‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Зарубки на память

Своими размышлениями делится доктор филологических наук, профессор Владимир Иванович Мельник, г. Москва.

Своими размышлениями делится доктор филологических наук, профессор Владимир Иванович Мельник, г. Москва.

В тесном углу

Монахи Саровского монастыря знали, что в келье Батюшки Серафима была еще одна келья — молитвенная. Это был закопченный тесный угол между печью и стеной. Туда невозможно было войти, но только протиснуться боком. В этом тесном уголке Батюшка Серафим охватывал умом и молитвой всю вселенную. Угол этот стал легендарным — и теперь о нем знают почти все почитатели Преподобного Серафима Саровского.

Но сколько таких уголков на белом свете! Помню одну старушку в высотке напротив. Рано утром она выходила на лоджию, открывала дверцы шкафа и истово крестилась. Церкви-то были закрыты в то время, а домашние, видно, посмеивались над нею. Вот бабуля и скрылась в своем тесном углу. Вспоминаю также, как в советское время мой папа втискивался между кухонным сервантом и стеной — и там стоял в молитве, шевеля губами. Я ни разу не услышал, какие молитвы он читает: он хранил это в тайне. Потом, в период уже перестройки, он сдал свой партбилет в райком партии. Мы с ним, к сожалению, никогда об этом не говорили: я был тогда не готов к этому, а папа так и ушел к Богу со своей тайной.

Первый лауреат Патриаршей литературной премии (2011 г.) писатель Владимир Крупин.

Удивляюсь, как он сохранил религиозность в советское время, кто научил его молиться. В пять лет он потерял мать, раскулаченный отец (у него была лошадь — стало быть, кулак) бежал с Украины на Дальний Восток. Папа ночевал на сеновале у вышедшей замуж старшей сестры. Может быть, горькая сиротская доля и была его учителем в молитве? Бог не оставлял его. Откуда папа мог знать, что в день моего рождения отмечается праздник Святителя Тихона Задонского? А ведь он предложил назвать меня Тихоном. Мама не послушала.

Советское время само загоняло чистые души в тесные углы и невольно делало людей учениками Батюшки Серафима. Благодати не было в широком мире, но в тесных-то углах она была...

Раб Божий Иоанн

Кто не читал «Обломова»? Кто не узнал в нем самого себя? Иностранцы, и те плачут над страницами романа и бьют себя в грудь: «Это я, я Обломов!» Что уж говорить о русских? В Европе все знают Обломова, а кто написал — не знают. Просто — русская сказка, фольклор. Вот это и есть настоящая слава для писателя — стать безымянным народным словом.

Долгое время считалось, что Иван Александрович Гончаров, автор «Обломова», к религии был равнодушен. А между тем он единственный из русских классиков, кто задумался и дерзнул написать, как действует Святой Дух в человеке, очищая его для Царствия Небесного. Это о Райском в другом его романе — «Обрыв». У него было три романа, и все на «О»: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

В этих романах Гончаров показал путь человека к Небу. В первом романе герой носит фамилию «Адуев» — от слова «ад». Во втором — «Обломов». А в последнем — уже Райский — от слова «Рай». Герой его как бы постепенно очищается и воскресает: восходит из ада в Рай. Во всех его произведениях герои молятся, припадают к Богу.

Нет, раб Божий Иоанн писал не об обломовском халате и лежании на диване — это внешнее! Он писал только о Боге и Его участии в жизни людей! И сам учился у Христа быть кротким, смиренным. Однажды он признался: «Я с умилением смотрю на тех сокрушенных духом и раздавленных жизнью старичков и старушек, которые, гнездясь по стенке в церквах, или в своих каморках перед лампадой, тихо и безропотно несут свое иго — и видят жизнь и над жизнью высоко только крест и Евангелие, одному этому верят и на одно надеются!

Отчего мы не такие. «Это глупые, блаженные», — говорят мудрецы мыслители. Нет — это люди, это те, которым открыто то, что скрыто от умных и разумных. Тех есть Царствие Божие и они сынами Божиими нарекутся!»

А как он умирал! После того, как он причастился Святых Таин, к нему пришел друг и стал его утешать:

— Не унывайте, Иван Александрович! Вы еще поправитесь…

А он спокойно ответил:

— Я знаю, что умру, ну что ж, пожалуй, я ведь спокоен. Я видел сегодня во сне Христа — и Он меня простил.

Какое уж тут «равнодушие к религии»! Имеющий уши — да услышит!

Притяжение Православия

Оптинский монах, писатель Константин Леонтьев еще в конце XIX века указал на причины сегодняшнего украинского кризиса. А также и на то, чем этот кризис может быть преодолен. Он писал: «Что, как не Православие, скрепило нас с Малороссией? Остальное все у малороссов, в преданиях, в воспитании историческом, было вовсе иное, на Московию мало похожее».

И что же произошло за сотню с лишком лет? По разным причинам у наших украинских братьев утрачивался дух Православия. Советская власть, католицизм и уния, ориентация на плотское, телесное, а вместе с тем — на близлежащую Европу, — всё это постепенно стало выветривать Православные идеалы из народной массы. В книжке начала 1990-х годов «Украiньска душа» (я купил ее в свое время в Киеве) говорится о чем угодно — об украинских песнях (действительно — прекрасные песни!), украинской истории, одежде, обычаях… Но ни слова о Православии! Сейчас дело дошло до захватов Православных храмов и даже до убийств Православных священников. Чем меньше Православия — тем меньше связи с Россией — тут Константин Леонтьев оказался прав. И вот второй уже президент самостийной Украины Леонид Кучма открыто заявил: «Украина — не Россия». А на Майдане через несколько лет подхватили: «Украина — це Еуропа!» Это сегодня на фоне европейских «гей-браков» и прочих диких новшеств то же самое, что сказать: «Украина — не Православная страна!»

Сейчас все мы являемся свидетелями серьезного заболевания украинской души, которая разрывается между Православием и религией вещей, религией устроенного земного быта. Борьба в национальном организме идет нешуточная. По-человечески понятно: уж как бы хорошо соединить земное и небесное (а Россия — несомненно, небесное учреждение, Она — не от мира сего). Но ведь сказано: «Не можете служить двум господам». История ведь когда-нибудь и закончится, потому что останется лишь горстка верных: это все равно когда-нибудь случится. Хочется надеяться, что не сейчас. Сегодняшняя Украина — лишь репетиция Апокалипсиса, апокалиптического искушения людей земной историей. Но, может быть, силы украинского народа еще сильны — и он выздоровеет? Поймет, что Украина, как и Россия, — это Небо? Ибо: «Царство Мое не от мира сего»…

Молитва и творчество

О писателе Владимире Крупине Валентин Распутин сказал: «Он у нас один такой».

А какой? Много лет пытаюсь вчитываться в тексты Владимира Николаевича. Лет пятнадцать назад еще дал своей диссертантке тему по его творчеству. И чем больше читаю, тем больше чувствую и обнаруживаю его главную особенность: он, возможно, единственный в современной России большой писатель с настоящей молитвенной жизнью. Казалось бы, это и так ясно: прочти его повествования о Великорецком Крестном ходе, о его паломничестве в Иерусалим — Православный писатель! Но писать-то многие пишут. А у Владимира Николаевича дар такой, что он потому и писатель, что — молитвенник. Его молитвенная жизнь неброско и почти незаметно, но неизбежно проступает в его рассказах, очерках и повестях. Молитвой пропитаны его произведения. Иной пишет — и при этом ходит в храм, молится. Молодец. А у Крупина молитвой движется художественное слово. Это совсем другое. Вот почему «он у нас один такой».

Владимир Мельник

Великий пост 2016 г. 

667
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
12
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru