то обратно за полтора дня доехали. Без всяких приключений. И так вот с этой иконой мы ходим…

- Но, может с запозданием, спрошу: эта икона как-то связана с Соловками? Или отец Петр просто благословил вас в такое паломничество?

- История интересная. Эта икона - список с того чудотворного Самарского образа Божией Матери, который стоял на Запорожской Сечи. От этого образа было явлено множество чудес. В годы Русско-турецкой войны запорожские казаки, отправляясь в воинский поход, брали икону с собой и горячо молились Пресвятой Богородице. И саму икону называли также Запорожской Скорбящей иконой Божией Матери.

Последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Иванович Калнышевский сделал на ту икону серебряный оклад с жемчугами и драгоценными камнями. Когда при Екатерине II Сечь распустили, атамана сослали на Соловки. Ему было 85 лет. Двадцать пять лет он там просидел один в келье. Причем его выпускали из кельи, устроенной, как тюремная камера, всего три раза в год: на Рождество Христово, на Пасху и, вроде бы, еще на Преображение Господне. Чтобы вы понимали: келья, как камера, полтора метра шириной и метра 4-5 длиной. И вот он в таком каменном мешке сидел двадцать пять лет и ни разу не обратился с прошением о помиловании. При Императоре Александре I его освободили. Петру Калнышевскому было уже 110 лет. Он отказался уезжать с Соловков, принял монашеский постриг, два года там прожил и упокоился. Похоронен у Преображенского собора монастыря. И мы с этой иконой, получается, ездили к батьке-атаману. В 2014 году он канонизирован каноничной Украинской Православной Церковью (Московского Патриархата). И на своей иконе святой праведный Петр изображен стоящим на Соловецком острове, у окруженного каменной оградой монастыря. Он обращен к Самарской иконе Божией Матери с молитвой, написанной на свитке, который держит в правой руке: «Молим, покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла». То есть и на своей иконе он тоже с Самарской чудотворной иконой.

И вот мы приехали с Соловков, нас пригласили сюда на проводившуюся тогда, в декабре 2020 года, Православную выставку. Мы привезли икону, и в субботу 19 декабря она начала мироточить! Есть фото, видео, люди к ней прикладывались. Они и сказали нам: «А вы видите - у вас икона мироточит!» А я первый раз вообще мироточение увидал. И опять такое совпадение: в субботу икона начала мироточить, а в воскресенье 20 декабря отцу Петру (Луканову) было сорок дней!

- Почтила его Пресвятая Богородица!

- Да… Если посмотреть, то и сейчас еще видно следы мироточения на иконе. Вот, на перстах Божией Матери… А так она обильно мироточила, миро выступало мелким бисером в разных местах.

И вот мы с этой иконой везде ездили, а в 2022 году поехали с гуманитарной миссией в казачье подразделение «Дон». И самарская икона была там с нами. И так вот с июля 2022 года мы с ней в разные места ездим. Крайняя (воины не говорят «последний, последняя» - только: «крайний, крайняя». Не по литературным правилам - да. Но… это уже традиция, с которой спорить совершенно не хочется. - Прим. авт.) поездка была - мы возили икону к самарским бойцам, многие из которых на передовой с первых дней СВО. Вот с отцом Михаилом Советкиным, священником, ездили за «ленточку» к нашим воинам. Две недели он там перемещался с иконой, молился. На той неделе мы с отцом Михаилом вернулись оттуда, привезли икону. И вот сегодня мы здесь, с этой иконой. И причем только поставили икону, поздоровались с братом Владимиром из Омской епархии, поворачиваемся - и идет отец Михаил. Вот как, как в чудеса не верить? И эти чудеса происходят с нами всегда. А потом как раз и вы подошли.

Сейчас вот готовимся в Крестный ход, на 19 мая. Это день рождения Государя, и мы к этой дате готовим Крестный ход. Если, даст Бог, документы на проведение Крестного хода подпишут, пойдем в Покровский монастырь, в Чубовку. Пойдем с иконой Царственных Страстотерпцев.

- Но эта икона ведь так и будет путешественницей у вас?

- Ну да - конечно, по городам и весям, по войсковым подразделениям - как прежде по казачьим станицам. Она наша путеводительница, и нас с собой водит.

- Как казачья Одигитрия… Спаси вас Господь, дай Бог вам добрых путей и благополучного возвращения.

Записала Ольга Ларькина.
Фото Евгения Ситникова.

91
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru