Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

Из записных книжек…

Уникальные записи мыслей и молитв последнего оптинского старца иеромонаха Даниила. Часть II.

Уникальные записи мыслей и молитв последнего оптинского старца иеромонаха Даниила (Фомина). Часть II.

Начало см.

Отчего у тебя погас священный огонь молитвы в сердце? Отчего твое сердце холодно, как камень? Оттого, что ты перестал молиться и молитвою перестал поддерживать этот благодатный жизненный огонь, просвещающий, согревающий и оживляющий душу и тело. Когда ты еще продолжал искренно молиться и понуждать себя к этому святому делу, — у тебя горел твой светильник, твой елей духовный, и у тебя на душе было тепло, весело, мирно, просторно, — а переставши молиться, ты стал холоден, безжизнен, неудовлетворен и пуст.

В чем спокойствие нашей души?
Всякий грех льстит, язвит, смущает, теснит, омрачает, насилует мою душу. Требуется непристанное к себе внимание, к своим помыслам, чувствам, вожделениям. Требуется непрестанная борьба всего внутреннего человека: молитва ко Господу с покаянием от всего сердца, познание прелести и гибельности греха, ненависть к нему, сознание нелепости и безумия его; и когда это будет, тогда душа победит грех, и какой покой душевный после того последует! Какая сладость дивная! Какая свобода, сила духа! Какой свет просветит душу! Вот что нужно человеку — бояться Бога, хранить Его заповеди, ибо в этом для человека все — в этом его жизнь, покой, довольство, сила, свет, все благо, все счастие.

Чем грех берет нас ежедневно в плен?
Нашею чрезмерною любовию к себе самим и презрением, гордостию и нелюбовию к ближнему; прелестию, омрачением, ослеплением и насилием; ибо сам в себе грех есть безобразие, безмыслие, крайний вред и пагуба, мука, плен постыдный, рабство самому безчеловечному и жестокому тирану — диаволу, удаление от Бога, Источника жизни; и как таковый — отвратителен. Потому да отвержется человек христианин себя самого. Во плоти нашей гнездится, живет и действует вечная вражда на Бога, и чем больше мы ей угождаем, тем больше она растет и усиливается, а потому для угождения Богу необходимо и непременно нужно оставить всякую дружбу с ней и распять ее со страстьми и похотями. (Иже Христовы суть плоть распяша со страстьми и похотьми. Не можете работати Богу и маммоне. Не можете двема Господинома работати. Любы мира сего есть вражда на Бога). К похотям плотским относятся: самолюбие, плотоугодие, чревоугодие, сонливость, корыстолюбие, сребролюбие, блуд со всеми блудными помыслами, жестокосердие, леность к молитве, страсть к нарядам, к роскоши во всем, зависть, ненависть, лицемерие, лицеприятие, чтение светских книг, пляска, танцы, театры, клубы, маскарады, пение светских песен, игры в карты, поцелуи, объятия страстные, льстивые речи, лукавство, обман.
Грех берет силу и победу над людьми своею прелестию, постоянством в преследовании своей жертвы, насилием. Тля греха вначале бывает очень сладостна для сластолюбивой плоти, и человек, неуязвленный высокою, нетленною, чистою любовию к добродетели и к своему Создателю, легко поддается на уду прелести плотоугодия и сластолюбия, или ложного душевного и телесного удовлетворения. Поэтому сласть греховную надо побеждать сладостию духовною, нетленною, мирною, вечною, превосходнейшею, и влечение к красоте земной, тленной, — влечением к Красоте нетленной, непреходящей.
Все человечество непрестанно и сильно влечется к греху во всех видах и испытывает его последствия — смятение, сокрушение, скорбь, тесноту и всякие бедствия с конечною смертью. один только есть Избавитель от этого всепагубного греха — Господь Иисус Христос. Но как мало у людей веры в Него! Сколько ругателей Его святыни и правды! Сколько учений, противных Его учению!

Человек должен быть непрестанно на страже своего сердца и своих помыслов и в подвиге тайной молитвы (особенно в молитве Иисусовой), в непрестанном покаянии и самоосуждении, и в слезах, чтобы смывать ими постоянно накопляющиеся скверны греха. Если грех так спешит производить себя в действие, то и правда должна в человеке непрестанно производить себя в дело, а не быть только в одних помыслах и добрых намерениях, ибо вера без дел мертва! И христианин должен являть непрестанно свою кротость, незлобие, терпение, целомудрие, любовь ко всем, послушание, простоту, смирение, доброжелательство.

Отчего мы не исправляемся, отчего лжем пред собою и пред Богом? От греховного самолюбия и особенно из-за любви к своей многострастной плоти, из-за пристрастия к видимому, осязаемому, тленному, временному, и от неверия в невидимое. Отчего враг одолевает людей, делая их рабами безумных похотей? От пристрастия к той же плоти, от маловерия и неумения молиться.

Надо хранить чувства от греха зрения: не смотреть с пристрастием на чужую красоту, на чужие наряды, богатые доходы, богатые убранства домов, на чужие сокровища и богатства, ибо все сие прах и прахом пойдет и чистоту души погубит; не давать воли злопамятству, нечистому воображению, представляющему грех в прелестных вожделенных видах, не смотреть на соблазнительные изображения или картины и статуи, не читать книг соблазнительных, избегать сообществ соблазнительных, собраний веселых и легкомысленных, где грех ни во что вменяется, вообще беречься всякого повода ко греху, ибо в мире много соблазнов. Горе миру от соблазнов, ибо надо быть и соблазнам испытания ради, но горе тому, чрез кого соблазн приходит, лучше было бы если бы мельничный жернов на шею повесили ему. Почему? Потому что драгоценна душа человеческая для Бога, Который не пощадил Сына Своего для ее спасения, она дороже всего мира.

Если бы знали и помнили люди, как нудится и спешит враг наш диавол погубить нас на всякое время, мы не стали бы дремать и лениться, и нерадеть о своем исправлении и спасении, на всякий час бодрствовали бы, молились, каялись и спешили делать добрые дела.

Всякий грешник искренно обращающийся к Богу должен вполне надеяться на всякую благодатную помощь от Бога при борьбе своей с грехами, страстями и всякими навыками греховными, — только надо искренно и несомненно веровать в Бога и усердно призывать Его в помощь, искренно возненавидеть грех и усердно каяться с чистым намерением и впредь не поддаваться греху. В помощь к нашему спасению готовы все святые, Сама Матерь Божия, святые Ангелы Хранители, духовные отцы и пастыри, поставленные Богом на то, чтобы спасать и руководить ищущих спасения, совесть каждого человека. Совесть — это неподкупный, строгий и правдивый судия — только слушайся его усердно и непрестанно.

Будем учиться искусству из искусств воевать с грехом, с самым лукавым и сильным врагом нашим. Но наперед говорю: никто не надейся на свою силу и разум, искусство или мужество, чтобы победить этого врага, нет, он сильнее всех нас. На силу Божию будем надеяться, на силу Христа Спасителя, победившего за нас врага нашего диавола и даровавшего нам Имя Свое, Крест Свой, благодать и силу Свою для победы над врагом. Он научает руки наши на ополчение и персты наши на брань. Будем вместе учиться. Тебя борют грехи, страсти различные? И меня борют. Тебя соблазняет враг? И меня такоже. Ты падаешь? И я падаю. Но я падаю и всегда возстаю. Борют и побеждают меня страсти, например, гнев, гордость, зависть, вожделения. Но я немедленно каюсь, молюсь, плачу, напрягаю веру, надежду на Господа, молюсь горячо о помиловании — и побеждаю страсти мои и врагов моих невидимых, борющих меня, и возстаю. Воспринимаю сердце чистое и дух правый во утробе людей, мир, свободу, дерзновение благодатию Христа.
Если враг безплотный, отступник от Бога, всезлобный, льстивый, губительный, представляет тебе сладость греха, минутную, скоропреходящую, то представь себе, вспомни, что в Боге — сладость вечная, несказанная. Если враг прельщает красотою телесною и вообще вещественною, мирскою, то в Боге красота первоначальная, неописанная, вечная, и сколько угодно пленяйся ею, восхищайся, насыщайся — она чиста, нетленна, всеблаженна, святые ею именно и восхищались, наслаждались, и ради нее всякую красоту земную презирали, как преходящую и тленную, считали тщетною, суетною, и ради красоты вечной постились, молились непрестанно, страдали, терпели безчисленные мучения, боясь осквернить себя грехом и ни на одно мгновение, чтобы не лишиться наслаждения сею красотою.

Чрез пристрастие к видимой, плотской, вещественной красоте и сладости, возбуждаемой врагом в наших умах и сердцах, враг усиливается, ежедневно лишать нас вечной, нетленной, святой красоты и сладости Божией, и общения со всеми святыми в будущей жизни. А потому да оставляет здесь человек плотское сладострастие и даже зрение с наслаждением на плотскую красоту, которая развратила сердца многих и свела с ума, перевернув всю жизнь вверх дном.

Лукавый супостат наш ужасно извратил нашу природу чрез грех, дав человеку свой нечистый ум, нечистое сердце и желания нечистые, и волю лукавую, злую, и очи лукавые, и слух лукавый, и все чувства и всю душу одел своею нечистою, смрадною одеждою греха. Сколько нужно человеку труда над собою, внимания к себе постоянного, непрестанной молитвы, слез и рыданий самых искренних, и воздыханий из глубины души, и воплей пламенных, чтобы избавиться от такого состояния душевного! А между тем враг всячески старается затмить, ослепить зеницы душевные у человека, чтобы он не видел своего ужасного, плачевного состояния и продолжал безпечно творить всякое беззаконие, в котором человек грешный часто и умирает без покаяния, делаясь, таким образом, добычею врага и вечного огня.

Нет нелепости, мерзости, гнусного безобразия, безумства, непотребства, хулы, извращения естественного порядка, коих не вложил бы сатана в ум и сердце человека, чтобы его смутить, осквернить, устрашить, поразить унынием и отчаянием, или побудить сделать всякий грех нелепый и убийственный. Многие принуждены плакать от его хулений, назойливо лезущих в ум и сердце. Понимающий это — дует и плюет на духов лукавых, внушающих ему нелепости, и побеждает их именем Иисусовым и силою Креста.

Все чистое, законное, святое, нечистый демон старается осквернить или представить, вообразить в нечистом, превратном, извращенном виде. О сколь он лукав, нечист, нагл, неусыпен, деятелен в своем лукавстве, в своей злобе, в своей мерзости! Кто избежит его сетей? Твердо верующий во Христа и в Церковь!

В обыкновенных познаниях человеческих — узнал раз хорошо какой-либо предмет и часто на всю жизнь знаешь его хорошо, без помрачения познания о нем. А в вере не так: раз познал, ощутил, осязал, думаешь: всегда так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души, но нет, тысячу раз он будет потемняться для тебя, удаться от тебя и как бы исчезать для тебя, и что ты прежде любил, чем жил и дышал, к тому по временам будешь чувствовать совершенное равнодушие, и надо иногда воздыханием и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, схватить и обнять сердцем. Это от греха.

При чтении известных истин не говори: это не новое, это я знаю. Это я также сказал. Все это гордость диавольская, такое настроение отзывается следующим мудрствованием: я все знаю, доброе и лукавое, — это значит почти следующее: я всеведущий. А многие не читают проповедей и духовных книг потому, что будто бы они все знают, что там все одно и тоже, между тем как светские книги, в коих именно всегда одна и та же пустейшая житейская суета, читают охотно и перечитывают. О, нечистые мужи, питающиеся мертвечиною!

Братия и сестры говеющие! Убоимся окамененнаго нечувствия грехов наших, убоимcя гордости своей сердечной, которая говорит: не нуждаюсь я в прощении грехов, я не виноват, я не грешен или грехи у меня легкие, человеческие — как будто нужно чтобы были бесовские; или: мне не худо и во грехах моих жить. Это сатанинская гордость, и сам сатана в нашем сердце твердит те же слова. Восчувствуем глубоко, глубоко, всем сердцем безчисленные беззакония свои, будем воздыхать о них из глубины души, прольем о них слезы умиления и умилостивим разгневанного Владыку. Не станем нимало оправдывать себя, как фарисеи, лицемеры, ибо не оправдится пред Богом всяк живый, а одним только искренним покаянием во грехах можем умилостивить Бога. Оставим равнодушие и холодность, будем духом горящим работать Господу, не станем забывать, что за долгий период беззаконной жизни мы пришло ныне умилостивлять Владыку живота нашего и праведного Судию нашего. Время ли тут холодности и равнодушия, не должна ли вся душа наша обратиться в огонь духовный и излиться в слезах чистосердечного раскаяния? О, Боже наш, Боже наш! Наши беззакония в собственном смысле умножились паче влас главы нашей, паче числа песку морского, и мы их не чувствуем, мы равнодушны к ним, мы даже не перестаем любить их. Что если Ты все беззакония наши назриши, Господи?.. Кто тогда постоит пред Тобою, Господи! Даруй всем нам, Господи, дух сокрушенный и сердце смиренное, да принесем Тебе истинное покаяние. Аминь.

Когда уныет дух твой в болезни и с ужасом начнет представлять смерть, тогда успокой и утешь мятущееся, трепещущее и печальное сердце твое следующим изречением: Ты, Господи, глубиною мудрости человеколюбно вся строиши и полезное всем подаеши, — и веруй, что Он непременно устроит нам все во благо — жизнь ли, болезнь ли, напасть ли, скорбь ли, смерть ли, так что лучшего тебе и пожелать нельзя. Не говори: рано еще мне умирать, хотелось бы еще пожить во славу Божию, для пользы родственников, ближних, хотелось бы еще на свет посмотреть, благами земными насладиться. Будь благодарен Богу за то, что доселе пользовался ты благами Его, милостями, щедротами Его. Теперь покорись Его воле, Его призванию, а впрочем, в то же время не отчаивайся и в продолжение здешней жизни.

Истинный пастырь и отец своих пасомых будет жить в признательной памяти их по смерти своей, они будут прославлять его, и чем меньше он будет заботиться о своем прославлении здесь, на земле, при своих усердных трудах во спасение их, тем больше просияет слава его по смерти, он и мертвый будет заставлять их говорить о себе. Такова слава трудящимся на пользу общую.

Сердце совершенно здорового человека расслабевает для веры и любви к Богу и ближнему и легко вдает в похоти плотские: в леность, нерадение, холодность, чревоугодие, скупость, блуд, гордость; а сердце человека нездорового или сердце уязвляемое, утесняемое, изнуряемое, укрепляется в вере, надежде и любви и далеко отстоит от страстей плотских. Вот почему Отец Небесный, пекущийся о нашем спасении, наказывает нас различными болезнями — тесноты и скорби болезней опять обращают к Богу.
Подготовил Антон Жоголев.

Воспоминания
Из последних дней жизни схимонахини Михаилы в монашестве Варвары, а в миру Елены Константиновны Путятиной.
В июне месяце, когда я был в г. Сорочинске, пришла ко мне матушка Варвара с Серафимою и стала просить благословения на поездку в Почаев. Но так как отцу Сергию надо было ехать в Москву по своим делам, то она вызвалась похлопотать за него в патриархии. Я дал ей своего согласия и благословения поехать с отцом Сергием по Москвы и оттуда съездить на богомолье к Преподобному Сергию и после приехать обратно. Она стала настойчиво просить благословения ехать из Москвы в Почаев. Какое-то тайное предчувствие заставляло меня удерживать ее от поездки в Почаев. Но так как она настаивала на благословении, то я показал ей место из Требника, где Святитель Василий Великий (параграф 113) говорит: «Если какой монах в каком либо слове ко спасению его сказанному сопротивится игумену своему или старцу, или духовному отцу, как противник Божий обретается (лучше то есть к Богу согрешити, нежели к единому от сих). Она на это сказала: «Это я знаю». После сего отец Сергий, матушка Варвара и Серафима поехали в Москву. Устроив дела отца Сергия, отправились они к Преподобному Сергию. Когда они приехали к Преподобному, их встретила одна блаженная с упреком к Варваре: «Зачем ты хочешь ехать в Почаев? Нет тебе дороги туда! Ведь тебя не благословил твой духовный отец. Воротись! Воротись назад!» После сего у матушки явилось сильное колебание в том, как ей поступить… Она пошла к мощам Преподобного Сергия и там долго плакала. После сего пошла она к одному Иеромонаху попросить его совета, как ей быть. Он, внимательно выслушав ее, сказал: «Твой духовник сам был под руководством старцев и поступил правильно. Но ты попроси у него прощения в том, что ослушалась его, и он по завету Христа простит тебя». Она написала письмо, в котором просила прощения за ослушание. На следующий день идет она к мощам Преподобного помолиться на путь в Почаев. В воротах опять встречает ее блаженная (наверно, провидя, что в письме она попросила прощения) и говорит ей: «Ну что же, иди к Преподобному, он тебя благословит в путь». Когда она подошла к мощам Преподобного со слезами, вдруг дивный, чудный аромат цветов повеял на нее, и сердце исполнилось неизреченною, неизглаголанною радостию. После сего матушка Варвара и Серафима в Москве подходят к кассе и спрашивают билет на Киев. Кассирша говорит, что есть всего только два билета на поезд, будто кто оставил их для них. Отправив письмо ко мне, они сели в вагон… В этом письме все происшедшее с нею и было описано. То, что ей надо было быть в храме и прислуживать в Алтаре и быть в схиме, что Сама Царица Небесная ей это возвестила два года тому назад. О чем и говорила она мне на исповеди. И все это исполнилось. Схимница — молитвенница за мир. Так говорили святые старцы. Вечная ей память. Мир ее жизни не понял, как сказано в Притчах.

Спаситель благоволил воплотиться не для того только, чтобы спасать нас тогда, когда грехи и страсти одолели нас, когда мы уже опутаны ими, но и для того, чтобы спасать нас по молитве нашей тогда, когда еще только хотят ворваться в нас грех и страсть. Когда борют они нас, не надо спать или опускать малодушно руки, нужно быть на страже, бодрствовать и молиться Христу, чтобы Он не допустил нас до греха. Не тогда спасать должно дом от пожара, когда огонь всюду уже распространился, а тогда, когда пламя только что начинается. Так и с душою. Душа — дом, страсти — огонь. Не давайте места диаволу (Ефес. 4, 27).
Не бойся борьбы и не бегай ее: где нет борьбы, там нет и добродетели, где нет искушения верности и любви, там, неизвестно, есть ли верность и любовь ко Господу. Вера, упование и любовь познаются в противностях, то есть в трудных обстоятельствах, в болезнях, скорбях, лишениях.

Милостыня есть семя, если желаешь, чтобы она принесла добрый и сторичный плод, сделай это семя добрым, подавая в простоте и от доброго, милостивого, страдательного сердца, да будь уверен, что не столько теряешь, или лучше, нисколько не теряешь, а приобретаешь безконечно больше чрез тленную милостыню, если подаешь от доброго сердца с верою в Мздовоздаятеля, а не из корыстных или себялюбивых видов. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Матф. 25, 40).

Тела наши по воскресении будут духовные, а не земные, все земное останется на земле. Станем же, христиане, памятуя такое будущее жительство свое, отрешаться постепенно от всего земного. По воскресении мертвых люди будут яко «Ангелы Божии на небесех» (Матф. 22, 30) — такие духовные! Поэтому то там не будет ни пищи, ни пития, ни одежд, ни воздуха, ни теплоты — питающих, согревающих и поддерживающих наши тела -но правда и мир и радость о Дусе Святе. (Римл. 14, 17). Ныне наши тела земные землею и поддерживаются, то есть земными стихиями, но тогда все «стихии, разгоревшись, разрушатся, земля и вся дела на ней сгорят». (2 Пет. 3, 10). Итак, памятуя эти будущие перевороты в судьбе нашей, в телах наших и в жизни нашей, и (странно Бога вочеловечшася видяще, устранимя суетного мира и ум на Божественная возложим: сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет (Акая. Иисусу Сладчайшему Код. 8). Тело духовное совсем иное, чем вещественное, стихийное. Будет Бог всяческая во всех. (1 Корин. 15, 28).

Когда от разных нечистот, накопившихся в желудке и кишках, чувствуешь себя нехорошо, в нерасположении, и когда в этом состоянии молитва твоя бывает холодна, тяжела, исполнена уныния и некоторого отчаяния — не отчаивайся и не унывай, ибо Господь знает твое болезненное претрудное состояние. Борись с немощью, молись сколько есть сил, и Господь не презрит немощи и плоти духа твоего.

Чувствуешь себя грешником нечестивым, скверным, лукавым, хульным и потому не хочешь приступить к Владычице и молиться Ей, — но потому-то и помолись усердно, что ты сознаешь себя таким грешником, не лежи в тине греховной, прийди к Владычице, стань пред образом Ея в чаянии, что Она Сама тут, покажи Ей без стыда свои язвы греховные, имей к ним омерзение и проси Ее очистить тебя от этой духовной проказы — и не постыдишься. Всеблагая не презрит тебя, Пречистая и Всеблагомощная очистит тебя, как Господь очистил десять прокаженных.

Об Исповеди
Трудность и болезненную жгучесть о…. вынесешь, зато здрав будешь (говорится о исповеди). Это значит, что надо на исповеди без утайки все свои срамные дела духовнику открыть, хотя и больно, и стыдно, и позорно, и унизительно. В противном случае рана остается неизлеченною и будет болеть, и ныть, и подтачивать душевное здравие, закваскою останется для других душевных немощей или греховных привычек и страстей. Священник — врач духовный, покажи ему раны, не стыдясь, искренно, откровенно, с сыновнею доверчивостью, ведь духовник — твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо христова любовь выше плотской, естественной любви — за тебя он должен дать ответ Богу. Отчего жизнь наша стала так нечиста, исполнена страстей и греховных навыков? Оттого, что многие скрывают свои душевные раны или язвы, оттого они и болят, раздражаются, и нельзя к ним приложить ниакого врачевства.

Сказал Господу грехи с сокрушением сердца, и растаяли, — вздохнул, пожалел о грехах — и их нет. Глаголы беззакония твоя, да оправдишися. Как приходят, так и уходят.

Иеромонах Даниил (Фомин).

16.06.2000
924
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru