Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Прошлое в настоящем

У храма Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Самаре обретен надгробный памятник первого настоятеля храма иеромонаха Филарета.


Надгробная плита первого настоятеля самарского Иоанно-Предтеченского монастыря иеромонаха Филарета.

У храма Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Самаре обретен надгробный памятник первого настоятеля храма иеромонаха Филарета.

Третьего августа дорожным строителям, расширяющим улицу Солнечную на месте ее пересечения с улицей Ново-Вокзальной, встретилось неожиданное препятствие. Ковш экскаватора ударился обо что-то твердое. Экскаваторщик занес ковш еще раз, два, но зубья вновь врезались во что-то твердое, не хотели зачерпывать землю.

Выйдя из кабины и подойдя к тому месту, где никак не поднималась земля, экскаваторщик увидел, что ковш бьется обо что-то, напоминающее памятник.

Окопав землю примерно метра на четыре, строители вынули из земли прямоугольный камень серого цвета, местами почерневший от времени, но с хорошо видной на фронтальной стороне надписью: ИЕРОМОНАХ ФИЛАРЕТ

По бокам и на задней стороне камня на церковно-славянском языке, местами с пропуском где слов, где букв, сбитых и затершихся, были написаны благодарственные слова настоятелю за духовное подвижничество, службу Богу и людям, безкорыстное служение в храме монастыря Крестителя Иоанна Предтечи на протяжении тридцати четырех лет.

Плиту перенесли на территорию храма. Ее благоговейно приняли настоятель храма митрофорный протоиерей Олег Булыгин, староста Валерий Александрович Пономарев, служители храма.

Полностью прочесть надписи на плите пока не удалось, но сомнений быть не могло — это надгробный памятник первому настоятелю храма иеромонаху Филарету (Комарову).

Уже решено, что плита будет установлена у храма на возвышении, позади будет стоять мраморный крест, обустроится место для поклонения. Рядом, на небольшом стенде, будут полностью приведены надписи на плите, которые сейчас еще публиковать нет возможности, и будет кратко рассказано, что же произошло и с храмом, и с погостом возле него при безбожной власти. Как произошло то кощунство, что храм не только разрушили, не только осквернили могилы своих же предков, но и выбросили их в сточные канавы.

В 2007 году, когда исполнилось 140 лет со дня освящения храма, по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия и по просьбе настоятеля отца Олега Булыгина мне было поручено написать брошюру об истории храма. Сегодня я хотя бы кратко расскажу о том, что здесь произошло.

Ведь первый настоятель словно вернулся в храм после почти столетия со дня упокоения.

Год 1867. В заповедном месте среди соснового леса, неподалеку от Волги и от самой Самары приобретается земля под Архиерейский скит. Это то самое место, где сейчас высятся многоэтажные дома, бурно строится новый микрорайон уже новейших зданий, где «бизнес-офисы», магазины и проч.

Здесь были: храм во имя Иоанна Предтечи, здание для монастырских келий и трапезная, надворные постройки, летний дом Правящего Архиерея. А вокруг — яблоневые и грушевые сады, озеро, поляны, рощи. Неслучайно не только из Самары, но и из окрестных городов и весей сюда на престольный праздник 24 июня (ст. ст.) приезжал и приходил народ. Молились, а потом располагались в благодатных местах, праздновали, отдыхали душой. И возвращались домой.

А за их здравие молились монахи монастыря и первый настоятель — иеромонах Филарет (Комаров).

Монастырь жил, обустраивался. Заботой Архиерея и монахов была и память о прошлом, о людях, ушедших в жизнь вечную. Поэтому обустроены были и погосты: один возле храма, другой — несколько выше его, в лесу.

И вот эти-то могилы своих дедов, отцов срыли, надгробные памятники выкинули вон, храм разрушили. А в оставшемся каменном здании устроили курсы военной подготовки призывников и молодежи.

Вот какое наследие получил отец Олег, когда начал возводить вновь храм на этом когда-то прекрасном, цветущем месте, переданном властями Церкви. Надо еще сказать, что рядом с храмом, который начали восстанавливать в 1991 году, стояла популярная в этой округе пивнушка. Отцу Олегу пришлось потратить немало сил, чтобы ее отсюда убрали.

Не стоило бы об этом вспоминать, если бы на месте Поклонного креста, который отцу Олегу вместе с общиной храма удалось поставить на том самом месте, где раньше был погост, не стали бы вытворять безобразия новые вандалы, преимущественно молодого возраста.

Но «стараются» не только они. Не так давно сюда, в сквер возле храма, свезли и выгрузили строительный мусор. Образовалась свалка. Письма во все положенные инстанции пока результата не дали.

Потому и пишутся мной эти строки, что никак не войдет в сознание некоторых наших сограждан, что место у храмов — святое.

Что могилы, надгробья над ними — это наше наследие, наша память. Они — вместе со старыми домами, которые тоже безжалостно сносятся, вместе с улицами, названия которых никак не восстанавливаются, — наше достояние, от которого зависит склад нашего ума, наш взгляд на мир.

Ведь надо хранить имена тех подвижников, которые прославили Самару, отдали ей все свое состояние, душу свою отдали.

А не тех революционеров, которых возвели в герои — мы теперь хорошо знаем, что эти «герои» без всякой жалости расстреливали ни в чем не повинных людей — расстреливали только за то, что они не отрекались от своей веры, были верными Христу.

Возьмите хотя бы Урицкого, председателя Петроградского ЧК. Ведь это был палач, который без всякого колебания приказывал расстреливать духовенство, офицеров, даже готовых сотрудничать с Советской властью, просто верующих Христиан. Мало того, что у нас есть и площадь этого расстрельщика, и улица его имени, так недавно появилась и новоурицкая улица!

Вот что значит потеря памяти. Вот что значит не помнить свое прошлое и не чтить могилы отцов, которые обязаны свято беречь.

Обо всем этом и о многом другом думалось, когда стоял я с клиром храма Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна у вновь обретенного надгробья иеромонаха Филарета, первого настоятеля этого храма. Значит, что-то стронулось в нашей жизни, в наших душах, если вдруг спустя десятилетия возвращаются к нам надгробья наших молитвенников и заступников.

Алексей Солоницын, писатель.

1007
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru