Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Это было открытие Православной Руси»

— тридцать пять лет назад вышел на экраны страны самый известный фильм режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев».


Фильм «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею») режиссера Андрея Тарковского был снят в 1966 году, но вышел на экраны только спустя три года. В этом году исполняется тридцать пять лет со времени его выхода на экраны. В этом же году исполняется семьдесят лет со дня рождения актера Анатолия Солоницына, сыгравшего заглавную роль в этой картине. Сейчас уже очевидно, что фильм этот является одной из вершин не только российского, но и мирового кинематографа. Помимо этого фильм стал и значительным событием общественной жизни, так как подготавливал почву для будущего возрождения Православия в России.
В Самаре живет и трудится известный Православный писатель и общественный деятель Алексей Алексеевич Солоницын, родной брат умершего в 1982 году актера Анатолия Солоницына. Во время съемок Алексей Алексеевич был рядом с братом — помогал ему советами, участием… Мы попросили Алексея Солоницына рассказать о том, как шли съемки фильма, а также и о том, какой была дальнейшая судьба у его создателей.

— За эти годы мое отношение к фильму «Андрей Рублев» не изменилось Я считал и считаю этот фильм лучшим из всего, что я видел, — рассказывает Алексей Алексеевич Солоницын. — Конечно, у меня личное отношение к этой картине. Дважды я приезжал на съемки в 1965 году. Для меня это был внутренний духовный переворот, это было открытие Руси Православной. Брат мне показал храм Покрова-на-Нерли, который для меня стал символом родины. Символом красоты и мощи, которые слиты воедино… Фрески Рублева, Успенский собор — это все перевернуло мое сознание.
— Когда снимался этот фильм, была совсем другая эпоха. И главное — в то время Андрей Рублев еще не был канонизирован Русской Церковью. Как вы считаете, канонизация преподобного Андрея Рублева что-то добавила к фильму или, наоборот, отняла?
— Добавила! Мы в те годы воспринимали Рублева как гениального художника, иконописца. Но не воспринимали его как святого. Я не знаю, как его воспринимал Тарковский. Но во время наших бесед с режиссером он высказывался о нем лишь как о выразителе величия русского искусства…
— Сложный вопрос вам задам… Брат ваш отошел ко Господу. Там, в Вечности, быть может произошла его встреча с настоящим Андреем Рублевым. Ведь у Бога все живы! И образ взглянул в глаза первообразу… Как вы думаете, если была эта встреча, то была ли она для Анатолия Солоницына радостной? Как оценил его актерскую работу реальный иконописец и монах Андрей Рублев?
— Слишком трудный вопрос… Я затрудняюсь на него ответить. Но я знаю только одно: изо всех своих духовных и физических сил мой брат старался выложиться полностью и достичь того, чтобы этот великий образ Андрея Рублева воплотился на экране как можно лучше. Он вложил в эту роль все лучшее в себе…
— Причастными к работе над фильмом оказались люди очень известные в нашем искусстве: Тарковский, ваш брат Анатолий Солоницын, Ролан Быков, Николай Бурляев, оператор Вадим Юсов, искусствовед Савелий Ямщиков… Как повлияла картина на их дальнейшие судьбы?
— Самая показательная в этом отношении судьба Николая Бурляева. Он стал верующим художником, глубоко Православным человеком. Этот фильм стал великим и главным событием в жизни моего брата. А ведь он потом играл Гамлета, Достоевского… Но все равно считал главной роль Андрея Рублева.
Этот фильм перевернул и жизнь Тарковского, повлиял в огромной степени на дальнейшую его судьбу. Хотя он говорил, что главный его фильм все же не «Андрей Рублев», а «Зеркало», но весь мир всегда воспринимал Тарковского в первую очередь как автора «Андрея Рублева». И он это понимал…
Воцерковились впоследствии несколько человек из операторской группы. Интересно, что вся съемочная группа, которая была на «Рублеве», впоследствии продолжала встречаться… Тарковский из актеров более всего был недоволен Быковым, — он видел в нем актера представления, который именно «играет», переигрывает даже. Он был актер внешней маски, «мейерхольдовец», а Тарковский любил людей духа. Он, по слову Пастернака. «не читки требует с актера, а полной гибели всерьез». Таким актером был мой брат. Искусствовед и консультант картины Савелий Ямщиков настоятельно рекомендовал режиссеру взять на главную роль Анатолия. По фотографии они увидели его погруженность в самого себя, страдание. И еще поняли, что земная жизнь его будет недолгой…
— Об Андрее Рублеве очень мало достоверно известно. Остались только его работы, и то не все. Авторский вымысел невольно должен был присутствовать в фильме. Это пошло не в ущерб целостности и достоверности образа главного героя? Удалось ли сохранить внутреннюю достоверность картины?
— Думаю, да. Хотя, например, все что касается монашеской жизни в картине и изображения Древней Руси писатель Александр Солженицын назвал обидным словом — «вампука». То есть, этакой смесью французского с нижегородским…
— А как прозвучал этот фильм в судьбах России?
— Прозвучал очень сильно. Несмотря на жесткое отношение к картине верховной власти, — ведь фильм вышел на экраны только спустя несколько лет, — «Андрей Рублев» стал общероссийским и даже мировым явлением в кинематографе. Вначале фильм был показан вне конкурса на фестивале в Каннах. И потом через Запад он пришел в Россию. Чиновники Госкино дали ленте последнюю — третью категорию (и соответственно самую низкую оплату, самый низкий тираж и показ лишь в самых захудалых кинотеатрах). И тем не менее этим фильмом были потрясены все мэтры нашего кино — даже те из них, кто заявлял вслух о неприятии картины. Герасимов сразу пригласил Анатолия сниматься в картине «Любить человека», ему была поставлена задача в советском герое, архитекторе Калмыкове, показать ту же духовность, ту же напряженную внутреннюю работу, что и в «Рублеве». Ромм также высоко оценил фильм, хотя вначале был категорически против назначения Анатолия на главную роль. Все понимали, что это великий фильм, который останется навечно в истории кино.
— Почему ваш брат просил вас приехать к нему на съемки «Рублева»?
— Он был первый раз на съемках в кино, к тому же у знаменитого на весь мир режиссера. Ему нужен был на съемках рядом человек, с которым бы он мог доверительно говорить, всеми сомнениями делиться. Вот я и был для него таким близким человеком. Всю жизнь у меня не было человека ближе, чем Анатолий. Вот такое было и мое скромное участие в картине. Я как мог поддерживал брата. Вечерами в кинотеатре был просмотр отснятого материала. Мы смотрели эти кадры вместе, потом обменивались впечатлениями от работы.
— Андрей Тарковский после «Андрея Рублева» пошел в сторону Церкви, в сторону Бога — или же в противоположной направлении?
— Конечно, в сторону Бога. Он всю жизнь искал Бога. К сожалению, на него влияло западное понимание Христа, это оставалось, это было. Но я знаю, что Андрей Тарковский уже умирая, понимая, что он серьезно болен, все же искал пути спасения своей души. Я, конечно, поминаю в молитвах своего брата Анатолия. Вписан в мой помянник и Андрей Тарковский.

На снимке: кадр из фильма "Андрей Рублев" (в главной роли — актер Анатолий Солоницын).

Антон Жоголев
02.04.2004
1050
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru