Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

«За всё благодарю Бога...»

Игумен Пафнутий (Пичугин) служит на тихом приходе в симбирском селе.

Игумен Пафнутий (Пичугин) служит на тихом приходе в симбирском селе.

Боголюбивая Предстоятельница

Бабушка не любила брать с собой в храм маленького Андрюшу. Пострелец этакий, только и крутит головенкой, только и дергает за рукав: «А это что за икона? А можно, я свечку сам поставлю? Я дотянусь... А куда батюшка пошел...» — «Стой молча и молись, а то выведу из храма!» — сердилась бабушка.

— …А нельзя в таких случаях выводить дитя из храма, Боженька может наказать! — с легкой улыбкой говорит игумен Пафнутий (Пичугин). Это он когда-то был тем любознательным мальцом, которому всё хотелось знать, что да как да почему в церкви. И теперь батюшка радуется, когда нынешние мальчишки с любопытством разглядывают иконы, задают вопросы. Пусть спрашивают! Пусть дышат воздухом церковным, а там, глядишь, и к молитве потянутся, полюбят красоту Богослужения.

Вот уже шестнадцатый год отец Пафнутий служит на приходе в честь Архистратига Божия Михаила в селе Озёрки Чердаклинского района Ульяновской области.

Спрашиваю батюшку:

— Озерки — село небольшое?

— Как сказать: числится в нем около двух тысяч человек, а ходят в церковь не так много. Но что радует — те, которые приходят, они остаются, продолжают жить церковно.

В храме у нас есть необычная икона — мы называем ее Боголюбивая Предстоятельница. На ней не только изображена Пресвятая Богородица, но и Архангел Божий Михаил, молящийся пред Нею на коленях. Об этой иконе я слышал еще когда только пришел служить в Озерки, но найти ее не удавалось. Эту чудесную икону привезли с собой первые поселенцы села Озерки и передавали из рода в род. И вот несколько лет назад произошло чудо: в храм пришли люди и сами принесли икону.

Удивительно то, что происходит с иконой. Икона старинная, деревянная, в киоте. На поверхности иконы со временем образовались небольшие выбоинки, щербинки. А когда начались печально известные события на Украине, на этих выбоинках вдруг стали появляться светлые, словно бы восковые потеки. Может быть, это воск накапал со свечей, когда икона была открыта, без киота? Нет, и при закрытом киоте этих потеков становится всё больше и больше. И выглядят они совсем не так, как капли, упавшие со свечи. Они словно бы проступают изнутри самой иконы, пузырьками безцветной жидкости, похожей на миро, но без запаха, начинают выходить наружу. Бывает, что приходишь на службу и видишь сразу несколько новых «пузырьков», которые постепенно начинают застывать «восковыми» потеками. Каждый новый «пузырек» словно тревожная весточка: значит, опять что-то очень тяжелое происходит на Украине. И тут же прихожане делятся: услышали в «Вестях», вот то-то и то-то случилось… К Боголюбивой Предстоятельнице приходят и приезжают паломники, молятся, мы с ней Крестные ходы совершаем.

— Вы молитесь перед этой иконой о мире на Украине?

— Прежде всего, читаем сугубую молитву, которую благословил читать в храмах Святейший Патриарх Кирилл. Бывает, кто-то заказывает молебны. Да и сами мы следим за развитием событий на Украине — находим списки раненых, погибших. На Православных сайтах находим, о ком нужно помолиться. И молимся.

— В Озерках есть выходцы с Украины?

— В Поволжье издавна живет много украинских семей, селились и у нас. Конечно, потомки украинских переселенцев переживают за то, что на их исторической родине сейчас творится. Но я не расспрашиваю людей. Если кто-то сам расскажет, о чем душа болит, ну это другое дело. А так — пришел человек, я только и спрашиваю, о ком нужно помолиться.

Беженцы тоже в наши края приезжали. Сейчас пока немножко вроде бы затихли бои на Донетчине, они поехали решать свои вопросы с родственниками: либо они там останутся, либо приедут к нам жить. Не все так просто, в селе ведь нет таких предприятий, чтобы можно было дать им работу и средства к существованию, а просто разместить где-то: живите как знаете — это уже было бы неправильно.

Люди приходят в храм со своими скорбями и невзгодами и находят здесь отклик. И у них появляется внутреннее стремление приходить в храм уже не только свечку поставить и попросить о помощи в беде, но и потому, что душа просит молиться.

Под молитвенным покровом трех святых

Когда Симбирскую Митрополию разделили на три епархии, наш приход стал относиться к Мелекесской и Чердаклинской епархии. От нас не так далеко находятся мощи двух симбирских святых — преподобноисповедника Гавриила Мелекесского и симбирского Блаженного Андрея Огородникова — на одинаковом расстоянии, примерно по пятьдесят километров от Озерок. А теперь вот прославлен еще и священномученик Александр Бряндинский. Так что мы защищены благодатью трех святых, их молитвенным покровом, с трех сторон. Так Господь сподобил, что Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор благословил мне окормлять приход и в Бряндино. Не так давно мы с прихожанами совершили паломничество по всем местам, где подвизался Александр Бряндинский.

Игумен Пафнутий у иконы священномученика Александра Бряндинского.

Отец Александр Гневушев, прославленный в лике священномучеников как Александр Бряндинский, родился в Русской Цильне. Это известное село, там было имение «служки Серафимова» Николая Мотовилова. Последним местом служения отца Александра было село Бряндино Мелекесского уезда. Сын священника, сам он был настоящим пастырем, безбоязненным и неподкупным, а не наемником. Не принял обновленчество, свято хранил веру Христову. И пастве своей говорил: «Если безбожники закроют церковь, откроем молитвенный дом, но не дадим умереть нашей вере». Три дня жители села стояли у церкви, не давали снять колокола. И безбожники отступили, затаились на время. А через месяц самые активные противники поругания церкви были арестованы. Арестовали и отца Александра, как «руководителя кулацкой группы и антисоветчика». 28 апреля 1930 года его расстреляли, тело зарыли «близ Стрижева оврага в надлежащей глубине».

Мы будем восстанавливать приход в честь священномученика Александра Бряндинского. У нас уже появилась писаная икона святого. Не так давно в Бряндино нашли совершенно темную Казанскую икону Пресвятой Богородицы. И вот ее поставили в молитвенной комнате, и эта старая икона рядом с образом Александра Бряндинского потихоньку начала просветляться.

Многие люди сейчас стремятся со своими скорбями поехать куда-то к прославленным святыням: если в семье кто-то пьет — к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». А ведь отец Александр Гневушев самым первым организовал и развивал общество трезвости в Симбирском крае! Пример и для нас сегодня… И конечно, можно в этой печали к нему обращаться с молитвой.

28 апреля день памяти священномученика Александра, и мы в сотрудничестве с Симбирским центром «Православная культура» будем делать фильм по житию Александра Бряндинского. В этом году исполняется 85 лет со дня его мученической кончины. А прошлой осенью, 23 сентября, исполнилось 125 лет со дня рождения отца Александра. Ему было всего сорок лет… В день памяти священномученика в бряндинской средней школе прошел большой праздник, дети рассказывали о жизни отца Александра, читали стихи и пели песни. Крестным ходом мы прошли к дому, где провел последние годы своей жизни отец Александр Гневушев, состоялось открытие мемориальной доски, напоминающей жителям села об их замечательном пастыре. В сельском парке возле Поклонного креста в этот день были посажены 23 ели, заложена Аллея памяти священномученика Александра.

— Храм в Бряндино, который так отстаивали верующие, все-таки был разрушен?

— Полностью. На его месте построили клуб, но — не могут понять, что происходит: фундамент крепкий, а стены начинают расходиться. Оказывается, этот фундамент положили на том, что был в основе храма.

— Сами стены противятся тому, чтобы в них вместо храма был клуб...

— Так выходит. Им бы по Божьему плану стоять, как раньше, стенами храма — тут всё было бы прочно. Причем вот стали мы храм восстанавливать — Господь являет Свои чудеса! Печалимся: ну как бы нам хоть какой-нибудь маленький куполочек поставить! Приезжает секретарь епархии и говорит: «Батюшка, мы тут меняем купола храма, тебе купола нужны?» Конечно, нужны! А эти купола стояли с той самой поры, когда Свято-Никольский храм, куда впервые принесли мощи преподобноисповедника Гавриила Мелекесского, только построили.

Сколько мы ни обращаемся к богатым людям — помогите! — у них находятся свои причины для отказа. И храм строится на народные средства. Спаси Господи всех читателей «Благовеста», которые помогали нам своей лептой. Великое это дело — храму помогать! Раньше в Озерках было два храма: в честь Михаила Архангела и в честь Святителя Николая Чудотворца. Оба были деревянные. От Михаило-Архангельского храма только и удалось найти, что одно-единственное бревнышко. А вот храм Святителя Николая удалось найти и перевезти в Озерки. Будем хотя бы часовню ставить, чтобы эта страничка истории сохранилась. Так получилось, что только у Сурской горы удалось найти здоровые дубы, которые можно использовать для нижних венцов.

— У места явления Николая Чудотворца в Промзино?

— Да! И получается, что сам Святитель Николай помогает в восстановлении часовни в память о своем храме.

Сапожок Святителя Спиридона

Мне говорят: вот городские приходы — там совсем другая жизнь, более насыщенная. Но мне наш тихий сельский приход особенно дорог. Потому что игуменство я получил именно в Озерках, а при этом же читается молитва именно к тому святому, к какому приходу причисляется игумен. И приснопоминаемый Митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (23 марта 2014 г.) благословил меня к этому храму.

С Божией помощью в храме у нас появились частицы мощей Святителя Нектария Эгинского, преподобного Давида Гареджийского, праведного Иоанна Русского.

Наши паломники ездят в Грецию, к мощам Спиридона Тримифунтского. И я попросил: нам бы хоть малую частичку его тапочка… Вернулись они с такой радостью. Рассказывают: пришли в храм Спиридона Тримифунтского на Керкире, помолились. И там же дают паломникам маленькие кусочки тапочка Святителя. А им — неслыханная милость! — дали большой кусок, причем по форме он напоминает сапожок. И мы его красиво обшили, теперь у нас в храме лежит сапожок Спиридона Тримифунтского.

У нас была прихожанка матушка Анна, Царство Небесное, прожила она, как по бумагам записано, девяносто восемь лет. А на самом деле, наверное, и больше было. И вот она еле-еле идет — в храме убираться. Кто-то из бабушек уже потрудились, сколько могли, да и ушли, устали. А она идет с совочком, с веничком, прибирается. Скажу ей:

— Матушка, ты ведь уж старенькая, тяжело тебе — иди отдохни!

А она отвечает:

— Ну хоть я здесь веничком помашу, сколько сил моих есть! На том свете если в Раюшек не попаду, так хоть, может, сподобит Господь перед Вратами веничком помести...

Вот ведь дал мне Господь такую веру увидеть!

Думал я: как нам молодежь привлечь к храму? Ладно — пока хоть не молиться, не на службе стоять, но чтобы они для храма хоть что-то немножко сделали. Я про бабу Нюру-то вспоминал всё. Стал я приходить к храму вечером — молодежь ведь по селу вечерами ходит, — и начинаю снег чистить, еще что-то в церковном дворе делать. Слышу:

— Батюшка, ты иди в алтарь, там твое дело, а мы тут сами управимся.

А у Бога ведь любое доброе дело не останется втуне, не пропадет.

«Просто — стал монахом…»

— Отец Пафнутий, расскажите немного о себе. Как получилось, что вы стали не только священником, а монахом?

— Меня нередко спрашивают: а почему вы пришли в Церковь? У вас что-то случилось? — Да, случилось. То, что я пришел в Церковь! Вот и с монашеством всё точно так же получилось. Просто — стал монахом, потом принял священный сан… Семья у меня была не такая уж верующая. О бабушке я вам уже говорил, как она всё одергивала меня, не разрешала спрашивать о том, что вижу в храме. Я и не стал тогда в церковь ходить. Уже после армии, отслужив, пришел в храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Воронеже. Казанская меня сопровождает всегда… Самое первое мое церковное послушание было — занимался воскресными школами. Почему, наверное, я к детям как-то ближе…

— А в Озерках у вас есть воскресная школа?

— Есть. Причем когда из-за переаттестации ненадолго приостановились занятия, так дети заспрашивались: когда мы будем заниматься? Дети тянутся к занятиям. Хотя первая попытка организовать воскресную школу, в 2000 году, получилась неудачной. Пришли несколько мальчиков, взялись заниматься. А в обычной школе их с насмешкой спрашивают: вы что это, надумали попами стать? И после этого они перестали ходить в воскресную школу. Мы решили перестроить занятия так, чтобы пробудить у детей интерес к занятиям. Изучают, конечно, и церковное пение, чтение. И вот приехали мы с ними в Дивеево, дети пришли в сестринскую трапезную. И так наши ребята спели, что сестры говорили: мы никогда не слышали, чтобы так хорошо дети пели!

Причем они ведь когда пришли к нам в воскресную школу, петь не умели. Я всегда вспоминаю, что рассказывают о приснопоминаемом архимандрите Матфее (Мормыле) те, кто в свое время учились у него: ты можешь сколько угодно уверять, что не умеешь петь, что нет ни слуха, ни голоса, — но у него ты будешь петь! Так и наши дети: вроде бы нет среди них каких-то особенно голосистых, но когда они начинают петь духовные песнопения и молитвы или читать — это уже получается что-то совсем другое!

— Начинали служение церковное вы в Озерках?

— Нет, я постригался в монашество в Ивановской епархии, у Архиепископа Амвросия. Просто потом получилось так, что надо было за мамой ухаживать, поэтому и благословили сюда переехать. И как Господь привел — с тех пор я так в этом храме и служу.

— Трудно быть монахом в селе?

— Есть свои трудности, но и за них я благодарен Богу. За всё благодарен! Наверное, в обители было бы в чем-то легче. Но здесь Господь позволяет увидеть себя. Бывает и тяжело. Но вот — бабушки по 75, по 80 лет постоянно приходят на службу. Болеет ли она, более-менее здорова ли — ковыляет потихонечку. И ты себе задаешь вопрос: а ты что же, разве можешь не прийти на службу, когда они — приходят? Поневоле подтягиваешься, забываешь о своих недомоганиях и тяготах. Здесь ты постоянно на виду. Приходится за собой следить. Если ты упадешь, то станешь поводом к соблазну для многих. Значит, надо держаться самому — и не давать повода падать другим.

Вот так и живем с Божией помощью. Не без сложностей. Но все устраивает Господь.

Записала Ольга Ларькина.

Дата: 24 апреля 2015
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
23
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru