Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Малая церковь

«У лукоморья дуб зеленый… »

Рядом с этим трехвековым деревом вершились не только великие исторические события, но и личные.

Рядом с этим трехвековым деревом вершились не только великие исторические события, но и личные.

Об авторе. Маргарита Анатольевна Драгина родилась в 1964 году в городе Феодосия в Крыму.Окончила Днепропетровское театральное училище, затем ГИТИС. Работала в Херсонской филармонии, Криворожском театре драмы и музыкальной комедии, преподавала актерское мастерство в школе искусств в Феодосии. После переезда в Самару окончила катехизаторские курсы при Самарской Духовной семинарии. Преподавала в общеобразовательных школах Самары и в воскресной школе Крестовоздвиженского храма Основы Православной культуры. В настоящее время репетитор по риторике и руководитель паломнической службы «Киммерия».

Давно известно, что в поездах люди особенно откровенны. Свела дорога, познакомила, позволила провести рядом километры и часы, а потом опять развела. Может быть, именно потому, что никогда больше не встретятся попутчики, и заводят они откровенные беседы, ничего не опасаясь.

Приятная женщина средних лет с грустными глазами и тихой улыбкой сидела напротив. Она о чем-то напряженно думала, подперев щеку кулачком и глядя в окно. Часто незаметно смахивала слезинки, если они грозили пролиться и выдать ее сокровенные мысли. На столике перед ней лежала маленькая книжечка с акафистом «Слава Богу за всё». Было не похоже, что она соберется рассказать о себе. Однако мы познакомились, разговор завязался, а потом потек неторопливой рекою. В конце ее рассказа уже и я вытирала глаза.

Нет, не напрасно Господь дарит такие встречи, не случайно оказались мы вдвоем в одном купе. Нам обеим был нужен этот разговор. Много полезного для себя вынесла я из нашей беседы. Имя своей попутчицы я, конечно, не назову. Прости меня, моя давняя случайная знакомая, прости меня, сестра по вере, что ради помо-щи другим поведаю людям о тебе. «Муж оставил нас с дочерью, когда ей исполнилось четырнадцать лет. Возраст сложный, сами понимаете, требуется внимание, контроль, забота. А я ну никак в себя прийти не могу, плачу и днем и ночью. Страшно мне, больно, обидно. Мы венчанные были, и я относилась к мужу как к очень близкому и родному человеку. Всякие проблемы случались, не без этого. Но смотрела я на них легко, близко к сердцу не принимала. Ведь муж-то мне дан Богом — значит, навсегда. Разве можно родителей поменять? Так и венчанные супруги должны друг к другу относиться. Это семья — терпи, прощай, люби.
Я ведь не случайно слова «терпеть» и «прощать» впереди любви поставила. Чувствовала я так, да и теперь так чувствую.

Тот самый знаменитый дуб…

Ну вот… Год плачу, два, три. Дочка моя, слава Богу, верующая. Она подрастала, помогала чем могла, а главное, в личной жизни «экспериментов» не проводила, чем несказанно меня радовала. Но материнская радость хоть и большое значение в жизни женщины имеет, но не может совсем перекрыть горе оставленности.

Я много работала, бывший муж не помогал. Пришлось поменять профессию, чтобы поднимать и учить своего ребенка. Время идет, а я не ощущаю, что исцелилась. Не могу понять Промысла Божьего обо мне. Стараюсь жить по заповедям, в храм хожу, к Таинствам приступаю, а на душе камень как лежал, так и лежит. И камень этот не от непрощения, нет! От тяжести существования, от одиночества, от безсмысленности прожитых лет. Про таких, как я, говорят: «сбитый летчик». Именно так я себя и чувствовала.

Пришлось мне, лет через пять после расставания с мужем, поехать в командировку в Белгород.

Жила я на окраине. Теперь это черта города, а много раньше был поселок, богатый садами, ягодниками, рощами, лугами. В советские годы здесь располагался богатейший совхоз со своим консервным заводом. А теперь на месте садов стоят загородные дома и дачи. В окрестностях есть рыбные озера. Да и вообще места здесь необыкновенно хороши — лесопарковая зона, которую очень любят местные жители.

Дышал и хозяйничал май, пышно цвели сирень и боярышник, вот-вот должен был зацвести шиповник, вечерами пели соловьи. Вся природа просто гремела Славу Богу, но я оставалась каменной. Я все как будто бы видела, понимала, но ничего не чувствовала.

В тот памятный вечер я поднялась на холм, на котором стоял храм в честь иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов». А с холма вниз шла аллея к небольшой купальне у пруда. Решила я спуститься туда, подойти к многовековому дубу, огороженному цепью, который, по преданию, был высажен в честь воссоединения Украины с Россией князем Григорием Ромодановским и гетманом Богданом Хмельницким и дал название селу Дубовое.

Иду по ступеням вниз, мимо меня проходят и о чем-то беседуют люди, гуляют семьи, малыши смеются. Красиво, очень красиво кругом было в эти вечерние часы. А у меня опять в глазах щиплет, боюсь, чтобы не увидел кто меня плачущую. «Куда бы, — думаю, — мне свернуть, чтобы своим кислым видом не портить никому настроения? Может, вернуться?» Поворачиваюсь, а прямо передо мной на фоне неба храм стоит, голубыми Богородичными куполами в закатных лучах сверкает и утешает. Покой от него исходит и светлая радость. Только что ходили люди, а в тот миг между мной и храмом никого не было. Время остановилось. Вокруг меня и внутри меня глубокая тишина. Я не знаю, как объяснить то, что произошло потом. Сердце ударило и рванулось к церкви. Я подняла голову к закатному небу над куполами и закричала только сердцем истошно и горько:

— Господи! Прости! Прости! Прости! Сколько лет я, уткнувшись в землю, живу! Существую, не разгибая спины, не благодарю, не вижу Тебя! Если Ты деревья так одеваешь, так о каждом цветке заботишься, птицы Твои не умолкают, сам воздух, небо и земля славят Тебя, неужели же Ты оставишь меня?

И в ответ вдруг в мою внутреннюю тишину, в мои уши врывается оглушительное пение соловьев, я в этот же миг начинаю слышать запахи цветущих садов, видеть изумрудную траву, а главное, любить всех людей вокруг! И от этой радости невместимой у меня вот-вот разорвется сердце!

И заплакала я в этот раз проливными, но не горькими, а сладкими слезами. И растаяло заледенелое сердце мое. Душа воскресла. Да, да, ликование мое можно сравнить с Пасхальной радостью. Тогда я не была знакома с этим акафистом, — она тронула рукой книжку, лежащую перед нею. — А когда познакомилась, то каждой клеточкой своей изболевшейся души прочувствовала его, поняла и осознала.

Еду сейчас оттуда, вспоминаю чудо, произошедшее со мной, содрогаюсь от милости Божьей и от осознания того, насколько Он близок.

Понимаете, Маргарита, Он всегда был рядом, все эти годы скорби был рядом и только ждал от меня искренней покаянной молитвы и крика о помощи. Он оживил, воскресил, утешил меня.

Я не знаю пока, как отблагодарить Его, Милосердного. Я еще даже не до конца осознала, что произошло. Впервые за все время мне радостно, и я делюсь с вами этим чувством, потому что одной мне его много».

Наша справка. Возраст этого знаменитого дуба насчитывает триста шестьдесят лет. Диаметр ствола раскидистого дерева — более полутора метров. В Белгородской области в честь знаменитого дуба назван целый поселок — Дубов ое. Этот дуб был посажен в 1654 году украинским гетманом Богданом Хмельницким и Белгородским воеводой князем Григорием Ромодановским в ознаменование воссоединения Украины и России. Гетман посетил Белгород, когда направлялся в Москву к Царю Алексею Михайловичу. Об этом сказано в мемориальной табличке на белгородском дубе.

Неподалеку от природного памятника находится храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Наверное, не случайно вспомнили мы сегодня об этом необычном памятнике — дубе, посаженном сильными руками исторических деятелей, некогда способствовавших объединению славян. И вот когда вновь решается судьба Украины, нужно нам вспомнить слова, сказанные украинским гетманом Богданом Хмельницким на Переяславской раде: «Едино мы тело Церковное с Православием Великой России, уже шесть лет безпрестанными моленьями нашими просим Царя принять нас, ибо враги хотят здесь искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей — в нашей Малой России». Историю нельзя изменить, — и есть такие решения, которые пересмотреть невозможно. Об этом напоминает нам дуб, раскинувший широко свои сильные ветви.

Маргарита Драгина

902
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
8
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru