Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Цена предательства

Тридцать сребренников - общеизвестная плата, которую взял Иуда Искариот, согласившись предать Иисуса Христа первосвященникам. Что же это за деньги? Как они возникли в денежной системе древнего израильского народа?

Тридцать сребренников - общеизвестная плата, которую взял Иуда Искариот, согласившись предать Иисуса Христа первосвященникам. Что же это за деньги? Как они возникли в денежной системе древнего израильского народа?

«Ты взвешен на весах»

В библейские времена под сребреником подразумевали шекель, или сикль, что в переводе с ивритского языка означает «вес». Эта денежная единица упоминается в Ветхом Завете и под названием «текел».

Меры массы золота и серебра в те далекие времена были заимствованы у древних вавилонян, сыгравших ключевую роль в формировании данной денежной системы. Именно у них заимствовали названия и соотношения весовых единиц евреи, финикийцы, персы и греки. Из Вавилонии также произошел денежный талант, что в переводе тоже означает «вес» или «груз». Его 60-ю часть составляла мина - это слово происходит от древневавилонского «мене» или «ману», т.е. «считать» (отсюда, кстати, понятие денег как «маны-маны», money - англ.). Одна мина равнялась 37 шекелям.

Исходя из таких исчислений, хотелось бы обратить внимание на ветхозаветную фразу, начертанную таинственной рукой на стене царского чертога нечестивого Валтасара: «Мене, мене, текел, упарсин» (Дан. 5, 25). В буквальном переводе с арамейского эта фраза звучит так: «Мина, мина, шекель и полмины». Пророк Даниил разгадал смысл корней этих слов («считать», «взвешивать» и «делить») и построил целые фразы: «Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5, 26-28)».

Как повествует Библия, Валтасар сделал большой пир, на который принесли священные сосуды (которые его отец Навуходоносор вынес из Иерусалимского храма). Из них пили и сам царь, и его вельможи, и жены, и наложницы, которые «славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных» (Дан. 5, 4). В ответ на такое святотатство на стене появилась кисть руки, написавшая предсказание о гибели Вавилонского царства. В ту же ночь Валтасар был убит, а его царство перешло под власть Кира Великого - персидского правителя из династии Ахеменидов (правившего в 559-530 годах до н. э.).

Земля горшечника

В евангельские времена, когда израильский народ находился под властью Римской империи, сребренники обычно отождествляли как с еврейским шекелем (сиклем), так и с тирским (финикийским) статиром. Каждая такая монета равнялась четырем динариям или четырем драхмам, или двум дидрахмам (1 драхма или 1 динарий - это плата наемнику за один рабочий день).


«Поцелуй Иуды», картина Ильи Глазунова.

В связи с этим становится более понятным сюжет о том, как сборщики подати спросили одного из Апостолов: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» (Мф. 17, 24-27). Храмовый налог, как повествует Евангелие, был уплачен чудесным образом и за Спасителя, и за Апостола Петра. Нужная денежная единица была обнаружена в пойманной рыбе, и в этом чудесном случае ярко проявилось всеведение Господа Иисуса Христа.

По сообщениям СМИ, в израильском поселке Халамиш (на Западном берегу Иордана) восьмилетняя девочка обнаружила редкую монету стоимостью в половину шекеля. На ней было написано «Святой город Иерусалим». По мнению исследователей, такие деньги использовались для уплаты храмового налога около двух тысяч лет назад.

Исходя из этого текста, можно представить значение той суммы, которую уплатили Иуде за предательство Господа. Подробно об этом событии упоминают три Евангелиста. Однако четкое число сребренников указано только в Евангелии от Матфея: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Мф. 27, 3-10).

Следует отметить, что упомянутое пророчество вызвало немало богословских споров, поскольку относится не к Иеремии, а к Захарии: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах. 11, 12-13).

Эта же сумма упоминается и в ветхозаветной Книге Исход, где говорится о тридцати шекелях серебра - столько нужно было заплатить за раба, погибшего насильственной смертью (Исх. 21, 32). Вот такой парадокс: Того, Который искупил нас из рабства греха, оценили всего лишь как обычного раба. Для сравнения: благовония, потраченные Марией Магдалиной на утирание Спасителя, были оценены в 300 динариев, а жизнь Самого Христа - в 120 динариев, то есть в 30 сребренников (1 серебряный шекель - 4 динария или 4 драхмы).

Истинная цена

Когда заходит речь о древних деньгах, возникает вполне закономерный вопрос: как представить библейские шекели, основываясь на современной платежной системе? Поскольку речь идет о сребренниках, то акцентируем внимание на этом драгметалле.

Вот как об этом сообщает электронная еврейская энциклопедия: «Вес шекеля определялся по двум стандартам - вавилонскому и финикийскому, каждый из которых в свою очередь был двойной, легкий (обыкновенный) и тяжелый («царский»). Вавилонский тяжелый шекель был равен 22-23 г, легкий - 11-11,5 г, финикийский тяжелый - 14,5-15,3 г, легкий - 7,3-7,7 г. Вес шекеля в период Первого храма приближался к легкой вавилонской системе. Лишь в эпоху Второго храма шекель из единицы веса превратился в обозначение достоинства монеты… Птолемей II (III в. до н. э.) провел денежную реформу, уменьшив вес тетрадрахмы (17,46 г - аттический стандарт) до 14,3 г, тем самым приведя ее к финикийскому тяжелому стандарту. Тирский статер также был подведен к шекелю и с 126 г. до 56 г. до н. э. его средний вес был 14,2 г
чистого серебра».

Отсюда становится понятно, почему в ранее упомянутых евангельских стихах (Мф. 17, 24-27) речь идет о статире, который Апостол Петр вынул изо рта выловленной рыбы с целью оплаты храмового налога. Это значит, что Иуда за свое предательство получил 30 шекелей (статиров), то есть около 430 граммов серебра. Много это или мало? Если руководствоваться древней финансовой системой, то сумма получается весьма внушительной: на эти деньги приобрели большой участок для погребения странников - это, по сути, целое кладбище. Причем оно было куплено рядом со столицей Иудеи - Иерусалимом (сравните со стоимостью земельных участков, например, рядом с современной Самарой, - и сколько могла бы стоить такая земля под кладбище?).

Прошедшие всевозможные бизнес-курсы печально шутят, что сегодня бы за землю горшечника предложили заплатить 29,9 сребренников… Таковы уж нынче изощренные технологии манипуляции с ценами. Но во все времена алчность и сребролюбие, в какие бы обертки их ни разукрашивали, ведут к духовной гибели, чему и учит нас пример Иуды-Предателя.

Следует учесть, что в те далекие времена серебро ценилось намного выше, чем сегодня. Из-за промышленной добычи серебра его стоимость сильно упала. Для примера: один грамм серебра в России стоит в среднем 150 руб. Выходит, что сегодня Иуда «разбогател» бы всего лишь на какие-то 4500 руб. То есть получил бы в тысячу раз меньше, чем во времена земной жизни Спасителя.

А если посмотреть на «цену крови» с духовной точки зрения? Вспомним, как поступил горшечник, о котором писал пророк Захария: по слову Господа он положил эту цену в истинное церковное хранилище. Кровь, уплаченная за Бога, находится в Его доме - Православной Церкви, являющейся столпом и утверждением истины.

Валентин Ковальский,
выпускник Киевской Духовной Академии, алтарник церкви

в честь Свт. Петра Могилы, г. Киев.

132
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru