‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Мы призваны трудами славить Бога!

Протоиерей Владимир Балашов в свободное время занимается изготовлением качественного сыра. И это стало серьезным подспорьем для семьи сельского батюшки.

Протоиерей Владимир Балашов в свободное время занимается изготовлением качественного сыра. И это стало серьезным подспорьем для семьи сельского батюшки.


Протоиерей Владимир Балашов в храме со своей продукцией - сыром.

Священника Владимира Балашова знаю уже давно. Он настоятель Свято-Троицкого храма в самарском селе Елховка. Первый раз пришел он к нам в редакцию, почитай, лет двадцать назад. Теперь отец Владимир уже протоиерей, отец шестерых детей. И не виделись мы с ним уже лет восемь. И вдруг узнаю, что занялся батюшка, помимо своих приходских обязанностей, еще и сыроварением. Первой мыслью было: голь на выдумки хитра, - вспомнил пословицу. А потом… подумал, что это, может, и очень даже правильно. Надо же сельскому священнику как-то устраивать жизнь своей большой семьи. Со спонсорами у отца Владимира всегда было не очень, а если точнее, то совсем никак. А детей на ноги ставить надо, растить их, учить… И храм обустраивать надо. И вот теперь отец Владимир предстал перед нашей редакцией в необычном качестве священника-сыровара. Задаю первый вопрос.

- Как пришла к вам эта идея с сыром?

- Я сельский батюшка. У меня большая семья. В деревне же всегда проблемно с дополнительным заработком. Еда дорожает, а качество дешевых продуктов слишком низкое. Вот у меня и возникла идея самому делать сыр и продавать его. Посмотрел несколько роликов, попробовал - получилось. Притом я, как, наверное, и большинство людей, люблю хороший сыр.

- Как и я тоже… В детстве, когда сыр был еще дефицитом, даже называл праздник «неправильным», если на праздничном столе не было сыра.

- Но я давно не ел хорошего сыра. Когда бываю на фермерских выставках, покупаю чуть-чуть, ведь много не купишь, потому что там цена полторы-две тысячи за килограмм. Ну и я подумал, что тоже смогу делать сыр. К тому же меня вдохновил один американский фермер, Дэвид Эшер, мне попалась его книга «Искусство натурального сыроделия». Потом уже узнал, что все там идет вразрез технологиям, но тем не менее он мне внушил мысль, что сыр - это не так сложно. И любой человек, если захочет, может изготовить сыр на основе тибетского кефирного гриба и молока...

- Почему - тибетского?

- Это никак не связано с духовной практикой. Есть китайский чай, есть этот кефирный гриб… Просто географическое название. Своей коровы у меня нет. Если буду держать корову, времени не будет хватать на главное - на служение в храме. Закупаю молоко у знакомого фермера, у него 200 коров, он на меня уже рассчитывает, и я за лето уже переработал шесть тонн молока. Ну и своим примером проповедую среди крестьян возможность заниматься делом, которое дает неплохой доход. Сейчас многие горюют, что в селе нет работы. Но если есть земля, значит, есть и работа! Почти у всех в нашем селе есть рядом с домом 40 соток земли. И если этот участок рационально использовать, то можно и семью прокормить, и еще останется на продажу.

- Батюшка, как смотрят прихожане на то, что вы стали делать сыр?

- У меня многие прихожане покупают сыры. Сейчас остро стоит проблема качественной еды. Многие настолько бедны, что не могут покупать хорошую качественную еду, она дорогая, да и не везде ее найдешь. Это и для моей семьи проблема.

- «Вкусвилл» решает эту проблему?

- Решает - среди определенного круга населения. Но там цены такие, что простой человек там мало что купит. Причем многое же брендированно, и даже обычные вещи там стоят значительно дороже. Хотя продукция хорошая.

- А в общем доходе вашей семьи какую часть составляет производство сыра?

- Пока небольшую. Я ведь только начинаю это дело.

- То есть священническое служение дает вам основной доход?

- Конечно. Но плюс ко всему у меня пищевая безопасность: я всю еду сейчас практически изготавливаю сам.

- И перспективы есть?

- Всё зависит от меня, от моего искусства. От трудолюбия.


У отца Владимира и изготовление, и хранение сыров - строго по технологии. Но и творчество тоже необходимо.

- Но ведь одного только искусства - мало. Нужен стартовый капитал, технологии, нужно договариваться с фермерами.

- Это все приходит со временем. Я прошел курс обучения в Угличе. Там старейший Всероссийский научно-исследовательский институт маслоделия и сыроделия. Основание сыроделия в России положено нашим отечественным подвижником, братом известного художника-баталиста Василия Верещагина - Николаем Васильевичем Верещагиным. В середине XIX века он загорелся идеей сыроделия, обучился в Европе технологиям и привез их в Россию, создавал школы, в которых обучал крестьян. Это и было его целью: дать надежду на достойную жизнь крестьянам, которые после освобождения от крепостного права оказались вне привычного уклада жизни, когда чуть не всё за них решал барин. Верещагин дал им возможность открыть свое дело и содержать семьи.

- А бывает так, что вступают в противоречие ваши обязанности священника и работа сыровара? Например, подготовили молоко - и вдруг звонят, надо покойника отпеть. А молоко же может испортиться.

- Накладки бывают, а противоречий нет. Всё решаемо. Всё надо успевать. И мои священнические обязанности всегда на первом месте.

- Помогают вам ближние ваши?

- Помогают. Я не сижу за рулем, жена меня возит за молоком.

Продолжая тему о крестьянской жизни: я думаю, что для сельских жителей заниматься сыроделием выгодно. Многие привыкли по-советски жить, больше полагаться на кого-то другого. Ждать помощи. А надо просто заканчивать цикл до конца. Допустим, ты выращиваешь мясо, но продавать мясо дешево. И сроки реализации его короткие. А если перерабатывать мясо, делать из него копчености, колбасы, вяленые продукты, - это уже будет с выгодой оправдывать вложенные затраты и труд. Можно даже покупать мясо на рынке, перерабатывать его и продавать варено-копченые колбасы, сырокопченые, сыровяленые… Весь спектр мясной продукции.

- Для производства качественного сыра нужно соблюдение технологий и условий хранения. Нужно специальное помещение…

- Чтобы сыр был качественный, прежде всего нужно качественное молоко. Можно просто на кухне делать дезинфекцию - я, например, провожу озонирование. А для хранения - несколько холодильников. Приобрел специальные фармацевтические холодильники с нужной температурой и влажностью.

- То есть сейчас у вас пока больше затрат, чем прибыли.

- Ну да, сейчас я так вложился, у меня профессиональная сыроварня.


- Сыры у вас двух сортов?

- Пока двух. Но я думаю в перспективе о выпуске разных сыров. Могу делать сыры гауда, качотта, моцарелла, белпер кнолле, сопутствующие сыры - рикотта, фета, брынза…

- Есть возможность расширять ассортимент, если будет спрос?

- Спрос, мне кажется, всегда будет, потому что даже в Самарской области не так много сыроварен. Знаю не больше пяти частных сыроварен.

И вот я думаю, что каждый фермер может что-то производить уникальное и за счет этого жить. В деревне работы на самом деле много. Нужно просто не бояться браться за новое. Найти свою стезю и делать то, что хорошо получается.

- Время остается для домашней молитвы? Или с ног валитесь после службы в храме, а потом еще и «второй смены» в сыроварне? К тому же и дети требуют внимания, сил.

- Сейчас-то уже почти все дети повзрослели, разъехались. С нами только младшая дочь Ксения, остальные в Самаре. Учатся в институтах, Мария уже окончила.

А молитва… Когда работаю, тогда и молюсь, одно другому не мешает. Сейчас вот и при монастырях открываются сыроварни, монахи держат их, чтобы помочь в содержании своих обителей. И трудятся с молитвой. Стараюсь и я так же.

У меня не получается найти благотворителей. Но на то, наверное, и Божия воля есть: как-то надо прожить, и я задаю себе вопрос, а что могу сделать для того, чтобы люди тоже помогли мне финансово? И в этом тоже есть служение Богу, когда ты что-то хорошее делаешь для людей, с душой, качественный продукт. Ты им это предлагаешь, а они в качестве благодарности дают тебе за это какую-то денежку. Думаю, в этом нет духовного противоречия. Духовная жизнь - это ведь просто любить Бога и ближнего. А когда ты делаешь что-то с любовью, натуральное, качественное, это и есть выражение любви к ближнему. Причем деятельное выражение.

Времени в селе хватает. Просто иногда бывает много работы в церкви, иногда затишье. И во время этого затишья появляются мысли: чем бы заняться. Начинаешь себя реализовывать, получается то одно, то другое. Времени свободного не остается. А для чего оно нужно, свободное время? Если ты ничем не занят, в голову лезут всякие ненужные мысли. И когда проникаю глубже в то, как устроено производство сыра, как работают белки, жиры, углеводы, ферменты, микроорганизмы, как всё это друг с другом взаимодействует… - открывается, как дивно устроен Божий мир. Привычное молоко, белая жидкость… - а это целый мир, вселенная! И происходит некое чудо, когда из простого молока получается сыр. Один известный сыродел сказал: «Сыр - это прыжок молока в вечность». И правда: молоко - скоропортящийся продукт, а сыр может годами храниться. Хороший пармезан хранится 3-4 года. Ну а для молока четыре года - это вечность! Очень интересно само это превращение.

Когда человек начинает разбираться в какой-то области, ему некогда - и незачем - унывать. Надо трудиться. Это в основе всего благосостояния человека и его духовного совершенства. Вот есть в Евангелии притча о том, как господин раздавал дары своим рабам, и кто-то их умножил, а кто-то закопал в землю. Я хочу сказать, у каждого человека есть дар. Бог о каждом позаботился, чтобы он не умер с голоду, чтобы жил хорошо, в достатке. Эта забота выражается в том, что у каждого человека есть то, что он может делать лучше других или к чему у него душа лежит. Кто-то сваривает металлические конструкции, кто-то хорошо обрабатывает дерево или кожу…

- А кто ничего не умеет, тот статьи пишет! Это я про себя…

- Ну это же тоже - дар слова. И я к чему об этом: нужно развивать в себе дар Божий, не зарывать в землю. И тогда никогда не будет уныния. Когда же человек зарыл в землю свое умение, его душа подсознательно чувствует уныние от того, что он это ценное умение зарыл в землю, что не реализовал тот дар, который ему Бог дал. И от этого у него возникает чувство скорби, которое человек часто путает с унынием. Мы должны трудами славить Бога! Не только языком, но и трудами своими. Человек же создан по образу и подобию Божию. А это подобие не внешнее. Человек наделен творчеством - и тем уподобляется Творцу! Бог дал нам свободу, чтобы мы могли создавать мир вокруг себя, свою вселенную. И если мы наполним ее трудами, славословием Божиим и любовью друг к другу, то мы будем жить как в раю. Если мы ее наполним унынием, ленью, бездельем и всякими пороками, то будем жить как в аду. И ад, и рай внутри нас есть. Царство Небесное внутри нас есть, но и тьма кромешная тоже внутри.

- Сыр - духовный продукт?

- Я думаю, что духовный. Потому что молоко - основа жизни. Колыбель жизни. И сыроделие - это искусство, на самом деле.

- Значит, вы тоже какое-то творчество вносите свое?

- Безусловно. Есть технологии, которых ты должен придерживаться, но зная и понимая их, ты можешь что-то менять и делать свои уникальные сыры. Да и вообще невозможно повторить сыр в точности. В Голландии делают гауду - но точно такой сыр невозможно делать в России. Другое молоко, другие условия, все другое там. Да и не может быть двух одинаковых сыров. Что-то свое создаешь - и есть куда расти, оттачивать мастерство. В мире полторы тысячи сортов различных сыров. С уникальным вкусом. И можно всю жизнь совершенствоваться в этом.

- Все-таки когда делает сыр человек верующий, и тем более священник, это как-то отражается дополнительно в свойствах и качестве продукта? Ведь вы же с молитвой сыр готовите…

- Насчет какого-то отличия не берусь судить. Но молюсь, конечно. Приступаешь к работе: «Господи, благослови!» - и еще молитвы читаешь. Потому что есть определенные риски, что-то может пойти не так… А молитва обязательно нужна в любом деле.

- Вы были друзьями с игуменом Петром (Лукановым). Исполнился год, как его нет с нами…

- Это такая невосполнимая утрата - у меня такое чувство, как будто родного брата потерял. Мы были с ним очень близки. Обсуждали различные проблемы, были откровенны друг перед другом, ничего не скрывали, каждую боль свою несли друг другу. Исповедовались друг другу, мы полностью доверяли друг другу. Когда я узнал о том, что произошло, несколько дней плакал. Это как половина меня вот отвалилась.

- Батюшка, почему он умер? В нем такая сила была духовная, за ним люди бежали.

- Когда-то у него были болезни, гепатитом переболел. Ну вот эта напасть… Я не стараюсь искать какие-то мистические смыслы. Просто проблема смерти любого человека в том, что мы ее не осознаем. Мы не осознаем себя смертными, мы живем как безсмертные. И мы много времени тратим напрасно, как будто мы никогда не умрем. Даже вот из-за этого сыроделия я вижу, насколько хрупок мир, насколько жизнь наша хрупка, уникальна и потрясающа. И каждый из нас может преставиться в любую минуту. Столько жизненных процессов происходит в каждом человеке, что он живет лишь по милости Божией. Любой, самый незначительный процесс прекратится в человеке, и человек умрет. К сожалению, это случается. Я думаю, это случилось с отцом Петром. Божия воля, наверное, такая… Я не хочу вдаваться в предположения о Промысле Божием, но мы ведь всегда должны выносить что-то положительное из всех событий - хороших и печальных. И эта неожиданная мысль должна заставить нас задуматься о том, что нельзя тратить время своей жизни напрасно.

Отец Петр не хотел умирать! Его друзья мне рассказывали, как просили его, когда он лег в больницу: «Отец Петр, не умирай!» А он рассмеялся: «Да ты что! Я и не собираюсь умирать!» А его не стало. И мы все не знаем, что делать. Мы не можем осмыслить это событие. Не стало моего близкого друга - и как в песне Высоцкого: «…А вокруг тишина!» Я до сих пор жду - вдруг он позвонит!.. Какая-то глупая, наивная надежда осталась, что вот сейчас он позвонит и скажет: «Отец, ты как там? Я приеду к тебе».

- Какой-нибудь случай про него расскажите.

- Одни раз отец Петр приехал ко мне с насельником своего монастыря. Есть много проблем в устройстве монастырей, и я неудачно пошутил: «Ты как барин, а они как твои крепостные… Ну как там твои крепостные?» А он возмутился всерьез: «Ты что, какие крепостные? Они люди прежде всего. И я никакой не барин. Ты так больше не шути!» Мне было неприятно, что я такую глупость сказал. Он ко всем относился с любовью. Человек оступился в жизни и ему некуда приткнуться, он все потерял, - такие люди приходят в монастырь, обуреваемые своими страстями, и мы, люди благополучные, успешные, часто относимся к ним с пренебрежением. Конечно, помогаем, но есть некое недоброе чувство при этом. А вот отец Петр всегда относился ко всем с любовью. И действительно притягивал людей. Он всегда мечтал о спокойной жизни, но не мог жить спокойно. Построил один монастырь - и сразу за второй… «Ну, наконец-то меня отправили в Чубовку, буду там спокойно доживать свой век!..» А тут же превратил Чубовку, захудалый сельский приход, чуть ли не в лавру! Столько всего понастроил: братский корпус, детский городок деревянный с башнями и прочим…

- Советы давал вам когда-нибудь?

- Да не было у нас какого-то особого духовного общения. Мы были просто друзьями. В основном обсуждали церковные проблемы - то, что нас окружало. На что-то сетовали…

- А где вы подружились?

- Мы рукополагались чуть ли не в один день. Я пораньше немного: он в иеродиакона, а я уже в священника. Сорокоуст проходили вместе в Покровском соборе. И с того времени мы дружим - уже 23 года.

- И последнее. Сколько ни произноси: халва… халва... во рту слаще не станет. Где можно приобрести ваш сыр?

- Звоните мне по телефону 8-927-015-99-77. Обо всем договоримся.

Антон Жоголев.

91
Ключевые слова сыроделие
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2022 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru