Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

«Настоящая любовь требует самоотречения»

Интервью с руководителем отдела по работе с молодежью Самарской епархии протоиереем Рустиком Гузем.


Интервью с руководителем отдела по работе с молодежью Самарской епархии протоиереем Рустиком Гузем.

Говорят, что двадцать первый век — это век эгоистов… Грустно, но факты неумолимы. Каждый второй японец живет один, а мы — хотя и медленно — все же приближаемся к подобным результатам. Недавно в нашем городе даже появился журнал с таким говорящим названием — «Эгоист». Разве можно было представить такое, скажем, тридцать лет назад? Тогда слово «эгоист» звучало с осуждением… Человек выбирает для себя самый удачный на его взгляд вариант жизни, и для многих это означает быть одиноким, чтобы ни за кого не отвечать и не тратиться больше ни на кого, кроме себя любимого. Быть богатым, чтобы исполнить свои многочисленные земные желания и ни от кого не зависеть. Дети комфорта и изобилия не хотят взрослеть, им так удобнее жить. Им не хочется заботиться ни о ком, кроме себя. Такая тенденция сейчас ярко проявляется порой даже в среде Православной молодежи. Об этих и других проблемах, которые приходится решать молодому человеку сегодня, мы говорим с руководителем отдела по работе с молодежью Самарской епархии, настоятелем прихода во имя святого Великомученика и Целителя Пантелеимона протоиереем Рустиком Гузем.

«Мы живем в век эгоистов…»

— Батюшка, говорят, что мы вступили в век эгоистов. Чувствуется ли это на нашей молодежи, с которой вы общаетесь на приходе, в семинарии, в Клубе Православной молодежи?
— Молодые люди очень разные. Но тенденция к все большему индивидуализму для всех очевидна. На самом деле семья — это духовный подвиг, это самоотречение. И вот современный молодой человек думает: а зачем мне это? Ведь ему навязывается каждый день, будто бы жизнь дана, чтобы доставлять себе удовольствие. Так ради чего нужно создавать себе проблемы? Люди научились получать «кайф» от своего эгоизма, но теряют ту радость от настоящей любви, которая требует самоотречения. Жить для себя и для других и через это приобретать свое личное счастье. В Христианстве человек живет для себя через радость для других людей и в Боге. Потеря духовного единства семьи — такая проблема есть и в Православных семьях. Как правило, все растворяется в банальной житейской суете, в материализме и прагматизме. В поисках внешнего комфорта и благополучия люди теряют духовное благополучие и подлинную радость жизни. Современная молодая Православная семья живет в том же обществе потребления, где мало место уделяется духовному. Но ей все-таки удается — благодаря именно вере, молитве, Таинствам — сохранять в семье духовную связь, единство и любовь.

«Скорлупка» от грехов

— Недавно в редакцию пришла женщина. Она рассказала, что обратилась в отдел по работе с молодежью и не нашла там понимания. Суть ее претензий в том, что для сохранения музыкальной группы, где играет ее сын, необходима дорогостоящая гитара. Она обратилась к вам за помощью, но, увы…
— Да, я помню эту женщину. Мне казалось, мы нашли выход. От нашей организации мы написали письмо, c которым она могла обратиться к различным доброхотам. Жесткого требования к нам о покупке чего-либо быть не может, мы не имеем какого-либо бюджета. На организацию досуга и проведения Православных мероприятий выдаются некоторые средства епархии и еще привлекаются благотворители. Мы пытаемся, насколько хватает возможностей, помогать всем, кто к нам обращаемся. Старались помочь и той женщине… Но ей, видимо, хотелось каких-то более простых решений. А это не всегда получается.
— Иногда, я заметила, пришедшие к вере молодые люди начинают считать себя очень правильными и от всякого рода нарушений и отступлений от правил приходят в ужас. И постепенно прячутся от жизни в «скорлупку». Начинают бояться жить, чтобы не нарушить чего-либо…
— Это один из закономерных этапов развития духовной жизни молодого человека. Так, монашество — это бегство от мира. Но человек уходит от мира, чтобы потом принести в мир благодать. То же самое переживает и молодой человек, который чувствует благодатное пробуждение. Юношеский максимализм порождает нетерпимость к несовершенству мира и, соответственно, к тем людям, которые его окружают. Это связано с незрелостью церковного опыта и неизжитой гордостью. В этот момент человек стремится к безкомпромиссности и порой проявляет крайний аскетизм. Но дальнейшее духовное развитие приводит к пониманию, что он сам несовершенен. А разве имеешь право требовать от других того, чему сам не соответствуешь? Так потихоньку приходит зрелая христианская терпимость. Ригоризм — жесткое требование и неукоснительное соблюдение всех норм, — как правило, со временем меняет акценты. Человек становится более требовательным к себе и милостивым по отношению к другим. Желание спрятаться в «скорлупу» от грехов идет от недостатка смирения. Первоначально, когда Господь призывает к Себе, благодать дается как бы авансом, а потом уже Господь ждет подвига, то есть работы над собой. И настоящая работа над собой приводит к смирению. А человек смиренный никогда никого не будет осуждать, будет всех оправдывать. Великой христианской любовью любить ближних и очень строго относиться к себе, считая себя тяжким грешником — вот что такое Христианская зрелость.

Грех — это проявление нелюбви

— Существует и противоположное мнение: якобы церковные каноны придуманы людьми, а Богом дана лишь любовь к людям. Поэтому надо только помогать в беде ближнему своему, класть же поклоны и вычитывать правила кто-то из них считает излишним.
— Мы все представляем разные психологические типы. В Евангелии есть притча о Марфе и Марии. Мария — это созерцатель, а Марфа деятель. Поэтому люди второго типа свою искреннюю веру выражают делами милосердия, другими добрыми поступками. Проявленная благотворительность может стать началом пути к Богу. Со временем дела милосердия станут той благоприятной почвой, в которую упадет семя Христовой веры и со временем прорастет, даст плод. Путь к вере в самом начале — это внешние дисциплинарные нормы, закон. Но жизнь христианина должна быть выше закона. У нее есть один закон — закон любви. Христианскую жизнь не стоит превращать в свод запретов и ограничений. Святой Августин говорил: «Стяжи любовь, и делай что хочешь». Цель христианской жизни — не в том лишь, чтобы четко изучить все каноны, все запреты и строго все исполнять, но в первую очередь жить в любви. В той любви, когда всякий грех есть проявление нелюбви. Иногда строгость в соблюдении различных требований доходит даже до суеверия и самых настоящих предрассудков, которые так удаляют от подлинного понимания Православия.
— Многие молодые женщины привыкли ходить в брюках, да и платочек на голову редко надевают. Иногда в таком виде приходят помолиться в храм, считая, что не в одежде главное… Что вы им говорите?
— Есть определенные традиции, которых мы должны придерживаться, но не должны из них делать догму. В храме важнее, не в чем человек одет — юбка, брюки, — а его внутреннее благочестие и внутреннее состояние. Мы не должны обличать людей, которые, с нашей точки зрения, не соответствуют тому образу прихожанки или прихожанина, который мы считаем правильным. Что касается ношения брюк и платков для женщин, — и тут я, наверное, кого-то сильно удивлю своей точкой зрения! — то для этого нет жестких догматических оснований, нигде не написано, что женщинам нельзя носить брюки и обязательно везде ходить в платках. Те ссылки, которые приводят, осуждают языческий пережиток и традиции, в которых шло смешение полов, и оно выражалось в переодевании. Про брюки конкретно нигде не написано… Самое основное требование к одежде — чтобы женщина выглядела целомудренно. А ведь и платья могут быть нескромные, что нередко бывает. Насчет обязательности ношения платка: это тоже ни в каких догматах не прописано, просто пришла традиция из Греции, где только распутные женщины не покрывали головы. Но в то же время тогда считалось, что мужчинам нельзя носить длинные волосы, этим они безчестят себя и свою веру. Разве сейчас мы придерживаемся этого правила? Но вот насчет платков соблюдаем так строго, хотя это было традиционно для того далекого от нас времени и другой страны. Я считаю, должна быть здоровая реакция Церкви на изменения внешнего мира, светской моды. Некоторые люди пока недостаточно воцерковлены, и мы не должны своими упреками обижать их. Они сами со временем войдут в созданные Православной традицией рамки. Они увидят, в чем ходят в храм постоянные прихожане, и сами станут постепенно ходить и в юбках, и в платках. Хотя одежда, я считаю, — это вопрос вторичный. И все же традиция есть традиция — и по возможности надо ей следовать, ее соблюдать. В этом одно из проявлений смирения.

Не бежать от мира, а преображать его

— У одной моей знакомой внук перестал ходить в храм, хотя уже был алтарником. При близком общении со священнослужителями он увидел их какие-то вполне простительные недостатки, но от этого разуверился и сейчас переживает серьезный духовный кризис.
— Да, есть такая опасность — подрыв доверия к духовному лицу. С одной стороны, священник — это особое лицо, он связан с Богом, через него действует благодать. И действует благодать независимо от духовно-нравственного строя священника. С другой стороны, он тоже человек. И может так же ошибаться. И молодые сразу склонны критиковать не только конкретного священника, но и сразу всю Церковь, Православную веру. Еще современная молодежь склонна к демократии и либерализму во всем, а в Церкви существует строгая иерархия. Подчинение внешнему авторитету и послушание молодые люди воспринимают иногда как тяжесть «диктата». Порой даже на нашем молодежном сайте не получается диалога, потому что молодые люди считают себя вправе не просто спорить, а даже дерзить священнослужителю. Что же тогда говорить о светской молодежи.
Православие сильно еще и тем, что не знает крайностей. Православие — это золотая середина, равновесие. Вот и в работе с молодежью нужно это равновесие соблюдать. Должна быть свобода, но все же надо сохранять некие рамки, чтобы не прийти к анархии, к безвластию. Так, в богословии допускаются различные мнения, которые порой противоречат друг другу, но при этом есть четко сформулированные основы вероучения, в которых никто не сомневается. Так и здесь, мы должны прислушиваться к молодежи и с учетом их мнения что-то изменять в нашей жизни. Ведь молодых людей отличает свежесть взгляда, они остро чувствуют проблемы времени и желают, чтобы Церковь отвечала на вызовы времени. Но скептицизму молодых надо противопоставить незыблемые каноны, через которые переходить нельзя. С одной стороны, мы не должны Церковь подстраивать под молодежь, с другой стороны, не надо из молодых делать старичков. Жизнь церковная и вера вовсе не ограничивает возможности, а расширяет их. Многие пытаются загнать Церковь в своеобразные культурные «катакомбы», отделить ее от жизни. Но современный молодой человек может жить и церковной, и светской жизнью, и этим преображать ее. Православные молодые люди должны не бежать от мира, а по своей возможности преображать его.

«Выйду замуж за будущего священника…»

— Сейчас многие девушки стараются выйти замуж именно за будущего священника. В нашей «Светелке» встречаются такие объявления… Некоторые девушки специально для этого стремятся поступить в Духовную семинарию на регентское отделение. Там больше шансов познакомиться с будущим пастырем…
— Это явление временное. Сейчас часто распадаются семьи, и многим кажется, что панацея от всех семейных бед и неурядиц — выйти замуж за священнослужителя, которому нельзя разводиться, иначе он будет запрещен в служении. Но хотелось бы предостеречь тех, кто очень уж на это надеется. Ведь став матушкой, вы не отодвинете и не решите все семейные проблемы. Напротив, здесь очень ответственное и непростое служение, это как в войну на передовой. Тут не спасет от возможных искушений ни венчание, ни сан мужа, а только совместный поиск решения проблем, который проходит в благодатной жизни, с помощью церковных Таинств. Существует сфера невидимой брани, где с дьяволом борется сердце человеческое. И на семейном фронте священнослужителя все может быть гораздо ярче и тяжелее, чем в обычной семье. Много таких примеров, когда возникает недопонимание. Матушка излишне ревнует батюшку к его пастырскому служению, c другой стороны, есть такая опасность у священника — забыть о своей семье. И решение проблем со строительством храма поставить выше семейного обеда. Если цена нашего служения и подвижничества — наша семья, то это не оправдывает батюшку. Семейный мир надо хранить! Мой духовный отец — протоиерей Иоанн Букоткин, к которому я обращался за советом (а тогда я был таким же правдолюбом и ригористом, как и многие молодые люди, с которыми сейчас общаюсь), и мудрый старец все решал в пользу семейного мира. В пользу проявления любви, которая и является смыслом нашей духовной жизни. Есть вещи, в которых ложно понимаемая нами принципиальность совершенно неуместна, где важнее проявить любовь, а не принципы, и снисхождение, а не жесткость, и это дорогого стоит. Наша любовь оправдывает многое. В семье священнослужителя требуется самоотречение для служения Церкви и людям. А в наш век эгоизма и индивидуализма это очень проблематично, и вот здесь возникает противоречие интересов, что приводит к конфликтам и даже драмам. Семья священнослужителя на виду, поэтому к ней выдвигаются особые требования. Если молодые люди повенчались и ходят в храм, то не надо считать, что это идеальная и счастливая семья, что там нет проблем. Там их еще больше. Борьба еще острее, но их преимущество в том, что есть возможность получить те духовные силы, которые помогут им преодолеть отчуждение и распри. О батюшке судят по матушке, поэтому батюшка завышает требования к матушке, но не всякая матушка готова пойти на самоотречение. Быть матушкой значит не принадлежать себе, быть хозяйкой в доме и быть помощницей батюшке. Это сродни монашеству. Матушка не должна искать легкой и сытной жизни, а должна быть готова к тяжелому труду.
Мне кажется, что вполне достаточно выйти замуж просто за Православного человека, который будет хранить семью. Человек не Православный не так понимает смысл семейной жизни, и когда возникают проблемы, такой человек просто отказывается их решать, потому что в браке он искал только наслаждение.

Найти точки единения

— Работу с молодежью можно сравнить с миссионерством?
— Нам надо искать точки соприкосновения. Разговаривая с молодежью, надо стараться не обидеть ближнего, и лучше критикой не злоупотреблять. Из-за противоречивости и конфликтности интересов не надо удаляться друг от друга. В обществе всегда существовали субкультуры, которые уводили молодого человека от традиционного Православного воспитания. Сейчас их тоже множество. Они опустошают и обезсмысливают жизнь, тлетворным духом своих течений уводят молодого человека от истинного понимания жизни. Наша задача не осудить, а показать, помочь увидеть тупиковость того пути, по которому они следуют. Можно найти общие точки соприкосновения и с рок-музыкантами. В этом году мы их приглашали на свой фестиваль, где были интересные беседы и споры. Никого не надо отталкивать от Православия, надо быть внимательным к ребятам из любых течений, ведь в каждом из них образ Божий. Только надо помочь им его в себе открыть.
— Вы недавно совершали паломничество на Святую Землю, расскажите о нем.
— У нас иногда паломничество приобретает характер какой-то страсти. Бывает, что люди не паломничают, а просто путешествуют, общаются между собой, так сказать, «православно тусуются», этим самым подменяя духовную жизнь. Но истинное паломничество признано именно возбудить духовную жизнь при соприкосновении со святыней. В декабре мне довелось быть на Святой Земле. Мы посетили те места, где было Благовещение, где родился Спаситель. Там внешне соприкасаешься с тем, что давно было тебе родным. Через Православную Церковь к этим историческим событиям ты был уже духовно приобщен, и они стали частью твоей жизни. Участвуя в службах, посвященных этим событиям, мы уже прикасались духовно к этим святым местам. И оказываясь там, ты вдруг понимаешь, что уже здесь был. Это родное и твое, потому что Церковь тебе дала эту духовную близость.
— Некоторые молодые люди считают, что сильный человек творит свою дорогу сам и ему не нужна «подпора» в религии. Что бы вы им ответили?
— Религия — это одаренность. Это свойство людей благополучных, потому что в основе жизненного успеха лежит нравственное и духовное благополучие. Если его нет, то любой успех сомнителен. Человек, живущий без Бога, приходит рано или поздно к разбитому корыту своей души. Потом он, когда ему стало плохо и вся его сила куда-то делась, все же приходит в храм. Не надо теряться в своем эгоизме. И лучше приходить в храм не только когда тебе стало плохо жить, а и когда хорошо. И за это «хорошо» надо научиться благодарить Господа.
— И последний вопрос. Я знаю, отец Рустик, что вы начали у себя на приходе большое строительство…
— В 2000 году в поселке речников, что на Сухой Самарке, нам отдали под церковь помещение, оно не очень большое. И сейчас, когда приход расширяется, хочется построить храм большего размера, с крестильным помещением. Сейчас поселок потихонечку разрастается, и строить новый большой храм в нем обязательно нужно. Уже сейчас жители поселка чувствуют в новом храме острую потребность. Но у нас там окраина города, поэтому нет такого финансового благополучия, как в центральных городских приходах. Нам без внешней материальной помощи никак не обойтись.

Банковские реквизиты:
Местная Православная религиозная организация Прихода в честь Святого великомученика и целителя Пантелеимона г. Самара Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви
Р/с № 40703810954420100096
Кировское отделение № 6991 СБ РФ Поволжский Банк Сбербанка РФ г. Самара
К/с № 30101810200000000607
ИНН 6314016436 КПП 631401001
БИК 043601607 ОКПО 51895004 ОКОНХ 98700

Почтовые переводы с пожертвованиями на строительство храма можно присылать по адресу: 443042 г. Самара, ул. Белорусская, 101а, МПРО Прихода в честь святого Великомученика и Целителя Пантелеимона г. Самара, протоиерею Рустику (Гузю Руслану Юрьевичу).
Тел. (846) 272-41-24.

Ольга Круглова
30.01.2009
Дата: 30 января 2009
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru