Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

Новые мученики Российские и чистота Православия

Отсутствие должной реакции на сегодняшнее сатанинское зло и на подвиг новых мучеников — явления одного порядка. Мы должны ясно сознавать, что мы живем уже не «в период перехода от социализма к коммунизму», а в период перехода от атеизма к сатанизму.

Выдержки из доклада протоиерея Александра Шаргунова

Если кратко, в одном предложении, сформулировать опасность, которая угрожает сейчас чистоте Православия, это — утрата центрального места Креста в православном богословии.
Наше спасение совершается Крестом, чистотой веры. Крест — источник, средоточие всех Божественных тайн, всех догматов, всей любви, всех благословений. Мы спасены крестной смертью Христа. Крест дает нам мир, превосходящий всякое разумение и «радость всему миру» приходит только Крестом. Без Креста нет спасительных таинств Церкви. Церковь без Креста — обрядоверие без истины и правды, без покаяния, без святости.
Да, все мы хотим, наверное, получить прощение грехов Крестом Христовым. Но мы не хотим принять крестную жизнь. То, что слишком часто называют «быть разумными», «быть реалистами», «крепко стоять обеими ногами на земле», на самом деле может быть только внутренним нежеланием принять крест.
Апостол Павел говорит: «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14). Не вновь построенными или отреставрированными храмами, не количеством новокрещеных, не богословскими институтами и школами, не социальной активностью. Все это замечательно, но это — не главное.
Еще и еще раз подчеркнем эту мысль. Мы ни в коем случае не хотим умалить значение той огромной каждодневной работы, которую ведут наши священнослужители и миряне, восстанавливая не только разрушенные храмы, но прежде всего духовные основы жизни общества. Мы отдаем отчет в том, что подлинное духовное возрождение совершается неприметно, как рост растения. Что необходимы прежде всего смирение, рассудительность и терпение. Однако эти самые драгоценные качества должны быть составной частью Креста, без которого они быстро превращаются в свою противоположность — то, что можно наблюдать в сегодняшнем мире. Смирение становится рабской покорностью перед злом, рассудительность оборачивается трусливой или циничной расчетливостью, а терпение обнаруживает себя как унылое равнодушие и сдача всех позиций.
Нужно, чтобы во всех наших больших и малых трудах присутствовал Крест как постоянное измерение нашей жизни.

† †

Итак, в Кресте — вся полнота христианского исповедания, и не случайно с Крестом изображаются мученики. Никакое другое исповедание, кроме Православия, не имеет такого множества мучеников — это и есть свидетельство истинности его.
Там, где Крест Христов и Крест мучеников Христовых, зло обнажается до предела. И потому, когда зло в мире раскроется до конца, явится на небе Крест Христов как знамение Второго победного Пришествия Христа со славою.
Сейчас, когда на наших глазах зло раскрывается до конца, подлинное почитание мучеников, как и хранение чистоты Православия, становится особенно важным. Тем более если иметь в виду постоянно присутствующую в нашей жизни эсхатологическую перспективу, когда исповедание чистоты Православия будет с неизбежностью означать готовность принять мученичество.

† †

И здесь мне хотелось бы коснуться другой важной темы, вынесенной в название доклада — прославления новых мучеников и исповедников Российских. Как мы относимся к их прославлению, так мы относимся к тайне Креста, так мы на деле исповедуем чистоту Православия. Между прочим, прославляя мучеников и исповедников, мы должны напоминать себе, что исповедники — это те, кто были готовы до смерти стоять за истину Православия, а мученики — это те, кого Господь сподобил это осуществить.
Нельзя не признать, что канонизация новых мучеников происходит гораздо медленнее, чем это требуется по правде Божией. До сих пор не прославлен весь сонм новомучеников и исповедников Российских, хотя именно целый сонм новомучеников — неоспоримое явление жизни нашей Церкви. О чем свидетельствует тот факт, что до сих пор не прославлен полнотой Церкви Царь-мученик Николай II? Как сможем мы осознать без этого то, что произошло с нашей Россией, с нашей Церковью в XX веке и что происходит сегодня — то есть, прийти к подлинному покаянию?
Слово Божие говорит нам, что ради десяти праведников может быть помилован Содом, а Иерусалим — ради одного. «Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим», — говорит через пророка Господь перед разрушением Иерусалима. Вот почему Бог ищет с таким нетерпением истинных заступников за народ. От одного прославленного святого всегда рождаются другие. В истории Церкви редко бывает, чтобы один святой существовал отдельно от других. Большинство звезд сияют в малых и больших созвездиях. Вокруг каждого основателя — корона святых учеников. Преподобный Сергий и его святые ученики, преподобные Антоний и Феодосий Печерские и безчисленные их воспитанники, вся плеяда Оптинских старцев от преподобных Льва и Амвросия до исповедников преподобных Никона и Нектария. Или святой благоверный князь Александр Невский и его потомки: Даниил Московский и Дмитрий Донской.
И, наконец, самое яркое созвездие — святой мученик Царь Николай, святой исповедник Патриарх Тихон и весь сонм новых мучеников и исповедников Российских.

† †

Отсутствие должной реакции на сегодняшнее сатанинское зло и на подвиг новых мучеников — явления одного порядка. «Познай свое время», — говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Мы должны ясно сознавать, что мы живем уже не «в период перехода от социализма к коммунизму», а в период перехода от атеизма к сатанизму.
Стремительный рост оккультизма и сатанизма сегодня наблюдается во всем мире. Как и прежде, строится новый мир без Бога, только место Бога на этот раз откровенно занимает диавол. Расчет врага в этой войне прост: старое поколение вымрет, а новое надо будет переделать, создав разрыв, пропасть между поколениями, чтобы люди не знали ничего другого, кроме материализма и сатанизма, и не имели никакого выбора в то время, когда им будут говорить, что они как никогда свободны.
Мы являемся свидетелями самого дикого варварства, где всю культуру пытаются заменить магией и развратом. Молодежь воспитывается на откровенно сатанинской музыке. Нам говорят: «Ваши дети просто слушают музыку», — как будто они могут питаться «духовной пищей», состоящей из наркотиков, убийств, насилия, самоубийства и сатанизма, не разрушая свою безсмертную душу!
На книжных развалах можно видеть книги по магии и колдовству с иллюстрациями, в том числе с описанием человеческих жертвоприношений, ритуальных самоубийств и садомазохизма.
Задумывались ли мы когда-либо о том, что в нашей стране два миллиона безпризорных детей, и тысячи из них по официальной статистике кончают жизнь самоубийством? Когда эпидемия детской преступности становится все более угрожающей, осознаем ли мы еще, что дети — наше будущее? Один проповедник сказал: «Есть бес немой и глухой, который должен быть изгнан из каждого из нас. С помощью какой отчитки должен он быть изгнан? Мы будем ответственны за все слова, которые мы не сказали». И следует добавить: «За всех тех, кого эти слова могли бы спасти от смерти, и смерти вечной». Скажите, кто мог остановить трех девочек из подмосковной Балашихи, которые выбросились с восьмого этажа в прошлом году? Кто может спасти миллионы детей от обучения разврату, который скрыто или явно вводится в школах как общеобразовательный предмет?
Слово Божие не позволяет нам быть терпимыми по отношению к проникновению зла в Церковь. «Страх Господень — ненавидеть зло».

† †

Сегодня мне хотелось бы сделать два конкретных предложения.
Во-первых, обратить особое внимание на немедленное прославление тех мучеников, которые явлены уже в наши дни. Мы понимаем, что в иных случаях необходимы обстоятельные исследования. Но что препятствует немедленно прославить воина-мученика Евгения, которого в Чечне в течение трех месяцев подвергали самым жестоким пыткам, заставляя снять нательный крест и изменить отеческой православной вере, принять ислам, а потом отсекли ему голову? Разве отличается его стояние за веру Христову от стояния древних великомучеников христианских, которые на все века составляют славу Церкви? Или этот подвиг не значит ничего для православных в наше время, когда почти одновременно с ним один ученый иеромонах переходит в католичество, а другой протоиерей, известный церковный деятель, принимает мусульманство? Разве не могла бы Церковь показать подлинного героя нашего времени нашей во всем разуверившейся и все более сатанеющей молодежи, поклоняющейся каким угодно кумирам?
Или недавнее ритуальное убийство на Алтае иеромонаха Григория, когда убийца-сатанист обнес вокруг престола отрезанную им голову священника и потом положил ее на престол. Разве не слышим мы, как Церковь поет, когда посвящаемого на священническое служение обводят вокруг престола: «Святии мученицы, добре страдавшии и венчавшиися, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим»! Может быть, кто-то увидит в убиении иеромонаха Григория торжество зла. Но как на Кресте, когда диавол хотел предельно унизить Господа, а Бог открыл через это Свою высшую славу, так и здесь. Священный Синод выступил со специальным обращением по поводу этого события. Но нам представляется, что этого явно недостаточно.
Новомученики должны были бы быть прославлены сразу же после их смерти, в полном согласии с тем, что знает Церковь о святости, начиная с первых дней своего существования. Если мы стремимся к святости, мы естественно должны ее воспринимать. Или действительно мы поддаемся общей тенденции снижения живого восприятия подлинных глубин жизни? Если бы эти мученики были прославлены сам сатана бы затрепетал перед лицом явленной святости Креста Господня.
В народном сознании обозначилось бы на иной глубине то, что происходит сегодня в России. Мы все нуждаемся в том, чтобы с предельной ясностью обозначился путь, которым мы идем. Чем скорее отдавшие жизнь за Христа будут прославлены Церковью, тем большее воздействие это будет иметь на всех православных христиан, в особенности на молодежь.

† †

Мы призываемся идти путем, где от нас требуется высшее напряжение, предельное усилие, чтобы пламенеющим духом служить Господу. Как сможем мы противостоять новым грядущим испытаниям, если у нас не будет этого? Кто хочет служить Богу, говорит святой Василий Великий, да приготовит свое сердце к испытаниям. Сейчас снова время приготовления, главная наша забота должна быть о внутреннем нашем человеке. Что спасет нас в конце — тот внутренний мир, та крепость духовная, которую мы можем приобрести по дару Господню. Кто-то из святых нашего века сказал, что мы обретаем венец мученичества каждый день, если посвящаем все свои неприятности и скорби в течение дня Богу. Время собираться вокруг Христа. Время стоять за Христа даже в самом малом: на работе, в школе, в семье, среди друзей и знакомых. Сейчас многие говорят о «христианстве малых дел». Да, но мы должны видеть и всю картину, это принципиально важно, потому что дает совсем другой настрой, другую молитву.
Время строить основание непоколебимого упования на Бога Живого. Победители Церкви Торжествующей идут впереди нас, призывая нас не уклониться от сражения. Мы должны, в конце концов, сделать выбор: где наша подлинная радость, в этом мире или в другом. Она не может быть сразу в обоих. Бог дает нам силы идти крестным путем, дорогой распятия, и нет иной возможности быть христианином.

Выдержки из доклада протоиерея Александра Шаргунова (г. Москва)

16 мая 2000 года, г. Самара.

02.06.2000
975
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru