Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


«Дивен Бог во святых Своих»

В сонме Новомучеников Святой Руси молится о нас священномученик Николай Искровский.


Наша семья проживает в небольшом поселке на Крайнем Севере уже много лет, а моя малая родина — город Днепродзержинск на Украине. При въезде в город недавно поставили четыре креста на все стороны света. У подножья одного из них на правой стороне Днепра расположилось село Карнауховка. В ежегодные летние приезды на родину я непременно иду в Православный храм в этом селе.
Карнауховка — одно из древних поселений запорожских казаков. В 1737 году в местностях нынешнего села существовал богатый, со многими землянками, зимовник казака Семена Карнауха. В 1771 году во время моровой язвы жители слободы Карнауховки «устроили у себя икону святой Великомученицы Варвары и денно-нощно молились ей и просили ея небесной помощи». Силою живой веры и сердечной молитвы по ходатайству святой они были спасены от наглой смерти. Тогда местные жители дали обет построить у себя церковь во имя святой. 18 августа 1773 года было освящено место для строительства храма, а 29 марта 1775 года церковь была освящена во имя Великомученицы Варвары. В лихолетье и правление безбожной власти церковь пострадала, но в 1990 году здесь возродилась приходская жизнь.
Я очень люблю этот храм, здесь все благолепно и просто. Стройный хор бабушек легко исполняет церковные песнопения. В знакомом осмогласии слышатся отзвуки родного украинского распева. В этом дорогом мне храме я впервые увидела икону неизвестного мне святого, так и обратилась к нему: «...И ты, святой, которого я не знаю, моли Бога о мне». А после службы по обычаю беседовала с настоятелем храма, протоиереем Вадимом. Он всегда интересуется жизнью нашего северного прихода, а в этот раз подарил мне книгу о подвижнической жизни моего земляка, единственного канонизированного святого на Кировоградчине — священномученика Николая Искровского.
История храма небольшого отдаленного села Искровка тесно переплетается с судьбой последнего Российского Императора Николая II, который лично участвовал в устроении храма. В начале XX столетия к Царю обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство храма. На месте они не смогли решить этот вопрос, так как пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за нее большую плату. Император не только удовлетворил прошение людей, но и поинтересовался, есть ли средства на строительство и есть ли проект. Когда узнал, что всего необходимого пока нет, пожелал принять личное участие. За свой счет Царь отправил кирпичи на станцию Рядовая, что была ближайшей к Искровке. Оплатил перевозку материалов и работу строителей. Когда в 1905 году пришло время освятить храм, Царь присутствовал на Богослужении, переодевшись в мужицкую одежду. Впоследствии, посоветовавшись с отцом Иоанном Кронштадтским, он предложил заменить священника в построенном храме. Так волею святых Божиих праведного Иоанна Кронштадтского и Царя-Страстотерпца дьякон Николай из Исаакиевского собора города Санкт-Петербурга оказался на земле Елисаветградской уже для пастырского служения в далекой веси. Смена городской устроенной жизни на мирное течение сельских будней не омрачила нрава молодого священника. Он всегда был жизнерадостен, весел, добр, очень любил шутки и прибаутки. Даже грех отец Николай обличал с юморком. Сохранилась история о том, как на свадьбе батюшка обличил бедного жениха, женившегося на богатой слабоумной невесте. Дома невесту учили, что если батюшка спросит ее, сколько есть Божиих Заповедей, чтобы она отвечала — десять. А отец Николай возьми да и спроси, сколько ей лет. Тут-то она и ответила — десять.
Прозорливость святого была даром Божиим, который он стяжал молитвой и трудами. Девочке, укравшей пять рублей у деда, батюшка указал место в сарае под дровами, где были спрятаны деньги. Он погладил ее по голове и со словами: «Твоему отцу нужно месяц работать, чтобы заработать эти деньги», — велел вернуть их. Другому, у которого украли коней, отец Николай сказал, где искать пропажу. Третьему пророчествует о будущем, сообщая ему, что его раскулачат, он будет несколько раз сидеть в тюрьме, но умрет своей смертью на свободе.

Своей матушке Анне говорил: «Не тужи, матушка. Меня убьют, и три раза будут хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником, и будет у тебя большая семья!». Так оно и вышло. В годы гонений его матушка скрывалась под двумя фамилиями.
Он исцелял бесноватых, врачевал больных, молился об исцелении скота. Его молитвенные труды стяжали ему известность далеко за пределами Елисаветградской губернии. В своих проповедях отец Николай нередко говорил о грядущих испытаниях. Он пророчествовал о своей смерти: священник сорвется, как цветок, а церковь будет стоять нерушимой. Батюшка предупреждал о том, что придет безбожная власть и с ней тяжкие испытания. По свидетельству послушницы Евфросинии, отец Николай в алтаре беседовал с Самим Господом. Рано утром, войдя в храм, она услышала только последние слова святого: «Для Тебя, Господи, готов все претерпеть». Выйдя из алтаря, он предупредил ее: «Если слышала — никому не говори, пока я живой, меня скоро убьют и трижды похоронят».
В последний день своей жизни будущий священномученик отслужил Литургию, затем отпустил людей по домам, а сам остался на колокольне. Во второй половине дня налетел отряд безбожников, стянули мученика с колокольни, волоча за волосы. После издевательств они вывели батюшку на кладбище и расстреляли. Тело исповедника обнаружили женщины, шедшие с поля. Они прикопали тело и прикрыли его ветками, а затем вместе с прихожанами перезахоронили в другое место. Через год, в 1920 году, приехало много священников, которые совершили третье погребение отца Николая за алтарем церкви. Свидетели этого события утверждали, что тело исповедника было нетленным, будто его убили сегодня.
Прошло долгих 80 лет, но память об отце Николае сохранилась в сердцах Православных. 17 июля 2001 года Определением Священного Синода Русской Православной Церкви было вынесено постановление о прославлении протоиерея Николая в лике святых. Его святые мощи ныне в стеклянной раке почивают в Крестовоздвиженском храме села Искровка (мощи священномученика Николая Искровского — на снимке внизу).
По благословению отца Вадима мы с паломницей Натальей отправились поклониться мощам священномученика Николая Искровского и искупаться в его святом источнике. С раннего утра добирались электричкой, автобусом, маршруткой. Доехали только до Анновки — до Искровки еще 9-10 км. Мы решили идти пешком по трассе. Моя спутница скрасила нашу дорогу интересными рассказами о святых местах Украины, о монастырях в лесах и пустынях, об их строгом укладе жизни. Ближе к полудню мы добрались до Искровки и не заметили жары — над нами плыло легкое облако, как будто сопровождало всю дорогу, укрывая от знойного июльского солнца. В Крестовоздвиженском храме настоятель священник Василий Загребин служил благодарственный молебен. Группа паломников (по всему видно, что это одна семья) — дети и взрослые усердно молились, благодарили Господа и священномученика Николая за дарованное им чудо исцеления. После молебна мы с позволения служителей храма прочли акафист святому и канон Кресту Господню, приложились к святым мощам и пошли на источник. Источник (колодец) находился на земле, раньше принадлежавшей отцу Николаю. Когда он выкопал этот колодец, то сказал, что нигде вокруг не будет такой воды — этот источник неиссякаемый. Здесь он молился о бесноватых и лечил больных. В советское время, когда строили плотину, источник завалили и насыпали очень много земли, но он пробился в другой стороне. В 1998 году это святое место посетил странствующий монах Нестор из киевского монастыря Китай-пустыни. Он молился на могиле отца Николая и сказал такие слова: «Здесь нетленные мощи», а об источнике сказал, что таких на Украине мало — он целебный и теплый. Силу чудотворного источника ощущает на себе нынешнее поколение Православных, живущих в этих местах. 
Помолившись, мы искупались в источнике, отдохнули в тени абрикосов и поели благоуханные плоды, которыми щедро усыпан весь источник. Отправившись в обратную дорогу, мы планировали не ранее полуночи вернуться домой, но попутки не останавливались. Немного промедлив, мы могли бы опоздать на автобус и электричку. Приуныли. Потом решили попросить святого Николая Искровского проводить нас домой, и только закончили молитву — подъехал джип... Чудесным образом мы добрались домой вместо полуночи в восемь часов вечера.
Осмысливая это паломничество здесь, в холодном северном краю, вспоминаю чувство, необъяснимое волнение, охватившее меня на святой Искровской земле. Я видела детей, играющих в церковном саду, священника, беседовавшего с прихожанами... Вот так и отец Николай жил, проповедовал, лечил, молился, ходил по этой земле. Ничего не изменилось, ничего не прошло. Он здесь и сейчас, он слышит нас, его молитвенная помощь явственна и очевидна. В Церкви Небесной, перед Престолом Божиим, в сонме Новомучеников Святой Руси молится о нас священномученик Николай Искровский.

Ирина Бабенко
пос. Ханымей Пуровского района Ямало-Ненецкого АО
25.06.2009
Дата: 25 июня 2009
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru