Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Фрески Васнецова

были обнаружены реставраторами в одном из старинных храмов Москвы.

были обнаружены реставраторами в одном из старинных храмов Москвы

Среди множества московских храмов — старинных, намоленных, великих и просто красивых — храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне занимает особое место. В нем есть радостное сочетание простоты и величия. Величия святынь. Перед большой иконой Рождества Иоанна Предтечи работы иконописца Ефима Иванова 1686 года можно помолиться только на Пресне, в других московских Иоанно-Предтеченских храмах нет такой древней храмовой святыни. Церковь построена в 1685 году, и иконы XVII-XVIII века просто дышат благодатью. Образ святой мученицы Татианы в день моего посещения храма, перед Светлым праздником Троицы, замироточил, и, как сказали прихожане, за последнее время это чудо произошло уже не первый раз.
А простота выражается в искренней, доброй атмосфере, царящей в храме. Даже просто любопытствующих и первый раз заглянувших в храм здесь встретят ласково, выслушают внимательно, и захочется человеку сюда прийти еще не раз. И уже не только поговорить с батюшкой, а помолиться…
Летом 2006 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назначил в храм нового настоятеля — Епископа Бронницкого Амвросия. С тех самых пор и начался в храме капитальный ремонт, появились здесь по приглашению настоятеля реставраторы. Они должны были расписать по-новому и обновить потемневшую от времени храмовые фрески свежими красками. Но новым, как по пословице, оказалось хорошо забытое старое.
Вся правая сторона храма одета в леса, там я и встречаюсь с руководителем реставрационных работ, художником-реставратором первой категории Владимиром Каллистратовичем Потапчуком. Им восстановлено 183 храма по всему бывшему Союзу. Такому опытному мастеру и его коллегам в храме Рождества Иоанна Предтечи посчастливилось сделать сенсационное открытие.
— Когда Епископ Амвросий только начал служить в этом храме, прежняя внутренняя живопись алтаря производила угнетающее впечатление, — рассказывает Владимир Потапчук. — Владыка Амвросий объяснил нам перед началом реставрации, что слишком мрачно в алтаре. Живопись там без всяких художественных достоинств, мрамор рисованный и весь в темных тонах. Лепнина была сделана как-то тяжело и некстати.
Нам предложили расписать по-новому, более празднично, как и подобает быть за Царскими Вратами. Мы сделали зондажи, такие пробные расчистки, и оказалось, что существует не один слой живописи. Самая ранняя — с 1730 года, а уже на ней по всем стенам алтаря показались характерные черты живописи великого русского художника Виктора Васнецова. Во всем чувствовалась его рука. Его сказочно-эпический стиль. Над росписью храма работали и художники его мастерской. Эскизы росписи находятся в Третьяковской галерее.
— В каком году расписывал храм Васнецов? Это уже было после его работ в Киеве?
— Самым насыщенным периодом жизни мастера является время росписи Владимирского собора в Киеве. Она была посвящена 900-летию Крещения Руси. После столь сильных фресок Васнецов стал любим всей Православной Россией. И вот в зените своей славы он приезжает в 1896 году в Москву, и многие иконописцы начинают работать «под Васнецова». Но именно в этом храме на Пресне, нам думается, он работал сам, и еще со своими учениками. Именно здесь, возле храма, он открыл свою мастерскую, сейчас там музей Васнецова. Прямые ссылки на авторство великого живописца можно обнаружить и в синодике храма, куда мы сразу же и заглянули после обнаружения фресок. Какой восторг вызвало наше открытие у Владыки Амвросия! Он был просто переполнен радостью, и мы стали реставрировать работы великого живописца. Вот так — должны были расписать храм, а неожиданно нашли работы самого Васнецова. Сначала потихонечку, не спеша, снимали свечную копоть, олифу и аккуратненько подновляли фреcки.
— Работы Васнецова обнаружены только в алтаре или же художник расписал весь храм?
— Мы стали вести работы по всей территории церкви. Оказалось, что не только в алтаре росписи принадлежат кисти Васнецова, в самом храме тоже есть его работы, одна из них «Положение во гроб», эскиз которой также находится в Третьяковке, что опять же прямо указывает на авторство Васнецова.
Не только он сам расписывал храм, но и руководил работами над мозаикой сводов, киотов и стен. Об этом свидетельствует излюбленная им немецкая техника мозаики — это два стекла и между ними прослойка сусального золота или серебра. Именно в такой манере, в стиле модерн выполнены своды главного храма. Вообще-то модерн для иконописи считается неканоничным, но благодаря именно этому стилю и открылся для нас Васнецов. Сейчас ведется кропотливая работа по расчистке и восстановлению старых росписей и мозаики. Каждое стеклышко создано реставраторами в строгом соблюдении старинной техники. Храм считается федеральным памятником искусства, поэтому московские власти помочь не в силах, и все реставрационные работы ведутся на пожертвования прихожан. В Москве храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне единственный, который несет в себе печать высокого вдохновения великого русского живописца.

Ольга Круглова
Фото автора
27.06.2008
1203
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru