‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Хорошо писать портрет того, кто вместе с тобой молится…»

В Самаре открылась выставка художника из Удмуртии Вячеслава Костылева.

14 июля в Самарском епархиальном церковно-историческом музее состоялось открытие выставки За-служенного деятеля искусств Удмуртии, члена Союза художников России Вячеслава Григорьевича Костылева. Название выставки — «Сильные духом» — конечно же, не случайно. Ведь художник представил целую галерею портретов духовных лиц — монашествующих и духовенства Ижевской епархии.
Открывая выставку, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий сказал, что каждый человек незримыми узами привязан к своей земле и чувство родины должно у него глубоко проявляться во всем — и в первую очередь в творчестве. Нужно силой искусства пропагандировать особенно для молодого поколения те духовные ценности, которые на протяжении столетий создавали и укрепляли нашу страну. Ведь Россию спасут не политики, а воспрянувший национальный дух! Владыка Сергий пожелал Божией помощи художнику Вячеславу Григорьевичу Костылеву и благословил его на новые труды.
А перед открытием выставки художник Вячеслав Костылев дал интервью газете «Благовест».

— В рамках празднования 60-летия Победы год назад я посетил со своей выставкой поселок Рощинский возле Самары, где живут военные, — рассказывает художник. —  И местный священник посоветовал мне заехать в Самару, в епархиальный музей, показать каталог выставки директору музея Ольге Ивановне Радченко. В результате нашей встречи часть духовного проекта «Сильные духом» привезена в Самару…
— Когда вы начали писать портреты духовных лиц?
— Духовная зрелость пришла ко мне только в сорок пять лет (сейчас мне 55). Я стал наконец ощущать в своей работе веяние Духа… Но духовная программа, видимо, была во мне заложена изначально, только развилась она, как я уже сказал, ближе к пятидесяти годам.
В тридцать три года, когда я учился в Москве, в моей душе колоколом забило чувство: где же моя вера? И тут Господь помог мне чудесами… Был такой случай: сидел я в одной московской старой квартире на Таганке и беседовал с Богом душой, вопрошая, кого мне сегодня написать. И в это время взгляд мой упал на горшок с цветами, который стоял на столе. Вдруг на обычном горшке появилась коричневая слезинка. Я ее лизнул — сладкая, мазнул — как акварель! А капли стали появляться еще и еще… Так Господь ответил на мое вопрошание и стал направлять меня на путь духовного служения…

— Любой человек — икона Божия. И когда пишешь портрет человека, наверное, касаешься той благодати, с которой Господь его творил. Но когда вы пишете портреты духовных лиц — монахов, священников, это тяжелее или легче?
— Хорошо писать портрет того, кто с тобой вместе молится. А вот если он с тобой не молится во время работы, одному тяжело тянуть всю работу. Если тебе помогает молитвой игумения или иеромонах, то пишется легко. Благодать Божия помогает.
— Вы пробовали писать иконы?
— Я иконопись изучал семь лет, имею благословение на иконописание от старца Архимандрита Кирилла (Павлова), от оптинского духовника схи-игумена Илия… Но чтобы быть настоящим иконописцем, надо строго поститься, много молиться и вообще лучше быть монахом. Постоянно жить на таком духовном подъеме мирскому человеку сложно, но иконописью я продолжаю заниматься, хотя не постоянно. Написал икону Николая Чудотворца, взяв за основу икону Николая Чудотворца XII века греческого письма, которая хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. По древней технологии я воспроизвел лик Святителя Николая, прочитав его житие. Архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай благословил хранить эту икону в моей мастерской.
— Как создавались портреты духовных лиц?
— Они писались для книги «Свято-Успенский женский монастырь». Монастырь этот находится в Удмуртии. Моя супруга журналист, я — художник, и мы вместе с ней готовили книгу об этой обители. Портреты монахинь и духовенства сейчас много ездят вместе с моей выставкой по городам России.
— Монахи по определению люди смиренные. Как они отнеслись к вашему предложению писать с них портреты для книги?
— Как к послушанию! На это дала благословение игумения Афанасия, настоятельница монастыря. Ведь и Преподобный Серафим Саровский, будучи великим подвижником и отличавшийся великим смирением, позволял при жизни писать свои портреты. Работа над портретом — это осмысление души человека и попытка увидеть главное в ней… Не зря ведь говорят: портреты-диалоги. Человек не сидит перед художником молча, как «мумия», напротив, идет постоянное духовное общение. И так художник начинает понимать душу того, чей портрет он пишет…
— Чем отличается икона от портрета?
— Икона — это уже отобранный образ, очищенный от жизненных эмоций. На иконе остается главное — послушание пред Господом. Именно в этом сила каждого святого. А в портрете присутствуют эмоции, свойственные всем людям. К тому же в портрете нет четких, определенных в веках иконографических канонов. Мы уже говорили о портретах Батюшки Серафима… Его иконы и портреты не совсем совпадают. Каждый автор портрета немножко привносит себя. И проникая в дух Преподобного Серафима Саровского, он может довольно далеко отойти от подлинного образа подвижника. А в настоящей иконе этого отдаления не происходит.

…В конце нашей беседы я попросил Вячеслава Костылева сфотографироваться рядом с портретом его дочери Лизы. «Когда ей исполнилось девять лет, — рассказал художник, — она стала думать о спасении души, о том, какая же она грешница, как много она обманывала папу с мамой… В этот момент ее детских духовных дум я и написал ее портрет…»  

На снимках: художник Вячеслав Костылев знакомит со своими работами Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия; портрет инокини Лукины, певчей; портрет иеромонаха Зосимы.

Антон Жоголев
21.07.2006
1207
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru