Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Зуевский батюшка

В канун своего церковного юбилея протоиерей Борис Хаустов рассказал о своем пастырском пути.

В канун своего церковного юбилея протоиерей Борис Хаустов рассказал о своем пастырском пути.

В этом году исполнилось 20 лет дьяконской хиротонии давнего друга редакции «Благовеста», настоятеля Михаило-Архангельского прихода села Зуевка Нефтегорского района Самарской области протоиерея Бориса Хаустова. На подходе уже и его двадцатилетие служения в сане священника. В дни своего церковного юбилея отец Борис пришел в редакцию и по нашей просьбе рассказал, как всё было. А заодно уже поведал и о том, как дальше складывалось его служение в священном сане.

- Всё как-то неожиданно получилось… - вспоминает отец Борис Хаустов. - 31 июля, в канун праздника Преподобного Серафима Саровского, вечерняя служба уже дошла до полиелея. И вдруг звонок из Епархии: меня срочно вызывают на ставленническую исповедь. Я тогда был алтарником в Кирилло-Мефодиевском соборе. Но это сейчас он - величественный собор, а тогда стройка еще только начиналась и службы шли в бывшей столовой пионерского лагеря. Поехал к духовнику епархии, приснопамятному протоиерею Иоанну Букоткину. А на следующий день уже хиротония. Меня ждали на праздничной службе в Новокуйбышевске, в Свято-Серафимовском храме. Всё как во сне происходило…

У нас в семье не было церковных традиций. Даже не крестили меня в детстве. В юности считал себя чуть ли не безбожником. Но еще со школы мучил вопрос: почему всё так премудро устроено? Откуда вся эта красота, звезды над нами - зачем? И только во время службы в армии стал находить на это какие-то ответы, подходить к сознательной вере… Хотя самый первый духовный опыт у меня начался еще лет в десять, наверное. У тетушки в доме была простая иконка бумажная, напечатанная. Это была икона Господа с предстоящими святыми. И вот когда я, маленький, заходил в комнату, где была икона, особенно если один там был, то всегда казалось, что на меня с иконы, как через окно, смотрит Сам Бог и святые… Это было первое соприкосновение с духовным миром.

Господь от многих бед уберегал, да даже и до рождения еще охранял меня, ведь мог бы и не родиться вовсе… Однажды чуть сосулькой не убило. Иду по городу, и вдруг какой-то властный помысел вошел: «остановись». Остановился - и сосулька грохнулась рядом, сделай хоть шаг еще - убила бы. Однажды чуть не утонул. Бог тогда спас меня чрез людей.

Служил в армии в Москве, но была долгая командировка в Санкт-Петербург. Служба там была не тяжелой, даже время свободное находилось. И вот через год службы вдруг появилось желание посетить Александро-Невскую Лавру. Но до отпуска у меня никак не получалось пойти в храм. И как раз в отпуске, дома, в Самаре, первый раз не порог даже церковный переступил, нет, до этого было еще далеко, а хотя бы вошел на церковный двор. Это было летом 1991 года. В Покровском соборе освящали казачье знамя. И вот я туда пошел. Был молебен, а потом как гром среди ясного неба звучала проповедь священника!..

Как приехал в армейскую часть, твердо себе сказал: в первый же увольнительный пойду в Лавру. Там я впервые переступил порог храма. Тогда во всей Лавре был единственный действующий храм - Свято-Троицкий собор. Остальные здания еще не были переданы Церкви. Я вошел в храм вскоре после праздника Бориса и Глеба, в тот день была память Смоленской иконы Божией Матери - Одигитрии. И с тех пор с этим образом меня много что связывает. Там же в Лавре принял святое крещение. К тому времени уже отслужил срочную, но с отправкой домой почему-то вышла задержка на две недели. Времени было много. Тогда-то я и крестился.

С тех пор я ни разу не был в Александро-Невской Лавре. Но все же надеюсь там обязательно побывать...

Родители мои простые рабочие. И я звезд с неба не хватал. Закончил ПТУ в Кинеле, получил специальность «тракторист-машинист широкого профиля». Работал на Авиационном заводе. Ходил по воскресеньям на службы в молельный дом, он был на том месте, где сейчас уже давно построен большой Воскресенский монастырь. Наступили трудные 1990-е годы. И нам на заводе перестали платить зарплату. Как выживать?.. Решил искать другую работу. Обратился к настоятелю Воскресенского храма отцу Феодору Глушакову (ныне он Епископ Серафим) за благословением перейти на другую работу. А он так внимательно посмотрел на меня и… предложил стать алтарником. В алтаре я многому научился у отцов Воскресенского храма. Полюбил уставное богослужение, был научен тому, в каких книгах про какие службы церковные находить и читать. О священстве еще и не помышлял тогда. Хотя в родстве были священники, монахи и монахини. Может, их молитвами и пришел к Богу.

- Давайте вернемся памятью в тот день 1 августа 1999 года…

- Ехал на службу как в тумане. Подвез меня в Новокуйбышевск в ту пору секретарь Епархии протоиерей Виктор Ушатов. Рукополагал Владыка Сергий. А водил вокруг престола протодиакон Анатолий Горностаев. Потом он же и обучал меня дьяконскому служению (он похоронен во дворе Покровского собора). Одиннадцать месяцев - день в день - служил я диаконом. 1 июля 2000 года была ставленническая исповедь (отец Иоанн Филев уже принимал ее). Рукополагали меня в священники в Покровском соборе в праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших.

- Кто повлиял на ваш жизненный выбор?

- Был такой период, когда навалились на меня тяжелые искушения. Не знал, что и делать. Уже было думал уйти из алтарников. Поехал за советом в Кинель-Черкассы, к блаженной Марии Ивановне Матукасовой (потом она стала схимонахиней). Она не благословила меня уходить из алтаря. Сказала только: «Молись… молись… куда пойдешь?..» И действительно, куда пойти? Даже в другой храм удалось перевестись мне только через год. Взяли алтарником в Кирилло-Мефодиевский собор.

Епископу Серафиму и блаженной Марии Ивановне очень благодарен. Даже не знаю, что было бы со мной, если бы не их участие в моей судьбе.

- А потом вы еще обращались к блаженной Марии Ивановне?

- Было! Вскоре опять поехал в Кинель-Черкассы. Привез туда молитвослов. Женщина-сторож в том храме попросила: привези. А у меня как раз был нужный молитвослов. Даже не за советом ехал, а только книгу отдать. Приехал, отдал, сижу и жду следующей электрички, чтобы домой поскорее вернуться. И тут вот неожиданно для себя получил от матушки Марии благословение на священство. Проходит мимо и скороговоркой, будто и не мне, говорит: «Женишься, батюшкой будешь…» Я даже не сразу понял, что это она про меня сказала. А та женщина-сторож, которой я молитвослов привез, объяснила: тебя блаженная только что на священство благословила! Вот это да...

И в третий раз блаженная Мария Самарская мне помогла. Что-то у меня личная жизнь не клеилась. Подумал, может, это мне Бог пути закрывает и надо монашество принять? Стал меня этот помысел безпокоить. А тут как раз предложили постригаться в монахи и сразу рукополагаться в диаконы для служения в Кирилло-Мефодиевском соборе. Поделился с духовником, отцом Олегом Китовым (он отошел ко Господу иеромонахом Георгием). Батюшка мне говорит: вопрос важный, надо к старице ехать. Поехали с ним к блаженной Марии Ивановне. Даже и не я сам, а отец Олег блаженную спросил, что мне делать. Она мне ответила: «Женись, женись… Я свадьбы люблю». Так вот все мои сомнения отпали.

Стал я молиться, чтобы Бог дал невесту. И тут мне опять отец Олег помог. Много он для меня сделал. В храме познакомил с девушкой: она с мамой ходила на службы в церковь, а я алтарничал. В 1998 году мы познакомились. И вскоре по молитвам духовника повенчались. Теперь матушка Ольга у меня в храме за псаломщика, помогает. Четверо детей у нас растет. Отец Олег стал еще и крестным отцом нашей старшей дочери. Ей уже 18 лет.

- Хороший вы священник?

- Узнаю точно только на Суде Божьем.

- Говорят, раньше вы строгий были…

- Это, наверное, те говорят, кто со мной не сталкивается. Вся моя суровость связана с одним: чтобы не «хулиганили» в храме на службах. Ну вот представьте, во время Евхаристического канона одна прихожанка начинает на другую кричать… И это во время самой главной части Литургии!.. Я, конечно, в таких случаях не могу молитву остановить, но потом обязательно выскажу, объясню, что такого делать нельзя. Борюсь с собой, но с горячностью своей в таких случаях не всегда справляюсь. Хотя иногда ведь и горячность может оказаться во благо.

- На исповеди строгий вы?

- О Таинстве Исповеди вообще говорить не нужно. Причем не только священник не имеет права никому говорить (об этом все знают). Но и тот, кто исповедался священнику, тоже не должен о своей исповеди никому рассказывать. Тайна исповеди - это двоякий запрет, для обоих. А у нас то и дело спрашивают: а чего ты сказал батюшке? А чего батюшка тебе ответил? Неправильно, недопустимо! Всё сказанное на исповеди должно остаться между вами двоими - и Богом. Вот проповедь обращена сразу ко всем прихожанам. Но даже простую духовную беседу с батюшкой не надо другим пересказывать. Иначе могут не так понять, отнести совет батюшки, обращенный к конкретному человеку, на других людей. И выйдут искушения. Это не мое лишь мнение, а церковные каноны.

- Как складывался ваш священнический путь?

- Сначала направили в село Большая Рязань. Служил там полтора года и был первым постоянным священником (до этого были командированные). Хор у нас был старательный…

Потом перевели в Казанскую церковь на Мехзаводе. Храм тогда уже был построен. У его настоятеля, протоиерея Вадима Подолько, многому научился. Он строгий, порядок любит. Его пример потом пригодился. Ровно год там пробыл, и не зря то время прошло. Посмотрел, как он служит, что и как делает.

А следующим местом служения был вот этот (мы сейчас здесь беседуем в редакции «Благовеста») - Крестовоздвиженский приход. Восемь лет здесь послужил. Какие-то свои задумки тут удалось осуществить. Но потом, к сожалению, такой возможности не стало. Начались искушения, отношения изменились… Что-то надломилось, какое-то раздражение стало копиться. Но зачем сейчас это вспоминать?.. Просто храм этот крестный, вот у него потому и такая нелегкая крестная судьба. Где святость, там легко не бывает.

Во время моего служения в Крестовоздвиженском храме пришел к нам сюда «Благовест». Я уже знал, что редакция газеты много сделала для того, чтобы здесь, в разрухе, в разорении - ведь без окон и без дверей, в запустении стояло много лет это здание, - был организован приход. Отец Олег Китов рассказывал, как «Благовест» ему помог получить помещение для храма, обустроиться здесь. И так мы несколько лет провели с вами в добрососедстве. Отец Олег всегда хотел, чтобы здесь была редакция газеты. Даже мечтал при храме открыть маленькую типографию.

- В те годы и мы вас получше узнали.

- Но не слишком долго мы были рядом. Указом Правящего Архиерея был переведен настоятелем Михаило-Архангельского прихода села Зуевка Нефтегорского района. И вот уже десять лет здесь служу. Еще один юбилей…

- Мы тогда шутили: «настоятель орехово-зуевский» (по соседству у вас ореховский приход). А есть в Подмосковье очень известная Архиерейская кафедра - Орехово-Зуевская…

- Шутки шутками, а связь между нашими приходами действительно есть. Первый приход в Зуевке начали строить в 1834 году. Через два года освятили церковь в честь Николая Чудотворца. До начала ХХ века в нем служили. Храм был большой, на 1800 человек, а все равно уже не вмещал он всех жителей села, приходивших по праздникам молиться. Решили строить еще более вместительный приход. А тот старый храм раскатали и перенесли как раз в соседнюю Ореховку. Там он до сих пор сохранился и даже никогда не закрывался - в самые тяжелые годы гонений на веру в Ореховке не прекращались службы.

Зуевка тогда была очень крупным селом. Зуевское благочиние было в ту давнюю пору. В селе находилось реальное училище. Вот и решили строить более просторный храм. В 1911 году был построен новый храм, он вмещал уже более двух с половиной тысяч человек. Три престола в нем было! Но храм этот простоял недолго. После революции церковь закрыли, в церковное здание стали ссыпать зерно. А последнего зуевского священника, отца Евгения Кроткого, верующие тайком, ночью увезли из села на подводе, иначе его бы арестовали и, скорее всего, расстреляли. В 1960 году храм был полностью разрушен. Мне показали те дома, которые построены - и до сих пор стоят! - из церковных бревен. Пытались тогда и святой источник в Зуевке завалить, но как-то удалось с местными властями договориться. Верующие продолжали там молиться, но когда приезжала комиссия, об этом узнавали заранее, и никого на источнике в это время не оказывалось. Комиссия, довольная тем, что с «предрассудком» покончено, уезжала, и верующие возвращались к источнику.

- Когда начал возрождаться зуевский приход?

- Сельчане решили: пора возрождать храм. Председатель зуевского сельсовета Нина Александровна Леус - она верующая женщина, наша прихожанка, - подготовила нужные бумаги, ее поддержали многие жители села.

Когда я приехал в Зуевку, был уже открыт молельный дом в бывшем спортзале старой школы. Всё необходимое для проведения богослужений уже имелось. Службы в Зуевке возобновились в 1994 году. До меня там уже было два священника, отец Михаил и отец Виктор. Когда-то сельчане «бунтовали» против моего предшественника, доброго пастыря (сейчас и они с этим согласны) отца Виктора, он погиб потом в автокатастрофе. А теперь, бывает, на меня шумят. Но ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

Стараюсь построить большой храм в селе. Уже есть выделенная под строительство храма, отгороженная земля, уже освященная, с поклонным крестом. Есть проект, прошедший все согласования. Очень надеюсь храм построить!.. Он будет значительно меньше того храма, какой был до революции в селе. Но по совету архитектора будем строить храм на сто пятьдесят человек, то есть по современным меркам этот сельский храм совсем не маленький. Храм будет каменный. Но дел осталось - начать и кончить…

- Расскажите про ваше село.

- В Зуевке родился Герой Советского Союза Михаил Павлович Агибалов, в честь него в Самаре названа улица. Звание Героя он получил в боях с японцами на реке Халхин-Гол в 1939 году, был тогда командиром танка. Когда началась Великая Отечественная война, он рвался на фронт, но его старались беречь, не пускали на передовую. Тогда капитан Михаил Агибалов направил письмо в газету «Правда», где просил направить его на фронт. И в самый драматический момент, когда враг рвался к Москве, Агибалов получил приказ оборонять столицу. Он погиб 17 октября 1941 года. В Зуевке сохранился дом, в котором он жил. На нем сейчас мемориальная табличка. Его отец был на селе кузнецом, он принимал активное участие в строительстве второй зуевской церкви.

В Зуевке с 1923 года жил еще один будущий Герой Советского Союза - Григорий Андронович Чех. Его семья приехала к нам в Зуевку из Полтавской области, с Украины. Он окончил Казанское военное училище, участвовал в боях с японцами у озера Хасан, за что был награжден орденом Красного Знамени. В апреле 1945 года за мужество и отвагу командиру 315-го гвардейского Корсунского истребительно-противотанкового артиллерийского полка Григорию Чеху было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны он к нам в Зуевку уже не вернулся, жил в Подмосковье. Но село сохранило память о еще одном своем герое.

Сегодня в Зуевке живет тысяча триста человек. Я знаю пока что не всех сельчан, а только тех, кто в храм ходит. А на службы ходит по сельским меркам немало народа. По воскресеньям и праздникам причащается на Литургии до восьми-десяти прихожан. Пытаюсь бороться с предрассудками косными. Например, у нас в Зуевке многие убеждены, что если поминки, то и в храм идти не обязательно. И откуда только взялось такое поверье? Если обычно двадцать человек у меня на службе, то когда в селе поминки, может прийти только десять. Даже на праздники! Даже на Пасху!.. Почему-то поминки ставят выше церковных праздников. Хотя вполне могут прийти и туда, и сюда.

Хотелось мне начать такую традицию: на праздники ходить Крестным ходом от храма до святого источника. Но оказалось, не всегда это возможно в наших условиях. Бывает, что на службе совсем нет мужчин, некому нести крест впереди Крестного хода…

Исповедую я прихожан не спеша. В селе же спешить особо некуда. Стараюсь вечером после богослужения исповеди принимать, чтобы у людей был дополнительный стимул прийти на вечернюю службу в церковь. А так бы совсем мало людей вечером в церковь ходило.

- Много говорят о том, что сельское духовенство материально живет тяжело. А у вас к тому же большая семья. Как сводите концы с концами?

- На жизнь хватает… Даже и на какие-то материальные блага деньги находятся. Не нищенствуем. Старшая дочь вот учится в строительном колледже. А младшему ребенку всего четыре года. Достаток нашей семьи целиком зависит от прихожан. Отпеваний обычно одно-два в месяц. И если не ставить жестких расценок на отпевание покойников, а также на крещение, венчание, то батюшке только лучше от этого. Пока вот держусь! Сколько дадут за требу, за то и слава Богу. А требы у меня есть, ведь в мой приход входит еще одно село - Богдановка Нефтегорского района.

При храме церковный дом, в нем и ночую. В Самаре бываю только наездами. Удобств в доме почти что не было раньше, так что матушке и детям было там нелегко, жили и в городе, и в деревне. А сейчас и удобства стали появляться. Всем полегче стало. До города больше ста километров, так что больно-то не наездишься. Машину вазовскую, пятнадцатой модели, мне отец подарил. Старенькая машина, но ничего, возит, не жалуюсь. Нравится мне деревенская жизнь. Сейчас огород, правда, забросил, земля уж очень тяжелая. Но хочу удобрить ее и снова начать хозяйство.

Зуевка входит в Нефтегорское благочиние Кинельской и Безенчукской епархии Самарской Митрополии. Наше благочиние все эти годы возглавляет протоиерей Николай Советкин, щедрый душой человек. Так вот, отец Николай регулярно собирает у себя священников благочиния, как-то нас объединяет, чтобы собратья по алтарю общались и дружили между собой. Это важное дело, я считаю.

- Хотели бы вы и дальше служить в Зуевке?

- Это как Бог даст. Ну а я одного хочу: чтобы побольше людей ко мне в храм приходило. А то вот построю храм, и вдруг люди не пойдут в него на службы? Как подумаю, больно становится от таких мыслей. Хочу, чтобы много-много сельчан со мной вместе молились... Литургия только и утешает меня. В алтаре как дома нахожусь. Мне там легче, мне там проще. Да, я там как будто дома, хоть ночуй в алтаре. Понимаю, нельзя… А вот когда был алтарником, случалось, в пономарке ночевать приходилось. Служба церковная и укрепляет, и утешает, и поддерживает. Враг, бывает, искушает сомнениями, так ли живу, не без этого. Но гоню сомнения прочь. В целом вполне доволен своей судьбой. Ведь тут как? Назвался груздем - полезай в кузов…

Записал Антон Жоголев.

Фото автора.

Призываю принять участие в строительстве Православного храма в честь Архангела Михаила в селе Зуевка Нефтегорского района Самарской области. Прошу оказать посильную материальную помощь в строительстве храма. Мы с благодарностью в нем будем молиться о строителях и жертвователях святого храма сего. С Божией помощью будем возрождать духовность и распространять веру Христову!

Настоятель протоиерей Борис Хаустов.

Почтовый адрес для денежных переводов: 446606 Самарская область, Нефтегорский район, с. Зуевка, ул. Школьная, д. 1, Хаустову Борису Михайловичу.

Банковские реквизиты:

ОГРН 1036303384094
ИНН 6377003503КПП 637701001
Р/сч. 40703810654070101101
БИК 043601607
К/сч. 30101810200000000607
ПАО «Сбербанк»
Получатель: МРОП Приход храма в честь Архангела Михаила с. п. Зуевка муниципального района Нефтегорский Кинельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Назначение платежа: пожертвование на уставную деятельность.

Тел. 8-927-264-66-93.

e-mail: arkh.mikhail-zuevka@yandex.ru

148
Ключевые слова Храм Михаила Архангела
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
7
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru