Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

«Спасение — это дело всей жизни»

В Тольятти на Православной выставке состоялась встреча с известным миссионером протоиереем Олегом Стеняевым.

В Тольятти на Православной выставке состоялась встреча с известным миссионером протоиереем Олегом Стеняевым.

Руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий имени А.С. Хомякова, клирик столичного храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев — один из самых известных и узнаваемых пастырей современной России. Его выступления по радио «Радонеж» и на телеканале «Союз» смотрят верующие по всей России. Его книга «Беседы на Апокалипсис» выдержала несколько изданий, диски с его проповедями расходятся по всей стране. 9 апреля отец Олег Стеняев стал гостем Православной выставки-ярмарки «Свет Православия» в Тольятти Самарской области и встретился с посетителями выставки.

— Я Православный миссионер и даже выпускаю газету «Миссионерское обозрение». Потому наша беседа будет касаться проблем, связанных с миром религиозного сектантства, — так начал свое выступление протоиерей Олег Стеняев. — Но слово «секта», «сектанты» я употребляю не в уничижительном смысле, а в точном первоначальном значении. В Википедии этому слову дается такое определение: «термин, используемый для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления». Такое же определение дают этому понятию словари русского языка Ожегова и Ушакова. Есть не только христианские секты, но и буддийские, мусульманские. Я же говорю о Православной традиции и об уклонениях от нее.

Церковь и Библия

Когда португальцы впервые приплыли в Индию, это было в воскресный день. И они приготовили Крест, чтобы установить его, как они считали, на языческой индийской земле. Но вдруг они услышали колокольный звон, увидели христианские храмы, увенчанные крестом. Оказалось, они не первые христиане, которые туда пришли. Португальцы высадились на берег и через переводчиков-арабов стали беседовать со священниками этих храмов. Португальцам рассказали, что индийские христиане здесь молятся со времен Апостола Фомы, который проповедовал в Индии и был убит в Индии. Его святые мощи оберегаются. Эту церковь называют малабарской. И главное — у них сохранилась Библия! То есть это был совершенно параллельный, не связанный с остальным Христианским миром, оригинал Библии еще с апостольских времен. И когда португальцы стали сравнивать тексты, то они увидели адекватность их текста Библии.

Если есть Церковь, то она всегда хранит Библию. Если есть секта, то она заимствует (если не сказать — ворует) Библию у Церкви. Сектанты на территории нашей страны, без всякой благодарности по отношению к нам, в течение более ста лет пользовались нашим Синодальным переводом Священного Писания. Но если бы эти группы действительно были связаны с Церковью, то у них были бы свои параллельные тексты Священного Писания, со своими особенностями, со своим истолкованием. Так, древняя Сирийская Церковь (малабарская) сохранила параллельный текст Библии. Армянская апостольская Церковь с III века непогрешимо сохраняет текст Библии. Это признак настоящей церковности. И об этом ни в коем случае не надо забывать. Сейчас некоторые сектанты говорят, что они делают свои переводы Священного Писания. Но это самонадеянно! Ведь Библия — это книга традиции. И без традиции ее не просто нельзя понять, ее невозможно даже и прочитать. Если мы возьмем первоначальный еврейский текст Библии, то он был записан только 22-мя согласными буквами древнееврейского алфавита. Если вам дать любой достаточно большой текст, и в нем только согласные буквы, и вы не знаете, что это за текст — вы не сможете его прочесть. Расстановка гласных, это уже дело предания. Поэтому текст, в котором расставлены гласные, называется масоретский текст («масора» по-еврейски — передача или предание). То есть, без предания Писания не читаются. Но даже если мы расставим все гласные буквы, как это сделали в свое время евреи, текст остается не читабельным. Его можно прочитать только в традиции, с толкованием этого текста. В 19 главе книги «Исход» буквально сказано следующее: «Когда потащат барана, взойди на гору». Это дословный перевод. Как бы, например, баптист, не зная церковной традиции перевода этого текста, сделал свой перевод? Он бы его не сделал. И потому они поступают просто: берут разные переводы, которые существовали или в еврейской традиции, или в Христианской церковной традиции, и на их основании делают «свой» перевод.

А этот текст с помощью библейской традиции истолкования переводится так: «во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору» (Исх. 19, 13). То есть дословный перевод не читабелен и его невозможно воспринять вне традиции. Это всегда знали евреи и это всегда знали христианские экзегеты. Святитель Иоанн Златоуст ссылается как на христианских переводчиков, так и на еврейских. Святитель Иоанн Златоуст не случайно обращался к еврейской традиции в изучении Библии, он понимал, что евреи были людьми Бога, это была Церковь Бога. Но потом, когда они отвергли Сына Божия, Христа, то Господь избрал других людей Себе в удел. Может ли человек самостоятельно изучать Библию, если он не будет пользоваться преданиями в прочтении этого текста, понимании этого текста? — Нет. Понимание Библии — это дело Церкви.

Сама Библия учит тому, что читать Библию опасно для двух групп людей. Им просто-таки вредно читать Библию. Библия запрещает им читать саму себя! «…и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Петра 3, 15-16). Апостол Петр предупреждает, что есть две категории лиц, которые к собственной своей погибели превращают (искажают) Священное Писание. Это невежды и неутвержденные. Кто такие неутвержденные? Церковь называется «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 15). А неутвержденные, согласно этому определению, возможно, крещеные люди, но не наученные. Самостоятельное изучение Библии таковыми людьми может нанести ущерб их душе. Кто такие невежды? Это и не крещеные, и не наученные.

Библия — это слово Самого Бога. И потому в ней нет случайных слов!

Любой текст нуждается в истолковании. И мы видим в Деяниях Апостолов (см. Деян. 8, 27-31), что когда евнух ехал и читал пророческую книгу, и к нему в дороге присоединился Апостол и спросил: «Разумеешь ли ты, что читаешь?». Этот евнух был умный человек. Он ответил: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?». Действительно, человек должен понять, что само слово Писания оберегается Духом Святым. Никогда Писания не создавались по воле человеческой, но изрекали их святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. Так и постижение этого слова возможно лишь в общении со святыми людьми. И без такого общения текст Библии остается закрытым. Это буква, которая убивает. А нужен дух, который животворит. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11, 2). В церкви сохраняется не только Священная книга, но и правильное понимание этого текста, что намного важнее. Мы верим в существование Церкви, ибо Христос сказал: врата ада не одолеют ее. Во все дни Она преподает нам слово Бога и правильное понимание этого слова. Традиция непрерывна. Мы имеем книжные труды Святых отцов разных веков, и мы видим, как они одинаково учат, рассуждая на одни и те же темы. А вот чего опасаются, например, Свидетели Иеговы? Они опасаются своих же, но только старых выпусков журнала «Сторожевая башня». Потому что они постоянно меняют свое вероучение, и это видно по старым выпускам их журналов. А сила Церкви заключается в том, что мы можем взять книгу любого Святого отца, и неважно в какое время он жил, на каком языке он писал, какой был уровень его образования. Если его статус установлен как святого, то мы получаем назидания и наставления в изучении слова Божия.

Принцип двойных стандартов

У некоторых сект нет единого стандарта в идеологии и учении. Что это значит? Например, одна и та же религиозная организация действует на территории США и она же действует на территории нашей страны. И в разных странах они могут придерживаться противоположных подходов. Например, на территории США не было случая, когда по религиозным убеждениям баптист или пятидесятник отказывался бы служить в американской армии. Там и пастыри, и наставники настраивают тамошнее юношество должным образом исполнять свои гражданские обязанности. Но те же наставники, действуя на территории России, довольно часто настраивают молодежь не исполнять свои гражданские обязанности. Но вот организация свидетелей Иеговы ведет себя последовательно. Не правильно, но, по крайней мере, последовательно. Они и в американской армии не служат, и в российской армии не служат. Если они не почитают российский флаг, то они не почитают и американский флаг. Здесь есть какая-то последовательность. А некоторые другие религиозные организации придерживаются принципа двойных стандартов, и в этом случае мы можем их уличить в лицемерии, в отличие от тех же «свидетелей Иеговы».

«Идол есть ничто»

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20, 4-5). Сектанты часто используют этот текст, когда выступают против иконопочитания. Но из Библии мы знаем, что на Иерусалимском храме были изображены херувимы, и мы не считаем эти изображения «кумирами», «идолами». Почему? Апостол Павел пишет: «Идол в мире есть ничто» (1 Кор. 8, 4). Что значит — «ничто»? Есть статуя Артемиды Эфесской. А разве в духовном мире существует такая «гражданка» — Артемида Эфесская? Может, она где-то над Олимпом летает? Нет! Идол — ничто, потому что никакая духовная реальность не скрывается за ним. А вот изображение херувимов в еврейской традиции — это изображение Божиих посланников, Ангелов, которые являлись и всегда будут являться реальностью в общении Бога с этим миром.

Так как любое еврейское слово проверяется арамейским словом, то слово «хрув» происходит от арамейского слова, которое можно перевести словом «младенец». Поэтому в христианской традиции херувимов изображают с младенческими ликами.

Вера, надежда, любовь

Православное учение о спасении отличается от всех остальных, включая римо-католиков, протестантов, неопротестантов. Сотериология — это учение о спасении. В Православном понимании спасение человека состоит как бы из трех ступеней. Это: искупление, освящение, обожение. Этим этапам духовного роста соответствуют три различных добродетели - вера, надежда, любовь. А также три различных состояния человека по отношению к Богу: раб, наемник, сын.

Первая ступень в деле спасения — искупление. Человек из мира приходит к Богу и нуждается в прощении прежде содеянных грехов. И это искупление соответствует библейской добродетели вера, потому что приходящий к Богу должен веровать, что Бог есть. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» (Евр. 11, 6). Так сказано в Писании. И этой ступени соответствует, в свою очередь, «социальное» положение, описанное в Библии, — раб. Он надеется только на милость господина, точно также как человек, который из мира приходит к вере в Бога, не ищет никаких преимуществ себе, он ищет только Божие милосердие. Протестантский мир остановился на этой первой ступени. Лютер так и говорил: «Спасение только по вере». (Кстати, если следовать этой ошибочной логике, то, получается, должны «спастись» и бесы. Ведь сказано же в Писании: «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). Впрочем, это тема для другого разговора). Поэтому для протестанта спасение это как некая амнистия, полученная из рук Бога, которая по сути ничего не меняет в душе закоренелого грешника. Чаще всего, если уголовнику дают амнистию, он остается таким же уголовником, как и прежде. Кальвин так и учил: ты всегда будешь оставаться грешником, знай и помни об этом.

Вторая ступень в деле спасения — это освящение или же воцерковление. В Библии говорится: «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4, 3). Этой ступени соответствует другая евангельская добродетель — надежда. Человек не просто верит, он надеется, он опирается на плоды своей веры, той веры, которая «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Это, прежде всего, труд, это — образ жизни. Человек здесь, выражаясь «социальным» определением Библии, наемный работник. Вот состояние наемника: я воцерковляюсь, мои дети ходят в воскресную школу, я бросил пить, курить, повенчался с женой. И я уже как бы опираюсь на результаты своей веры, то есть это уже вера, достигшая совершенства, это надежда. Это то, на что можно надеяться в жизни. Всего этого я сумел достичь своими молитвами, постом и добрыми делами. Бог меня благословляет, дети стали учиться на пятерки, жена наконец-то окончила заочное обучение, нашла хорошую работу, я помирился со своим начальником. Я вижу Божию награду! Римо-католическая церковь остановилась на второй ступени в понимании спасения.

Третья ступень в деле спасения известна только Православной сотериологии, — обожение. Этой ступени соответствует библейская добродетель любовь. Любовь — это сущностное свойство Бога. В Библии сказано: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Любовь и является мистическим вхождением в жизнь Пресвятой Троицы. Этой ступени спасения соответствует уже не «социальное», а «семейное», родственное отношение человека к Богу — сын.

И когда человек объемлется Божественной любовью, он становится богоподобным существом. А разве такое может быть? «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1, 3-4). Ты не раб, ты не наемник — ты сын. И Иисус Христос в Нагорной проповеди говорит: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Если бы Он нам сказал, будьте совершенны, как Моисей, мы бы знали, в чем нужно подражать Моисею. Мы можем рассуждать, в чем заключается, например, праведность Моисея: он не воровал, не прелюбодействовал, был благочестив… Но когда нас призывают к совершенству Бога!? В чем оно заключается? Мы не знаем, что и сказать в ответ, а Господь призывает нас быть такими!.. Только Божественная благодать в Духе Святом, не меняя нашей человеческой природы, делает нас по благодати богоподобными. Спасение — это дело всей жизни. Ни один Православный не скажет о себе, что он уже спасен… Мы даже смерть воспринимаем, как последнюю епитимию от Бога. Мы должны разложиться в земле, чтобы вернуться в то состояние, из которого был создан первый человек, из праха земного. Мы будем оттуда вызваны к жизни гласом трубы Архангела и облечемся в нового человека. В полноту возраста Христова… Иоанн Богослов пишет: не знаю, какими будем, но знаю, что будем как Он, подобные Ему.

— Известный богослов Алексей Осипов на телеканале «Союз» высказывался, что родители не должны крестить младенцев. Он считает, что только взрослый человек может принимать крещение. Но ведь так учат и многие секты…

Алексей Ильич творческий человек. Он постоянно находится в состоянии некоего раздумья (вот почему для Церкви важнее «начетчики», они просто берут учение Святых отцов, распространяют его и при этом ничего не добавляют «от себя»). Осипов не раз высказывал мысль, что лучше, если человек вырастет и сам примет решение, в какой конфессии ему креститься, и надо ли ему вообще креститься. Такая точка зрения господствовала в Христианской Церкви с конца II и до IV веков включительно. В первой половине второго века в основном было принято крестить детей, потому что в Христианских общинах еще было много евреев. А у евреев вопрос о крещении детей даже не возникал. Ведь в иудейской традиции ребенка обрезали в восьмидневном возрасте, это был прообраз крещения. Христианам из евреев и в голову не могла прийти мысль не крестить младенца, а значит и не причащать его. Ведь причащать Святых Таин можно только крещеного. Пока эта восточная струя сохранялась в Церкви, вопрос о рациональном осмыслении этой традиции даже не ставился. Да и как будто какой-то постулат веры вообще можно рационально осмыслить. Часто это одинаково невозможно и в 20 лет, и в 30, и в 930 лет. Тертуллиан (он был монтанистом, это течение осуждено Церковью) в середине второго века написал работу «О Крещении». В ней он выступил против крещения младенцев. Тертуллиан с негодованием пишет: практика крещения младенцев стала повсеместной, это надо как-то остановить. Но тем самым он показывает, что древние Христиане крестили своих детей. Иногда в защиту такого мнения приводится в пример святой Константин Великий. Да, святой равноапостольный Император Константин, который остановил гонения на Христиан во всей Римской империи, сподобился креститься на смертном одре. Это чудо веры святого Константина! Он уже и находясь при смерти все время откладывал крещение: вдруг он еще какой-то грех совершит… И Бог дал ему принять крещение перед самой кончиной. Богословы и сейчас не отрицают, что в идеале хорошо креститься в сознательном возрасте. Но ведь мы не знаем, есть ли у нас в запасе сегодняшний вечер. И тем более мы не знаем, есть ли у нас завтрашний день. И когда рождается ребенок, единственная возможность ему избавиться от прародительских грехов — это креститься. Такая позиция давно возобладала в Церкви. Профессор Осипов может дискутировать с ней, так как дискуссия об этом не является чем-то противоцерковным. Но и мы вовсе не обязаны соглашаться с Осиповым.

Профессор Осипов был категорическим противником канонизации Царя Николая II. И вот Алексею Ильичу задали вопрос: а если Церковь канонизирует Государя, ваш спор с защитниками этой канонизации прекратится? Он ответил, что тогда первым поцелует икону Государя. И тем самым проявит покорность Церкви. И вот когда состоялась канонизация Царя Страстотерпца Николая, многие собрались посмотреть, как поведет себя профессор Осипов. На аналой в центре Храма Христа Спасителя была поставлена икона святого Царя Николая. Профессор Алексей Осипов подошел к иконе, перекрестился и благоговейно приложился к святому образу. Это хороший урок всем нам.

— Как нужно правильно разговаривать с людьми другой веры?

— Если мы встречаем человека другой веры, то мы должны стараться говорить с ним на понятном для него языке. В интернете идет сильный скандал: профессор-сектовед Дворкин воюет со Стеняевым. А из-за чего этот скандал? Я участвовал в дискуссии с мусульманами о Пресвятой Троице. ­­­­­Александр Леонидович Дворкин, видимо, считает, что я должен был читать им чуть ли не курс догматического богословия. Но я говорил с мусульманами на понятном им языке. А потом уважаемый профессор увидел текст этой дискуссии и с точки зрения высокой теологии взял да и разгромил меня в пух и прах. Но ведь я с иноверцами дискуссию вел! Как я мог им точно выразить все богословские постулаты? Они бы меня и слушать не стали. Я Дворкину предложил следующее. Иногда меня приглашают пообщаться с душевнобольными, я им прямо в лечебнице объясняю как пастырь, почему нужно им исповедоваться, причащаться Святых Таин. Конечно же, говорю с ними так, чтобы они могли меня понять. И вот я рекомендовал профессору Дворкину записать одну из таких моих бесед на аудио, а потом с точки зрения высокой теологии дать анализ, ну и разгромить меня, конечно. (Естественно, я говорю это только для примера, не желая никого обидеть, но чтобы абсурдность подобных нападок стала очевидной). А иногда маленькие дети в воскресной школе меня о чем-то спрашивают. И я тоже им все терпеливо объясняю. Давайте еще за это меня ругать, что не так точно излагаю детям сложнейшие богословские постулаты…

Если вы беретесь за миссионерскую работу, ставьте крест на своей репутации. Потому что миссионер должен следовать примеру Апостола Павла. А Апостол Павел учит, что миссионер должен быть для иудеев как иудей, для немощных как немощный (см. 1 Кор. 9, 20-22). Как ведет себя Апостол Павел в афинском ареопаге? Когда он приходит в Афины, то изумляется множеству идолов, которых там видит. В ареопаге он без всякой «благочестивой истерики» осматривает идолов, истуканов, жертвенники. «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 22-23). Он не оскорбил их религиозные чувства, но при этом ни в чем не отступил от своей веры. Он же не сказал про идолов: «обходя святыни», он сказал «обходя ваши святыни». Не сказал язычникам: «вы набожны», а сказал иначе: «как бы особенно набожны». Какая тонкая и точная миссионерская работа! Вот почему так трудно быть миссионером. Но когда вы услышите хотя бы от одного человека, что вы ему помогли стать Православным, то ощутите огромную радость. У вас на глазах появятся слезы, и вы скажете: «Стоило все это делать».

— Над какой книгой вы сейчас работаете?

— У меня погиб друг — священник и миссионер Даниил Сысоев. Он был расстрелян в храме Апостола Фомы, когда проводил занятие по Второму Посланию Апостола Павла. После его смерти, ровно там, где он остановился, я продолжаю писать свое толкование. Хочу довести до конца этот начатый отцом Даниилом цикл по изучению Священного Писания и издать его. Это будет сделано в память о моем друге. А еще это будет свидетельство того, что слово Божие не прерывается, традиция продолжается.

— Какая секта сейчас наиболее опасна Православным верующим?

— Самая опасная секта это те, которые являются в Православной одежде. А ведь это тоже реальность наших дней.

— С чем вы связываете свою большую популярность?

— Я пишу, как говорю, а говорю, как пишу. В свое время граф Толстой говорил, что тот, кто умеет писать, тот не умеет говорить. А тот, кто умеет говорить, не умеет писать. Не согласен с ним, у меня с Божьей помощью то и другое более-менее получается.

— А как вы сами вступили в церковную традицию?

— Я родился в венчанном браке. У меня не было обращения к вере. Ведь сколько помню себя, всегда ходил в храм. А первое воспоминание такое: я, совсем маленький, иду по храму, и с обеих сторон мне люди протягивают конфеты. Много, много конфет… С тех пор я конфеты не ем. Зато у меня сейчас накопилось крупное собраний церковнославянских рукописей.

Подготовил Антон Жоголев

Дата: 12 апреля 2013
Понравилось? Поделитесь с другими:
0
0
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru