Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

В стране древних храмов и монастырей

Христианские святыни Армении.


Христианские святыни Армении.

Об авторе. Протоиерей Сергий Гусельников — ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самара. Родился в 1960 году в Зерносовхозе «Батрак» Алексеевского р-на Куйбышевской области. Окончил филологический факультет Куйбышевского государственного университета. С 1995 по 1998 годы работал заместителем редактора Православной газеты «Благовест». Член Союза журналистов России, член Союза писателей России. Его книга «Цветок Сиона» (о Святой Земле) получила первую премию на Всероссийском литературном конкурсе имени святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге. Автор поэтических сборников «В ожидании Пасхи» и «Время жатвы», а также сборника рассказов «Небесные фрески».


Из собрания Матенадарана. Манускрипт XV века с прижизненным портретом святого Григория Татеваци -средневекового армянского богослова и писателя.

В далёкие уже советские времена моя покойная мама по туристической путевке ездила в Армению. Вернулась она оттуда очень довольная и с воодушевлением рассказывала, как ей там понравилось, как полюбился ей Ереван. Из поездки мама привезла набор открыток и книги. Почему-то тогда в России русскую классику трудно было купить, а в других республиках Союза её издавали массовыми тиражами. Рассматривая открытки, я удивился преобладающей в них религиозной тематике: икона Богоматери, Католикос всех армян, старинные храмы… Всё же это была Советская Армения.

Когда я смотрел на красивую икону Пресвятой Богородицы кисти известного художника Саркисяна, правда, выполненную в европейском стиле, то совершенно не думал о том, что когда-нибудь увижу её оригинал.

Кафедральный собор святого Григория Просветителя в Ереване.

Но Промысл Божий неисповедим. В октябре прошлого года с небольшой паломнической группой я побывал в солнечной Армении. Поездку организовала Самарская служба «Паломник». Армения действительно солнечная, так как там было плюс 25 в тени, и горячие лучи заставляли нас то и дело прикладываться к бутылочкам с холодной водой.

Уже в аэропорту Звартноц (в переводе с армянского — не спящие, бдящие ангельские силы), впечатляющем по своим размерам и архитектуре, нас встретили радушные улыбки гида Лилит и водителя микроавтобуса Гамлета. Имя экскурсовода сразу ассоциировалось у нас с библейским апокрифом о первой жене Адама (на самом деле это ошибочное утверждение), а имя водителя — с шекспировским Гамлетом. Но в Армении каких только имён не встретишь.

Ковчег с мощами святого Григория Просветителя.

Лилит сразу же раздала нам в качестве подарка по миниатюрной шоколадке с видами Еревана. Она, кстати, не просто гид, а директор туристической фирмы. Лилит имеет музыкальное образование, прекрасно поёт, была регентом церковного хора.

По ночному Еревану Гамлет везёт нас на окраину, застроенную маленькими одноэтажными домами, в небольшую частную гостиницу, очень удобную и с оригинальным интерьером в восточном стиле. Нас всего десять человек, поэтому мы можем даже выбирать номера. Сам хозяин гостиницы в Ереване не живёт, нас встречают управляющий Армен, невысокий полноватый мужчина средних лет, и служащая на ресепшн Вирджиния, худенькая черноволосая девушка с тонкими чертами лица.

… Ранним утром нас порадовало неожиданное открытие. Из окон одних номеров открывался прекрасный вид на Арарат, а из окон других — на просыпающийся Ереван. В самом просторном номере с видом на библейскую гору мы и читали утреннее правило. Частный сектор, где находилась наша гостиница, располагался на высоком холме. Рядом, кстати, стояла высоченная телебашня.

Когда я посмотрел с этого холма на Ереван, то он удивительно напомнил мне Иерусалим, если смотреть на него с Елеонской горы. Внизу долина, а наверху сам город. И всё это в жёлто-коричневых тонах с минимумом зелени. И уже с утра припекает солнце.

Вид на Цицернакаберт — мемориал жертв геноцида армян.

Несколько слов о Ереване. Оказывается, на Кавказе это самый древний город. А еще он даже старше Рима на 29 лет. Время его основания относят к 782 году до Рождества Христова. Город начинался как крепость Эребуни. До 1936 года он назывался Еревань, и лишь затем стал именоваться Ереваном.

По преданию, когда Ной увидел вершину Арарата, то воскликнул: «Еревац» («Она появилась!»).

Армения — первая страна в мире, которая официально приняла Христианство как государственную религию. Произошло это в 301 году, ещё до того, как Император Константин Великий утвердил специальным эдиктом Христианство признанной государством религией Римской Империи. Армянская Апостольская Церковь очень близка к Православию, но исторически и догматически сложилось так, что у Православной Церкви нет молитвенного общения с Армянской Апостольской Церковью. Причины этому трагическому разделению уходят вглубь веков, и нет смысла об этом сейчас говорить.

Принятию Христианской веры Армения обязана святителю Григорию Просветителю. В 2001 году часть его мощей была передана из итальянского Неаполя, где они хранились 500 лет, Католикосу всех армян Гарегину Второму. И теперь мощи находятся в центре Еревана, в крупнейшем в стране соборе, построенном всего за четыре года (1997-2001). Центральный его придел посвящён святому Григорию, а к нему органично примыкают ещё две церкви: святого царя Тиридата и святой царицы Ашхен, которые оказали большую помощь святителю Григорию в деле распространения Христианства в Армении.

Кафедральный собор расположен на высокой площадке и венчает собой прекрасный парк Мира с детскими аттракционами, искусственным озером, маленькими уютными кафе. Как будто ты попал в далёкое уже советское время. Только вид пожилой армянки с пучком свечей в руках говорит о том, что веру здесь никто не преследует и ты можешь купить свечку прямо в парке, подняться по каменным ступеням и пройти в собор. А вообще к центральному входу в храм из парка ведёт широкая каменная аллея. По бокам стоят красивые столбы с фонарями, а увенчивают столбы большие кресты.

Мы вошли в огромный каменный собор. К сожалению, внутри он не представлял собой ничего особенно интересного. Стены без росписей, минимум икон, большой алтарь. Но нас, собственно, интересовал мраморный ковчег с мощами Григория Просветителя. Над ковчегом высокая красивая сень. Сверху спускается искусно сделанная позолоченная лампада внушительных размеров. По кругу просматривается надпись, из которой мы с удивлением узнаём, что лампада является подарком покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Осеняемые огоньком от этой лампады, свидетельствующей о русском присутствии в Ереване, мы прикладываемся к мощам великого святого не только Армянской Апостольской Церкви, но и Православной Церкви (память его празднуется 13 октября н.ст.).

Одной из самых заветных реликвий Армянской Апостольской Церкви является Десница Григория Просветителя.

По традиции Армянской Апостольской Церкви, сохраняющейся поныне, этой десницей Верховный Католикос всех армян благословляет святое миро во время мироварения.

… К вечеру мы подъезжаем к небольшой церкви, укрывшейся во дворе среди высоких домов. Называется она Сурб Зоравор и посвящена святому апостолу от 70-ти Анании. Первоначально этот один из старейших храмов Еревана носил имя Святой Аствацацин (Святой Богородицы). В фундаменте церкви, сохранившемся с VII века, покоятся мощи апостола Анании. Точная дата его погребения неизвестна.

Мы входим в полумрак усыпальницы и спускаемся вниз, где находится саркофаг с мощами апостола. В Армении нет традиции после прославления в лике святых поднимать мощи из гробниц. Они так и остаются на месте первоначального погребения и практически все находятся ниже уровня земли. Конечно, душу охватывает особое благоговение, ведь мы молимся у мощей Апостола, подвизавшегося в числе 70-ти с самим Спасителем. Именно Анания, бывший епископом города Дамаск, крестил ослепшего Савла, будущего первоверховного Апостола Павла. Апостол Анания проповедовал Христа Воскресшего среди иудеев и язычников. Из Дамаска он отправился с проповедью в Елевферополь, находившийся в 50 километрах от Иерусалима, где исцелил много недужных. Но языческий правитель города Лукиан велел предать его мучениям, а затем исповедника веры Христовой вывели за город и побили камнями. Подобно Спасителю, апостол Анания молился за своих убийц, и так с молитвой на устах вошел в Царство Небесное. Святые мощи его впоследствии перенесли в Константинополь. А вот как они оказались в Ереване, никто не знает. Существует предположение, что среди первых христиан, переносивших мощи, были армяне. А после принятия в 301 году Христианства как государственной религии, мощи апостола Анании перевезли в Ереван и предали погребению в местечке, называемом «сады Еревана», построив над гробницей усыпальницу.

Из светских достопримечательностей столицы Армении меня больше всего поразил Музей-институт геноцида армян, расположенный рядом с мемориальным комплексом Цицернакаберд («Ласточкина крепость»), где горит вечный огонь. Для армянского народа этот комплекс тоже святыня, потому что с 1915 по 1923 годы совершалось массовое уничтожение, организованное младотурками не просто армянской нации, а Христианской нации, жившей по евангельским заветам более полутора тысячи лет. Многие и многие люди приняли мученическую смерть. Никто не знает точного количества погибших во время геноцида, проходившего на подвластных Османской империи территориях. Экскурсовод музея сказала, что приблизительно было уничтожено около двух миллионов армян. В музее собрано очень много документов — фотографий, книг, брошюр. На экране показывают видеофильм о времени геноцида. Между экспозициями расположены картины известного французского художника, посвящённые жертвам геноцида, смотреть на которые без душевного содрогания просто невозможно.

Часовня над криптой Апостола от 70-ти Анании.

Уничтожали армян-христиан всевозможными способами. Депортировали в такие регионы и по такому пути, что им грозила смерть от голода, жажды и истощения (как правило, их депортировали в пустыни); нередко к ступням депортируемых армян прибивали подковы (!). Совершали массовые убийства: расстреливали, вешали, рубили саблями и резали ножами, закапывали живыми, топили, сжигали. Применялись и особо жестокие способы убийства, такие, как распятие, отравление детей и беременных женщин ядами, убийство детей перегретым паром в мобильных паровых банях. Армянских женщин насильно делали наложницами и пытались обратить в мусульманство. Я думаю, уже этого перечисления достаточно, чтобы понять, с какой ненавистью дьявол ополчился на народ, одним из первых принявший Христианство. И конечно, все эти гонения сопровождались издевательствами над верой Христовой и грабежами. В результате геноцида был уничтожен цвет армянской нации: учёные, писатели, художники, музыканты.

Уже во время Первой мировой войны ведущие страны мира признали факт геноцида армян: Франция, Великобритания, Царская Россия (1915 г.), США  (1916 г.). Впоследствии его признали Уругвай (1965 г.), Кипр (1982 г.), Европейский парламент (1987 г.), Аргентина (1993 г.), Канада, Греция (1996г.), Ливан (1997 г.), Бельгия (1998 г.), Швеция, Италия (2000 г.), Швейцария (2003 г.), Словакия, Нидерланды (2004 г.), Польша, Германия, Венесуэла, Литва (2005 г.), Чили (2007 г.). Российская Федерация тоже в 1995 г. подтвердила свое признание факта геноцида. Несколько международных организаций также согласны с употреблением этого термина, например, «Постоянный трибунал народов» (1984 г.), «Ассоциация исследователей геноцида» (1987 г.), «Международный центр по вопросам правосудия переходного периода» (2009 г.).

Тем не менее Турция до сих пор категорически отрицает факт геноцида Христианского народа вопреки неопровержимым свидетельствам очевидцев: не только армян, проживавших на территории Османской империи и чудом выживших, но и турецких чиновников, и иностранных служащих (консулов, офицеров, медсестёр, учителей, миссионеров).

Естественно, документы того периода, содержащиеся в государственных архивах, закрыты для доступа, и турецкая цензура тщательно следит, чтобы они не появились в печати.

Ещё в двадцатые годы армяне смогли совершить акцию возмездия над пятью главными организаторами геноцида, сбежавшими в другие страны.

… Мы выходим из музея и поднимаемся на площадку перед мемориальным комплексом. На небе ни облачка, очень жарко. Мы с жадностью прикладываемся к бутылочкам с минеральной водой, которые выдал нам предусмотрительный Гамлет. С площадки хорошо виден Ереван, а за ним, в голубой дымке — Арарат.

24 апреля все армяне стремятся сюда, чтобы возложить цветы к вечному огню в память жертв геноцида армян. Страшная трагедия осталась незаживающей раной этого Христианского народа, но эта трагедия сплотила армянскую нацию во всём мире. Где бы армяне ни жили, они помнят о мемориальном комплексе, построенном в Ереване в 1967 году.

Мы проходим к вечному огню. Вокруг него лежат живые цветы. Играет трогающая сердце траурная музыка. Неподалёку стоит пожилая армянка с седыми волосами, видимо, следящая за порядком. Каждый из нас кладёт на лежащие цветы свои гвоздики, которые нам раздала в музее Лилит (там всегда можно купить живые цветы). Поминаем принявших муки во время гонений армян.

Днём мы посетили ещё Матенадаран — институт-книгохранилище имени Месропа Маштоца, создателя армянского алфавита и письменности. По полному праву его можно назвать и святилищем, потому что в Матенадаране собраны древние Христианские рукописные книги и не только на армянском языке, есть, например, и на церковнославянском.
В основном это Евангелия, труды Святых отцов, богословские труды, духовные книги, проповеди. Они имеют большую ценность. Возьмём труды святителя Иоанна Златоуста. Некоторые из них утрачены и сохранились лишь в армянском переводе.

Как удалось спасти эту духовную сокровищницу в советские времена? Когда к власти пришли большевики, то верующие из храмов и монастырей Армении привезли древние рукописи в Ереван, в книгохранилище, и объявили их национальным достоянием.

Экскурсовод Сюзанна, в крещении Мария, симпатичная черноволосая девушка, так увлечённо и без запинки рассказывала нам о технике создания рукописных книг и книжных миниатюр, при этом спокойно отвечая на все наши вопросы, что мы удивляемся её профессионализму. Я видел много хороших экскурсоводов, но специалиста такого высокого уровня ещё не встречал.

— Сюзанна, вы, наверно, специально учились на эту профессию? — спросил я её потом.

— Да, я закончила университет по специальности экскурсовод книгохранилища, — мило улыбаясь, ответила она. Ну, и, конечно же, было видно, что она любит свою профессию, что это её призвание.

Евангелие в окладе из слоновой кости, миниатюры событий Священного Писания, сочность и яркость красок которых не утратилась за прошедшие века, половина огромной книги проповедей в переплёте из телячьей кожи, которую женщины-христианки сохранили во времена гонений… Многие из древних экспонатов этого зала остались в нашей памяти.

В Ереване есть два известных коньячных завода — «Арарат» и «Ной». Сами их названия напоминают о библейском событии. Но завод «Ной», который мы посетили, примечателен ещё и тем, что когда-то на этом месте стояла крепость.
В одном из залов заводского музея нас неожиданно встречают герои пьесы Грибоедова «Горе от ума», написанные художником в натуральную величину прямо на стене. Оказывается, это единственная стена, сохранившаяся от крепости, и именно возле неё русские офицеры сыграли первый спектакль по этой замечательной пьесе, на котором присутствовал сам Грибоедов. Вот так от армянского коньяка перекинулся мостик к русской литературе. В 1929 году коньячный завод «Ной» посетил Максим Горький, оставив в книге отзывов шутливую запись: «Легче подняться на Арарат, чем подняться из подвалов «Ноя». Напомню, что праотец Ной первым ощутил на себе опьяняющее действие забродившего виноградного сока, из-за чего произошла трагическая история с участием трёх его сыновей — Сима, Иафета и Хама. От них, по преданию Церкви, и произошли три человеческие расы: симиты, иафетиты и хамиты.

Апостол Павел впоследствии написал известные слова: «не упивайтеся вином, в немже есть блуд» (Еф. 5, 18). В Армении вином и коньяком не упиваются, соблюдают культуру застолья. По крайней мере ни одного пьяного мы нигде не встречали. Видимо, для них пример праотца Ноя остаётся живым напоминанием, а не далёкой библейской историей…

Продолжение следует.

Фото Екатерины Арутюнян (Хохловой), г. Самара.



Дата: 5 июля 2013
Понравилось? Поделитесь с другими:
5
5
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru