Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Знамение времени

«Прошу вас остановить строительство крематория…»

Открытое письмо врио Губернатора Самарской области Дмитрию Игоревичу Азарову.

Открытое письмо врио Губернатора Самарской области Дмитрию Игоревичу Азарову.

См. также...

Уважаемый Дмитрий Игоревич!

Обращаюсь к Вам как Православный человек, журналист, писатель, председатель общественной организации «Алексиевское Братство». Обращаюсь к Вам и просто как житель Самары - города, в земле которого упокоились уже три поколения моих предков. Обращаюсь к Вам как к высшему должностному лицу Губернии, как к земляку-самарцу. Как к Православному человеку, не без Божьего Провидения, конечно же, вознесенному на такую административную высоту.

Уже несколько недель не стихают споры вокруг строительства в Самаре крематория. Жители поселка Рубежный города Самары буквально кричат о том, чтобы прекратилось строительство крематория около их домов. Собрано уже более 2100 подписей в интернете под петицией о прекращении этого строительства, и число этих подписей постоянно растет. Почему не доходят до сознания людей заверения чиновников в соблюдении «санитарных норм» и правильном оформлении документов на строительство? Эти люди, кто-то сознательно, а большинство не сознавая отчетливо, отстаивают свое право жить в наполненной благодатью окружающей среде. А строящийся под их окнами крематорий перечеркивает эти надежды. Почему? Потому что греховная скверна не укладывается в строго отведенные «санитарные нормы», она отравляет всё вокруг. И жители поселка Рубежный не желают растить детей рядом с фабрикой «утилизации человеческих отходов»; рядом с языческим капищем, лишь рядящимся в новые одёжки под видом технологии для сожжения человеческих тел; по соседству с «кафедрой безбожия», как в советское время называли такие печи для сожжения умерших. Жителей поселка можно понять, когда они требуют, чтобы крематорий строили где-то в другом месте, подальше от них. Но где ни поставь у нас эту печь, везде будет грех ложиться на душу каждого из жителей Губернии. И конечно же, в первую голову ответственны перед Богом те, кто принимал такое решение. Кто мог остановить такую вот стройку, но по соображениям экономическим или каким-то еще не сделал этого. Запустил маховик языческой огненной тризны…


Такие самодельные плакаты с призывом остановить строительство самарского крематория появились на въезде в поселок Рубежный.

Представьте себе на минуту, что на этой утилизационной фабрике, которая, как недавно изящно выразилось на встрече с общественностью одно весьма заинтересованное лицо, похожа на «обычное административное здание», появится вот такая вот скромная табличка: «Первый самарский крематорий построен в 20… году, начал работать … в годы работы (врио) Губернатора Самарской области Д.И. Азарова». Как Вам такая табличка? Но ведь даже если и не появится на крематории эта табличка, и без нее и Вы, и каждый житель Самарской области будут хорошо знать, в чье правление произошла эта духовная ошибка. Сколько же Ваших деяний на благо жителей Самары и области будут раз и навсегда перечеркнуты строительством этого сомнительного объекта? Кем Вы войдете в историю нашего края? Эффективным менеджером, крупным государственным деятелем, великим сыном Самарской земли, или же… «строителем» пресловутого крематория?! Тут не нужно, конечно же, судить с кондачка, ведь Бог милостив. Но все же мне кажется, что эта черная строчка про крематорий в Вашем послужном списке перечеркнет многое в Вашем достойном восхищения жизненном пути. Подумайте и об этом тоже… Ведь неспроста же Ваши предшественники на посту Главы города Самары Г.С. Лиманский, В.А. Тархов так неохотно, спустя рукава выслушивали предложения по строительству в Самаре крематория. И всячески отодвигали дату начала такого строительства. И теперь они при обсуждении этого судьбоносного для нашего города вопроса могут честно смотреть в глаза людям, а потом и держать ответ перед Самим Господом - ведь при их главенстве крематорий так и не был введен в строй! А Вы чем оправдаетесь? Какая такая экономическая необходимость толкает Вас на то, чтобы давать «добро» на такое злое начинание? Ведь даже по сообщению «Самарской газеты», еще целых десять лет Самара не будет знать никаких проблем с «расселением» на самарских кладбищах упокоившихся горожан. Десять лет само по себе немало. А потом и решение найдется. Только вот сейчас не дайте произойти духовной ошибке!

Наверное, эмоциональные аргументы противников крематория из поселка Рубежный для Вас пока что не столь убедительны. Но разве можно ждать логических аргументов от людей, буквально ослепленных, подавленных мрачной перспективой жизни рядом с дымящей человеческими отходами трубой? Лучше Вам обратиться с вопросом об этом к людям более умудренным опытом и компетентным в духовных вопросах… Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий, конечно же, Вам объяснит лучше любых специалистов, почему для Православных людей кремация неприемлема в принципе и почему она оскорбляет созданную Творцом человеческую природу. «Земля еси, и в землю отыдеши…» - эту Божью заповедь роду человеческому никакие «санитарные нормы», конечно же, не в силах отменить. И похороны, закончившиеся в крематорской печи, становятся вызовом Богу и двухтысячелетней Православной традиции. Я лишь потому говорю так уверенно об этом, что в вопросе о кремации мнение всей полноты нашей Церкви едино и неизменно. Кремация - это зло, с которым, по возможности, не нужно мириться. Но по снисхождению к людской немощи не нужно и излишне строго относиться к тем, кто «не ведает, что творит» - и из каких-то случайных, суетных или экономических соображений обрекают себя, а чаще своих близких на огненное погребение.

«Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле. В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации», - говорится в Определении Священного Синода Русской Православной Церкви «О христианском погребении усопших» от 5 мая 2015 года. Таково учение Православной Церкви, к которой и Вы принадлежите со дня Вашего крещения. Так вдумайтесь же в духовный смысл происходящего! И пока не поздно, своим решением остановите эту страшную угрозу, нависшую над Самарой.

Кто-нибудь из людей заинтересованных, возможно, подскажет Вам «подходящий» аргумент. Скажет: но ведь в Самаре живут не только Православные люди. Есть и атеисты, есть и представители других религий. Никто не принуждает верующих Православных отправлять их тела после смерти в крематорскую печь. Традиционное погребение никто отменять ведь не собирается…

Да, в Самаре живут люди с разным мировоззрением. И было бы странно, если бы это было иначе. Но! Положа руку на сердце, каждый самарец, к какой бы религии он себя ни относил, скажет перед своей совестью, что Самара была, есть и, надеюсь, будет Православным русским городом. Хотя мы должны делать все возможное, чтобы в нашем городе царила благожелательная и миролюбивая атмосфера, чтобы в ней жили в добрососедстве люди разных наций и религий, разных мировоззрений.

Сколь ни мала сегодня (впрочем, весьма относительно мала!), после десятилетий безбожного лихолетья, церковная община современной Самары, но она, во-первых, постоянно растет, а во-вторых, Самара - это не только живущие в ней сегодня. Но и все те, кто жил в ней на протяжении всех ее четырех столетий и кто здесь же и упокоился. Православные самарцы являются той закваской, той «солью земли» нашей, которая и сегодня, как и всегда на протяжении ее многовековой истории, определяет лицо нашего города. И если без обиняков, то крематорий - это вызов каждому Православному самарцу, и большинство верующих людей именно так это и воспринимают. Потому и так много подписей, отнюдь не только жителей поселка Рубежный, уже поставлено и еще будет поставлено под обращением к Вам по этой проблеме.

К тому же, стоит только запустить эту печь, как она сразу же начнет поглощать тела «и правых, и виноватых». Государство будет руководствоваться соображениями экономичности, и в крематорий после кончины пойдут все те, о ком некому позаботиться. Умершие в домах престарелых, одинокие, нищие, те, от кого отказались родственники, а также неопознанные в моргах тела, и прочая… и прочая… И от такой вот мрачной перспективы сгореть в крематории никто из самарцев уже не будет застрахован. «От тюрьмы и от сумы не зарекайся», и никому из нас не дано знать своего будущего, какими бы мы ни были благополучными сегодня. Ведь жизнь может преподнести и неожиданные сюрпризы. Почему же те, кто обречен на скудную старость, кто остался в одиночестве, кто и при жизни «не имел, где главу приклонить», должны будут и после своей смерти подвергаться дискриминации в характере погребения? И если сегодня государство в этом вопросе обезпечивает справедливость по отношению к неимущим и их хоронят так же, как и всех, в родной земле, выделяются им все же «квадратные метры» на кладбищах, и таких людей немало, - почему же после строительства крематория люди разделятся еще и по этому вот признаку? И перед теми, кто не стяжал земных богатств, замаячит страшная перспектива оказаться после смерти в печи крематория! Тем более что их никто уже не спросит о том, хотят они этого или не хотят…

В огромной России на сегодняшний день действует всего около двадцати крематориев. Для сравнения: в одном Нью-Йорке их 48, а всего в США их 2100! Так что даже в советские годы, когда Церковь была лишена права голоса в обсуждении любых общественно значимых вопросов, традиция эта, хотя и упорно насаждалась властями, все равно была у нас почти маргинальной, выглядела как что-то противоестественное. «Догнать и перегнать» Америку по количеству безбожных похорон с участием крематорской печи нам никогда не удастся. Да и без надобности, разумеется. Я это к тому пишу, что русская Православная традиция даже в советские годы стояла на пути у этого «утилизационно» более экономичного способа погребения. Вот только духовные потери при этом слишком велики!

Ну а Самара город особенный. Наш Небесный Покровитель Святитель Алексий Московский благословил эти места и произнес пророчество, которое не раз уже доказывало свою жизненную силу: «На сем месте будет град Самара, в нем просияет благочестие, и никогда и никем этот город разорению не будет подвержен». Пока мы защищены этим благословением Святого, нам ничего не страшно. И Самара, на которую за всю ее многовековую историю не упал ни один вражеский снаряд, не знавшая разорения даже в самые страшные годы нашей нелегкой истории, и дальше будет местом благодатным, городом благополучия и процветания. Но если, не дай Бог, мы нарушим завет Святого, нас могут ожидать тяжелые испытания.

Я много лет работаю редактором Православной газеты «Благовест», рассказываю читателям о духовной жизни родного города. По мере сил участвую в ней. И вот хорошо помню, как в 1999 году по благословению Правящего Архиерея Православная общественность Самары собирала подписи под обращением к властям с просьбой отменить кощунственную премьеру Самарского оперного театра «Видения Иоанна Грозного». Спектакля, где на сцене скакали на большой иконе Божией Матери, а актер, по антиисторическому замыслу постановщиков оперы, изображал русского Царя психически больным извращенцем… Тогда Православную общественность никто и слушать не стал. Премьера состоялась, и на нее даже был приглашен американский посол (в духе той уже ушедшей от нас эпохи)… Только вот за несколько дней до мировой премьеры Самара сотряслась от страшной трагедии не на сцене, а в жизни… Страшный пожар - верный признак духовного неблагополучия! - унес жизни более пятидесяти самарских милиционеров в здании областного УВД. Им, стражам порядка, героям и невинным жертвам, пришлось так вот страшно отвечать за духовные просчеты тогдашнего руководства Губернии. Ведь в Православном сознании эти два масштабных события - кощунственная премьера и страшный пожар - стали чем-то почти что единым...

Если сейчас к голосу Православных верующих в столь важном вопросе не прислушаются наши власти, не знаю, какими могут быть последствия. Не дай Бог, конечно, пережить нам такие беды. Но лучше не искушать Господа - и поскорее отказаться от крематория. Ведь мудрость крупного руководителя состоит еще и в том, чтобы гасить намечающиеся конфликты, а не разжигать их, не доводить людей до уныния. Все это отлилось в чеканную мудрость церковной заповеди: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». А крематорий еще и не появился у нас, но уже сколько огорчений и тревог успел принести самарцам!

Пишу Вам эти строки в самый день Радоницы, когда тысячи горожан, повинуясь древнему зову предков, устремляются к могилам своих близких. Обихаживают участки с их захоронениями, поминают в молитвах своих родных, делятся воспоминаниями, говорят с упокоившимися как с живыми… И проливают слезы примирения, покаяния, сокрушения на могильные холмики с крестами... В эти пасхальные дни, когда каждый верующий Православный особенно чувствует близость к нам Воскресшего Господа, от всего сердца прошу Вас не омрачать радость этих дней перспективой появления у нас крематория.

Прошу Вас, Дмитрий Игоревич, как самарца, как человека, с именем которого тысячи жителей Губернии связывают надежды на улучшение нашей жизни, прошу Вас, остановите своей властью строительство крематория. Хотя бы не допустите это строительство без широкого общественного обсуждения или даже проведения общегородского референдума по такому важнейшему вопросу. Это решение, наверное, может оказаться для Вас не столь уж простым. Но разве бывают простыми благие и важные решения?!

Помоги Вам Бог в Вашем нелегком труде на благо нашей Самарской земли!

Антон Жоголев, редактор Православной газеты «Благовест», председатель
ОБО «Алексиевское Братство», член Союза журналистов России, член Союза писателей России.

17 апреля 2018 г., Радоница, г. Самара.

390
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
11
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru