‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Практическое руководство к умной молитве

Из богословских трудов схиигумена Агафона (Чеснокова).


Схиигумен Агафон (Чесноков).

Из богословских трудов схиигумена Агафона (Чеснокова).

См. также

Поскольку умной молитвой, Иисусовой молитвой - Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного - сейчас занимаются очень немногие, я оказался «рыбой на безрыбье» и дерзостно решил попытаться написать руководство к тому, в чем сам еще делаю первые шаги, хотя и пытаюсь вот уже более 30 лет «пойти туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что». Более способные молитвенники могут продвинуться (при условии смирения) во много раз быстрее. Однако, в любом случае молитва - это труд, а не удовольствие, хотя часто приносит радость. Молиться надо всегда: когда хочется спать, или когда скорби одолевают, при унынии и озлоблении. Постоянное покаянное состояние души обязательно для молящихся.

Каждый человек, монах или мирянин, должен понимать, что без личного контакта с Богом нет молитвы. Можно упросить святых о помощи в житейских делах, об избавлении от некоторых скорбей и болезней, но Отец наш Небесный ищет с нами личного контакта. И, если мы хотим стать Его сыновьями по благодати, нужно потрудиться. Личный контакт с Ним происходит в нашем сердце, коль скоро там не скачут, как обезьяны, различные помыслы и страстные размышления. А если скачут, как быть тогда? Конечно, их надо выгонять. Сердце должно быть приготовлено для Бога. Вычищено и вымыто, а если опять придут туда непрошеные гости, выпроваживать. Сделать это нелегко, ибо они много сильнее и хитрее нас. Однако, призвав на помощь Господа, мы достигнем цели тогда, когда мы этого сильно хотим. А кто хочет, тот должен учиться, ибо молитва - это труд, один из самых нелегких.

Данное руководство предполагает, что читающий и подвизающийся крещен, воцерковлен, имеет достойного священника-духовника, а также сам знаком с Иисусовой молитвой. Знакомство это не должно ограничиваться простым знанием слов сей благословенной молитвы. Подвизающийся должен иметь опыт частого ее повторения от полной: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» до простого церковного: «Господи, помилуй».

Как же освободить свое сердце от злых, а также от лицемерно-«добрых» помыслов, атакующих нас во всякое время?

I. Первую победу подвизающийся может одержать при помощи метода «трезвения». Метод прост и заключается в вопросе как бы самому себе: «О чем мне сейчас говорит помысел?» Или просто: «Какой у меня сейчас помысел?» Как только подвизающийся задает этот вопрос, не отвечая на него, он увидит, что помысла на самом деле нет. Если бы он имел духовное зрение, то успел бы увидеть в тот момент поспешно удаляющегося беса. Бесы-помыслы не любят внимания. Они предпочитают, чтобы человек принимал помыслы как свои мысли и думал, что он сам себе мешает.

II. В образовавшуюся таким образом сердечную пустоту подвизающийся должен поместить Иисусову молитву и читать ее до тех пор, пока в сердце не прорвется новый помысел, и тогда, чтобы его прогнать, повторить опять тот же вопрос. Так следует тренироваться, и частым повторением довести это умение до совершенства. Бог весть, сколько на это потребуется времени. Смотря кому и смотря какое рвение проявит подвизающийся.

III. Следует также часто стараться опускать ум в сердце до физического ощущения его там пребывания. Старцы называли это «затвором». Истинный затвор в этом и состоит, а не во внешних дверях, закрытых на замок.

Понятно, что все вышесказанное можно выразить словами народной сказки: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Однако ничего невозможного в этом нет, чему много есть святых свидетелей, прошедших этот путь. (К сожалению, очень важный аспект, связанный с тем, как именно «опускать ум в сердце», прописан здесь лишь бегло, без указания на то, как именно правильно и безопасно для подвизающегося это сделать. И потому следовать этому совету нужно с должной осторожностью - А.Ж.)

Еще раз повторим, что необходимо частое повторение. Большой опасностью на этом пути является быстро пришедший «успех». Тот, кто не прошел путь смирения под руководством опытного духовника, попадает в опаснейшее состояние, называемое в духовном пути «прелестью», а в миру - душевной болезнью. Таким образом, «успех» превращается в сокрушительное поражение тех, кто, не смирив гордыни, взялся за «умную молитву». Таковым лучше бы пока что читать только по писанному. Когда же смиренный молитвенник без вреда для своей души начнет понемногу пожинать плоды молитвы в виде спокойствия ума и отсутствия помыслов, ему следует идти дальше.

IV. Есть и еще способ, часто применяющийся подвижниками. Это называется «иметь кошку». Молящийся как бы [представляет, что] держит на привязи зверька, который хватает любую мысль, появляющуюся в голове.

Вышеуказанные упражнения в Иисусовой молитве ведут к спокойствию духа, всякие случайные мысли уходят, ум погружается в сердце, сосредотачивается в нем, и как бы входит в самого себя: «ум входит в ум».

Естественно, что, занимаясь умной молитвой, следует быть в ладу с собственной совестью, исповедоваться и причащаться Святых Таин, и иметь благословение на то собственного духовника, а также неленостно посещать церковные службы, количество которых устанавливает духовник.

Далеко не лишним будет также напоминание о том, что Иисусова молитва творится в покаянии.

83
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru