‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«За нравственный подвиг учителя»

Состоялось награждение учителей — победителей и лауреатов Всероссийского конкурса в области педагогики.

Состоялось награждение учителей — победителей и лауреатов Всероссийского конкурса в области педагогики.

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий вручает Знак Святителя Алексия Владимиру Бархоткину.

9 декабря в актовом зале Самарской Духовной семинарии состоялось награждение лучших педагогов Самарской области. Многие из них стали победителями областного этапа Всероссийского конкурса в сфере педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Открывая праздничную встречу с учителями, руководитель отдела катехизации и религиозного образования Самарской епархии Архимандрит Вениамин (Лабутин) отметил, что Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя» был учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II двадцать лет назад. В ту пору педагогика в России переживала системный кризис. Учителя средних школ и преподаватели вузов были дезориентированы. Многие из них не знали, на какие нравственные ценности и идеологические установки им опираться в своей работе. В то время традиции русской педагогики искусственно разрушались. В педагогическом сообществе возобладало западное представление, что школа не должна формировать человеческую личность, а только давать детям необходимые узкопрофессиональные знания и навыки. И в это сложное время было важно поддержать талантливых педагогов, которые своим подвижническим трудом готовы были и дальше продолжать воспитание человека, личности, гражданина своего Отечества. Было очень важно дать педагогам верные нравственные ориентиры для их созидательного труда. Для этого и был учрежден конкурс «За нравственный подвиг учителя».

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий дал такое напутствие педагогам:

— В прежние времена самым распространенным чтением на Руси было чтение Житий святых. И люди, особенно дети, назидались этими святыми образами, учились реально воплощать в жизнь Христианские нравственные принципы. Через это духовное чтение научались они опыту жизни святых отцов. И сегодня педагогам нужно по крупицам восстанавливать во многом утраченный нравственный облик русского человека. Беда нашего времени — это безверие. Общими усилиями педагогов и Церкви надо воспитывать в подрастающих поколениях лучшие нравственные качества русского характера. Растить детей в вере и доброте. В добрый путь!…

Ведущий специалист управления реализации общеобразовательных программ Министерства образования и науки Самарской области Дамир Юрьевич Гатин в своем выступлении отметил, что за последние годы Самарской Митрополией подготовлено более тысячи педагогов, которые готовы работать учителями Основ Православной культуры. Большая работа ведется Самарской Митрополией и в сфере дополнительного образования. Был период, когда в городах и райцентрах Самарской области закрывались детские внешкольные учреждения. И тогда Самарская епархия выступила с инициативой восполнить этот пробел — стали создавать на местах детские епархиальные центры. Сегодня в Самарской области создано уже 25 отделений таких детских центров, другие проходят регистрацию. В них ведется кропотливая, умелая работа с детьми.

— Педагоги, которые сегодня присутствуют в зале, — отметил Дамир Юрьевич Гатин, — своей основной задачей считают положительное нравственное влияние на детей и подростков. Учительский подвиг заслуживает уважения общества и высокой моральной оценки их труда. Дорогие педагоги! Именно через вас дети получают нравственный импульс! Вы воспитываете милосердие и сострадание в их душах.

Эти его слова были встречены аплодисментами зала.

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий вручил лучшим педагогам епархиальные награды.

Благословенная грамота была вручена Тамаре Михайловне Сливкиной, старшему преподавателю и методисту СИПКРО, автору учебных пособий и программ духовно-нравственного образования.

Руководитель филиала Кошкинский НФ ДЕОЦ «Отечество» Марина Геннадьевна Брюханова стала лауреатом акции «Благородство» в номинации «усыновление», ей вручен ценный подарок. Марина Геннадьевна — мать десятерых детей, шестеро из них приемные. При усыновлении детей она руководствовалась правилом: усыновлять больных детей. В результате дети с тяжелыми заболеваниями обрели добрую, любящую и заботливую маму и тепло родного дома.

Елена Гундорова стала победительницей конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Кандидат педагогических наук, учитель музыки школы № 124 Елена Юрьевна Гундорова была награждена Грамотой Министерства образования и науки Самарской области как победитель областного этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» и Знаком святых равноапостольных Кирилла и Мефодия II степени как победитель окружного этапа Конкурса. Елена Юрьевна заняла второе место на заключительном этапе и вошла в шестерку победителей Всероссийского конкурса.

Методист отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии Владимир Александрович Бархоткин награжден Знаком Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России чудотворца как победитель окружного и областного этапов конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Коллектив школы поселка городского типа Волжский (директор Павел Анатольевич Милютин) удостоился Грамоты Самарского епархиального управления как лауреат областного этапа Конкурса.

Учителю школы № 19 города Сызрани Елене Ивановне Кирилловой была вручена Грамота Самарского епархиального управления как лауреату областного этапа Конкурса.

Также грамоты удостоилась методист СИПКРО Светлана Геннадьевна Симакова.

Дамир Юрьевич Гатин вручил награды Министерства образования и науки Самарской области педагогам — победителям областного этапа конкурса. Этими грамотами были награждены учитель школы № 9 города Кинеля Андрей Валерьевич Аджимоляев, директор школы села Заплавное Борского района Любовь Владимировна Басырова.

Грамоты Министерства образования и науки получили также учитель школы села Савруха Похвистневского района Маргарита Николаевна Жесткова, учитель школы № 6 города Новокуйбышевска Людмила Васильевна Герасимова, учитель школы № 1 села Сергиевск Любовь Юрьевна Потапова, старший преподаватель СИПКРО Татьяна Владимировна Плахова, учитель школы №6 Оксана Владимировна Саушкина, учитель школы села Подбельск Сергиевского района Ирина Владимировна Гладкова, учителя школы №24 Татьяна Яковлевна Евсеева, Ольга Григорьевна Лизунова и Галина Александровна Перепечина. Награждены директор школы поселка Волжский Павел Анатольевич Милютин и учителя той же школы Надежда Никитична Иванова, Марина Анатольевна Милютина, Ольга Александровна Тимофеева и Любовь Николаевна Плешкова. А также учитель школы №2 города Нефтегорска Елена Владимировна Кортунова, преподаватель Самарской государственной областной академии (Наяновой) Татьяна Геннадьевна Никулина.

После церемонии награждения эксперт Синодального отдела Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Домнин провел презентацию недавно изданного Отделом по делам молодежи Тверской епархии сборника проповедей и выступлений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Компас человеческого счастья». Эту книгу можно читать с любой страницы — и от такого чтения не оторваться. Потому что это живое слово Предстоятеля нашей Церкви, слово веры и любви.

«Почему жизнь в соответствии с нравственным законом должна непременно приводить нас к счастью? Может быть, это очередная выдумка или исторический анахронизм? — обращает свое слово к молодежи Святейший Патриарх Кирилл. — Нужно помнить, и я думаю, с этой мыслью нужно жить: мы не знаем почему, это непостижимо для нашего разума, но Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. И как бы нас ни учили, что нравственность относительна, как бы ни разрушались наши идеалы, как бы ни помрачалась наша мечта от цинизма жизни, какие бы искусители ни говорили нам, что все это не так, все это чушь и старорежимность, — это вечная и неизменная истина: человек может быть счастливым, живя в той нравственной системе ценностей, которая была создана Богом и вложена в его природу, и другого для нас не дано.

Приведу пример из жизни своей семьи, — продолжает Святейший Патриарх Кирилл. — Мой дед, который на излете лет своих стал священником, был до этого мирянином, защищал Православную Церковь в трудные 1920-30-е годы, имел большую семью — семь своих детей и приемную дочь. Вот этот человек оказался в заключении — время было тяжелое, и заключение это с небольшими перерывами продлилось почти тридцать лет. Множество тюрем, лагерей, ссылок, жизнь бомжа…
С внешней точки зрения — абсолютно неудавшаяся жизнь. Умер мой дед в возрасте 91 года, он тогда уже стал священником, служил в Уфимской епархии, в Башкирии, потом стал слепнуть и ушел на покой. Перед самой его смертью я встречался с дедом. Многое из того, что он сказал, я в своей памяти храню всю жизнь. Я его спросил: «Дедушка, а ты был счастлив?». Странный вопрос к человеку, который тридцать лет в тюрьме просидел за веру, потому что боролся за единство Церкви против обновленческого раскола, а в страшные тридцатые годы защищал храмы от закрытия. Он прошел огонь и воду за эти годы заключения. Представьте себе: он не понял моего вопроса. Не понял потому, что он был действительно счастливым человеком, несмотря на все страдания, лишения и скорби. Он меня научил тому, что есть человеческое счастье».

В этот день каждый самарский педагог, пришедший на праздник, получил в подарок эту замечательную книгу Святейшего Патриарха Кирилла. И это тоже стало напутствием им на продолжение творческой созидательной работы.

«Я с детства стремилась стать хорошим учителем… »

На вопросы «Благовеста» ответила самая титулованная из присутствовавших на празднике педагогов — победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» Елена Юрьевна Гундорова.

— Вы пришли в Церковь уже работая учителем или вас воспитали в Православных традициях?

— Это было заложено в нашей семье. По матери я из рода священнослужителей. Мои предки служили в Мордовии, их выслали за веру, двое моих родственников погибли в ссылке в Казахстане. Они писали в Россию, просили присылать им хотя бы кожуру от картошки… А потом сгинули, ничего мы не знаем о них. Где, в каком месте похоронены… И монахини были в нашем роду. А когда раскулачивали моих предков в Мордовии, — дом у них большой был, семья большая, — они в рубашечки детям зашивали иконы, прятали так вот святыни. Не нажитое имущество спасали, а иконы.

Я росла в Самаре. Стала кандидатом педагогических наук. Училась в Москве, в аспирантуре Института художественного образования Российской Академии образования.

— Сегодня награждали многих учителей. Есть среди них учителя русского языка и литературы. А учитель музыки вы одна здесь?

— Да, похоже, так. Но в деле воспитания музыка — это самое сильное оружие. Меч духовный! Я работаю учителем музыки в самарской школе № 124, что на Барбошиной поляне. Недалеко от Кирилло-Мефодиевского собора, через дорогу.

— Дети готовы услышать проповедь Православия через музыку?

— Однозначно! В кабинете музыки у меня висят большие иконы Господа, Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.

— Ваши коллеги нормально к этому относятся?

— Как сказать… Никто из учителей мне ничего отрицательного по этому поводу не говорил. Был, правда, всего один человек, который просил меня убрать иконы, напоминая, что у нас светское учебное заведение. Но я все-таки двадцать пять лет работаю в этой школе, авторитет заработан. И я не стала сразу принимать каких-то поспешных решений. После этого разговора я пришла домой, поплакала. Потом помолилась. И муж мне советует: поступи так, как сердце твое говорит. Я отвечаю ему: не могу снять иконы!

Так и не сняла. И этот человек ко мне больше не подходил.

Музыка, которую я преподаю, это шедевры русской музыкальной классики. А наша русская классика всегда имела духовную основу. Она опирается на Православное миропонимание. Поэтому в том, что я преподаю музыку под иконами, нет никакого противоречия. Настоящая музыка говорит о хорошем, о добром. Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений дал такое определение нравственности — это способность человека отличить добро от зла.

— Наши дети сегодня оглушены ритмами города и ритмами современной музыки. Но они еще способны услышать красоту настоящей музыки?

— Конечно, им нравится прекрасное. Наши занятия проходят по особой методике. Мы выбираем одно произведение и изучаем его целую четверть, чтобы у детей не было поверхностного восприятия музыки. Чтобы они запомнили произведение «от корки до корки». Так мы изучаем целиком оперы «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Борис Годунов», «Война и мир» Прокофьева, симфонии Бетховена.

— Сейчас дети с хорошим слухом приходят к вам или оглушенные?

— Любой ребенок обладает слухом. Нет такого, кто не поет. Просто раньше была такая позиция: если не поет те ноты, которые ему предлагает учитель, значит, ему медведь на ухо наступил. Я нашла другой подход. Бывают дети, которые поют непривычным тембром, особенно у мальчиков это часто встречается. Надо сразу их просить петь ниже. И голос у них сразу на целую октаву опускается. Все от природы музыкальны. Надо только помочь этой музыкальности развиться.

— Сегодня вы пришли в семинарию с Патриаршей наградой — медалью святого равноапостольного князя Владимира. Расскажите об этой вашей награде.

— Медаль святого равноапостольного князя Владимира вручал мне Митрополит Климент. Было это в 
2008 году. Медаль я получила как раз за ту методику преподавания музыки, о которой только что вам рассказывала: не поверхностное изучение, а целостное. И дети не просто прослушивают — им тяжело пассивно прослушивать большие произведения. Берутся маленькие фрагменты, глубоко изучаются, инсценируются. И так вот музыка проникает в душу, раскрывается ее смысл. Создается цельное впечатление о произведении. И этим возвышается душа, воспитывается патриотизм.

— Ваша школа обычная, светская. Как вас, воцерковленного человека, воспринимает педагогическое сообщество?

— Абсолютно нормально. У нас многие учителя верующие или стремятся к вере.

— Скажете им о своей новой высокой церковной награде?

— Меня один батюшка благословил на ношение этой награды — медали святого князя Владимира. Сказал, чтобы я неделю проносила эту медаль у всех на виду. Это как проповедь Православной веры. Но я больше двух дней не смогла. Большая психологическая нагрузка… Награды надеваю только в особо торжественные дни.

— Детям какого возраста вы преподаете?

— Раньше я преподавала с первого по одиннадцатый класс — наша школа была с углубленным музыкальным образованием. Я и пошла в эту школу, потому что там у детей в неделю три часа музыки, и мне это было очень интересно. Сейчас, к сожалению, сократили уроки музыки, один час в неделю остался и только по девятый класс.

— Кто-нибудь из ваших учеников пошел по музыкальной линии?

— Фамилий называть не буду, но скажу, что и оперные певцы есть среди моих бывших учеников. А вот звонаря назову по имени. Он звонит в колокола в Кирилло-Мефодиевском храме, Дмитрий Бродченко. Двое моих учеников стали священниками.

— А колокольный звон вы тоже детям преподавали?

— А как же! Колокольный звон есть в «Иване Сусанине». В «Борисе Годунове» колокольный звон идет подтекстом, как голос совести в душе человека. И хотя нет в опере такой вот роли — Бог, — но мы постоянно Его присутствие слышим и ощущаем через колокольный звон!

— Какая проблема современной школы стоит наиболее остро?

— Пожалуй, самая острая проблема в том, что от педагога сегодня сразу требуют результат. А его не может быть сразу. Потому что процесс обучения занимает определенный период времени. И у каждого ребенка этот период разный. И умственные способности, и душа созревает у всех по-разному. А мы, получается, торопим этот естественный процесс. Чем хороши оперная и классическая музыка? — там все идет плавно, последовательно, постепенно. На уроках дети вживаются в эти образы, в этих героев. И эта естественность процесса, без агрессивной динамики, способствует духовному и физическому здоровью. Уроки музыки при таком подходе дают даже оздоровляющий эффект.

— У врачей есть такой термин — «профессиональное выгорание».

— Конечно, такое бывает. А чтобы этого не случилось, надо любить свою профессию. Очень любить. Вот я очень давно увидела свой образ счастья и к нему стремилась. Это было в четырнадцать лет у меня. Тогда уже я поставила себе цель стать хорошим учителем.

— С четырнадцати лет! Удивительно… Сейчас многие хотят быть банкирами, юристами. А вы хотели быть учителем…

— Я к этому стремилась изо всех сил. Сейчас учителей душат бумагами. Раньше один журнал заполняли, сейчас — три журнала одновременно, одинаковых совершенно. Зачем это? Чтобы не потерять любовь к профессии, я постоянно читаю. Постоянно учусь. У меня дома уже собрался целый шкаф духовной литературы.
В храм семинарский хожу, в честь преподобных Кирилла и Марии.

— В вашей семье кто-то еще, кроме вас, стал музыкантом?

— Мой муж - профессор физико-математических наук Александр Петрович Амосов. Он преподает в Самарском государственном техническом университете. У него двое детей от первого брака, оба защитили диссертацию и преподают в техническом университете, как и он. А мой сын сказал: «Хочу быть поваром!».
И работает поваром в кафе. Мы хотели дать ему высшее образование, но он настоял на своем. А ведь до слез доходила. Ему сейчас двадцать семь лет, с двенадцати лет он экспериментировал на кухне. Сейчас я не переживаю по поводу того, что он не получил высшего образования. Повар ведь добро делает людям.

— И еще какое!

— Я смирилась, когда он бросил колледж и пошел в повара. У каждого в жизни свой путь. И лишь бы он был Богу угоден.

— Вы общаетесь со своими светскими коллегами?

— Я веду курсы в СИПКРО — «Основы светской этики».

—?!?

— Начинаю-то я со светской этики. А вот заканчиваю уже Православной культурой.

Антон Жоголев.

Фото Сергея Соловьева.

2901
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
9
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru